бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психолого-педагогический статус старшего дошкольника бесплатно рефераты

Готовность детей к школе может определяться по таким параметрам, как планирование, контроль, мотивация, уровень развития интеллекта.

Параметры

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1. Планирование (умение организовы-вать свою деятель-ность в соответствии с ее целью)

Полностью соответствует

Частично соответствует

Не соответствует цели

2. Контроль (умение сопоставить резуль-таты своих действий с поставленной целью)

Может самостоятель-но сопоставить результаты своей деятельности с целью

Частичное соответствие

Полное несоответ-ствие, сам ребенок этого не видит

3. Мотивация учения (стремление находить скрытые свойства предметов, законо-мерности)

Стремится к анализу и общению, хочет учиться

Стремится ориенти-роваться на некото-рые свойства и использовать их, нет ярко выраженного желания учиться

Ориентируется на те свойства, которые доступны только органам чувств, учиться не хочет

4. Уровень развития интеллекта

Может слушать другого человека, выполняет логические операции в форме словесных понятий

Неумение слушать другого человека, сравнение и обоб-щение в форме сло-весных операций вы-полняет, а абстрак-цию, конкретизацию, анализ и синтез - допускает ошибки.

Не выполняет логические операции в форме словесных понятий.

Краткая характеристика готовности к обучению в школе

Не готов

Готов

Не умеет планировать и контролировать свои действия, низкая мобилизация учения (ориентация только на органы чувств), не умеет слушать другого человека и выполнять логические операции в форме понятий.

Умеет планировать и контролировать свои действия (стремится к этому), ориентируется на скрытые свойства предметов, на закономерности окружающего мира, умеет слушать другого человека и умеет (или стремится) выполнять логические операции в форме словесных понятий.

Диагностируя готовность ребенка к обучению в школе, надо прежде всего обратить внимание, как он играет, под-чиняется ли правилам игры, берет ли на себя роли и дол-го ли их удерживает, какая у него моторика, как проявля-ется его отношение к другим участникам игры. Для усво-ения научных понятий важно, чтобы ребенок понимал, что его точка зрения не единственна, он должен видеть в пред-мете его различные стороны, параметры, которые и состав-ляют содержание того или иного предмета науки.

Карта-характеристика готовности к обучению в школе (психолого-педагогический статус старшего дошкольника)

Параметры

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Психологическая и социальная готовность (произвольная беседа с ребенком)

1. желание учиться в школе

да

не знает

нет

2. учебная мотивация

осознает важность и необходимость учения

привлекает внеш-няя сторона учения

цели учения не осознаются

3. умение вести себя адекватно

легко вступает в контакт, правильно воспринимает си-туацию, ведет себя адекватно

контакт и общение затруднены

плохо вступает в контакт, плохо по-нимает ситуацию

4. отношения со взрослым

может обратиться с просьбой к взрос-лому, прислушива-ется к замечаниям, старается их выпол-нить

контакт со взрос-лыми затруднен

трудности в обще-нии со взрослыми, не реагирует на замечания

5. конфликтность

не провоцирует конфликты, не бьет первым

провоцирует конфликты

очень конфликтен

6. самоконтроль

поддерживает оп-рятный внешний вид, контролирует движения тела, свои эмоции

трудности с самоконтролем

не соблюдает принятые в группе правила поведения и общения

Параметры

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

7. организованность поведения

да

недостаточно

нет

Развитие школьно-значимых психофизиологических функций*

8. фонематический слух

говорит без оши-бок, понимает сложные речевые конструкции

есть нарушения в звукопроизношении (обследование лого-педа)

косноязычие (логопедические коррекционные занятия)

9. мелкие мышцы рук

легко переписы-вает, копирует не-знакомый текст

скопированный текст может прочи-тать, но его написа-ние вызывает серь-езные трудности

не может скопи-ровать текст

10. пространствен-ная ориентация, координация движений

подвижен, ловок

недостаточно ловок

неуклюж

11. координация в системе глаз - рука

правильно пере-носит простейший графический образ

незначительные искажения

грубые искажения

12. объем зрительного восприятия

норма

ниже средних пока-зателей возрастной группы

намного ниже сред-них показателей

Развитие познавательной деятельности (беседа)*

13. кругозор

развернутые и конкретные пред-ставления о мире (время года, страна, свой город и т.д.)

