бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Пути преодоления сложных педагогических ситуаций в процессе семейного общения - (диплом) бесплатно рефераты

p>Воспитание, разумеется, нелегкое дело и утверждать, что педагогический процесс можно организовать таким образом, при котором он будет бесконфликтным и построенным на полном согласии и сотрудничестве воспитателя и воспитанника, будет неверно. Однако мы считаем, не оправдано и такое положение, при котором воспитатель воспринимает воспитанника как противника. Процесс воспитания не должен походить на борьбу противопоставленных друг другу сил, в которой побеждает сильнейший (как правило, родитель, т. к. его права по отношению к ребенку обширны).

Основные положения классического педагогического наследия касаются не только гуманности целей воспитания, но и в достижении гуманных целей в ходе гуманного педагогического процесса. Эта концепция лежит в основе педагогических учений Я. А. Коменского, Ж...Ж...Руссо, И. Г. Песталоцци, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Я. Корчака. А. С. Макаренко дал классическую формулировку этой концепции: “Как можно больше уважения к личности подростка и как можно больше требовательности к нему”. (33, 1983г. )

Что следует понимать под уважением личности? Это, в первую очередь, доверие, вырабатывающее у ребенка чувство ответственности и долга.

В “Педагогической поэме”А. С. Макаренко описывает классический случай использования доверия в целях воспитания: он доверил бывшему вору пистолет, коня и поручил забрать из банка деньги и доставить их в колонию. В душе бывшего вора пробудилось чувство ответственности перед коллективом, он увидел и свое личное достоинство: ему доверяют, ему поручили важное дело. Подобное доверие вызывает качественное перерождение личности ребенка. Наблюдения позволяют предположить, что во многих семьях частично нарушен фундамент доверия. Родители проявляют недоверие к ребенку, контролируют его на каждом шагу, ставят его слова под сомнение. Осознанные требования родителей на педагогически неверную почву, вследствие чего ребенок также утрачивает доверие к родителям, предпочитает обманывать. Таким образом, складывается обстановка, когда возникшая и развивающаяся на почве недоверия конфликтная ситуация заводит в тупик отношения родителей и детей.

В классе, где мы проводили исследование, одна девочка не пришла в школу в тот день, когда должно было состояться изложение, родителям она сказала, что занятий в школе не будет. Когда мать ребенка узнала, очень удивилась, что ее дочь обманула. Мы предположили, что в семье царит атмосфера недоверия. Вторым существенным признаком уважения к личности ребенка является обязательное учитывание потребностей в самостоятельности. У многих детей сильно стремление к свободе. Но речь, конечно, не о том, чтобы родители позволили ребенку все. Вместе с тем, в силу ограниченности его жизненного опыта, он не может правильно понимать, что такое“свобода”. Свобода для него – это, когда никто не вмешивается в его “дела”, никто не наставляет. Родители, которые не обладают ни воспитательными способностями и опытом, ни соответствующими педагогико-психологическими знаниями, в подходе к этому делу занимают две крайние позиции: либо действительно дают ребенку полную свободу, что в случае его попадания в асоциальную среду может сбить его с правильного пути, либо лишают ребенка всякой свободы, что может его ожесточить, сделать безвольной, беспомощной личностью.

В качестве принципиальной основы преодоления основной трагедии воспитания в системе А. С. Макаренко разработаны такие педагогические пути, как самоуправление, ответственность, перспективные линии и т. д. В педагогической практике есть немало случаев, являющихся примером установления между родителями и детьми отношений сотрудничества и взаимопонимания, когда педагогический процесс основывается не на императивном подходе, а на началах личностно-гуманного воспитания. Например, когда супругов Никитиных спрашивали (из книги“Мы и наши дети” Б. П. Никитин, М. А. Никитина (37, 1980)), послушны ли их дети, не вступают ли с ними в пререкания, в споры. На это они ответили так, что у них не было стремления к послушанию, к беспрекословному подчинению. Ребенок должен не бояться, быть самим собой и иметь право наравне со взрослыми высказывать свое мнение. Никитины старались избавляться от авторитарности и с самого начала пытались строить жизнь семьи на демократических началах: все, что касалось общих дел или проблем, обсуждали вместе с детьми, причем первое слово предоставляли младшему, а затем по старшинству. Словом, дети были свободны в своих размышлениях и высказываниях. При этом можно было возражать, доказывать. Главным для всех оставалось выиграть честный поединок, найти истину, а не уязвить друг друга.

