бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психолого-педагогические факторы возникновения конфликтов в юношеском возрасте бесплатно рефераты

1.4. Становление личности в юношеском возрасте

Юность - период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны от 15-16 до 21-25 лет). Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость до действительного повзросления.

В юности у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе («Кто Я?», «Каким Я должен быть?»), по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям. Именно в юности молодой человек сознательно отрабатывает свое место среди категорий добра и зла. «Честь», «достоинство», «право», «долг» и другие характеризующие личность категории остро волнуют человека в юности. В юности молодой человек расширяет диапазон добра и зла до предельных границ и испытывает свой ум и свою душу в диапазоне от прекрасного, возвышенного, доброго до ужасного, низменного, злого. Юность стремится прочувствовать себя в искушениях и восхождении, в борьбе и одолении, падении и возрождении во всем том многообразии духовной жизни, которое свойственно состоянию ума и сердца человека. Знаменательно для самого юноши и для всего человечества, если молодой человек выбрал для себя путь духовного роста и преуспевания, а не прельстился пороком и противостоянием общественным добродетелям. Выбор внутренней позиции весьма многотрудная духовная работа. Молодому человеку, обратившемуся к анализу и сопоставлению общечеловеческих ценностей и своих собственных склонностей и ценностных ориентаций, предстоит сознательно разрушить или принять исторически обусловленные нормативы и ценности, которые определяли его поведение в детстве и отрочестве. Кроме того, на него обвально наступают современные идеи государства, новых идеологов и лжепророков. Он выбирает для себя неадаптивную или адаптивную позицию в жизни, при этом считает, что именно избранная им позиция является единственно для него приемлемой и, следовательно, единственно правильной.

Как бы страстно ни была направлена юность на поиск своего места в мире, сколь бы ни была она интеллектуально готова к осмыслению всего сущего, многого она не знает- еще нет опыта реальной практической и духовной жизни среди близких и других людей («Если бы молодость знала...»). Кроме того, именно в юности по-настоящему пробуждается данное природой стремление к другому полу. Это стремление может затмевать, несмотря на понимание, знания, убеждения и уже сформированные ценностные ориентации молодого человека. Юность - период жизни, когда над другими чувствами может доминировать всепоглощающая страсть к другому человеку.

Юность - период, когда молодой человек продолжает рефлексировать на свои отношения с семьей в поисках своего места среди близких по крови. Он проходит через обособление, и даже отчуждение от всех тех, кого любил, кто был ответствен за него в детстве и отрочестве. Это уже не подростковый негативизм, а часто лояльное, но твердое отстранение родных, стремящихся сохранить прежние непосредственные отношения с вырастающими сыном или дочерью. Хорошо для всех, если в конце своего борения юноша или девушка возвратятся обновленными духовно с любовью и доверием к своим близким.

Юность - период, когда молодой человек ценит свои рефлексивные упражнения, содержанием которых является он сам, его друг, его девушка, все человечество. Юноша и девушка - каждый сам по себе стремятся к идентификации с собой, со сверстниками того же пола, а также друг с другом. В этом возрасте юность готова пережить чувство первой любви. У каждого она индивидуальна не только по времени проявления (по возрасту), но и по силе ее переживания. Одни испытывают глубокое чувство, другие поверхностные эмоции. Именно от духовных качеств личности в юности зависит, как проявляет себя молодой человек в перипетиях любовных отношений, в какой мере достойно он решает проблемы, связанные с успехом и неуспехом в любви. Многое при решении проблем зависит от меры развития нравственного самосознания.

Начав в отрочестве созидание своей личности, начав сознательно строить способы общения, молодой человек продолжает этот путь совершенствования значимых для себя качеств в юности. Однако у одних - это духовный рост через идентификацию с идеалом, а у других выбор для подражания антигероя и связанные с этим последствия развития личности.

Юноша продолжает открывать через постоянные рефлексии свою ускользающую, как и в отрочестве, сущность. Он остается легкоранимым - ироничный взгляд, меткое слово другого человека могут разом обезоружить молодого человека и сбить с него так часто демонстрируемый апломб.

Лишь к концу юношеского возраста молодой человек начинает реально овладевать защитными механизмами, которые не только позволяют ему внешне защищать себя от стороннего вторжения, но и укрепляют его внутренне. Рефлексия помогает предугадать возможное поведение другого и подготовить встречные действия, которые отодвинут безапелляционное вторжение; занять такую внутреннюю позицию, которая может защитить больше, чем физическая сила.

В этот период жизни человек решает, в какой последовательности он приложит свои способности для реализации себя в труде и в самой жизни.

Юность - чрезвычайно значимый период в жизни человека. Вступив в юность подростком, молодой человек завершает этот период истинной взрослостью, когда он действительно сам определяет для себя свою судьбу: путь своего духовного развития и земного существования. Он планирует свое место среди людей, свою деятельность, свой образ жизни. В то же время возрастной период юности может ничего не дать человеку в плане развития способности к рефлексии и духовности. Прожив этот период, выросший человек может остаться в психологическом статусе подростка.

