бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психология - (шпаргалка) бесплатно рефераты

p>17. Особенности использования стандартизированных психологических тестов и проективных методик в работе практического психолога. Статистические методы обработки психологических данных.

Тесты проективные - совокупность методик целостного изучения личности, основана на психологической интерпретации (основанные на интерпретации - рисунки, ассоциации, рассказ, экспрессивные (психодрамма)). В психологии тесты делятся на стандартизированные (жесткая система проведение (Айзенка, MMPI, тесты на исследование познавательных процессов, личностных особенностей межличностных отношений) и не стандартизованные (проективные методики - Пятна Родшиха, 20-г классический проективная методика несуществующее животное, Автопортрет, рисунок семьи).

Статистические методы обработки: 1) обобщающие статистические характеристики. размах (диапазон изменения хар-ки), - средние хар-ки (среднеарифметическое, мода, медиана), - коэффициент вариативности (данные однородны или различаются). 2) Нужно сравнивать между собой группы данных - случайность или закономерность различий. 3) Методы, позволяющие выявить закономерности - методы факторного и корреляционного анализа.

23. Теоретические основы возрастно-психологического консультирования. Общая задача ВПК - контроль за ходом псих. развития ребенка на основе представлений о возр. нормах псих. развития. Частные задачи - 1) активная пропаганда псих. знаний среди родителей. 2) проф-ка отклонений от нормального хода развития. 3) Составление рекомендаций. 4) Коррекционная работа. 5) Просвещение населения.

Теоретические основы ВПК. Здесь учитывается биофактор наследственности, соц. фактор и фактор активности ребенка, а также направления: биогенетическое, социогенетическое, теория 2-ч факторов Штерна (конвергенции - схождение 2-х факторов и т. Выготского, онтогенетическая т. Выготского. С т. з. Выготского псих. развитие ребенка представляет собой процесс присвоения общественно-исторического опыта. Опыт включает в себя: предметный мир, действие с предметами, псих. кач-ва людей, культура (язык), нормы взаимоотношений, способности людей, наследственность представляет собой природные предпосылки псих. развития, т. е. наследственность дает ребенку возможность присваивать опыт.

Существуют 2 особенности отношения ребенка со средой как источника, развития: 1) Ребенок активно присваивает опыт из среды, 2) посредником между ребенком и средой является взрослый. Теоретические основы ВПК: биогенетическое направление (содержит биофактор наследственности), Социогенетическое направление (содержит социальный фактор), теория 2-х факторов Штерна (содержит биофактор наследственности и социальный фактор), теория Выготского (содержит все факторы: биофактор наследственности, социальный фактор и активность ребенка).

24. Особенности и виды аномального развития детей. Принципы и организация отбора детей в спец учреждения. Организация деятельности медико-психолого-педагогической комиссии…

Аномальный ребенок - это когда имеются нарушения через физ. и психические нарушения. Причины, вызывающие аномалии: 1) генетические, биолого-социальные, психологические нарушения м. б. (глухие, слепые, умственно отсталые, нарушение речи, нарушение опорно-двигательного аппарата, ЗПР (инфантильность). Дети с нарушением зрения: 1) слепые, 2) слабовидящие, 3) видят только свет и тень. Все они нуждаются в специальном обучении, т. е. у них м-т разв. комплексы, обидчивость, подозрения, состояние мщения, часто агрессивны. Существуют интернаты для слепых, группы по 5-6 человек. Слуховая агнозия: Дети подразделяются на: 1) глухие - повреждение в височном отделе, 2) тугоухих, 3) слабослышащих - нуждающихся в специальном аппарате, речь не нарушена, интеллект не нарушен. Глухие попадают в спец. учреждения, адаптация в общ-ве происходит легко. Умственная неразвитость: олигофрения, дебилы, идиоты, имбицилы. Дебила можно определить к 3-му классу. Спец. учеб. заведения для олигофренов - интернат (дети обуч. как в нормальной школе) и детские дома (род. отказываются от детей). Там разрабатывается определенная программа (класс до 12 человек). 1 класс проходят 2 года - дебилы, а 3 года - имбецилы.

Для выявления, учитель подают в конце учебного года заявку психологу на исследование детей. Если находит отклонения - то на медико-психологическую комиссию. Она образуется в городе при РОНО, ГОРОНО. В нее входят - юрист, педиатр, психолог, психиатр, учитель. Комиссия определяет и направляет ребенка в спец. учреждение. Сущ-т детсады, школы, интернаты, классы по 5-6 человек: и дети только одной диагностики. Учатся примерно 12 лет, (14 лет) обучение здесь не главная цель. Главная цель - привить профессию, чтобы они адаптировались. Для олигофренов, имбицилов, дебилов - ручная работа. В детдомах, где от детей отказались им сразу оформляется инвалидность псих. х-ра и она остается на всю жизнь.

