бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психология первобытного общества бесплатно рефераты

Психология первобытного общества

Введение

Около 3 млн. лет тому назад человек отделился от животного мира. Ко времени 35 - 10 тысяч лет тому назад относится формирование современного человека. И только 5 - 1 тысяча лет тому назад в разных частях земного шара складываются классы и государства. Ученые подсчитали, что если всю историю человечества приравнять к одним суткам, то на время с момента образо-вания классов до наших дней придется только 4 минуты.

Из всей истории человечества первобытнообщинный строй был самым длительным по времени - более миллиона лет. Определить его нижнюю грань сколько-нибудь точно нелегко, так как во вновь обнаруживаемых костных остатках наших далеких предков большинство специалистов видит то предчеловека, то человека, и вре-мя от времени преобладающее мнение меняется. В на-стоящее время одни ученые считают, что древнейший человек (а тем самым и первобытное общество) возник 1,5 - 1 млн. лет назад, другие относят его появление ко времени более 2,5 млн. лет назад. Верхняя грань перво-бытнообщинного строя колеблется в пределах послед-них 5 тыс. лет, различаясь на разных континентах. В Азии и Африке первые классовые общества и государ-ства сложились на рубеже 4 и 3 тысячелетий до н.э., в Америке - в 1 тысячелетии н.э., в других областях ойкумены - еще позднее.

История зарождения из животных существ человека - и поныне загадка природы. Где, когда и почему появился человек и человеческое сообщество - до сих пор единого мнения ученых нет. А вопрос весьма интересный, тем более, что памятников того времени - ни письменных, ни архитектурных - не существует. Остается лишь исследовать костные останки древнейших людей, раскапывать захоронения и обиталища людей - и на основе такого скудного материала делать обобщающие выводы, строить далеко идущие предположения, говорить об истоках современного человека и современных цивилизаций. В этом отношении более позднее время, медный или бронзовый и железный век, более “благодатная” почва для исторического исследования - памятников, в том числе и письменных и архитектурных, того времени все же сохранилось достаточно, а потому и загадок, порожденных тем этапом истории все же гораздо меньше. Именно поэтому цель данной работы - выявить специфику психологии первобытного общества, тем более, что последние десятилетия преподнесли множество сенсационных открытий, во многом переворачивающих наши представления о древнейшей истории человечества.

Историческая психология занимается преимущественно так называемыми истори-ческими цивилизациями, т. е. такими, от которых дошли до нас письменные источники. С этим связана ее специа-лизация в познании прошлого; на интерпретации доку-ментальных свидетельств построены ее методы.

Психическая эволюция гоминид до появления вида Человек разумный составляет предмет палеопсихологии; знания о человеке зрелой первобытности доставляла и доставляет этнография. Однако совершенно исключить дописьменный период человечества из своего рассмотрения историческая психология не может. Во-пер-вых, целостная картина психогенеза, разумеется, не мо-жет обойтись без самого продолжительного отрезка про-шлого; во-вторых, первобытность -- первооснова истори-ческого процесса, и она присутствует в ментальноcти всех последующих эпох вплоть до современной; в-третьих, уст-ная передача информации -- предшественница письмен-ной и может интерпретироваться с точки зрения после-дней. Историческая психология ищет в первоначальной эпохе объяснение глубины культурной психики, основ человеческого общежития, коллектива, соседства и таких первобытных форм самовыражения, как живая речь, ри-туал, магия, миф. Феномен человека выстраивается в три-аду архаики (доистории), истории и современности. И задачей этой работы было охарактеризовать основные черты психологии первобытного общества.

1. Первобытное общество - начальная эпоха в истории человечества.

