бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психология подростка - (диплом) бесплатно рефераты

p>Нельзя быстро и без труда разрешить все проблемы подросткового возраста. И родители, и подростки должны набраться терпения и продолжать работать, разговаривать друг с другом, любить друг друга. В этот период каждый в семье начинает по-новому видеть окружающих, все должны как бы заново познакомиться друг с другом. Полезный опыт появляется тогда, когда человек, полагаясь на свою мудрость, справляется с конфликтами и депрессией, берет на себе ответственность за все происходящее и готов к встрече с новыми жизненными проблемами. Шрамы появляются тогда, когда дух терпит крах. Незаживающая рана свидетельствует о том, что исцеление не наступило и она не затянулась даже тонкой кожицей. Причиной тому являются тяжелые психологические и социальные условия. Опыт практической работы В. Сатир убеждает, что родители стремятся сделать все, чтобы кризис подросткового возраста прошел, не оставив у их ребенка незаживающих следов. Они часто с тревогой ожидают приближения подросткового возраста у своих детей. Волнение вызывают и их собственные воспоминания об отрочестве, и многочисленные страшные истории о подростковом алкоголизме, наркомании, сексуальных извращениях и злостном хулиганстве. Если взрослого во всем ограничивать, то он, как и подросток, будет сильно страдать. (Попытки сексуального контакта подростков вызваны жаждой нежности, тепла и близости, а повышенная агрессивность - результат отчаянного желания не выглядеть слабым и зависимым). Разрешение и серьезных и пустяковых проблем зависит от того, известны ли родителям подходящие алгоритмы их решений. Если они знают выход из ситуации - половина дела уже сделана. Чтобы снять повышенную тревожность, родителям стоит понаблюдать за подростком, узнать, какие замечательные дела совершаются руками их детей. Если родителям нравятся какие-то его поступки, то каждый раз они должны говорить ему об этом. Хвалить его и в том случае, если он осознал и честно пытается исправить свои ошибки.

    Энергия пубертата требует осторожного обращения,

надежных, разумных и здоровых путей выражения. Для этого полезно заниматься спортом, делать физические упражнения, стимулирующие в свою очередь и умственный труд. Они полны вдохновения и непременно хотят добиться победы во всем. Часто взрослые, не понимая нетерпения подростков и даже не желая его понимать, усложняют их жизнь в том случае, если не помогают им найти поприще для интересных и осмысленных занятий. Подростки вовсе не чудовища и не злодеи, это обыкновенные люди, пытающиеся научиться жить в мире взрослых и не совсем уверенные в своих силах.

Взрослых больше всего настораживают активность и энергичность подростков. Напуганные и встревоженные родители окружают своих детей всевозможными запретами. Но нужно как раз обратное. Подросткам надо показать разумные пути для претворения в жизнь их энергии. При этом им нужны любовь и понимание. Только тогда, когда к каждому человеку будут относиться как к индивидуальности и научатся ценить его, тогда, и только тогда, возможны реальные перемены. Хотелось бы, чтобы родители чувствовали, что именно они являются источниками знания и добра для своих детей.

Подростки, взрослея, вправе ожидать от родителей мудрый советов, при этом необходимо взаимное доверие. Они не будут доверять тем старшим, которые неискренни с ними. Честность и искренность ценятся больше всего. Взрослые не должны позволять себе переступать

определенные границы в отношениях с детьми. Каждый должен знать свое место. И все должны уважать общепринятые нормы человеческого общения. Каждый должен иметь право на свою личную жизнь. [24, 138]

Об этой же проблеме писали супруги Р. Т. и Д. Байярд. В их широко известно книге "Ваш беспокойный подросток" они последовательно и в деталях излагают целостную систему представлений, упражнений и рекомендаций, прошедших многократную практическую проверку и на деле продемонстрировавши высокую педагогическую эффективность. [2, 15]

В из книге фактически изложено руководство, помогающее преодолеть сложившиеся на практике воспитательные и педагогические стереотипы. Назовем их. Прежде всего отождествление воспитания с манипулированием ребенком, его поведением. В соответствии с этим стереотипом воспитание - это коррекция поведения ребенка действиями родителей. Как правило, переживания ребенка и взрослого представляются при этом не заслуживающими какого-либо внимания. Однако на протяжении всей книги авторы вновь и вновь обращают внимание на чувства и переживания, потому что именно они являются тем компасом, который помогает достичь желаемой цели. Система Байярдов - это не тренинг поведения. Но именно эта книга служит компасом в появлении психологического контакта между родителями и их детьми. Один из основных рефренов книги: ребенок-свободная (и, следовательно, автономная) личность; воспитание-это прежде всего самовоспитание родителей.

