бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психология подростка - (диплом) бесплатно рефераты

p>Тревожность - склонность индивида к переживанию тревог, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся поведением. В целом тревожность является субъективным проявлениемм неблагополучия личности. Современные исследования тревожности направлены на различение ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожности, являющейся стабильным свойством личности, а также на разработку методов анализа тревожности как взаимодействия личности и ее окружения. [19, 407]

Для выявления уровня тревожности у подростков нами была использована методика "Шкала тревожности", разработанная по принципу "Шкалы социально-ситуативной тревожности" Кондаша (1973). Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отстутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются от особенностей развития у учащихся интроспекции (самонаблюдения).

Бланк методики содержит инструкцию и задания, что позволяет использовать ее в групповых опросах. (См. Приложение 1. )

    Методика включает ситуации трех типов:
    1) Ситуации, связанные со школой, общением с учителями;
    2) Ситуации, актуализирующие представление о себе;
    3) Ситуации общения.

Соответственно, виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, межличностная. Данные о распределении пунктов шкалы представлены в табл. 1.

    Таблица 1
    Распределение пунктов шкалы тревожности
    Вид тревожности
    Номер пункта шкалы
    Школьная
    Самооценочная
    Межличностная
    1 4 6 9 10 13 16 20 25 30
    3 5 12 14 19 22 23 27 28 29
    2 7 8 11 15 17 18 21 24 26

Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале - общего уровня тревожности.

В табл. 2 представлены стандартные данные, позволяющие сравнить показатели уровня тревожности у школьников 8 классов. Экспериментальным путем были выделены следующие уровни тревожности:

    Таблица 2
    Стандартные данные по уровням тревожности
    Уровень тревожности
    Группа
    учащихся
    Уровень различных видов тревожности (в баллах)
    кл.
    пол
    Общая
    Школьная
    Самооцен.
    Межличн.
    1. Норма
    8
    ж
    м
    7
    4
    19
    17
    11
    4
    21
    18
    7
    5
    20
    17
    2. Несколько повышенный
    8
    ж
    м
    20
    18
    25
    23
    22
    19
    26
    25
    21
    18
    27
    24
    3. Высокий
    8
    ж
    м
    26
    24
    31
    30
    27
    26
    31
    32
    28
    25
    33
    30
    4. Очень
    высокий
    8
    ж
    м
    > 94
    > 91
    более 31
    более 30
    более 31
    более 32
    более 33
    более 30
    5. "Чрезмерное спокойствие"
    8
    ж
    м
    < 30
    < 17
    менее 7
    менее 4
    менее 11
    менее 4
    менее 7
    менее 5

Недостаток этой шкалы заключается в том, что результаты исследования будут целиком и полностью зависеть от желания школьника отвечать, от его доверия к экспериментатору. Это означает, что шкала в первую очередь выявляет тех школьников, которые не только испытыывают тревожность, но и считают необходимым заявить об этом. Часто высокие баллы по шкале являются своеобразным "криком о помощи" и, напротив, за "чрезмерным спокойствием" может скрываться повышенная тревожность, о которой учащийся по разным причинам не хочет сообщать окружающим. Поэтому для достоверности результатов мы использовали эту методику в совокупности с графическими методами диагностики (2. 2. ).

    2. 1. 2. Диагностика состояния агрессии у подростков

Под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу. [19, 9] Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее ведет к пассивности, ведомости, конформности и т. д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной к сознательной кооперации, и т. д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой стороны, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом "злонамеренной активности". Однако само по себе деструктивное поведение "злонамеренностью" не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.

Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления на два основных типа: первый - мотивационная агрессия, как самоценность, второй - инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональным переживаниями: гнев, враждебность). В практике психологов более интересует мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса- Дарки.

    А. Басс, воспринявший ряд положений своих

предшественников, разделил понятие агрессии и враждебности и определил последнюю как: ".... реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событиий. " Создавая свой опросник, дифференцирующий проявленияя агрессии и

враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица. 2. Косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред. 7. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы). 8. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести. Вопросник состоит из 75 утверждений, на который испытуемый отвечает "да" или "нет". (См. Приложение 2. )

При составлении вопросника авторы пользовались следующими принципами: 1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

2. Вопросы сформулированы таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить внияние общественного одобрения ответа на вопрос.

    Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:
    1. Физическая агрессия:
    "да"=1, "нет"=0: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68 и
    "нет"=1, 2да"=0 - 9 и7 утверждения.
    2. Косвенная:
    "да"=1, "нет"=0: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63 и
    "нет"=1, "да"=0 - 26 и 49.
    3. Раздражение:
    "да"=1, "нет"=0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72 и
    "нет"=1, "да"=0 - 11, 35, 69.
    4. Негативизм:
    "да"=1, "нет"=0: 4, 12, 20, 28 и
    "нет"=1, "да"=0 - 36.
    5. Обида:
    "да"=1, "нет"=0: 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58.
    6. Подозрительность:
    "да"=1, "нет"=0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59 и
    "нет"=1, "да"=0 - 33, 66, 74, 75.
    7. Вербальная агрессия:
    "да"=1, "нет"=0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73 и
    "нет"=1, "да"=0 - 33, 66, 74, 75.
    8. Чувство вины:
    "да"=1, "нет"=0: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54 61 67.

