бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психология человека бесплатно рефераты

Поскольку речь является формой существования мысли, между речью и мышлением существует единство. Но это единство, а не тожество. Равно неправомерны как установление тожества между речью и мышлением, так и представление о речи, как только внешней форме мысли.

Поведенческая психология попыталась установить между ними тожество, по существу сведя мышление к речи. Для бихевиориста мысль есть не что иное, как «деятельность речевого аппарата» (Дж. Уотсон). К. С. Лешли в своих опытах попытался обнаружить посредством специальной аппаратуры движения гортани, производящие речевые реакции. Эти речевые реакции совершаются по методу проб и ошибок, они не интеллектуальные операции.

Такое сведение мышления к речи обозначает упразднение не только мышления, но и речи, потому что, сохраняя в речи лишь реакции, оно упраздняет их значение. В действительности речь есть постольку речь, поскольку она имеет осознанное значение. Слова, как наглядные образы, звуковые или зрительные, сами по себе ещё не составляют речи. Тем более не составляют речи сами по себе реакции, которые посредством проб и ошибок приводили бы к их продуцированию. Движения, продуцирующие звуки, не являются самостоятельным процессом, который в качестве побочного продукта даёт речь. Подбор самых движений, продуцирующих звуки или знаки письменной речи, весь процесс речи определяется и регулируется смысловыми отношениями между значениями слов. Мы иногда ищем и не находим слова или выражения для уже имеющейся и ещё словесно не оформленной мысли; мы часто чувствуем, что сказанное нами не выражает того, что мы думаем; мы отбрасываем подвернувшееся нам слово, как неадекватное нашей мысли: идейное содержание нашей мысли регулирует её словесное выражение. Поэтому речь не есть совокупность реакций, совершающихся по методу проб и ошибок или условных рефлексов; она -- интеллектуальная операция. Нельзя свести мышление к речи и установить между ними тожество, потому что речь существует как речь лишь благодаря своему отношению к мышлению.

Но нельзя и отрывать мышление и речь друг от друга. Речь -- не просто внешняя одежда мысли, которую она сбрасывает или одевает, не изменяя этим своего существа. Речь, слово служит не только для того, чтобы выразить, вынести во вне, передать другому уже готовую без речи мысль. В речи мы формулируем мысль, но, формулируя её, мы сплошь и рядом её формируем. Речь здесь нечто большее, чем внешнее орудие мысли; она включается в сам процесс мышления как форма, связанная с его содержанием. Формируя свою речевую форму, мышление само формируется. Мышление и речь, не отожествляясь, включаются в единство одного процесса. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается.

4.4 Соотношение мышления и речи.

- Между речью и мышлением существует не тожество и не разрыв, а единство; это единство диалектическое, включающее различия, заостряющиеся в противоположности; - в единстве мышления и речи ведущим является мышление, а не речь, как того хотят формалистические и идеалистические теории, превращающие слово как знак в «производящую причину» мышления;

- речь и мышление возникают у человека в единстве на основе общественно-трудовой практики.

Единство речи и мышления конкретно осуществляется в различных формах для разных видов речи.

5 Теории личности.

5.1 Общие представления о личности.

Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые гено-типически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Личность -- это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Рассмотрим структуру личности. В нее обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки. Все эти качества подробно будут рассматриваться в соответствующих главах, а здесь мы ограничимся только общими их определениями. Способности понимаются как индивидуально устойчивые свой свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация -- это, соответственно, переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки--убеждения и отношения людей.

5.2 История исследования личности.

На протяжении XIX века ученые полагали, что личность существует как нечто, полностью сформировавшееся внутри яйца - подобно микроскопической гомункуле. Личностные черты индивида долгое время приписывались наследственно-сти. Семья, предки и гены определяли то, будет ли человек гениальной личностью, заносчивым хвастуном, закоренелым преступником или благородным рыцарем. Но в первой поло-вине ХХ века доказали, что врожденная гениальность автома-тически не гарантирует того, что из человека получится вели-кая личность. Оказалось, что решающую роль играет соци-альная среда и атмосфера, в которую попадает человек после рождения.

5.3 Современные теории личности.