Это время, когда люди жили общинами, сообща владели землей, вместе трудились и распределяли добытые ими блага поровну. Главными связями в первобытной общине были родственные. Многие ученые считают, что для ранней стадии развития первобытной общины, в каменном веке, у охотников и собирателей диких растений, самыми прочными связями родства были связи между матерью и детьми, счет родства велся по материнской линии. Коллектив таких родственников, имевших общих предков - матерей, называется материнским родом, время его преобладания - материнско-родовым строем. Иногда для обозначения этого времени употребляется термин "матриархат" (от лат. mater - мать и греч. arche - власть), но он не вполне точен, так как власть в первобытной общине принадлежала всем ее взрослым членам. Род в первобытном обществе был тесно связан с другими родами: он не только нуждался в их помощи, но и должен был регулировать отношения с ними, распределяя охотничьи угодья и т. п. Основными связями между отдельными родами были брачные связи: как правило, мужчины одного рода брали себе жен в другом роде - такие отношения называются экзогамией (от греч. ехо - вовне и gamos - брак). Таким образом, первобытная община состояла из членов двух или нескольких родов - мужей и жен, их детей. Два или несколько родов составляли племя. Все важнейшие вопросы хозяйственной и общественной жизни решались коллективно на собрании всех взрослых членов племени. Поэтому первобытнообщинный строй называется также родо-племенным строем.

В ранней первобытной общине господствовало половозрастное разделение труда: женщины и помогавшие им дети занимались по преимуществу поиском съедобных растений (собирательство), мужчины - охотой. Эти занятия первобытной эпохи привели в конце каменного века - неолита - к открытию земледелия и скотоводства.

Распределение накопленных богатств зависело от глав родов - патриархов. Мужчины в эпоху производящего хозяйства (земледелия и скотоводства) стали занимать господствующее положение в обществе: наступила эпоха патриархата (от греч. - отец и - власть).

Новые хозяйственные связи и обмен продуктами земледелия и скотоводства упрочили отношения между отдельными племенами, что привело к формированию союзов племен и больших общностей, говоривших на родственных языках. Богатства скапливались в племенных центрах - будущих городах; главы старших ("знатных") родов, составлявшие совет старейшин племени или союза племен. Из их среды выбирался и племенной вождь. Племенные объединения, управляемые таким вождем, были предшественниками первых государственных образований, их правители считались священными, власть вождя приближалась к царской власти.

Стремление завладеть имуществом, накопленным соседями, их землями и скотом приводило к постоянным войнам, выделению военных вождей и их войска - дружины. Выделение родоплеменной знати, сосредоточившей в своих руках богатства, созданные рядовыми общинниками, вождей и войска, а также освящающего их власть жречества знаменовало начало разложения первобытного равенства: на смену кровнородственным связям и отношениям равенства приходили иные общественные отношения.

Первобытное общество долго существовало на периферии древних и современных цивилизаций. До ХХ века сохранили первобытные традиции каменного века аборигены Австралии, бушмены Африки и некоторые индейские племена в джунглях Амазонки. Многочисленные исследования, проведенные этнографами у этих народов, наряду с данными археологии, позволяют восстановить историю первобытного общества, от которого не осталось письменных свидетельств.

2. Хронология и культура первобытности

В общепринятой классификации первобытная эпоха человечества (каменный век) включа-ет палеолит (древний каменный век), мезолит (средний каменный век) и неолит (новый каменный век). Палеолит разделяется на ранний (нижний) и поздний (верхний). Иногда последний период раннего палеолита -- мустьерскую культуру -- выделяют в средний палеолит. Указанное разделение было создано в XIX в. археологами и отражало отчасти идею о роли технологии в развитии человека, от-части специфику археологических находок дописьменной эпохи. Неуничтожаемый, изобильный камень (в ряде слу-чаев единственное, что можно извлечь из древнейших вре-мен) служил преимущественным эмпирическим источни-ком датировок, классификаций, гипотез о древнейшем прошлом.

Безмолвная архаика представляется идеальным приме-ром бессобытийной, «долгой» или «спящей» истории. При-менение к археолого-этнографическому материалу соци-ально-экономических понятий дало марксистскую докт-рину первичной (первобытнообщинной) формации. За пределами марксизма понятие первобытнообщинного строя, выросшее под эгидой исторического материализ-ма, не получило распространения. Материалы о каменном веке группируются по так называемым археологическим культурам. Археологическая культура не совпадает с культурой в философском, социологическом, этнографичес-ком понимании. Она обозначает общность материальных памятников, относящихся к одному времени и находя-щихся на определенной территории. Название культуры, как правило, дает наиболее известное или первое откры-тое местонахождение. Принципы причисления находок к культуре -- эмпирические, по характерному признаку (или признакам). Этнический, социальный, психологический облик носителей материальной культуры может быть ре-конструирован на основе аналогий, с привлечением не-археологических данных.

