бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психология конфликтов - (диплом) бесплатно рефераты

p>конфликт служит источником развития личности, межличностных отношений. При условии конструктивного разрешения конфликт позволяет человеку подняться на новую высоту, расширить способы и сферу взаимодействия с окружающими. Личность приобретает социальный опыт решения трудных ситуаций;

конфликт может улучшить качество индивидуальной деятельности; при отстаивании справедливых целей в конфликте оппонент повышает свой авторитет у окружающих;

межличностные конфликты, будучи отражением процесса социализации, служат одним из средств самоутверждения личности, формирования ее активной позиции во взаимодействии с окружающими и могут быть определены как конфликты становления, самоутверждения, социализации.

Помимо конструктивных функций, конфликт, как правило, имеет и деструктивные последствия (мы говорили об этом выше, сейчас же уточняем негативные функции межличностных конфликтов):

большинство конфликтов оказывает выраженное негативное воздействие на психическое состояние его участников;

неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием, а, значит, травмированием оппонентов;

конфликт как трудная ситуация всегда сопровождается стрессом. При частых и эмоционально напряженных конфликтах резко возрастает вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, а также хронических нарушений функционирования желудочно-кишечного тракта;

конфликты —это деструкция системы межличностных отношений, которые сложились между субъектами взаимодействия до его начала. Появляющаяся неприязнь к другой стороне, враждебность, ненависть нарушают сложившиеся до конфликта взаимные связи. Иногда в результате конфликта взаимоотношения участников вообще прекращаются;

конфликт формирует негативный образ другого — “образ врага”, который способствует формированию негативной установки по отношению к оппоненту. Это выражается в предвзятом отношении к нему и готовности действовать в ущерб ему;

конфликты могут негативно отражаться на эффективности индивидуальной деятельности оппонентов. Участники конфликта обращают меньше внимания на качество работы, учебы. Но и после конфликта оппоненты не всегда могут работать с такой же продуктивностью, как и до конфликта;

конфликт закрепляет в социальном опыте личности насильственные способы решения проблем. Победив однажды с помощью насилия, человек воспроизводит данный опыт в других аналогичных ситуациях социального взаимодействия;

конфликты зачастую отрицательно влияют на развитие личности. Они могут способствовать формированию у человека неверия в торжество справедливости, убежденности, что другой всегда прав и т. д.

Таким образом, влияние конфликта на его участников и социальное окружение имеет двойственный противоречивый характер. Это связано с тем, что отсутствуют четкие критерии различия конструктивных и деструктивных конфликтов, трудно дать обобщенную оценку результатов конфликта. Кроме того, степень конструктивности конфликта может меняться по мере его развития. Также необходимо учитывать, для кого из участников он конструктивен, а для кого деструктивен. Глава V. Типология конфликтов

В практике отечественной и зарубежной конфликтологии существует несколько классификаций конфликтов. Рассмотрим основные.

Конфликты классифицируются в соответствии со степенью нормативной регуляции: на одном конце— институционализированные (типа дуэли), на другом —абсолютные конфликты (борьба до полного уничтожения оппонента). Между этими крайними точками находятся конфликты разной степени институализации. Социальный конфликт —понятие собирательное, охватывающее множество форм проявления групповых столкновений. Такие конфликты различаются масштабом, типом, составом участников причинами и последствиями. При этом по форме проявления эти конфликты можно разделить на два вида:

    антагонистические (непримиримые);
    агонистические (примиримые).

Для второго вида характерны конфронтация, соперничество, конкуренция. Конфронтация —это зачастую пассивное противостояние социальных групп с противоборствующими политическими, экологическими, социальными интересами. Как правило, конфронтация не принимает форму открытого столкновения, но предполагает оказание давления , наличие разногласий. Конфронтация может перерасти в соперничество.

Соперничество —это борьба за признание достижений и способностей отдельного человека или какой-либо общности. Цель соперничества—приобретение лучших социальных позиций, достижение престижных целей. Соперничество, в свою очередь может перерасти в конкуренцию. Конкуренция — это особый тип конфликта, цель которого — получение выгоды, прибыли либо доступа к дефицитным благам. Антагонистические (непримиримые) конфликты делятся на смуту. Мятеж, бунт, революцию, т. е. , конфликты, имеющие острые формы.

Смута —это неясно выраженное недовольство существующим положением. Вначале появляется раздражение, оно переходит в возмущение, а затем—в негодование. Неясные цели оформляются в более или менее четко выраженные требования, хотя и не всегда понятно, чего хотят организаторы смуты, т. е. воля их четко не выражена. Смута может перерасти в бунт или мятеж, затем— в восстание. Бунт и мятеж —это целенаправленное выражение личной или коллективной активности в агрессивных формах.

Восстание —целенаправленное выражение личной или коллективной агрессии с высокой степенью организации коллективного протеста. Высшей формой конфликта может стать революция.

Революция —это крайняя форма несогласия политический способ свержения существующего строя, означающий качественные перемены существующего социально-экономического порядка. Как правило, революция предполагает насильственный военный способ действия и вовлечение в свою орбиту широких масс.