Теория личности А. Адлера -- модель теории личности в индивидуальной психологии. В ней постулировалось три фактора стабильности и динамики личности: чувство общности, чувство неполноценности, стремление к самозначимости. Считалось, что если усиливается чувство неполноценности, то повышается стремление к самозначимости и понижается чувство общности; если усиливается стремление к самозначимости, то также понижается чувство общности; и если, наконец, усиливается чувство общности, то понижается чувство неполноценности.

Теория личности Г.С. Салливена -- система представлений, в которых решающая роль в возникновении особенностей личности и психологических расстройств приписывается межличностным отношениям. Типичные межличностные ситуации выступают некими матрицами для формирования определенного типа личности, понимаемой как совокупность социальных масок. Признается, что при изменении социальных (межличностных) отношений может быть достигнута гармонизация личности, что и ставится целью психотерапии.

Теория личности К. Хорни -- система представлений, которые развивались в дискуссии со многими положениями З. Фрейда. Были отвергнутым пан-сексуализм и фатальная роль детства в формировании характера и неврозов, достигнуто понимание роли культурной среды в возникновении неврозов. В теории Хорни основой выступает чувство „базальной тревожности“, обусловленное противостоянием индивида природным и социальным силам. Общество, с одной стороны, способствует формированию у индивида определенной структуры потребностей, а, с другой, выступает преградой для их реализации. Это приводит к возникновению чувства тревоги и поведения, ориентированного на достижение безопасности, а, в конечном счете, и к формированию определенного типа личности (агрессивного, уступчивого и отчужденного от общества).

Теория личности Ф. Фромма -- система представлений, в которых постулируется ведущая роль в человеческом поведении бессознательных побуждений, но, в отличие от теории З. Фрейда, здесь они рассматриваются как социально, а не биологически обусловленные. Человек теряет инстинктивные связи с природой, но на их место приходят экзистенциальные и исторические социальные противоречия, которые служат источником общественно обусловленных потребностей. Но если общество препятствует их удовлетворению, формируются иррациональные способы решения проблем человеческого существования в форме мазохизма, садизма, деструктивизма или конформизма, реализация которых приводит к образованию различных типов характера и возникновению неврозов.

5.4 Развитие и формирование личности.

Формирование личности хотя и есть процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но процесс совершенно особый. Он отличается от усвоения знаний, умений, способов действий. Ведь здесь речь идет о таком освоении, в результате которого происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование, соподчинение и т.д. А достичь всего этого путем простого усвоения нельзя. Усвоенный мотив в лучшем случае мотив знаемый, но не реально действующий, то есть мотив неистинный. Знать, что должно делать, к чему следует стремиться, - не значит хотеть делать это, действительно к этому стремиться. Новые потребности и мотивы, а также их соподчинения возникают в процессе не усвоения, а переживания, или проживания. Этот процесс всегда происходит только в реальной жизни человека. Он является всегда эмоционально насыщенным, часто субъективно творческим.

С мыслью о том, что личностью человек не рождается, а становится, согласны сейчас большинство психологов. Однако их точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития, в частности значения общества и различных социальных групп для развития личности, закономерностей и этапов развития, наличия, специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения процесса развития и других вопросов.

Если по отношению к развитию познавательных процессов можно было сказать, что детский возраст является решающим в их формировании, то это тем более верно в связи с развитием личности. Почти все основные свойства и личностные качества человека складываются в детстве, за исключением тех, которые приобретаются с накоплением жизненного опыта и не могут появиться раньше того времени, когда человек достигнет определенного возраста.

В детстве складываются основные мотивационные, инструментальные и стилевые черты личности. Первые относятся к интересам человека, к тем целям и задачам, которые он перед собой ставит, к его основным потребностям и мотивам поведения. Инструментальные черты включают предпочитаемые человеком средства достижения соответствующих целей, удовлетворения актуальных потребностей, а стилевые касаются темперамента, характера, способов поведения, манер. К окончанию школы личность в основном оформляется, и те индивидуальные особенности персонального характера, которые ребенок приобретает в школьные годы, обычно сохраняются в той или иной степени в течение всей последующей жизни.

