Психолого-педагогический статус старшего дошкольника
Готовность детей к школе может определяться по таким параметрам, как планирование, контроль, мотивация, уровень развития интеллекта.
Параметры
|
Высокий уровень
|
Средний уровень
|
Низкий уровень
|
|
1. Планирование (умение организовы-вать свою деятель-ность в соответствии с ее целью)
|
Полностью соответствует
|
Частично соответствует
|
Не соответствует цели
|
|
2. Контроль (умение сопоставить резуль-таты своих действий с поставленной целью)
|
Может самостоятель-но сопоставить результаты своей деятельности с целью
|
Частичное соответствие
|
Полное несоответ-ствие, сам ребенок этого не видит
|
|
3. Мотивация учения (стремление находить скрытые свойства предметов, законо-мерности)
|
Стремится к анализу и общению, хочет учиться
|
Стремится ориенти-роваться на некото-рые свойства и использовать их, нет ярко выраженного желания учиться
|
Ориентируется на те свойства, которые доступны только органам чувств, учиться не хочет
|
|
4. Уровень развития интеллекта
|
Может слушать другого человека, выполняет логические операции в форме словесных понятий
|
Неумение слушать другого человека, сравнение и обоб-щение в форме сло-весных операций вы-полняет, а абстрак-цию, конкретизацию, анализ и синтез - допускает ошибки.
|
Не выполняет логические операции в форме словесных понятий.
|
|
|
Краткая характеристика готовности к обучению в школе
Не готов
|
Готов
|
|
Не умеет планировать и контролировать свои действия, низкая мобилизация учения (ориентация только на органы чувств), не умеет слушать другого человека и выполнять логические операции в форме понятий.
|
Умеет планировать и контролировать свои действия (стремится к этому), ориентируется на скрытые свойства предметов, на закономерности окружающего мира, умеет слушать другого человека и умеет (или стремится) выполнять логические операции в форме словесных понятий.
|
|
|
Диагностируя готовность ребенка к обучению в школе, надо прежде всего обратить внимание, как он играет, под-чиняется ли правилам игры, берет ли на себя роли и дол-го ли их удерживает, какая у него моторика, как проявля-ется его отношение к другим участникам игры. Для усво-ения научных понятий важно, чтобы ребенок понимал, что его точка зрения не единственна, он должен видеть в пред-мете его различные стороны, параметры, которые и состав-ляют содержание того или иного предмета науки.
Карта-характеристика готовности к обучению в школе (психолого-педагогический статус старшего дошкольника)
Параметры
|
Высокий уровень
|
Средний уровень
|
Низкий уровень
|
|
Психологическая и социальная готовность (произвольная беседа с ребенком)
|
|
1. желание учиться в школе
|
да
|
не знает
|
нет
|
|
2. учебная мотивация
|
осознает важность и необходимость учения
|
привлекает внеш-няя сторона учения
|
цели учения не осознаются
|
|
3. умение вести себя адекватно
|
легко вступает в контакт, правильно воспринимает си-туацию, ведет себя адекватно
|
контакт и общение затруднены
|
плохо вступает в контакт, плохо по-нимает ситуацию
|
|
4. отношения со взрослым
|
может обратиться с просьбой к взрос-лому, прислушива-ется к замечаниям, старается их выпол-нить
|
контакт со взрос-лыми затруднен
|
трудности в обще-нии со взрослыми, не реагирует на замечания
|
|
5. конфликтность
|
не провоцирует конфликты, не бьет первым
|
провоцирует конфликты
|
очень конфликтен
|
|
6. самоконтроль
|
поддерживает оп-рятный внешний вид, контролирует движения тела, свои эмоции
|
трудности с самоконтролем
|
не соблюдает принятые в группе правила поведения и общения
|
|
Параметры
|
Высокий уровень
|
Средний уровень
|
Низкий уровень
|
|
7. организованность поведения
|
да
|
недостаточно
|
нет
|
|
Развитие школьно-значимых психофизиологических функций*
|
|
8. фонематический слух
|
говорит без оши-бок, понимает сложные речевые конструкции
|
есть нарушения в звукопроизношении (обследование лого-педа)
|
косноязычие (логопедические коррекционные занятия)
|
|
9. мелкие мышцы рук
|
легко переписы-вает, копирует не-знакомый текст
|
скопированный текст может прочи-тать, но его написа-ние вызывает серь-езные трудности
|
не может скопи-ровать текст
|
|
10. пространствен-ная ориентация, координация движений
|
подвижен, ловок
|
недостаточно ловок
|
неуклюж
|
|
11. координация в системе глаз - рука
|
правильно пере-носит простейший графический образ
|
незначительные искажения
|
грубые искажения
|
|
12. объем зрительного восприятия
|
норма
|
ниже средних пока-зателей возрастной группы
|
намного ниже сред-них показателей
|
|
Развитие познавательной деятельности (беседа)*
|
|
13. кругозор
|
развернутые и конкретные пред-ставления о мире (время года, страна, свой город и т.д.)