Ш. А. Амонашвили считает, что в воспитании часто создается обстановка, при которой воспитанник избегает воспитателя, а этот последний пытается поймать его для того, чтобы провести процесс насильственного воспитания. (2, 1982г. ) Существенной возможностью, с помощью которой можно изменить сложившуюся обстановку, основным условием личностно-гуманного подхода исследователи (В. А. Сухомлинский, Ю. П. Азаров, Ш. А. Амонашвили) считают необходимость обязательно учитывать позицию ребенка. Интересно привести в связи с этим мысль, высказанную Н. А. Добролюбовым: “Как скоро стремление ребенка удовлетворяются, т. е. дается ему простор думать и действовать самостоятельно (хотя до некоторой степени), ребенок бывает весел, радужен, полон чувств самых симпатичных, выказывает кротость, отсутствие всякой раздражительности, самое милое и радужное послушание в том, справедливость чего признает”. У детей есть свое мерило справедливости, у них есть свой моральный кодекс. Ш. А. Амонашвили , рассматривая в своих трудах проблему взаимоотношений воспитателя и воспитанника на началах личностно-гуманного подхода (“Созидая человека”, “Здравствуйте, дети! ”, “Обучение и воспитание”, “Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников”), приходит к выводу, что воспитатель обязательно должен занять позицию ребенка, должен встать на его сторону и только в этих условиях искать пути, как ограничивать процесс ее формирования. Умение воспитателя занять позицию воспитанника, понять его и возникающие при этом между ними взаимоотношенияВ. А. Сухомлинскийназвал духовной общностью. Он считал, что без этой духовной общности воспитание невозможно, нельзя и говорить о настоящем, истинном воспитательном процессе. “Мы добиваемся того, - писал В. А. Сухомлинский, - чтобы учителей и учеников объединяла духовная общность, при которой забывается, что педагог–руководитель и наставник. Если учитель стал другом ребенка, если эта дружба озарена благородным увлечением, порывом к чему-то светлому, разумному, в сердце ребенка никогда не появится зло… Воспитание без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в потемках”. (48, 1981г. ) Учет позиции ребенка, понимание и проникновение вглубь ее, по мнениюШ. А. Амонашвили, предоставляет возможность осуществлять глубинное воспитание. (2, 1982г. ) Процесс глубинного воспитания, в первую очередь, подразумевает, что ребенок считает вродителя своим, близким человеком, доверяет ему и любит его. Без доверия и любви, без взаимного уважения процесс глубинного воспитания не может быть налажен. Этот процесс основывается на взаимном согласии и сотрудничестве взрослого и ребенка, и, поскольку родитель обладает большими знаниями и опытом, естественно, его советы и наставления становятся руководящими для ребенка, открывающего ему душу.

Глубинное воспитание, как отмечает Ш. А. Амонашвили, должно стать основой современного педагогического процесса. В таких условиях родитель имеет возможность глубоко изучить ребенка, его психологические особенности, понять, что радует, что огорчает его. Знание всего этого позволяет взрослому вмешиваться в жизнь ребенка только в том случае, когда это действительно необходимо.

Личностный гуманный подход станет основой коррекции сложных педагогических ситуаций в том случае, если весь воспитательный процесс будет построен на этих началах. Но личностно-гуманный подход не лекарство для уже осложненных педагогических ситуаций. Однако он является существенным условием для разрядки ситуации и успокоения ребенка. Вместе с тем необходимо, чтобы в дальнейшем отношения родителей с детьми строились на тех же основах. Это позволит исключить недоверие и возникновение новых сложных педагогических ситуаций. Глубинное воспитание в сравнении с императивным–процесс, труднее поддающийся управлению со стороны родителя. Он требует хорошего владения педагогическим искусством, обладания психологическим чутьем, знания того, как следует поступать в тех или иных обстоятельствах, чтобы увлечь и повлечь за собой ребенка. Коррекция сложной педагогической ситуации, возникшей в рамках подобного воспитательного процесса, осуществляется легче, взаимоотношения между родителем и ребенком восстанавливаются сравнительно проще.

В данном параграфе дипломной работы рассмотрено понятие “глубинное воспитание”как процесс воспитания, который не должен походить на борьбу противопоставленных друг другу сил, в которой побеждает сильнейший. Говорится о достижении гуманных целей в ходе гуманного педагогического процесса. Эта концепция лежит в основе учений А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Я. Корчака и др. В этом контексте мы рассматриваем, что следует понимать под уважением личности, - доверие, вырабатывающее у воспитанника чувство ответственности и долга, также учитывание потребности в самостоятельности.