Социологи описывают конфликт также с помощью переменных, таких, как разногласие и доминирование.

Разногласие —основная переменная, которая указывает состояние и ориентацию взглядов, интересов и целей участников, выраженных в требованиях или декларациях о намерениях. Разногласие формирует противоборствующее поведение, описываемое процессуальной моделью конфликта. Модели (программы) поведения могут быть трех типов:

    достижение цели за счет другого участника конфликта;

частичная или полная уступка своих позиций другому участнику конфликта; взаимное, равное удовлетворение интересов обоих сторон.

Доминирование предполагает социальную иерархию в человеческих сообществах, борьбу за приоритетные позиции. Это система человеческих действий, основанная на стремление применить силу.

Если за критерий принять объект конфликта, то можно выделить следующие виды конфликтов.

Экономические. В их основе лежит столкновение экономических интересов, когда потребности одной стороны удовлетворяются за счет потребностей другой. Чем глубже эти противоречия, тем труднее их разрешить. Именно экономические причины чаще всего лежат в основе глобальных кризисов между обществом и властью. Социально-политические. В их основе лежат противоречия, касающиеся политики государства в сфере властных и социальных отношений, партий и политических объединений. Они тесно связаны с межгосударственными и международными столкновениями.

Идеологические. В их основе находятся противоречия во взглядах, установках людей на самые разные проблемы жизни общества, государства. Они могут возникать как на уровне макросферы, так и в самых малых объединениях на уровне личности. Социально-психологические. Они могут проявиться как между личностями, так и между социальными группами. В их основе лежат нарушения в области взаимоотношений. Причиной может быть психологическая несовместимость, немотивированное неприятие человека человеком, борьба за лидерство, престиж, влияние и т. д.

Социально-бытовые. Они связаны с разными представлениями групп и отдельных лиц и жизни, быте и т. д. Главный из них—дисгармония семейных отношений. Его причины: бытовые неурядицы, морально-бытовая распущенность, а также серьезные идейные расхождения. Если за критерий принять длительность и степень напряжения, то конфликты можно разделить на следующие типы:

Бурные и быстротекущие. Отличаются большой эмоциональностью, крайними проявлениями негативного отношения конфликтующих сторон. Они могут заканчиваться тяжелыми исходами и иметь трагические последствия: в основе их лежит психологическое состояние людей.

Острые и длительные. Возникают преимущественно в тех случаях, когда противоречия достаточно глубокие, устойчивые, непримиримые или труднопримиримые. Конфликтующие стороны контролируют свои реакции и поступки. Прогноз решения— преимущественно неопределенный.

Слабовыраженные и вялотекущие. Характерны для противоречий, носящих неострый характер, либо для столкновений, где активна лишь одна сторона; вторая не стремится четко обнаружить свою позицию или избегает конфронтации. Слабовыраженные и быстропротекающие. О благоприятном прогнозе можно говорить лишь в том случае, если такой конфликт имеет место в определенном эпизоде. Если за ним следует новая цепь подобных конфликтов, то прогноз может быть не только сложным, но и неблагоприятным.

Если за критерий принять уровень организации общественной жизни, то конфликты могут быть:

    Глобальные (мировая цель);
    Региональные (Афганистан);
    Межгосударственные (Армения — Азербайджан);
    Межнациональные (Осетино-Ингушский, 1991 г. );

Межклассовые или между разными слоями общества (Кузбасс: учителя, шахтеры и чиновничество);

Межгрупповые (команда Президента и Верховный Совет в 1993 г. ); Межпартийные (КПРФ — ЛДПР);

Межличностные политические (предвыборная борьба кандидатов во властные структуры).

Если за критерий взять количество участвующих сторон, т. е. круг участников, то конфликты бывают:

    двусторонние;
    трехсторонние;
    многосторонние.

Если за критерий принять степень силового давления, то конфликты могут быть: невооруженные (таможенные войны);

вооруженные, представляющие собой разномасштабное фактическое ведение военных действий.

Если за критерий принять степень противоречий, то конфликты бывают: агрессивные;

    компромиссные.
    Могут быть конфликты:
    по основным вопросам;
    не по основным вопросам.

Разумеется, нельзя все конфликты свести в единую универсальную схему. Есть конфликты типа“схваток”, где разрешение может быть только в случае победы одной из сторон, и “дебаты”, где возможен компромисс. Кроме того, встречаются и другие взгляды на типологию конфликтов. Американский социолог М. Ройч, например, выделяет следующие виды конфликтов (с учетом мотивации конфликта и субъективных восприятий ситуации):

Ложный конфликт —субъект воспринимает ситуацию как конфликтную, хотя реальных причин для этого нет. Не имеет объективных оснований, возникает в результате ложных представлений или недоразумений.

