бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психология труда - (реферат) бесплатно рефераты

p>III. Образ субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений:

    потребности, потребностные состояния.

Например, (потребности очень разнообразны) это и природные (влечение к новизне, к деятельности, активности, к пище, половое влечение, инстинкт самосохранения), и так называемые социогенные (потребность в определенных предметах питания, одежды, потребность в одобрении окружающих, желание занять достойное место среди людей, потребность иметь семью, воспитать детей, потребность в познании специальной области действительности и др. ).

    7) Эмоции, чувства, эмоциональные отношения,

Например, аффективный тон знаний, действий (он выражается в том, что знания, действия сопровождаются переживанием, которое выражается словами“приятный”, “неприятный”, “веселый”, “скучный”, “напряженный”, “успокоительный”и т. п. При этом человек обычно не замечает, что здесь проявляется его собственное переживание, а приписывает называемое качество объекту— “веселый ситец”, “приятный цвет”, “отвратительный запах” и пр. ). Эмоциональные реакции, то есть кратковременные, более или менее сильные переживания того или иного отношения к происходящим событиям, изменениям в среде.

Например, удивление, радость, страх, гнев, страдание, презрение. Эти переживания как бы сигнализируют человеку о благоприятности или неблагоприятности для него соответствующих внешних воздействий — сигнализируют еще до того, как он успел обдумать все “за” и “против”. Эмоциональные состояния, то есть сравнительно продолжительные — длящиеся часы и дни —переживания, сходные по содержанию с эмоциональными реакциями, но отличающиеся от них двумя признаками—они менее ярко выражены, чем реакции, и менее определенно осознается связь их с какими-то внешними обстоятельствами.

Например, радостное настроение, состояние, бодрости, тоски и пр. ).

Эмоциональные отношения (высшие чувства) — переживания избирательного отношения к реальным или мыслимым объектам, опирающиеся на ясное осознание объекта, на сознательные доводы, принципы, которые могут сохраняться у человека очень долго, даже в течение всей жизни.

Например, чувство долга, чувство дружбы, любви, патриотизма, интернационализма, гордости за свою профессию, любовь к труду и т. д. ).

    Направленность личности, мировоззрение.

Например, идеалы — мысленные образцы людей, судеб, укладов жизни, которыми фактически руководствуется человек. Таким идеалом для учащегося может быть и реальный человек, и герой художественного произведения, и историческая личность, и собирательный образ, сконструированный из черт, особенностей, свойственных разным людям, героям литературы, кино и т. д.

Убеждения, то есть твердые, сознательно обоснованные определенными доводами взгляды человека на природу, общество, самого себя. Система убеждений составляет мировоззрение человека — важнейшую область внутренних регуляторов человека.

9) Характеркак свойственная человеку система устойчивых отношений к разным сторонам действительности.

С каждой из перечисленных групп регуляторов находятся соответствующие устойчивые индивидуальные качества данного человека, от которых зависит некоторый неповторимый, свойственный этому человеку тип поведения, стиль психической активности. Особое место в качестве регуляторов поведения занимают явления пользования общественно выработанными системами знаков и прежде всего — естественным родным языком.

    Контрольная работа
    Психологические признаки труда
    Предвосхищение общественно ценного результата

Чтобы деятельность в условиях нашего общества можно было назвать трудовой, ее предвосхищаемый результатдолжен мыслиться как ценный для общества. Важно отметить также, что слово “предвосхищение” указывает одновременно и на познавательный (гностический) и на аффективный (связанный с эмоциональными переживаниями) компоненты представления (образа) результата деятельности.

Например, если повар, кулинар придумывает новое блюдо, то знание результата включает и товароведческие критерии вкусовых достоинств пищи, выраженные в речи, и вкусовые, обонятельные образы, играющие роль своего рода внутренних, субъективных эталонов. А у химика-аппаратчика, занятого производством серной кислоты, знание о конечном результате может выступать в основном в вербальной форме— в виде численно заданных требований к количеству и качеству продукта, к доле примесей и т. д. Специфика некоторых разновидностей профессионального труда состоит в том, что результат деятельности в конкретных чертах как раз и неизвестен. Геолог-разведчик ищет месторождение нефти или газа, но еще не знает, что, где конкретно найдет и найдет ли вообще, каковы будут найденные (если повезет) запасы полезного минерала и т. д. Аналогичные вещи можно сказать о следователе, о пожарном, об инженере-конструкторе, о слесаре-разметчике, о паркетчике (он исходит из наличного рисунка— текстуры — древесины), о художнике-оформителе и многих других профессионалах, в труде которых значительную роль играет именно поиск образа конечного продукта деятельности. В этихслучаях знание результата есть знание тех общих требований, норм (технических, эстетических, социальных), критериев, которым должен соответствовать искомый результат.

