бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Работа социального работника с детьми с противоправным поведением бесплатно рефераты

1.2.Профилактика отклоняющего поведения несовершеннолетних

В последние годы наблюдается рост и ужесточение преступности среди детей. Дети становятся реальной угрозой здоровью, безопасности, жизни людей. Деятельность школ, милиции, общественности не дает желаемых результатов. Как остановить детскую преступность?

Как решать те проблемы, которые стоят пе-ред нашей страной, нашим городом или посел-ком, перед каждым из нас?

Так нельзя следовать правилам, которых не знаешь. Прежде чем спросить с подростка, нужно ему объяснить. Сегодня семья, школа средства массовой информации оградили себя от не-простой работы -- учить нормам морали и права. Родители добывают деньги, в учебном расписании школ в лучшем случае час в не-делю отвели курсу "Граждановедение", рек-ламные ролики и боевики не оставили на ТВ места для менее смелых передач. Стало неко-му объяснять разницу между "нельзя" и "можно", "хорошо" и "плохо". Однако что-бы жить в согласии с общественной моралью и не совершать противоправных действий, подростку необходимо знать различия между моралью и правом, преступлением и правона-рушением, знать, за что посмотрят с осужде-нием, за что оштрафуют, за что посадят за ре-шетку. Только процесс просвещения, объеди-няющий учителей и родителей, врачей и журналистов, суды, милицию, всех нас, вы-ходящий за рамки урока в студии, дворы, детские сады, сможет стать необходимьм ус-ловием, снабдить подростков достаточным знанием для соблюдения правил, норм и за-конов нашего общества.

Поэтому на социального работника ложится ответственность в работе с детьми с противоправным поведением. Самое главное в его работе : не наказать, а предотвратить. Главное -- направить силы и средства на упреждение преступности.

Накормить, одеть, обеспечить защиту жиз-ни и здоровья, создать условия для развития творческих способностей, обеспечить социаль-ные гарантии семье -- вот на чем общество должно сосредоточить свои усилия. Заботясь же о наказании, строительстве новых коло-ний, расширении штатов инспекций по делам несовершеннолетних, мы отвлекаем внимание и финансы от профилактических мер. Жесто-кость всегда вызывает жестокость. Суровое наказание за небольшую провинность вызыва-ет следующее серьезное правонарушение, за-тем преступление. Эту цепочку надо прервать. Усиливая наказание, делая ставку на страх, мы вряд ли добьемся желаемых результатов.

Так знакомство с нормами морали и права, изучение граждановедческих дисциплин повышает умственный уро-вень подростка, что является одним из усло-вий формирования культуры человека.

Просвещение развивает духовность, стремле-ние к знанию. Статистика свидетельствует, что среди правонарушителей все больше под-ростков, не обладающих этими качествами.

Просвещение расширяет кругозор расту-щего человека, среду его общения, знакомит с грамотными, знающими людьми. Это позво-ляет более серьезно воспринимать окружаю-щий мир, критически относиться к поведе-нию людей, оценивать действия политиков. Именно просвещение поможет сформировать культурный уровень, который позволит под-ростку жить в соответствии с нормами пове-дения, законами морали и права, -- приняты-ми в обществе.

Ведь обладая знаниями, мы стремимся ими поделиться, они выручают нас в повседневной жизни и экстре-мальных ситуациях. Подросток, знающий свои права и обязанности, становится очень ценным неформальным источником информа-ции для своих ровесников. Он объяснит, что будет за разбитое стекло до того как его раз-били, что ждет за катание на чужом мотоцикле еще до его угона. Просвещенный подросток может предотвратить преступление, что явля-ется самой большой ценностью в обсуждаемой проблеме. Информация, полученная от свер-стника, более авторитетна и доступна. Не надо организовывать специальные лекции, устраи-вать собрания и встречи. Обмен сведениями идет в ежедневном общении, в классе, на улице. Участвуя в конкурсах, олимпиадах, викторинах по праву, подростки набирают знания, оценивают и сравнивают их, становят-ся более информированными и тем самым бо-лее интересными и полезными для окружаю-щих подростков.

Далее: деятельность: обеспечить занятость под-ростков. Обилие свободного времени, закры-тые клубы и секции, отсутствие доступных мест для проведения досуга толкает подрост-ков на поиски иных путей общения, в подва-лы и подворотни. Только обеспечение наибо-лее полной занятости подростка, кружки, учеба и труд не оставят времени и сил нару-шать закон.