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (прямой или мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

Нормой агрессвности является величина ее ииндекса, равная 21+4, а враждебности 6, 5-7+3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

Используя данную методку, следует помнить о том, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому данный опросник мы использовали в своей работе в совокупности с проективными методиками (см 2. 2).

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
    Бланк методики "Шкала тревожности" (Кондаш)
    Фамилия, Имя _________________________________________
    Класс__________________ Возраст ______________________
    Дата __________________
    ИНСТРУКЦИЯ:

На следующих страницах перечислены ситуации, с которыми Вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для Вас неприятными, вызвать волнение, беспокойство, тревогу, страх.

Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа : 0 1 2 3 4.

Если ситуация совершенно не кажется Вам неприятной, обведите цифру - 0. Если она немного волнует, беспокоит Вас, обведите цифру - 1. Если ситуация достаточно неприятна, вызывает такое беспокойство, что Вы предпочли бы избежать ее, обведите цифру - 2.

Если она для Вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру - 3.

Если ситуация для Вас крайне неприятна, если Вы не может перенести ее, и она вызывает у Вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру - 4.

Ваша задача - представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обвести кружком, ту цифру, которая указывает в какой степени эта ситуация может вызывать у вас опасения, беспокойство, тревогу или страх.

    ВОПРОСЫ:
    Пример: перейти в новую школу 0 1 2 3 4
    1. Отвечать у доски 0 1 2 3 4
    2. Пойти в дом к незнакомым людям 0 1 2 3 4

3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах 0 1 2 3 4 4. Разговаривать с директором школы 0 1 2 3 4

    5. Думать о своем будущем 0 1 2 3 4
    6. Учитель смотрит по журналу, кого-бы спросить 0 1 2 3 4
    7. Тебя критикуют, в чем-то упрекают 0 1 2 3 4
    8. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь

(наблюдают за тобой во время работы, решения задачи) 0 1 2 3 4

    9. Пишешь контрольную работу 0 1 2 3 4
    10. После контрольной учитель называет отметки 0 1 2 3 4
    11. На тебя не обращают внимания 0 1 2 3 4
    12. У тебя что-то не получается 0 1 2 3 4
    13. Ждешь родителей с родительского собрания 0 1 2 3 4
    14. Тебе грозит неудача или провал 0 1 2 3 4
    15. Слышишь за своей спиной смех 0 1 2 3 4
    16. Сдаешь экзамены в школе 0 1 2 3 4
    17. На тебя сердятся (непонятно почему) 0 1 2 3 4
    18. Выступать перед большой аудиторией 0 1 2 3 4
    19. Предстоит важное, решающее дело 0 1 2 3 4
    20. Не понимаешь объяснений учителя 0 1 2 3 4
    21. С тобой несогласны, противоречат тебе 0 1 2 3 4
    22. Сравниваешь себя с другими 0 1 2 3 4
    23. Проверяются твои способности 0 1 2 3 4
    24. На тебя смотрят как на маленького 0 1 2 3 4
    25. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос 0 1 2 3
    4
    26. Замолчали, когда ты подошел (подошла) 0 1 2 3 4
    27. Оценивается твоя работа 0 1 2 3 4
    28. Думаешь о своих делах 0 1 2 3 4
    29. Тебе надо принять для себя решение 0 1 2 3 4
    30. Не можешь справиться с домашним заданием 0 1 2 3 4
    ПРИЛОЖЕНИЕ 2
    Вопросник Басса-Дарки

1. Временами я не могу справиться с желанием причинять вред другим да нет 2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю да нет

    3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь да нет

4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы да нет 5. Я не всегда получаю то, что мне положено да нет

    6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной да нет

7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать да нет 8. Когда мне случалось обманывать кого-нибудь, я испытывал угрызения совести да нет

    9. Мне кажется, я не способен ударить человека да нет

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами да нет 11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам да нет

12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его да нет 13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами да нет

14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал да нет

    15. Я иногда бываю несогласен с людьми да нет

16. Иногда мне приходят на ум мысли, которых я стыжусь да нет 17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему да нет 18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми да нет

    19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется да нет

20. Если кто-то воображает из себя начальника, то я всегда поступаю ему наперекор да нет

    21. Меня немного огорчает моя судьба да нет
    22. Я думаю, что многие не любят меня да нет

23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной да нет 24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины да нет 25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку да нет 26. Я не способен на грубые шутки да нет

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются да нет 28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались да нет

29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится да нет 30. Довольно многие люди завидуют мне да нет

    31. Я требую, чтобы люди уважали меня да нет

32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей да нет 33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу" да нет

    34. Я никогда не бываю мрачен от злости да нет

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь да нет 36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания да нет 37. Хотя я не показываю этого, меня иногда гложет зависть да нет 38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются да нет

39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям да нет 40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены да нет