25. З. Фрейд как родоначальник психоанализа. Основные положения психоаналитической теории, ее применение в работе практического психолога. Возникнув в начале века одно из направлений мед. психологии психоанализ, сначала усилиями Фрейда постепенно превратился в учение, претендирующее на оригинальное решение чуть ли не всех мировоззренческих проблем. Одновременно он стал частью повседневного существования миллионов людей в Западной Европе и в особенности в США. Психоанализ не только вид психотерапевтической и клинической практики. Одновременно он является философским учением о человеке. По словам Бергера "если бы Фрейда не было, его нужно было бы выдумывать". По мнению Бергера, главной соц. причиной распространения психоанализа является разделение сфер публичной и частной жизни. Это ведет к "кризису идентичности"; лишь немногие люди имеют возможность найти свое "подлинное Я" в гражданской жизни, политике, бизнесе, культуре.

Психоаналитическое учение о культуре представляет собой способ истолкования знаков, семиотику и симптоматику культуры. Взгляд Фрейда на искусство, мораль, сознательные институты - это взгляд врача, определяющего по симптомам причины, характер и протекание заболевания. Психоанализ развивался по следующему направлению от терапии неврозов и методов исследования бессознательных психических процессов и "метапсихологии", т. е. совокупности теоретических постулатов о человеческой психике и "судьбах влечения".

Затем эта общая теория послужила фундаментом для применения психоанализа в различных областях знания: в религиоведении, соц. психологии и т. д. Уже в ранних работах Фрейда содержатся его основные философские идеи, осуществляется выход за пределы специальных проблем психотерапии и мед. психологии, тогда как поздние произведения по-прежнему опираются на опыт общения с пациентами и ориентированы на более глубокое осмысление этого опыта. Фрейд создал учение, которое было использовано не только для объяснения поведения и мышления, но и для истолкования эмпирических данных чуть ли не всех социальных и гуманитарных наук. Фрейд подчерчивал наличие конфликтов в психике человека, стал рассматривать душевную жизнь индивида. Фрейд конечно, ни в какой революции, тем более к "сексуальной", не призывал, но характерное для его учения преувеличение роли сексуальных влечений в психической жизни человека стало. Одним из главных источников призывов к "раскрепощению чувственности".

Здоровье или отклонившаяся от нормы психика истолковывается Фрейдом как результат совершающейся в раннем детстве эволюции либидо (сексуального инстинкта). В зависимости от того, успешно ли был преодолен "эдипов комплекс" или нет, произошла ли фиксация, задержка на одной из "доэдиповых" ступеней развития либидо, протекает в соответствии с его учением, вся взрослая жизнь человека. Метод Фрейда - сведение сложного к простому, примитивному к архаичному. Психоанализ представляет собой театр масок, где главным актером является желание. Фрейд ставит вопрос об отношениях между влечением и смыслом, языком и той силой, которая стремится найти выражение в языке. Психоанализ - это урок скромности для человека, поскольку ему следует отучится принимать иллюзорное за очевидное, а желаемое за действительное. Обнаружив себя рабом собственных влечений, человек способен уменьшить зависимость, но от цепей ему не избавиться, как и от смерти. Освобождение от иллюзий, от сновидений дает познание необходимости. Такая философия не утешает, она помогает одному бесстрашному принятию судьбы.

    26. Из истории создания школьной ПС за рубежом и в России.

В 1960-х годах в США проф. организация школьных психологов, которая изучала цель и роль школьной психологической службы. В 1980-х годах в США была организована национальная ассоциация школьных психологов. В США широко использовалось тестирование, популярным был тест IQ- определение коэффициента умственной одаренности. Была служба Гайденс (каждому приставлялся наставник, следивший за псих. развитием) Саймон и Хейесерман высказали свою неудовлетворительность на использование одних тестов. (англ. психологи). американские психологи Бардон и Беннет выделили 3 уровня функционирования ПС: 1 этап - тестирование с целью классификации учащихся, 2- работа с учащимися, которым нужно специальное обучение, 3- консультация персонала школы. В нашей стране первые попытки практического использования психологии в обучении и воспитании детей возникли еще на рубеже XIX-XX вв и связаны с так называемой педологией, наука о развивающемся растущем человеке. Резкая критика педологии причинили значительный ущерб развитию детской психологии, на многие годы затормозили развитие таких разделов как психодиагностика, практическая психологи. И только с конца 1960-х годов у нас возобновился активный поиск форм практического участия психологов в работе школы. Впервые в нашей стране, ПС начала создаваться в Эстонии. Определенным этапом развития школьной ПС стал проведенный в Москве эксперимент (1982-87) по введению в школу должности психолога (модель). В эксперименте участвовали сотрудники лаборатории ПС НИИ. На основе результатов эксперимента разработано Положение о психологической службе в системе народного образования. 2 направления деятельности - актуальное (направлено на решение злободневных проблем) и перспективное (на развитие индивидуальности).