Развитие личности в детстве происходит под влиянием различных социальных институтов: семьи, школы, внешкольных учреждений, а также под воздействием средств массовой информации (печать, радио, телевидение) и живого, непосредственного общения ребенка с окружающими людьми. В разные возрастные периоды личностного развития количество социальных институтов, принимающих участие в формировании ребенка как личности, их воспитательное значение различны. В процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья, и его основные личностные новообразования связаны в первую очередь с ней. В дошкольном детстве к воздействиям семьи добавляется влияние общения со сверстниками, другими взрослыми людьми, обращение к доступным средствам массовой информации. С поступлением в школу открывается новый мощный канал воспитательного воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей, школьные учебные предметы и дела. Расширяется сфера контактов со средствами массовой информации за счет чтения, резко возрастает поток информации воспитательного плана, достигающий ребенка и оказывающий на него определенное воздействие.

5.5 Проблема устойчивости личности.

Теоретическое рассмотрение проблемы устойчивости целесообразно начинать с раскрытия ее интегративного характера. В самом деле, некоторые характеристики устойчивости, такие, как относительная эмансипированность, самостоятельность, стабильность, присущи различным уровням живой материи. Но, несмотря на многообразие их форм, устойчивость, тем не менее, характеризуют некоторые общие принципы, а качественное преобразование этих принципов не означает их отмену.

Принято считать, что устойчивость не есть результат действия отдельных элементов (свойств) личности она результат деятельности в целом. Весьма стойкими во времени являются не только личностные качества, оцениваемые со стороны, но и самооценки. Было также установлено, что личностная устойчивость характерна далеко не для всех людей. Некоторые из них со временем обнаруживают довольно драматичные изменения своей личности, причем настолько глубокие, что окружающие люди их как личностей совсем не узнают. Наиболее существенные изменения подобного рода могут происходить в течение подросткового, юношеского и раннего взрослого возраста, например, в диапазоне от 20 до 40-45 лет.

Помимо этого имеются значительные индивидуальные различия в том периоде жизни, когда личностные особенности человека более или менее стабилизируются. У одних людей личность становится устойчивой в детстве и далее существенно не изменяется, у других устойчивость психологических особенностей личностного характера, напротив, обнаруживается довольно поздно: только в возрасте от 20 до 40 лет. К последним чаще всего относятся люди, чья внешняя и внутренняя жизнь в подростковом и юношеском возрасте характеризовалась напряженностью, противоречиями и конфликтами. Менее всего личностно изменяются и довольно рано обнаруживают устойчивые черты характера те люди, которые в школьном возрасте не сталкивались с противоречиями, не вступали в конфликты с взрослыми, сверстниками, социальными ценностями и нормами.

Гораздо меньшая устойчивость поведенческих реакций личностных проявлений обнаруживается в том случае, когда мы рассматриваем личность не в течение длительного периода времени, а от ситуации к ситуации. За исключением интеллекта и познавательных способностей (эти качества человек приобретает и развивает в течение длительного периода жизни) многие другие характеристики личности ситуативно неустойчивы. Это относится, например, к таким индивидуальным особенностям человека, как агрессивность поведения, честность, саморегуляция, зависимость. Всего за одну неделю у человека десятки раз может меняться настроение; встречаясь с разными людьми, человек ведет себя по-разному, к одним относится агрессивно, к другим доброжелательно; на работе служащий зависит от работодателя, но у себя дома он сам становится причиной чьей-то зависимости.

Несколько разочаровывающими оказались также многие попытки связать устойчивость поведения в различных ситуациях с обладанием теми или иными личностными чертами. В типичных ситуациях корреляция между оцениваемыми с помощью тестов-опросников чертами личности и соответствующим социальным поведением оказалась меньше 0,30. Этого явно недостаточно, чтобы точно предсказать, как поведет себя данный человек в конкретной ситуации, хотя с определенной степенью уверенности такое предсказание для множества типичных ситуаций можно было бы сделать, особенно если следить за поведением человека в течение достаточно длительного периода времени.

Наибольшей стабильностью обладают динамические особенности, связанные с врожденными анатомо-физиологическими задатками, свойствами нервной системы. К ним относятся темперамент, эмоциональная реактивность, экстраверсия-интроверсия и некоторые другие.

Устойчивость личности, являясь высшим этапом развития устойчивости, остается при этом устойчивостью самоорганизации. Психологическую сущность устойчивости личности составляет специфически личностная ориентация на отдаленные факторы.