На рубеже среднего и верхнего палеолита заканчивает-ся эволюция ископаемых гоминид и появляется человек разумный, скачкообразно увеличивается разнообразие камен-ных и других орудий, появляются составные изделия: вкла-дыши, наконечники, сшитая одежда. Главной социальной инновацией нижнего палеолита была экзогамия -- исклю-чение из брачных отношений ближайших родственников. Хотя элементы парного брака отмечаются уже у высших приматов (особенно у шимпанзе) и, безусловно, сильно окрепли у древнейших ископаемых людей, архантропов и палеоантропов, родство по определенной линии становится ведущим конституирующим принципом социальности в позднем палеолите. Запрет инцеста (кровосмешения) тре-бовал общественной регуляции брака, появились род и семья[3,143].

Замена эволюционного типа развития на историчес-кий принесла столь радикальные изменения в столь сжа-тые по сравнению с темпами антропогенеза сроки, что может быть определена как палеолитическая революция. Продуктом этой революции стало фундаментальное ант-ропологическое, психофизиологическое, психосоциальное, духовное единство человечества, которое сохранится в истории вопреки расхождениям в экономическом, социальном, языковом, бытовом развитии че-ловеческих сообществ. Из сказанного ясно, что в эту эпоху человечество вдобавок к биологическому, видовому еди-нообразию приобретает тот уровень интонирующих свя-зей, который называется культурой. Культура рождается в конце древнего каменного века как целостная система, тогда как в антропогенезе можно говорить только об от-дельных зонах культурного поведения.

3. Психологические объяснения антропогенеза

Археологические данные о каменном веке весьма локальны, но общечеловеческие закономерности, вышед-шие из позднего каменного века, относятся к самым глу-боким пластам человеческого бытия. Архаический базис цивилизации сейчас воспринимается как синоним бессоз-нательного. Но это бессознательное исторически сложи-лось из открытий «прометеевской эпохи», т. е. начиная, по крайней мере, со среднего палеолита. Как наука представ-ляет психологические итоги антропогенеза -- об этом го-ворит В.В. Бунак в работе «Речь и интеллект» [1,550].

Вокальная коммуникация и конкретные представления ископаемых гоминид перешли в членораздельную речь и речевое мышление в начале позднего палео-лита под влиянием антропологических, экологических, тех-нологических, психосоциальных обстоятельств. Соотноше-ние указанных факторов далеко от ясности. Возникнове-ние языка (глоттогенез) и появление мышления целостными составными конструкциями (синтагмами) представлены производными от навыков обработки камня. Привязанная к трудовой теории антропосоциогенеза мар-ксистская наука выделяла производство среди прочих фак-торов развития человечества. Внутри этого принципиаль-ного подхода существовали две точки зрения.

В первом случае тезис «Труд создал человека» тракто-вался буквально: орудие труда прямо свидетельствует о существовании сознания и культуры, по крайней мере в зачаточных формах.

В соответствии со второй точкой зрения употребление орудий является общей основой очеловечивания антропо-идов, но к непосредственным причинам культуры и со-знания не относится. Непосредственным признаком и дви-гателем очеловечивания служит речь (шире -- знаковые системы). Наиболее впечатляюще вторая точка зрения была изложена Б. Ф. Поршневым [1974]. Коммуникация ископа-емых гоминид разделена у него на три стадии: животной имитации, суггестии ископаемых людей и речевого обще-ния человека разумного. Каждый этап начинается отрицанием предыдущего и диалектическим скачком. Ведущим (пря-мым) фактором антропогенеза является коммуникатив-ное взаимодействие, а не труд. Скачок ко второй сигналь-ной системе Поршнев объясняет несовместимостью двух эволюционных ветвей гоминид (мустьерцев-палеоантропов и неоантропов) и необходимостью психологической защиты более продвинутых неоантропов от менее разви-тых, но более суггестивных палеоантропов.[6,328] Концепция Поршнева задана философско-диалектической схемой от-рицания отрицания, она продолжает столь же захватыва-ющие и столь же плохо обоснованные идеи, выдвинутые в 1920--1930 гг. Н. Я. Марром. Создатель «нового учения о язы-ке» и «палеонтологии речи» верил, что современный язык сменил стандартизированный ручной язык, победивший еще более древний пантомимо-мимически-звуковой.