Еще одним стереотипным представлением о семейном воспитании является твердое убеждение родителей в том, что сама эта сфера хорошо контролируется и осознается ими. Каждый из нас склонен думать, что хорошо понимает и себя, и своего ребенка. И опять авторы убедительно показывают ошибочность такого традиционного взгляда на сферу семейного воспитания: можно контролировать и достаточно хорошо осознавать действия и поступки, но подлинные переживания и побуждения не только детей, но и родителей практически не контролируются и осознаются, как правило, плохо и искаженно. Нужна каждый раз особая работа по их внимательному "выслушиванию" и правильному осознанию: воспитание предполагает умение слушать.

Третий стереотип психологии семейного воспитания, с которым успешно конфронтируют авторы, - стереотип "родительского самопожертвования". То, что на первый взгляд может показаться в книге (особенно в ее первых главах) чуть ли не апологией эгоизма родителей, в действительности является ни чем иным, как подлинной гуманистической установкой, только реализуемой по отношению к самим родителям: полноценное воспитание невозможно без подлинного равенства и защищенности общечеловеческих прав и интересов не только детей, но и родителей.

Четвертый стереотип - отрицательное, пренебрежительное отношение традиционного семейного воспитания к так называемой словесной педагогике как абсолютно неэффективной. В очевидном противоречии с данным представлением авторы уделяют особое внимание речи родителей, много работают с этой речью. В отличие от многих отечественных педагогов и психологов (исключение составляют лишь А. С. Макаренко и Ш. А. Амонашвили) авторы не относятся к речи родителей как к чему-то неизменному само собой разумеющемуся, изначально правильному и в этом смысле незначимому.

И наконец, пятый и самый главный, на наш взгляд, стереотип семейного воспитания, очень многое определяющий в поведении родителей: ребенок (и человек вообще) - сложная, но в принципе состоящая из более простых составных частей (качеств, способностей, стремлений) и, следовательно, вполне доступная для познания и целенаправленного воздействия психологическая конструкция. [2, 57] В данной работе мы не ставили целью осветить подробно все исследования, посвященные проблемам воспитания, семейным взаимоотношениям, в частности с детьми пубертатного периода. Мы лишь познакомили Вас с немногими, на наш взгляд, наиболее яркими исследованиями в этой области.

    Характеристика пубертатного периода

В физиологическом плане границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением детей в 5-8 классах средней школы и охватывает возраст от 11-12 до 14-16 лет. Особое положение подросткового периода в цикле развития отражено в других его названиях: "переходный", "трудный", "критический" в них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период физического, умственного, нравственного, социального.

Важность подросткового возраста определяется и тем, что в нем закладываются основы и намечаются общие направления формирования моральных и социальных установок личности. [21, 35].

Психологические особенности подросткового возраста получили название "подросткового комплекса". Подростковый комплекс включает: чувствительность к оценке посторонних своей внешности, способности, умении сочетаться с крайней самонадеянностью и безаппеляционными суждениями в отношении окружающих; внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование с сухим мудрствованием. [20, 16]. Одной из основных причин психологических трудностей этого возраста является половое созревание, которое предопределяет неравномерность развития по различным направлениям. Характерной чертой этого возраста является пытливость ума, стремление к познанию, подросток жадно стремиться овладеть как можно большим количеством знаний, при этом не обращая должного внимания на их систематичность. Подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке ущемить самолюбие. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - 13-15 лет. Характерна для подростков полярность психики:

- Целеустремленность, настойчивость и импульсивность, неустойчивость); - Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;

    - Потребность в общении + желание уединиться;
    - Развязность в поведении + застенчивость;
    - Романтизм + цинизм, расчетливость
    - Нежность, ласковость + жестокость.

Важным этапом созревания является процесс формирования самосознания. В его основе лежит способность человека отличать себя от своей жизнедеятельности, осознанное отношение к своим потребностям и способностям, влечениям, переживаниям и мыслям.

У подростков субъективный образ "Я" складывается в большей степени от мнения окружающих. Обязательным компонентом самосознания является самооценка. Часто у подростков самооценка неадекватна: она либо имеет склонность к повышению, либо самооценка значительно снижена. Формирование личности у мальчиков и девочек различны в интеллектуальном и эмоциональном плане. У мальчиков ярче выражена способность к абстрагированию, значительно шире круг интересов, но наряду с этим, они беспомощнее в реальных жизненных ситуациях. У девочек - более высоко развита словесно-речевая деятельность, способность к состраданию и переживанию. Они более чувствительны к критике своей внешности, чем к критическим оценкам их интеллектуальных способностей. Подросток стремится к самостоятельности, но в проблемных жизненных ситуациях он старается не брать на себя ответственность за принимаемые решения, и ждет помощи со стороны взрослых.

Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная, общаясь в первую очередь со своими сверстниками подросток получает необходимые знания о жизни. Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе существенным образом влияют на его поведенческие мотивы. Изолированность подростка от группы, может вызывать фрустрацию и быть фактором повышенной тревожности.