Юность - период жизни человека, размещенный онтогенетически между отрочеством и взрослостью, ранняя молодость. Именно в юности происходит становление человека как личности, когда молодой человек, пройдя сложный путь онтогенетической идентификации уподобления другим людям, присвоил от них социально значимые свойства личности, способность к сопереживанию, к активному нравственному отношению к людям, к самому себе и к природе; способность к усвоению конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе и др.

В юности получает новое развитие механизм идентификации-обособления.

Именно в юности обостряются способности к чувствованию состояния других, способности переживать эмоционально эти состояния как свои. Именно поэтому юность может быть столь сензитивна, столь тонка в своих проявлениях к другим людям, в своем переживании впечатлений от созерцания природы и идентификации с ней, в своем отношении и понимании искусства. Идентификация утоньшает сферу чувствования человека, делая его богаче и одновременно ранимее.

В то же время именно в юности обостряется потребность к обособлению, стремление оградить свой уникальный мир от вторжения сторонних и близких людей для того, чтобы через рефлексии укрепить чувство личности, чтобы сохранить свою индивидуальность, реализовать свои притязания на признание. Обособление как средство удержания дистанции при взаимодействии с другими позволяет молодому человеку «сохранять свое лицо» на эмоциональном и рациональном уровне общения.

Идентификация-обособление в юности имеет свою специфику: юноша одновременно «горячее» и «холоднее», чем человек в других возрастных периодах. Это проявляется в непосредственном общении с другими людьми, с животными, с природой. На том и другом полюсе добра и зла, идентификации и отчуждения доминирует молодежь. Это пора возможной безоглядной влюбленности и возможной неудержимой ненависти. Любовь - всегда идентификация в высшей степени. Ненависть - всегда отчуждение в крайней степени. Именно в юности человек погружается в эти амбивалентные состояния. Именно в юности происходит восхождение человека до высочайшего потенциала человечности и духовности, но именно в этом возрасте человек может опуститься до самых мрачных глубин бесчеловечности.

Пройдя путь первого рождения личности и ее существования, не выходящего за пределы непосредственных связей людей, подросток, вырастая из детства и трепетно входя в период юности, обретает возможность второго рождения личности. Юношество самоуглубленно развивает в себе рефлексивные способности. Развитая рефлексия дает возможность для тонкого чувствования собственных переживаний, побуждения, взаимодействующие мотивы и единовременно - холодного анализа и соотнесения интимного с нормативным. Рефлексии выводят молодого человека за пределы его внутреннего мира и позволяют занять позицию в этом мире. Именно в этом возрасте человек либо обращается к нравственному цинизму, становясь «нравственным пылесосом», либо начинает сознательно стремиться к духовному росту, к построению жизни на основе понятия традиционных и новых нравственных ориентаций. Между тем в юности углубляется разрыв между молодыми людьми в сфере ценностных ориентаций и притязаний на признание, способности к рефлексии и в сфере других особенностей, характеризующих личность.

В юности человек стремится к самоопределению как личность и как человек, включенный в общественное производство, в трудовую деятельность. Поиск профессии - важнейшая проблема юности. Знаменательно, что в юности некоторая часть молодежи начинает тяготеть к лидерству как предстоящей деятельности. Эта категория людей стремится научиться оказывать влияние на других и для этого изучает социальные процессы, сознательно рефлексируя на них.

Юноша несет в себе чувство личности и стремится предстать перед другими и самим собой как личность в ситуациях горячечных молодежных споров и в ситуациях выбора линии поведения и совершаемого поступка.

Юность, обретая потенциал личности, входящей в пору второго рождения, начинает чувствовать освобождение от непосредственной зависимости тесного круга значимых лиц (родных и близких людей). Эта независимость приносит сильнейшие переживания, захлестывает эмоционально и создает огромное количество проблем. Для того чтобы дойти до понимания относительности любой независимости, для того чтобы ценить родственные связи и авторитет опыта старшего поколения, юности предстоит духовный путь библейского блудного сына через трудные, непереносимо тяжелые переживания отчуждения от круга значимых людей, через глубинные рефлексивные страдания и поиск истинных ценностей к возвращению в новой ипостаси - теперь уже в качестве взрослого, способного проидентифицировать себя со значимыми близкими и теперь уже окончательно принять их как таковых. Именно взрослый, социально зрелый человек несет в себе постоянство мировоззрения, ценностных ориентаций, органически сочетающих в себе не только «независимость», но и понимание необходимости зависимости ведь личность несет в себе бытие общественных отношений.

1.5. Напряжённость в отношениях между юношами и родителями

Что бы понять, в чём кроется суть конфликта нужно в первую очередь разобраться, чем отличаются юноши от взрослых.

Непонимание, возникающее между детьми и родителями, часто можно объяснить различиями в их типах личности. Можно привести типичные различия между юношами и людьми средних лет.