Здесь же мы рассматриваем позицию супругов Никитиных на воспитание детей: ребенок должен не бояться быть самим собой и иметь право наравне со взрослыми высказывать свое мнение.

Процесс глубинного воспитания подразумевает, что воспитанник считает воспитателя своим, близким человеком, доверят ему и любит его. Этот процесс основывается на взаимном согласии и сотрудничестве взрослого и ребенка.

3. 2. Содержание и организация индивидуальной и групповой работы с родителями в целях преодоления сложных педагогических ситуаций в процессе семейного воспитания.

Ниже мы рассмотрим возможности и пути индивидуальной работы с родителями. Имеется в виду положение, когда родители уже оказались в сложной педагогической ситуации и ищут выход из нее. В это время часть родителей, действительно, заинтересована в преодолении сложной ситуации педагогически правильными путями, обращается за советами к специалистам: педагогам, психологам. Для индивидуальной работы с родителями в связи с преодолением сложной ситуации характерны специфические трудности.

Во время сложной педагогической ситуации складывается обстановка, в которой обе стороны– и родитель, и ребенок –находятся в напряженной атмосфере. Родитель нервничает, он напряжен. В таком психологическом состоянии он идет за консультацией к специалистам и, как правило, надеется, что они посочувствуют ему, одобрят использованные им воспитательные меры, осудят поведение ребенка и дадут совет, как еще больше ожесточить меры воздействия на ребенка.

Части родителей очень трудно воспринять, что в воспитании допущена ошибка, что часто именно они повинны в изменении поведения ребенка.

Смысл индивидуальной работы с родителями заключается в том, чтобы, во-первых, помочь им, успокоить, а во-вторых, показать допущенные ими ошибки, убедить, что ему необходимо изменить саму основу взаимоотношений с ребенком. И, наконец, нужно доступно объяснить особенности последовательной педагогической деятельности при сложившихся обстоятельствах, указать пути ее осуществления в жизни, дать обоснованные рекомендации. Иногда бывает полезно, если родители повторят за специалистом, как следует изменить содержание воспитательной деятельности. Может принести пользу и следующее: родителю описывается новая, вполне вероятная сложная ситуация и его просят объяснить, как он будет действовать в данном случае. Смысл индивидуальной работы с родителями заключается в двух особенностях:

родитель должен убедиться в необходимости изменить педагогическое воздействие, родитель должен настроиться на изменения своей педагогической деятельности и творчески осмыслить данные ему рекомендации.

Индивидуальная работа с родителями в связи с преодолением сложных педагогических ситуаций не должна исчерпываться одной встречей. Есть случаи, когда родитель не может правильно реализовать данные ему рекомендации, либо они оказываются неэффективными, но повторно обратиться к специалисту, чтобы заново проанализировать ситуацию, он не спешит. Это может вызвать осложнение воспитательного процесса.

При индивидуальной работе с родителями особенно большое, решающее значение имеет глубокое изучение и тщательный анализ сложной ситуации. Должны быть изучены порядок семейной жизни, условия, житейская и бытовая обстановка, круг людей, школа и учителя, друзья, в общении с которыми формируется личность ребенка. Должны быть выявлены также престижные потребности родителей: чего они требуют от ребенка, может или нет оправдать ребенок их надежды. Дело в том, что часть родителей видит будущее своего ребенка, исходя из своих престижных потребностей, а не из действительных способностей ребенка, которые они не в силах реально оценить.

Таким образом, требования, предъявляемые родителями ребенку, могут не иметь под собой реальной основы. Это может касаться, в частности, круга друзей, эстетического вкуса и т. д. В таких условиях родитель, обратившийся за помощью к специалистам, надеется получить советы, которые помогут ему подчинить ребенка. Анализ же обстоятельств ставит перед необходимостью как раз родителям изменить свои собственные престижные потребности, трезво оценить иллюзорность своих представлений о будущем ребенка и строить воспитательный процесс на реальной основе. Родителю, разумеется, будет трудно это принять.

Составной частью коррекции сложных педагогических ситуаций должно быть изучение психологических особенностей, качеств характера родителей при индивидуальной работе с ними. Нужно помочь родителям преодолеть неверные представления, в случае необходимости изменить некоторые свойства характера, особенности поведения, мешающие воспитанию ребенка, налаживанию нормальных взаимоотношений в семье.