    Сознание обязательности достижения заданного результата

Деятельность становится трудом тогда, когда имеется не только сама идея обязательности, но и внешние по отношению к человеку формы фиксации целей его деятельности и общественного одобрения этих целей.

Например, это задания, сформулированные, утвержденные ответственными представителями общества, производственного коллектива — программы, планы, производственные, трудовые задания, документированные или устные. Для детей, подростков носителями социально значимых целей деятельности выступают представители старших поколений (старшие члены семьи, учителя и другие организаторы деятельности), а также сверстники.

    Владение внешними и внутренними средствами деятельности

Своеобразие труда как специфически человеческой деятельности состоит в том, что орудия, средства оказываются предметами особого внимания, интереса более или менее широких общностей людей и в связи с этим очень живучи в историческом плане. Они становятся предметом культивирования и, следовательно, культуры народов. Все это значит, что в ходе трудового обучения, профессиональной подготовки важно культивировать не просто знания о средствах труда и навыки их использования, применения, но и особое к ним отношение. Например, считается естественным, что скрипач играет на “своей” скрипке (не в собственническом смысле, а в том, что определенным инструментом он пользуется постоянно). Но феномен “срастания” инструмента, средства труда и “душой” работника имеет место у каждого профессионала.

    Ориентировка в межлюдских производственных отношениях

Например, токарь, обрабатывающий заготовку ротора для турбины крупного агрегата электростанции. Внешне токарь работает в одиночку, но обрабатываемый ротор турбины прошел уже многие виды трудоемкой обработки. Над ним поработали литейщики, выбивщики опок, кузнецы на молотах и прессах, а еще раньше — формовщики литейного производства, а еще раньше —машинисты кранов и других транспортных средств и далее назад до работников железорудной промышленности. Заготовка в данном случае —не только будущее изделие для кого-то, но это также теперь уже достаточно сложное и дорогое изделие, содержащее в себе овеществленный труд многих высококвалифицированных работников. Это можно сказать о любом полуфабрикате.

Итак, в контексте психологического подхода мы будем понимать труд как активность, характеризующуюся рассмотренными выше четырьмя признаками. Все эти признаки соединены друг с другом. Это означает, что некая наблюдаемая активность человека может быть отнесена к психологическому понятию “труд” только в том случае, если ей может быть приписан каждый из четырех признаков.

    Контрольная работа

Множество эргатических функций клинического психолога (на примере курсовой работы)

Сначала кем-то (как правило, это научный руководитель) происходит обдумывание тем возможных курсовых работ для студентов, обучающихся на клинического психолога. Здесь проявляется такая эргатическая функция, какпостроение идеологии, результатом действия которой будет “мысленная картина (ретроспективная и прогнозная) существования и развития”будущего клинического психолога на данном этапе организации общества. Затем создается конкретный мысленный образ или целая система образов требуемой курсовой работы, т. е. вступает в действие эргатическая функция– целеполагание. Студент – будущий психолог своей учебой демонстрирует готовность эргатической функции – “накопление истинных знаний, проявленной в свойствах исходного материала, средств и условий труда, т. е. существуют знания и способности субъекта достигнуть цели в разумные сроки”. На протяжении всего этапа работы над курсовым заданием студентом копится эмоциональный опыт. После успешного его накопления результатом будет осознание “состояния подъема чувств от самого процесса учебы и успешного результата труда, положительных социальных оценок”. Таким образом, создаётся активная положительная мотивация студента в период от начала до конца создания курсовой работы. Другими словами, при создании курсовой работы идётпостроение смыслов трудовой деятельности. При этом студент производит построение стратегических плановсвоей работы: раскрытие основных положений, необходимых для курсовой работы. У него есть мысленная картина, обобщенно отображающая ход предстоящей курсовой работы (как она может быть выполнена, в каком порядке и в каких условиях). Наряду с этим, студент создаёт мысленную картину каждого очередного предстоящего действия в реально складывающихся и меняющихся условиях (здесь и сейчас), т. е. онстроит тактические планысвоей деятельности: посещение библиотеки, работа с литературой и другими источниками, консультации с руководителем курсовой работы. Для успешной учёбы студент должен обладать средствами стабилизации, восстановления и развития, содержащими в себе следующие эргатические функции, связанные с производством полезных действий обслуживания и самообслуживания: выбор и построение режима работы (есть условия труда, режим труда и отдыха); самоорганизация внутренних средств(волевая регуляция состояний работоспособности студента). Постепенно происходит совершенствование всей эргатической системы субъект– объект (студент –курсовая работа), возрастает уровень упорядоченности элементов системы сообразно целям, заложенным в курсовой работе.