Способность человека отстаивать и реализовывать свои личностные позиции предполагает выраженность этих позиций, их определенное единство. Иными словами, устойчивость личности неразрывно связана с проблемой целостности личности. Как же достигается такое единство? Нет нужды доказывать, что каждый человек это уникальный и неповторимый мир, включающий в себя множество различных, нередко противоречивых, мотивационных тенденций. Единство личности не может возникать вследствие сосуществования этих тенденций, оно лишь может быть следствием направленности личности.

С первых проявлений самостоятельности в раннем детстве и фактически до конца активной жизни человека потребность в самореализации является одной из наиболее важных и существенных движущих сил его развития, формирования его личности. Разумеется, будучи социальным существом, человек, не может реализовывать себя в объективном мире иначе, как воздействуя на окружающую среду и собственную личность. Социальная активность, в сущности, не только имеет своим результатом материальный и духовные блага, но и формирует человека как личность.

Неустойчивость личности означает чрезмерную податливость человека обстоятельствам, ситуации, влиянию других людей. В чем сущность такого поведения? Разумеется, в поведении индивида существенную роль играет учет конкретных условий, учет ситуации. Следует различать два способа поведения: преобразование обстоятельств на основе учета конкретной ситуации, приспособление к ней, с другой. Психология личности невозможна без учета того, в какой степени человек является творцом обстоятельств. Проявление единообразия же несет в себе факторы, способствующие возникновению аморальных и даже опасных для общества поступков.

6 Способности.

6.1 Понятие о способностях.

Способности -- индивидуально выраженные возможности к успешному осуществлению той или иной деятельности. Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности. Для классификации способностей используются разные критерии. Так, могут быть выделены сенсомоторные, перцептивные, мнемические, имажинативные, мыслительные, коммуникативные способности. В качестве другого критерия может выступать та или иная предметная область, в соответствии, с чем способности могут быть квалифицированы как научные (математические, лингвистические, гуманитарные); творческие (музыкальные, литературные, художественные); инженерные.

6.2 Способности, задатки и индивидуальные различия людей.

Подавляющее большинство психологов считает, что задатки -- это некоторые генетически детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие ин-дивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей. Однако некоторые из ученых (например, Р. С. Немов) полагают, что у человека есть два вида задатков: врож-денные (природные) и приобретенные (социальные).

Индивидуальные (индивидуально-психологические) разли-чия -- это особенности психических явлений (процессов, состояний и свойств), отличающих людей друг от друга. Индивидуальные разли-чия, природной предпосылкой которых выступают особенности нервной системы, мозга, создаются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и общении, под влиянием воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром в самом широком значении этого слова. Индивидуальные различия являют-ся предметом изучения дифференциальной психологии.

6.3 Природа человеческих способностей.

Здесь, прежде всего речь должна идти о природе так называемых со-циальных способностей, биологическая основа которых до сих пор точно не установлена. Это -- высшие, культурно-обусловленные спо-собности. Условиями и предпосылками развития их являются в пер-вую очередь обстоятельства жизни человека: жизнь в обществе, на-личие социально-культурной среды, созданной искусственно тру-дом многих поколений людей; обучение в детстве пользованию соответствующими предметами, например, музыкальными инстру-ментами; участие в целом ряде сложных, высокоорганизованных ви-дах деятельности и общения; наличие круга людей, которые в состо-янии передать необходимые знания, умения и навыки с помощью эффективных средств и методов обучения и воспитания; отсутствие у человека с рождения жесткой запрограммированности поведения, наличие незрелости мозговых структур с их способностью к после-дующему формированию путем обучения и воспитания.

Анатомо-физиологической основой социальных способностей, когда они становятся развитыми, выступают так называемые функ-циональные органы - прижизненно складывающиеся нервно-мы-шечные системы, обеспечивающие функционирование и усовер-шенствование соответствующих способностей.

6.4 Развитие и формирование способностей.

Способности - не статичные, а динамические образования, их фор-мирование и развитие происходит в процессе определенным обра-зом организованной деятельности и общения. Развитие способнос-тей происходит поэтапно.

Важным моментом у детей в развитии способностей является комплексность - одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей.

Выделяют следующие уровни способностей: репродуктив-ный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое зна-ние, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элемен-ты творческого, и наоборот.

Список источников.

1. http://www.psihologu.ru

2. http://inpsycho.ru

3. http://psychology.net.ru

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6