Во время индивидуальной консультации родитель должен стать свидетелем и участником психолого-педагогического анализа сложной ситуации, сложившейся у него в семье, это поможет ему поверить в рекомендации, которые дает специалист.

Приведу несколько примеров для анализа. Ситуации подобраны мной из бесед с родителями, дети которых учатся во 2“В” классе школы №15 г. Мытищи, а также с учителем этого класса. Ситуация 1: Лена – ученица 2 класса. Она неохотно учится. Ее ничего не интересует –ни учеба, ни книги, ни спорт, ни искусство. На этой почве у нее сложились напряженные отношения с бабушкой и мамой. Бабушка ничего не может с ней сделать.

Описание положения: Родители Лены уехали на длительное время за границу, а ее оставили с бабушкой. Бабушка жалела девочку, выполняла все ее желания. Девочка привыкла к тому, что ей все разрешают и ничего не заставляют делать. Когда приехала мать на некоторое время, ей не понравилось поведение девочки, ее капризность. Мать за короткое время пыталась изменить его, однако Лена сопротивлялась. Дело осложнялось и тем, что бабушка покровительствовала девочке. Мать Лены хотела, чтобы ее девочка была идеальным ребенком, однако Лена не отличалась особыми талантами или желанием делать что-либо, ленилась и училась на“натянутые”тройки. Мать принуждала ее учиться, заниматься. После любого громкого слова матери девочка начинала плакать, бабушка тотчас же появлялась рядом, чтобы успокоить ее. Лена любит мать, но смотрит на бабушку, как на своего спасителя. Анализ: В основном Лену воспитывает бабушка, которая избрала либеральный стиль воспитания. Это способствует формированию таких качеств ребенка, как капризность, своеволие, лень.

А когда воспитанием Лены занялась мать, которая за короткое время хотела изменить ее, она натолкнулась на сопротивление девочки. Применяемые ею воспитательные меры радикально отличаются от используемых бабушкой. Мать требовала от девочки высоких результатов учения, что не соответствовало ее возможностям. Но главное то, что у девочки два воспитателя, и оба предъявляют ей различные, несовместимые требования.

Рекомендации: Лена –со средними общеучебными способностями. В процессе воспитания следует действовать, исходя из возможностей и интересов ребенка. Матери следует сменить форму обращения к дочери сухо и императивно, проявлять больше тепла по отношению к ней. Обоим воспитателям нужно быть более сдержанными, выработать единые требования к девочке. Можно увлечь ребенка занятиями, например, танцами или фигурным катанием.

Ситуация 2: Аня –ученица 2 класса. В классе на уроках занимается с удовольствием, активно отвечает на поставленные вопросы. Дома не хочет выполнять домашние задания, пререкается с матерью, старается настоять на своем.

Описание положения: Проверяя домашние тетради, учительница заметила, что домашнее задание в тетради Ани выполнено взрослой рукой. При встрече мать девочки объяснила, что Аня заболела, и поэтому пришлось записывать домашнюю работу ей. Но эти случаи стали учащаться. Учительница перестала ставить отметки за домашнюю работу. Вскоре мать Ани пришла в школу посоветоваться, что же ей делать. Дело в том, что, придя домой, девочка сразу бросала свои вещи на пол и шал смотреть телевизор. После неоднократных просьб матери она шла есть, не убирая после себя, шла опять смотреть телевизор. Аню ничем не обременяли, ничего не заставляли делать. На слова матери: “Иди, делай уроки”, Аня отвечала: “Я устала, я хочу отдохнуть и посмотреть телевизор”. А когда Аня “отдохнет”, то время уже ложиться спать, и мать сама садилась и делала домашнее задание, стараясь записать по-детски.

Анализ: Воспитание ребенка неверно организовано. Мать избрала либеральный стиль воспитания. Ее доброта доходили до“мягкотелости”. Видя слабинку матери, девочка пользовалась этим. Пытаясь заставить Аню делать что-либо, мать натыкалась на упрямство и“сделаю потом”. Ошибка матери заключалась в том, что она слишком разбаловала девочку. Выполнив однажды домашнее задание, ей пришлось записывать его регулярно. Рекомендации: Аня пользуется излишней добротой матери. Прежде всего, матери нужно увлечь девочку. Совместно выполнять все домашние, семейные дела, а также домашние задания (можно рассказать какую-нибудь притчу относительно того или иного задания). Требования, которые предъявляет мать к Ане, должны быть доведены до логического конца.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9