В течение всей подготовки курсовой работы активно действуют эргатические функции материального производства: оперативно-гностические (“приём”, “переработка”информации, принятие ответственных решений), результат действия которых виден в принятых решениях, отраженных в курсовой работе;

оперативно-практические: организация предметной среды и внешних средств работы (есть свое оснащенное место работы–письменный стол, бумага, ручка, компьютер), организация непосредственной социальной среды (установлены контакты и взаимопонимание с научным руководителем).

Итогом взаимодействия средств и предмета труда (технологическая функция) будет результат труда – курсовая работа.

Индивидуальный стиль деятельности (ИСД) как средство адаптации человека в деятельности

Индивидуальный стиль деятельности представляет собой опосредующую функцию деятельности в развитии конкретного человека. Разные по своим личным качествам работники могут успешно решать определенную (пусть в каждом случае частную) профессионально-трудовую задачу, но решают её по-разному. Более того, по логике связи внутренних условий деятельности и её способов они, как раз, и должны решать её по-разному, в противном случае она может стать для кого-то из них неразрешимой на должном уровне: если, например, навязать человеку несвойственные ему, неудобные для него приёмы, способы, режимы деятельности. ИДС формирующегося или уже сложившегося профессионала может быть понят в общем виде какадаптационнаяотносительно устойчивая индивидуально-своеобразная организация деятельности (прежде всего её приемов и способов), складывающаяся в результате усилий человека по наилучшему достижению целей в данных внешних и внутренних условиях.

Поскольку и цели, и условия деятельности характеризуются в данной профессии у данного человека некоторой типичностью, определенностью, повторяемостью, это приводит к возникновению черт и общезначимости, и относительной устойчивости его индивидуального стиля как профессионала. Таким образом, ИСД может изменяться и корректироваться.

    Показатели и критерии ИСД

Показатели и критерии ИСД можно оценивать на основе, например, такой программы анализа

1. В чём состоят проявления своеобразия работы конкретного человека 1. 1. Каково протекание познавательной составляющей деятельности (развернутость или краткость ориентировки в среде; частый или редкий текущий контроль, преобладает ориентация на предметную, социальную среду или на свои переживания. 1. 2. Каково протекание самой исполнительной деятельности (торопливость или медлительность, происходят частые пробы и поправки или точность в исполнении, рывки, плавность или другие особенности, получаемые в результате наблюдения). 1. 3. Какие результаты деятельности (много ли продукта при умеренном качестве или, наоборот, мало, но при высоком качестве, другие варианты)

2. В чём могут состоять предполагаемые причины наблюдаемого стиля 2. 1. В области внутренних условий (стойкие особенности психического склада, осведомленность, опыт, наличие навыков, приёмов саморегуляции). 2. 2. В области внешних предметных условий (наличие или отсутствие хороших образцов продукта, инструментов, материалов).

2. 3. В области внешних социальных условий (имеются или отсутствуют традиции обмена опытом, сплочена или разобщена группа участников работы, коллег, особенности межличностных отношений).

3. Какие могут быть рекомендации по улучшению ИСД: что человек хочет изменить в себе как в профессионале (узнать о приёмах саморегуляции, о повышенных требованиях к продукту, лучше узнать людей в своём коллективе).