/. Возможность самореализации. Необ-ходимо обеспечить работу кружков, секций, клубов различных направлений, где ребенок сможет реализовать свои желания, потребно-сти, энергию. В сегодняшних экономических условиях детским домам творчества, клубам, другим учреждениям выжить трудно. Указ президента запретил перепрофилирование детских учреждений и сдачу их в аренду. Од-нако уже не первый год Брянский центр тех-нического творчества, например, не получает из бюджета ничего на развитие материальной базы. В таком же положении другие учреж-дения. Обстоятельства вынуждают откры-вать платные кружки и секции, которые да-леко не всем по карману. Скупой платит два-жды. Сегодня мы экономим на воспитании, на клубе и зарплате тренеру, завтра вклады-ваем средства в перевоспитание. На содержа-ние одного воспитанника в Брянской ВТК в сутки идет около 40 рублей, а их 350. Сколь-ко кружков можно открыть на эти деньги?

Подростку некуда пойти, негде применить силы, реализовать способности. Отсутствие нормальных условий для самовыражения толкает на поиски "приключений". Только организованный досуг, творчество и спорт дают возможность самореализации и предо-храняют подростка от опасной черты.

Для любого из нас, особенно для подростка, очень важна оценка окружающих. В спортив-ных секциях, кружках и клубах, где не ста-вят отметок, где ребенок занят тем, что ему интересно, он добивается видимых результа-тов, чего с ним не происходит в классе. Под- росток понимает, что он тоже хороший, его взяли на соревнования, на выставку, кон-церт, он заслужил похвалу и от этого хочет сделать еще больше, еще лучше. Денежный дефицит в семье лишает подростка карман-ных денег. Назрела необходимость создавать временные рабочие места для несовершенно-летних. Они смогут заработать трудом, не прибегая к мелким кражам, грабежам и другим нарушениям закона. Занятость на рабочем месте может дать начальную профессио-нальную подготовку, что немаловажно для подростка сегодня. Расширяя сеть кружков и секций, гарантируя льготы для тех, кто дает
подростку возможность работать, мы убере-гаем его от криминальной среды.

Одиноче-ство подростка -- настоящий бич сегодняшнего дня. Начинается оно в семье. Для некоторых одиночество продолжается и в классе. В объединении, клубе, секции, где сближает интерес, подросток чувствует себя равным среди равных.

Так, например, Брянский центр детского туризма часто берет в поход ребят, стоящих на учете в ин-спекции по делам несовершеннолетних. Практически все участники прошлогодних походов сейчас ведут себя нормально, учат-ся, многие сняты с учета. В Бежицком районе Брянска прошлым летом организован отряд для работы по благоустройству города из "трудных" ребят. Они хорошо поработали, а центр занятости еще и выдал им небольшую зарплату. В этом году они вновь захотели быть в таком отряде. Подросток ищет обще-ния, друзей, совместных дел. Задача социального педагога - помочь ему в этом.

1.3. Нормативно - правовая база в организации социальной работы

с детьми правонарушителями - в России

Совершенно очевидно, что социальная работа с детьми - правонарушителями на уровне отношений специалист - ребенок, является частью социальной работы на общегосударствен-ном, региональном и местном уровнях. И та, и другая тре-буют эффективных технологий.

Вопреки распространенному мнению, необходимо под-черкнуть, что в настоящий момент общегосударственная технология работы с в России дей-ствительно существует. Она представлена в текстах важ-нейших российских законов «Об основах социального об-служивания населения», «Об основах системы профилак-тики безнадзорности и правонарушений», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а так-же в государственных и региональных программах профи-лактики безнадзорности и правонарушений среди несо-вершеннолетних, утверждаемых на различные сроки, в ряде других законов и документов, регламентирующих вопросы помощи и поддержки отдельных категорий детей, нуждающихся в особой помощи со стороны государства и общества.

Как и всякая технология (определенным образом спла-нированная последовательность действий), общегосудар-ственная технология работы с детьми группы риска гарантированно приводит ее разработчика к получению ожида-емого результата.

В качестве цели социальной работы государство и зако-нодатель рассматривают формирование общегосударствен-ной системы защиты прав и интересов несовершеннолет-них, предупреждение форм противоправного их поведения.

Ст. 2 Федерального Закона «Об основах системы профи-лактики...» определяет в качестве основных задач и прин-ципов деятельности по профилактике безнадзорности пра-вонарушений несовершеннолетних следующие:

предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

обеспечение защиты прав и законных интересов несо-вершеннолетних;

-социально-педагогическая реабилитация несовершен-нолетних, находящихся в социально опасном положении;

- выявление и пресечение случаев вовлечения несовер-шеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

При этом в законе уточнены принципы организации профилактической работы, что имеет важное значение при соотнесении социально-педагогических и управленческих подходов в решении проблем безнадзорности и правонару-шений на государственном уровне. В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального Закона «Об основах системы профилак-тики...» к ним отнесены:

законность;

демократизм;

гуманное обращение с несовершеннолетними;

поддержка семьи и взаимодействие с ней;

индивидуальный подход к исправлению несовершен-
нолетних с соблюдением конфиденциальности полученной
информации;

государственная поддержка деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

обеспечение ответственности должностных лиц и граждан
за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Анализ закона позволяет заключить, что общегосудар-ственный подход не только не противоречит ключевым ка-тегориям и понятиям современной социально-педагогичес-кой науки и социальной работы как области знания и сфе-ры практики, но и совпадает с ними. В частности, направ-ления профилактики, выделенные законодателем, очень точно описывают содержание ведущей категории социаль-ной педагогики - социальное воспитание.