Потенциальный конфликт —существуют реальные основания для возникновения конфликта, но пока одна из сторон или обе в силу тех или иных причин (например, из-за недостатка информации) еще не осознали ситуацию как конфликтную. Он может состояться в силу объективных причин, но до определенного времени не актуализируется. Истинный конфликт —реальное столкновение между сторонами. Это столкновение интересов существует объективно, осознается участниками и не зависит от легко изменяемого фактора. В свою очередь. Истинный конфликт можно разделить на следующие подвиды: а) конструктивный — возникший на основе реально существующих между субъектами противоречий; б) случайный или условный —возникший по недоразумению или случайному стечению обстоятельств, что не осознается его участниками; он прекращается в случае осознания реально имеющихся альтернатив;

в) смещенный —возникший на ложном основании, когда истинная причина скрыта. Здесь воспринимаемая причина конфликта лишь косвенно связана с объективными причинами, лежащими в его основе, когда следствие выдается за причину; г) неверно приписанный конфликт — это конфликт, в котором истинный виновник, субъект конфликта, находится за “кулисами”противоборства, а в конфликте задействованы участники, не имеющие к нему отношения. Это делается либо преднамеренно, либо сознательно, с целью спровоцировать столкновение в группе противника.

Если за основание конфликта берется психическое состояние сторон и соответствующее этому состоянию поведение людей в конфликтных ситуациях, то конфликты делятся на:

    рациональные;
    эмоциональные.

В зависимости от целей конфликта и его последствий, конфликты подразделяются на :

    позитивные;
    негативные;
    конструктивные;
    деструктивные.

Социальный психолог В. И. Курбатов (Ростов-на-Дону) предлагает другие подходы к классификации конфликтов:

    внешний — конфронтация между субъектами;

внутренний — конфронтация мотивов, намерений, целей субъекта; конфликт выбора — затруднение выбора одной из двух равных целей; конфликт выбора наименьшего зла —затруднение выбора между вариантами, каждый из которых в равной степени нежелателен;

    групповой — между группами людей;

коммуникативный —результат речевого противостояния, являющийся следствием барьеров понимания установки первого впечатления;

    мотивационный — между потребностями и намерениями;
    открытый — борьба с целью нанесения ущерба противнику;

скрытый — неявное противостояние, напряженные взаимоотношения; конфликт потребностей —разновидность мотивационного, связанного с тем что человек хочет достичь противоречивые цели;

конфликт потребности и социальной нормы — между побудительными личными мотивами и запретительными общими императивами; статусный — конфронтация, определяемая статусом, положением и ролью участников; целевой — конфронтация по поводу достижения определенной цели; и т. д.

    Основные виды социальных конфликтов.

По проблемам классификации социальных конфликтов среди исследователей нет единой точки зрения. Думается, можно присоединиться в В. И. Сперанскому, который предлагает определять основные виды конфликтов в зависимости от того, что берется за основание классификации.

Если за основание берутся особенности сторон, то можно выделить: межличностные;

    между личностью и группой;
    внутригрупповые;
    между малыми и большими социальными общностями;
    межэтнические;
    межгосударственные.

В зависимости от мотивации конфликта выделяют три блока социальных конфликтов: конфликты, возникающие в связи с распределение властных полномочий и позиций; конфликты по поводу материальных ресурсов;

конфликты по поводу ценностей важнейших, жизненных установок. Таким образом, классификация конфликтов —метод познания, заключающийся в объединении их в группы на основе какого-либо признака. Базисная типология конфликтов позволяет определить в нем наиболее общие структурные единицы.

В принципе, в основе классификации может лежать любой признак конфликта. Если за основу берется характеристика, присущая всем конфликтам, то классификация называется общей. В противном случае она будет частной.

    Базисная классификация конфликтов
    Конфликты
    Конфликты с участием человека
    Зооконфликты
    Социальные
    Внутри личностные
    межличностные (между личностью и группой)
    между малыми социальными группами;
    между средними социальными группами;
    между большими социальными группами
    между хочу и не хочу;
    между могу и не могу;
    между хочу и не могу
    между нужно и не нужно
    между хочу и нужно;
    между нужно и не могу
    интропсихические
    Между двумя животными;
    Между животным и группой;
    Между группами животных
    Между отдельными государст
    вами
    Между коалициями государства
    Глава VI. Копинг — стратегии поведения

Конфликтологи выделяют три шкалы, содержащие утверждения, отражающие основы преодоления конфликтных ситуациях в трех плоскостях копинг-стратегии поведения:

в поведенческой сфере (8 вариантов поведенческих стратегий); в когнитивной сфере (10 вариантов когнитивных стратегий);

в эмоциональной сфере (8 вариантов эмоциональных стратегий). Виды копинг-стратегий поведения распределяются по трем основным группам с учетом степени их адаптивных возможностей:

    адаптивные;
    относительно адаптивные;
    неадаптивные.

К адаптивным вариантам копинг-стратегии поведения в поведенческой сфере относятся сотрудничество, обращение и альтруизм. Эти проявления отражают такое поведение личности, при котором она вступает в ближайшем социальном окружении или сама предлагает ее людям для преодоления трудностей.

В когнитивной сфере адаптивными вариантами являются проблемный анализ, установка собственной ценности, сознание самообладания. Это формы поведения, направленные на анализ возникших трудностей и возможных путей выхода из них, повышение самооценки и самоконтроля, более глубокое осознание собственной ценности как личности, наличие веры в собственные ресурсы в преодолении трудных ситуаций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11