|
знания ограничены непосредственно окружением
|
знания ограничены и бессистемны
|
|
14. развитие речи
|
речь содержатель-на, выразительна, грамматически правильна
|
затруднения в поиске слов для выражения мыслей
|
односложные ответы, в речи много ошибок
|
|
15. развитие познавательной активности
|
любознателен, активен, не нужда-ется в дополнитель-ных стимулах
|
узкий круг интересующих вопросов
|
низкий уровень активности, требу-ется постоянная стимуляция
|
|
16. сформирован-ность интеллек-туальных умений (анализа, сравнения, обобщения)
|
понимает скрытый смысл предметов, легко обобщает, сравнивает
|
при выполнении требуется помощь учителя
|
требуется обучающая помощь учителя
|
|
17. произвольность деятельности
|
удерживает цель, намечает план
|
удерживает цель, намечает план, но много отвлекается
|
хаотичен, не дово-дит дело до конца
|
|
18. контроль и темы деятельности
|
много успевает, видит ошибки
|
мало успевает, исправляет ошибки
|
не видит своих ошибок, мало успевает
|
|
19. кратковремен-ная память (зри-тельная, слуховая)
|
более 50%
|
50%
|
менее 50%
|
|
Примечание*: оценивается с помощью специальных тестовых заданий <1>
|
|
|
Практическое применение системы психолого-педагогической характеристики дошкольников
Составление психолого-педагогического статуса помогает психологу систематизировать информацию о ребенке, о психологических характеристиках важнейших видов его деятельности, поведения и внутренних психических состояний, оказывающих существенное влияние на успешность обучения и развития.
Нами было проведено обследование двух детей: мальчика 6,5 лет и девочки 7 лет с целью определения уровня их готовности к школе. Для этого использовались следующие методики:
«Ориентационный тест школьной зрелости» Керна-Йирасека
методика «Домик» Н.И.Гуткиной
графический диктант Д.Б.Эльконина
«образец и правило» А.Л.Венгера
«Общая ориентация детей в окружающем мире» и «Отношение ребенка к обучению в школе» <4>
различные задания из альбома «Нейропсихология детского возраста»<6>
Результаты исследования
Маша С. Растет в полной семье, родители прилагают все усилия для того, чтобы дать ей хорошее образование. С 6 лет занимается английским языком (с репетитором), посещает музыкальную школу. Проблемы с артикуляцией буквы «Р», поэтому занимается с логопедом. Собирается поступать в первый класс гуманитарно-педагогического лицея. Родители обратились с просьбой протестировать ребенка и подготовить девочку к обучению в школе. Результаты исследования представлены в виде таблицы:
Параметры
|
Уровень развития
|
|
1. желание учиться в школе
|
средний
|
|
2. учебная мотивация
|
средний
|
|
3. умение вести себя адекватно
|
высокий
|
|
4. отношения со взрослым
|
средний
|
|
5. конфликтность
|
высокий
|
|
6. самоконтроль
|
средний
|
|
7. организованность поведения
|
средний
|
|
8. фонематический слух
|
средний
|
|
9. мелкие мышцы рук
|
средний
|
|
10. пространственная ориентация, координация движений
|
высокий
|
|
11. координация в системе глаз - рука
|
высокий
|
|
12. объем зрительного восприятия
|
высокий
|
|
13. кругозор
|
средний
|
|
14. развитие речи
|
средний
|
|
15. развитие познавательной активности
|
средний
|
|
16. сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения)
|
средний
|
|
17. произвольность деятельности
|
средний
|
|
18. контроль и темы деятельности
|
средний
|
|
19. кратковременная память (зрительная, слуховая)
|
высокий
|
|
|
Также было выявлено, что имеются проблемы в сфере внимания (отвлекаемость, трудно сосредоточиться на некоторых заданиях), кроме того, девочка несколько ленива, если задание кажется ей трудным, уклоняется от его выполнения.
После обследования проводились занятия <5>, способствующие развитию познавательных процессов и улучшению результатов.
Упражнения для развития и коррекции внимания
Упражнение на развитие концентрации внимания
Для проведения занятий необходимо подготовить 2 пары картинок, содержащих по 10-15 различий; несколько неоконченных рисунков или рисунков с нелепым содержанием; несколько наполовину раскрашенных картинок. В первом задании ребенка просят сравнить картинки в предложенной паре и назвать все их различия.
Во втором задании ребенку показывают последовательно неоконченные картинки и просто назвать, что не дорисовано, или же подбирают картинки нелепого содержания и просят найти несоответствия.
В третьем задании нужно раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина.
Упражнение на развитие устойчивости внимания
Для развития устойчивости внимания ребенку необходимо дать небольшой текст (газетный, журнальный) и предложить, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую-либо букву (например, «а»). Ежедневно нужно отмечать результаты на графике и анализировать, как изменяется результативность.
Упражнение на развитие произвольного внимания
Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят его нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа завершена, его предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Если ребенок спрашивает, что делать дальше, - ответить, что пусть он делает так, как понял. Если малыш справился с первым заданием, можно продолжить выполнение заданий, придумывая и постепенно усложняя условия.
Упражнения для коррекции и развития восприятия
Упражнение «Определи звуки»
Предназначено для развития способностей к фонематическому различению. Эти способности лежат в основе успешного обучения чтению, письму, иностранным языкам. Ребенку предлагают картинки с изображением различных предметов. Произносится какое-то слово и ребенка просят показать тот предмет, название которого начинается с того же звука. Например, говорят слово «молоко», и ребенок показывает на рисунок морковки.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|