В современной западной литературе широкое распространение получила концепция Эрика Эриксона о кризисе идентичности как главной особенности подросткового возраста (под идентичностью понимается определение себя как личности, как индивидуальности). Эриксон называет этот кризис "Идентификация или путаница ролей". Подросток активно "примеряет" на себя различные социальные роли, определяет требования, возможности и права, присущие каждому новому образу. Безусловно, в ролевом веере будут присутствовать и негативные объекты, само существование которых может провоцировать конфликтные ситуации. Суть "подросткового комплекса" составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим особенностям - поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействиия окружающей среды. Подростковая фаза первичной социализации - все подростки этого возраста школьники, находящиеся на иждивении родителей или государства. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Психологически этот возраст очень противоречив, для него характерно диспропорции уровней и темпов развития. Подростковое "чувство взрослости" главным образом новый уровень притязаний, предвосхищяющий положение, которого подросток фактически не достиг. Для подростка очень важно, чтобы его взрослость была замечена окружающими, чтобы форма его поведения не была детской. Ценность работы для подростка определяется ее взрослостью, а возникающие представления о нормах поведения провоцируют на обсуждение поведения взрослых, обычно весьма не лицеприятно, отсюда и типичные возрастные конфликты. [18, 52]. Этот возраст также представляет собой особый интерес в связи с тем, что для большинства ребят еще не наступил момент самоопределения; не встала еще остро проблема дальнейшего выбора - либо получать среднее образование в школе и ориентироваться в далеком будущем на высшее учебное заведение, либо совмещать образование с получением профессии в средних специальных учреждениях, таких как колледжи, техникумы и пр. Таким образом большая группа детей находится как бы в состоянии "социального покоя": взрослые по отношении к подростку ведут себя как с ребенком, еще слабо предъявляются требования ответственности за совершаемые поступки и принимаемые решения. При уже достаточно сформированном характере еще в слабой степени выражены социальные наслоения. Проекция же семейных взаимоотношений и установок служат подростку ориентиром в повседневной жизни и межличностных контактах. Можно предположить, что в семьях, где подросток обделен вниманием взрослых, где нет доверительных взаимоотношений - формируется чувство враждебности ко всему окружающему миру. Учитывая непростую социально-экономическую обстановку в обществе, ее нестабильность и неуверенность в завтрашнем дне у подавляющего большинства взрослого населения - повышенный фон тревожности, к сожалению, становится нормой. Дети, более тонко чувствующие атмосферу окружения, не могут не принять это как естественное состояние.

В настоящее время агрессивное поведение подростков является проблемой, которая волнует и родителей и учителей. Психологическая атмосфера в детском коллективе зачастую зависит от детей, более агрессивных по отношению к окружающим. Различные авторы в своих исследованиях по-разному трактуют агрессию и агрессивность: как врожденную реакцию человека для "защиты занимаемой территории" (Лоренд, Ардри); как стремление к господству (Моррисон), реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорни, Фромм). Очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию. [22, 243]

Однако нельзя рассматривать агрессивность только как негативное явление. Следует помнить о том, что они могут закономерно возрастать на фоне повышения активности подростка в процессе его аффективного развития.

    ГЛАВА II. Описание методик исследования и его организация
    2. 1. Описание диагностических методик

В нашем исследовании мы использовали как вербальные так и графические методы диагностики, основываясь на том, что в вербальных методиках может быть снижен уровень достоверности результатов, так как велико желание подростка приукрасить действительность и показаться лучше, чем он есть на самом деле. В качестве вербальных методик мы использовали личностные опросники.

По личностным опросником мы понимаем совокупность методических средств для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности. Каждая из методик представляет собой стандартизированную анкету, состоящую из набора предложений, с содержанием которых испытуемый (информант) может либо согласиться, либо не согласиться. Вопросы в анкете сформулированы таким образом, чтобы, отвечая на них, испытуемый сообщал экспериментатору о своем самочувствии, о типичных формах поведения в различных ситуациях, оценивал свою личность с различных точек зрения, освещал особенности своих взаимоотношений с окружающими и т. д. Личностные опросники позволяют получитьинформацию, характеризующую личность испытуемого в широком диапазоне - от особенностей его физического и психического состояния до его морально-этических и общественных установок. Такие опросники создаются на базе одной или нескольких шкал установок. Вопросы группируются таким образом, чтобы ответы на них позволяли оценить какоелибо свойство или состояние индивда. Эти сгрупированные вопросы, получившие название шкал, различаются ммежду собой по наименованию свойства личности (шкалы тревожности, лидерства, агрессивности и др. ). Полученные непосредственно после опроса данные переводятся с помощью специальных статистических процедур в стандартизированные баллы, изображаемые обычно в виде графика. Основным недостатком личностных опросников является то, что испытуемые, в большей или меньшей степени, понимая показательную ценность ответов, могут отвечать на вопросы с учетомм требований ситуации опроса и ожиданий, приписываемых ими лицу, осуществляющему опрос, т. е. вольно или невольно искажать сообщаемые о себе сведения. [19, 251]

    2. 1. 1. Дигностика тревожности у подростков

Страницы: 1, 2, 3, 4