Поколение среднего возраста

Молодое поколение

Осторожность / Жизненный опыт

Дерзость, авантюризм, склонность к рискованным решениям

Воспоминание о прошлом; склонность сравнивать сегодня и вчера

Прошлое не имеет значения; жизнь только в настоящем

Реалистическое, несколько скептическое отношение к жизни и людям

Идеализм и оптимизм

Консервативные манеры, нравы, мораль

Либеральность; борьба против традиционных идей

Согласие с жизнью; согласие с существующим положением вещей

Критика существующее положение вещей; Желание всё изменить

Желание сохранить молодость; страх перед старостью

Очень хочется стать взрослым

Далеко не все взрослые люди и не все юноши полностью соответствуют указанным типам, и даже незначительной непохожести между ними достаточно для отсутствия взаимопонимания и частых конфликтов.

Обратите внимание на то, что данная таблица вскрывает существенные различия между родителями -- людьми средних лет и детьми -- юношами. С высоты своего жизненного опыта родителям кажется, что дети слишком наивны, глупы, неосторожны и, как следствие, неспособны осознать ошибки, которые совершают. Родители боятся, что дети попадут в аварию, поранятся, ввяжутся в конфликт с законом. Юношам же, напротив, кажется, что родители чересчур осторожны и тревожатся без причины.

Родители, достигшие так называемого среднего возраста, нередко сравнивают стиль жизни современной молодежи со стилем жизни своей юности. Они страдают от постоянного отставания в вопросах массовой культуры -- это заставляет их чувствовать себя беспомощными, малоинформированными; они явно проигрывают по сравнению с «экспертами», которые хорошо ориентируются в процессах общественной жизни. Поэтому дети нередко начинают сомневаться в руководящих способностях родителей. Многие юноши полагают, что им следует заняться воспитанием собственных родителей, чтобы те более соответствовали современной жизни (Peters, 1985).

Кроме того, следует учесть, что родители в свои зрелые годы становятся в некоторой степени циниками, утрачивают юношеские иллюзии. Они знают, что мир не переделать, и вполне освоили реалистическую науку принимать вещи такими, каковы они есть. Юноши всегда идеалисты, поэтому они нетерпимы ко взрослым, которые уговаривают их принять «существующее положение вещей». Подростки жаждут осчастливить весь мир за одну ночь и раздражаются, когда родители не разделяют подобного энтузиазма и не спешат присоединиться к «крестовому походу».

Юноши вырастают с чувством некоторого опасения перед взрослыми, потому что ощущают их критический настрой и боятся непонимания. Молодые люди думают -- и не без оснований, -- что у них тоже могут возникнуть хорошие идеи, что о многих вещах они знают больше, чем их родители. К тому же, считая себя вполне самостоятельными людьми, они полагают, что также имеют право посмеиваться над предложениями и идеями старших. Те же в свою очередь, реагируют на критику и отказ прислушаться к их советам с гневом и раздражением.

Некоторые родители, перейдя рубеж так называемого среднего возраста, с большой озабоченностью относятся к неизбежному старению и боятся, что их будут считать пожилыми людьми. Поскольку им ненавистна сама мысль о старении, они уделяют всё возрастающее внимание тому, чтобы казаться молодыми. Если такая неуверенность родителей доходит до крайности и начинает отчетливо проявляться в одежде и поведении, то тем самым они только вызывают насмешки окружающих молодых людей, а их собственные дети начинают смущаться и стыдиться своих родителей.

Наконец, представления родителей о том, какое поведение следует считать соответствующим возрасту, имеют более узкие рамки, нежели соответствующие представления детей. С годами, с ростом жизненного опыта взрослые все отчетливее ощущают давление возрастных норм и общественного мнения. Юноши более терпимо относятся к нарушению возрастных норм поведения. Отчасти это объясняется тем, что изменения в обществе происходят очень быстро (Roscoe and Peterson, 1989). Родители и дети относятся друг к другу с предубеждением, что отнюдь не способствует пониманию того, как представителям разных поколений обустроить совместную жизнь.

1.6. Суть конфликта; факторы, влияющие на возникновение конфликта; последствия конфликтов

Исследования показали, что, несмотря на личностные различия, взаимоотношения юношей и родителей в большинстве случаев складываются довольно гармонично (Stefanko, 1984). Когда же возникает конфликт, его причина может корениться в любой из пяти указанных ниже областей жизни (Hall, 1987; Leslie, Huston, 1986; Noble, Adams, 1989).

Социальная жизнь и привычки

Социальная жизнь юношей и те обычаи и привычки, которых они придерживаются, как правило, порождают большее количество конфликтов с родителями, чем что-либо другое. Наиболее распространенными причинами трений являются споры по следующим вопросам:

· выбор друзей и партнеров;

· как часто юношам можно посещать школьные вечера, ходить на свидания и т. п.;

· чем юноша занимается;

· время отхода ко сну;

· с какого возраста можно ходить на свидания, водить машину, принимать участие в тех или иных событиях; укоренившиеся убеждения; выбор одежды или прически.

Обычно родители жалуются и на то, что юноши никогда не бывают дома и проводят все свое время вне семьи (Felson, 1984).

Страницы: 1, 2, 3, 4