    41. Я редко даю сдачи, даже если кто-то ударит меня да нет
    42. Когда получается не по-моему, иногда я обижаюсь да нет
    43. Иногда люди раздражают меня своим присутствием да нет
    44. Нет людей, которых я бы по-настоящему ненавидел да нет
    45. Мой принцип: "Никогда не доверять чужакам" да нет

46. Если кто-то раздражает меня, я готов сказать о нем все, что думаю да нет 47. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею да нет 48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь да нет

    49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева да нет

50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться да нет 51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать да нет

52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня да нет

    53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ да нет
    54. Неудачи огорчают меня да нет
    55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие да нет
    56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол,
    что хватал первую попавшуюся вещь и ломал ее да нет

57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку да нет 58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо да нет 59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю да нет

    60. Я ругаюсь только со злости да нет

61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть да нет 62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее да нет

63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу да нет 64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся да нет 65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить да нет 66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает да нет 67. Я часто думаю, что жил неправильно да нет

68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки да нет 69. Я не огорчаюсь из-за мелочей да нет

70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня да нет

71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение да нет

    72. В последнее время я стал занудой да нет
    73. В споре я часто повышаю голос да нет

74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям да нет 75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить да нет

    ЛИТЕРАТУРА
    1. Анзорг Линда
    "Дети и семейный конфликт"
    М. : "Просвещение", 1987 г.
    2. Байярд Р. Т. , Байярд Д.
    "Ваш беспокойный подросток"
    М. : "Просвещение", 1991 г.
    3. Блага К. , Шебек М.
    "Я - твой ученик, ты - мой учитель. "
    М. : "Просвещение", 1991 г.
    4. Бурлачук Л. Ф. , Морозов С. М.

"Словарь-справочник по психологической диагностке" Киев: "Наукова думка", 1989г.

5. Возрастная и педагогическая психология под ред. Гамезо и др. М. : 1984

    6. Волкова Е. М.
    "Трудные дети или трудные родители? "
    М. : "Профиздат", 1992 г.
    7. Жутикова Н. В.
    "Психологические уроки обыденной жизни"
    М. : "Просвещение", 1990 г.
    8. Ковалев С. В.
    "Психология современной семьи. "
    М. : "Просвещение", 1988 г.
    9. И. С. Кон
    "Дружба"
    М. : "Просвещение", 1980 г.
    10. И. С. Кон
    "Психология ранней юности"
    М. : "Просвещение", 1991 г.
    11. Лесгафт П. Ф.
    "Семейное воспитание ребенка и его значение. "
    М. : "Педагогика", 1991 г.
    12. Личко А. Е.
    "Психопатии и акцентуации характера у подростков. "
    М. : 1983 г.
    13. Макаренко А. С.
    "Книга для родителей"
    Л. : "Лениздат", 1981 г.
    14. Обухов Я. Л.
    "Образ-рисунок-символ"//
    Журнал практического психолога, N 2, 1996 г.
    15. Овчарова Р. В.
    "Справочная книга школьного психолога"
    М. : "Просвещение", "Учебная литература", 1996 г.
    16. Панкова Л. М.
    "У порога семейной жизни. "
    М. : "Просвещение", 1991 г.
    17. Петровский А. В.
    "Возрастная и педагогическая психология"
    М. : Педагогика, 1975 г.
    18. Поливанова Л. Б.
    "Психологическое содержание подросткового
    возраста"//
    Вопросы психологии N5 1992 г.
    19. Психология (словарь)
    под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского
    М. : Изд. политической литературы, 1990 г.

20. "Психология современного подростка" под ред. Д. И. Фельдштейна М. : Педагогика, 1987 г.

    21. Ремшмидт Х.
    "Подростковый и юношеский возраст"//
    Мир 1994 г.
    22. Рогов Е. И.
    "Настольная книга практического психолога в
    образовании"
    М. : "Владос", 1996 г.
    23. Романова Е. С. , Потемкина О. Ф.
    "Графические методы в психологической диагностике"
    М. : "Дидакт", 1992 г.
    24. Сатир В.
    "Как строить себя и свою семью. "
    М. : "Педагогика - Пресс", 1992 г.
    25. Соколова В. Н. , Юзефович Г. Я.
    "Отцы и дети в меняющемсяя мире"
    М. : "Просвещение", 1991 г.
    26. Спиваковская А. С.
    "Как быть родителями: (о психологии родительской
    любви)"
    М. : "Педагогика", 1986 г.
    27. Спок Б.
    "Разговор с матерью"
    СПб: Лениздат, 1992 г.
    28. Степанов С. С.
    "Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. "
    М. : "Академия", 1996 г.
    29. Эйдемиллер Э. Г.
    "Методы семейной диагностики и психотерапии. "
    Москва & Санкт-Петербург: "Фолиум", 1996 г.
    30. Эйдемиллер Э. Г. , Юстицкий В. В.
    "Семейная психотерапия"
    Л. : 1990 г.
    31. "Учителям и родителям о психологии подростка"
    Под ред. Г. Г. Аракелова
    М. : "Высшая школа", 1990 г.
    32. А. Фромм
    "Азбука для родителей"
    Л. : 1991 г.
    33. Хоментскаус Г. Т.
    "Семья глазами ребенка"
    М. : 1990 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4