Социальное воспитание, по М.А. Галагузовой, -«.. .педаго-гически ориентированная и целесообразная система помо-щи в образовании и воспитании детей, нуждающихся в ней в период их включения в социальную жизнь» (7, с. 182].

Таким образом, мы можем говорить о том, что к настоя-щему моменту в российском законодательстве подготовле-ны предпосылки для появления системной общегосудар-ственной технологии социальной работы с детьми группы риска. Полно и в соответствии с научными требованиями разработан целевой компонент государственного подхода в профилактической работе с детьми группы риска.

В анализируемых документах объектом применения об-щегосударственного подхода, с одной стороны, называются дети, граждане, семьи, попавшие в трудную жизненную си-туацию в соответствии с Федеральными законами «Об осно-вах социального обслуживания населения», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». В соот-ветствии с Законом «Об основах системы профилактики без-надзорности и правонарушений несовершеннолетних», объектом работы является несовершеннолетний или семья, попавшие в социально опасную ситуацию. Признаки труд-ной жизненной ситуации и социальной опасной ситуации в приведенных текстах законов практически совпадают. При этом совпадают эти признаки и в реальной жизни.

Необходимо принять во внимание и тот факт, что ука-занные выше три важнейших закона по сути оформляют контур современного российского социального законода-тельства, регулирующего вопросы оказания социальной помощи и организации социальной работы с населением, в том числе и с детьми.

Несомненно, позитивным является определенная поня-тийная общность этих законов. Трудная жизненная или социально опасная ситуация рассматривается в этом слу-чае как единое основание для организации специальных действий со стороны органов государственной и местной власти в отношении детей.

Трудной жизненной ситуацией считается такая, которая объективно нарушает жизнедеятельность гражданина (инвалидность; неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью; сиротство; безнадзор-ность; малообеспеченность; безработица; отсутствие опре-деленного места жительства; конфликты и жестокое обра-щение в семье; одиночество и т.п.) и которую он не может преодолеть самостоятельно.

При этом детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, считаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие не-достатки в психическом и/или физическом развитии; дети -жертвы вооруженных и межнациональных конфлик-тов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных пересе-ленцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных уч-реждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные об-стоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Именно по отношению к трудности ситуации каждого ребенка в соответствии с вышеназванными законами органы и учреждения, в том числе и образования, должны пред-принимать необходимые действия, восстанавливающие права ребенка и ситуацию его благополучия.

В то же время три названных социальных закона рас-сматривают фактически по единому основанию различно-го объекта - потенциального клиента.

Закон «Об основах социального обслуживания населе-ния» выделяет, в первую очередь, в качестве объекта несо-вершеннолетних, по отношению к которым может быть применен специфический профессиональный инструмент социальной работы и органов социальной защиты населе-ния России - социальные услуги.

Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» опи-сывает в основном положение несовершеннолетнего - уче-ника или учащегося какого бы то ни было образовательно-го учреждения, инструментом помощи которому выступа-ют собственно образовательные услуги и программы уч-реждения, системы образования в целом.

Закон «Об основах системы профилактики...», наоборот, рассматривает в качестве объекта несовершеннолетнего безотносительно к его образовательному или социальному статусу, но провозглашает защиту его прав в контексте за-дач профилактической работы. Именно поэтому законода-телем вычленены в Федеральном законе «Об основах сис-темы профилактики...»специфические признаки групп де-тей - объектов профилактической работы, а именно:

безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и /или содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

беспризорный- безнадзорный, не имеющий места жиельства и/или места пребывания;

несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо в возрасте до 18 лет, которое, вследствие безнадзорности или беспризорности, находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспита-нию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

- семьей, находящейся в социально опасном положении, считается такая семья, где дети находятся в социально опасном положении, а также, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и/или содержа-нию и/или отрицательно влияют на их поведение либо же-стоко обращаются с ними.

Принципиально с точки зрения закона выделение и бо-лее частных параметров возможного объекта профилакти-ческой работы. В соответствии со ст. 5 Закона «Об основах системы профилактики...», к лицам, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, отнесены следующие несовершеннолетние:

безнадзорные или беспризорные;

занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством;

содержащиеся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждения-х для несовершеннолетних, нуждающиеся в социальной помощи и/или реабилитации;

Страницы: 1, 2, 3, 4