знания ограничены непосредственно окружением

знания ограничены и бессистемны

14. развитие речи

речь содержатель-на, выразительна, грамматически правильна

затруднения в поиске слов для выражения мыслей

односложные ответы, в речи много ошибок

15. развитие познавательной активности

любознателен, активен, не нужда-ется в дополнитель-ных стимулах

узкий круг интересующих вопросов

низкий уровень активности, требу-ется постоянная стимуляция

16. сформирован-ность интеллек-туальных умений (анализа, сравнения, обобщения)

понимает скрытый смысл предметов, легко обобщает, сравнивает

при выполнении требуется помощь учителя

требуется обучающая помощь учителя

17. произвольность деятельности

удерживает цель, намечает план

удерживает цель, намечает план, но много отвлекается

хаотичен, не дово-дит дело до конца

18. контроль и темы деятельности

много успевает, видит ошибки

мало успевает, исправляет ошибки

не видит своих ошибок, мало успевает

19. кратковремен-ная память (зри-тельная, слуховая)

более 50%

50%

менее 50%

Примечание*: оценивается с помощью специальных тестовых заданий <1>

Практическое применение системы психолого-педагогической характеристики дошкольников

Составление психолого-педагогического статуса помогает психологу систематизировать информацию о ребенке, о психологических характеристиках важнейших видов его деятельности, поведения и внутренних психических состояний, оказывающих существенное влияние на успешность обучения и развития.

Нами было проведено обследование двух детей: мальчика 6,5 лет и девочки 7 лет с целью определения уровня их готовности к школе. Для этого использовались следующие методики:

«Ориентационный тест школьной зрелости» Керна-Йирасека

методика «Домик» Н.И.Гуткиной

графический диктант Д.Б.Эльконина

«образец и правило» А.Л.Венгера

«Общая ориентация детей в окружающем мире» и «Отношение ребенка к обучению в школе» <4>

различные задания из альбома «Нейропсихология детского возраста»<6>

Результаты исследования

Маша С. Растет в полной семье, родители прилагают все усилия для того, чтобы дать ей хорошее образование. С 6 лет занимается английским языком (с репетитором), посещает музыкальную школу. Проблемы с артикуляцией буквы «Р», поэтому занимается с логопедом. Собирается поступать в первый класс гуманитарно-педагогического лицея. Родители обратились с просьбой протестировать ребенка и подготовить девочку к обучению в школе. Результаты исследования представлены в виде таблицы:

Параметры

Уровень развития

1. желание учиться в школе

средний

2. учебная мотивация

средний

3. умение вести себя адекватно

высокий

4. отношения со взрослым

средний

5. конфликтность

высокий

6. самоконтроль

средний

7. организованность поведения

средний

8. фонематический слух

средний

9. мелкие мышцы рук

средний

10. пространственная ориентация, координация движений

высокий

11. координация в системе глаз - рука

высокий

12. объем зрительного восприятия

высокий

13. кругозор

средний

14. развитие речи

средний

15. развитие познавательной активности

средний

16. сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения)

средний

17. произвольность деятельности

средний

18. контроль и темы деятельности

средний

19. кратковременная память (зрительная, слуховая)

высокий

Также было выявлено, что имеются проблемы в сфере внимания (отвлекаемость, трудно сосредоточиться на некоторых заданиях), кроме того, девочка несколько ленива, если задание кажется ей трудным, уклоняется от его выполнения.

После обследования проводились занятия <5>, способствующие развитию познавательных процессов и улучшению результатов.

Упражнения для развития и коррекции внимания

Упражнение на развитие концентрации внимания

Для проведения занятий необходимо подготовить 2 пары картинок, содержащих по 10-15 различий; несколько неоконченных рисунков или рисунков с нелепым содержанием; несколько наполовину раскрашенных картинок. В первом задании ребенка просят сравнить картинки в предложенной паре и назвать все их различия.

Во втором задании ребенку показывают последовательно неоконченные картинки и просто назвать, что не дорисовано, или же подбирают картинки нелепого содержания и просят найти несоответствия.

В третьем задании нужно раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина.

Упражнение на развитие устойчивости внимания

Для развития устойчивости внимания ребенку необходимо дать небольшой текст (газетный, журнальный) и предложить, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую-либо букву (например, «а»). Ежедневно нужно отмечать результаты на графике и анализировать, как изменяется результативность.

Упражнение на развитие произвольного внимания

Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят его нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа завершена, его предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Если ребенок спрашивает, что делать дальше, - ответить, что пусть он делает так, как понял. Если малыш справился с первым заданием, можно продолжить выполнение заданий, придумывая и постепенно усложняя условия.

Упражнения для коррекции и развития восприятия

Упражнение «Определи звуки»

Предназначено для развития способностей к фонематическому различению. Эти способности лежат в основе успешного обучения чтению, письму, иностранным языкам. Ребенку предлагают картинки с изображением различных предметов. Произносится какое-то слово и ребенка просят показать тот предмет, название которого начинается с того же звука. Например, говорят слово «молоко», и ребенок показывает на рисунок морковки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5