4. «Примитивная ментальность»

Эволюционизм и анимистическая школа в этнологии, а затем социологический рационализм Дюркгейма выделили элементы примитивной ментальности, которые они отнесли к архаическому типу об-щества. В контексте этих первых исследований, кото-рым не удалось дать точное определение понятия «примитивная ментальность», вычитывается явное или скрытое противопоставление первобытных народов развитым народам, как и иерархическое распределение форм мысли.

Сразу же после первой мировой войны француз-ский исследователь Марсель Мосс в очерке об отрас-лях социологии подчеркнул, что изучение ментальнос-ти входит в моду. Решающий вклад в оформление по-нятия «примитивной ментальности» внес Люсьен Леви-Брюль (1857--1939). Он сделал поразительное от-крытие: оказывается, первобытный человек мыслил совсем не так, как современный. Дело вовсе не в том, что мышление было неразвитым. Оно оказалось прин-ципиально другим.

Леви-Брюль написал важные для развития психоло-гии масс работы о мышлении первобытных народов, которое он назвал «дологическим» и считал магичес-ки связанным с предметами внешнего мира. Леви-Брюль оказал огромное влияние на направленность антропологических и этнологических исследований, 246 подчеркивая трудности, которые возникают при по-пытке постичь коллективную жизнь бесписьменных народов, исходя из наших современных представле-ний.

Французский исследователь сопоставил первобыт-ную ментальность и современную и таким образом по-ставил вопрос о том, существует ли, вообще говоря, универсальная логика. Это навлекло на него много-численные упреки. В результате произошла определен-ная корректировка изначальной позиции. Леви-Брюль изучал разнообразные нравы примитивных народов и в итоге засомневался в том, существует ли единство человеческой природы. Он обратил внимание на ко-лоссальное непонимание между умами, которые сфор-мированы разными культурами.

Теоретическая догадка Леви-Брюля состояла в том, что умственные функции зависят от форм обществен-ной жизни. Этот теоретический ход, как нетрудно до-гадаться, близок к марксистской позиции. В то время исследователь видел, что можно обстоятельно проана-лизировать психологию людей, если максимально от-далиться от исследования современных форм мысли. Он стал изучать мышление тех народов, которых тогда называли дикими или примитивными. В первобытной ментальности прежде всего бросалась в глаза огромная роль аффективности, которая затмевала собой рацио-нальный аспект поведения. Так Леви-Брюль описал разницу между примитивной ментальностью и логи-ческим мышлением.

Чтобы отличить первобытную ментальность от нашей, Леви-Брюль характеризует ее как мистическую (то есть основанную на вере в сверхъестественные силы). Другое определение такого навыка мысли -- дологическое мышление. Речь у Леви-Брюля шла вовсе не о том, что оно предшествует или противоре-чит логике. Утверждалось, что оно подчиняется не ис-ключительно законам нашей логики, особенно прин-ципу тождества. Суть дела заключалась в том, что первобытная мысль, сформированная коллективными представлениями, которые не являются чисто интел-лектуальными, как бы не замечала противоречий в самом ходе рассуждения.

Иначе говоря, дологическая ментальность подчиня-лась принципу, который не входит в логику нашей ра-циональной науки, а именно принципу сопричастнос-ти (патриципации). Это означало, что одно и то же су-щество может быть собою и чем-то иным. Уже цити-рованный нами Э.Канетти утверждал, что знаки, по которым бушмен узнает приближение животного или человека, -- это знаки на его собственном теле. Такие предчувствия представляют собой зачатки превраще-ний. Исследователь предупреждал: чтобы знаки сохра-нили свою ценность для исследования превращений, не нужно вносить ничего постороннего в мир бушме-нов.

Страницы: 1, 2