    Методы изучения ИСД
    Основной метод изучения ИСД – это наблюдение

Техника ведения психологического дневника и примерная методика наблюдений при исследовании ИСД состоит в следующем. Перед началом наблюдения психологом заводится научный (научно-практический) психологический дневник– это система средств, включающая:

а) специально организованные тетради протоколов наблюдений и б) специальные информационно поисковые средства (например, картотеки на ЭВМ) Следует помнить, что дневник имеет статус записной книжки, и тот, кто его ведет, ни перед кем не отчитывается в том, что, как и когда он там записывает. Структура методики наблюдения как средства деятельности состоит из следующих шагов.

    Исходное представление об объекте изучения

Теоретической моделью объекта может оказаться вообще весь известный психологу строй психологии, в соответствии с которым работнику предстоит категоризовать то, что он увидит, например, в цехе предприятия.

Климов рассматривает частный случай, когда психолог ставит цель собрать материал о взаимоотношениях поммастеров и ткачих льноткацкого производства. Вербальное общение наладчика и работницы ограничено из-за высокого уровня шума в цехе. Наблюдатель может видеть только поведение, мимику, пантомимику наблюдаемых и не может слышать их слов.

    Программа наблюдения
    Единицы наблюдения:

подход наладчика к станку (по вызову ткачихи или по своей инициативе; подход для осмотра или также для практического вмешательства);

обращение наладчика к работнице (вербальное, невербальное; длительность контакта, характер мимики и жестов);

обращение ткачихи к наладчику (ищет наладчика, ждет, когда он появится; особенности мимики, жестов, доля вербального и невербального общения).

Программа уточняется, детализируется по ходу работы наблюдателя, поскольку предусмотреть заранее все варианты невозможно.

Границы единиц наблюдения (фиксационные точки их) определяет сам наблюдатель.

    Организация и процедура наблюдений

Наблюдаемым рабочим сообщаются некоторые мотивы работы наблюдателя ("изучение передового опыта", "изучение условий труда в целях их улучшения" и т. п. ). Подлинные цели наблюдения ни рабочим, ни другим некомпетентным в психологии лицам раскрывать не следует. Наблюдатель должен быть озабочен тем, чтобы не производить на работающих людей впечатления праздно шатающегося человека, поскольку это усложняет отношения. Позицию для своей работы наблюдатель должен выбирать так, чтобы не мешать наблюдаемым перемещаться в рабочей зоне. Важно не забывать фиксировать дату и время наблюдения (указывая, какой час рабочей смены идет; дневная это смена или вечерняя и пр. ).

Если есть уверенность, что дневниковые записи не попадут в руки случайных лиц, испытуемых, записи можно не шифровать. Если указанное условие невыполнимо, нужно придумать способы "закрыть" дневник в соответствии с требованием служебной этики психолога.

Предметное оснащение методики и способы регистрации результатов наблюдений.

Страницы тетрадей нумеруются. Тетради – тоже. На каждой странице выделяются текстовая и кодовая зоны (широкие поля). Текстовая зона предназначена для ведения текущих записей; на полях (обычно уже после обработки записей) указываются: психологическая категория, тема или вопрос, к которым относится записанный в данном месте дневника факт; индекс, номер, код, инициалы или, если возможно, фамилия наблюдаемых.

Кроме тетрадей заводятся две картотеки: картотека категорий, тем, вопросов; картотека наблюдаемых.

В целом описанная система средств (тетради и картотеки) представляет собой индивидуальную информационно-поисковую систему, которую, как указывалось, можно реализовать и на базе ЭВМ.

Первичная обработка данных, форма представления результатов наблюдения

К первичной обработке данных относится заполнение кодовой зоны (полей дневниковых тетрадей) и картотек. Кроме того, могут осуществляться разного рода выборки данных (по категориям-вопросам или по наблюдаемым) с указанием частот тех или иных событий на общем фоне наблюдений.

Наряду с наблюдением применяются также методики изучения перестройки стереотипа зрительно-двигательных связей и методика последействия условного тормоза (Н. С. Лейтеса). Эти методики используются для исследования таких аспектов ИСД как показатель уравновешенности или подвижности нервных процессов у работника. С их помощью выясняется следующее:

отсутствие увеличения времени реакции сразу после получения новой инструкции; отсутствие или наличие ошибочных реакций после получения новой инструкции; снижение или увеличение латентного времени реакции;

    повышается или нет стабильность латентного времени;

большое или маленькое число ошибочных реакций в процессе выработки стереотипа.

Страницы: 1, 2