29. Компьютер как средство психодиагностической работы. Компьютерные версии психодиагностических методик.

Логическая и вычислительная мощь, а также огромные память, быстродействие и надежность компьютеров позволяют понять, что форма психологических тестов во многом по контрасту с компьютерами определена ограниченными возможностями человека как "моделирующего устройства". Ограничения в человеческой психике выступали и выступают как ограничения тестового метода в психологии, понимаемого как моделирование деятельности одного специалиста другим. Учитывая непрерывно возрастающие возможности компьютеров в вычислениях, логических операциях, памяти, быстродействии, можно отметить, что те ограничения, которые существовали в методологическом аппарате психологических тестов и были связаны с ограниченными возможностями человека, снимаются. Уже сейчас отчетливо выявляется прогрессивная эволюция компьютерной психодиагностики. На первых этапах компьютеры использовались для вычисления шкальных оценок и специальных числовых индексов, а также графического представления "профилей". Стала доступной текстовая интерпретация результатов тестирования, т. е. собственно психодиагностическое заключение. Однако первые варианты интерпретации носили существенно схематический характер, использовали простейшие логические процедуры перехода от числовых оценок к психологическим характеристикам.

Компьютерные версии тестов могут быть полезны в работе, как начинающих, так и опытных психологов, врачей, педагогов и других специалистов. Для начинающих может иметь существенное значение сокращение времени обучения работе с психологическим тестом. Компьютерная программа освобождает обучающегося от необходимости запоминать большой объём информации по проведению эксперимента и анализу данных, по крайней мере, в формализованной их части. Таким образом, психолог может существенно быстрее начинать работать сосваиваемым тестом на некотором гарантированном уровне качества этой работы. Безусловно, при небольшом опыте работы с тестом вероятность ошибок будет меньше при использовании компьютерной версии теста. По мере нарастания личного опыта психологасложности интерпретации получаемых данных могут сначала приближаться по уровню к компьютерной интерпретации, а затем, возможно, и превосходить этот уровень. Однако следует учитывать, что сделать это не просто, так как компьютерная программа, с правило, аккумулирует опыт высококвалифицированных специалистов, участвовавших в создании программы.

    39. Учение Теплова о способностях и одаренности.

Способности всегда рассматривались Б. М. Тепловым в плане индивидуально-психологических различий. Дифференциальный момент он ввел и в определение понятия: ".... под способностями разумеются индивидуальные особенности, отличающие одного человека от другого. Весь пафос его исследований был направлен на выявление различий по способностям, против представлений об одинаковости людей.

При этом Б. М. Теплов меньше всего был склонен видеть в способностях и одаренности привилегию немногих, исключительных личностей. Он отмечал, в частности, что музыкальность свойственна всем (или почти всем) людям и вместе с тем - что у разных людей музыкальность различная. Для него было несомненно, что у каждого могут быть развиты "все общественно-необходимые свойства", но что эти свойства отнюдь не будут одинаковыми.

Неодинаковость способностей интересовала его, прежде всего с точки зрения их специфической структуры. "Не в том только дело, - писал он, - что у одного человека музыкальный слух лучше, а у другого хуже: у разных людей музыкальный слух может быть качественно различным. Отыскание в способностях такого рода качественных различий является чрезвычайно важной задачей". Б. М. Теплов выступал против "ранжирования" людей по способностям, придавая первостепенное значение индивидуально-типологическому своеобразию способностей.

Б. М. Теплов пришел к выводу: "Не может быть способностей, которые не развивались бы в процессе воспитания и обучения. Способности не развивающиеся, не воспитуемые, не подлежащие упражнению - это сочетание слов, лишенное смысла". Внимание, уделяемое Б. М. Тепловым проблеме общих способностей, выражало его постоянный интерес к вопросам психологии личности.

50. Общая характеристика психического и личностного развития в младшем школьном возрасте.

Младший школьный возраст (7-13 лет). Ведущая деятельность –учение. Обучение в школе и учение при этом могут не совпадать. Чтобы учение стало ведущей деятельностью, оно должно быть организовано особым образом. Основные новообразования школьника: личностная рефлексия; интеллектуальная рефлексия.

В школьном возрасте число факторов, влияющих на самооценку, заметно расширяется. У детей в возрасте от 9 до 12 лет продолжает формироваться стремление на все иметь свою точку зрения. У них также появляются суждения о собственной социальной значимости–самооценка. Она складывается благодаря развитию самосознания и обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат. Высокая оценка обычно бывает у детей в том случае, если родители относятся к ним с заинтересованностью, теплотой и любовью. Однако к 12-13 годам у ребенка складывается новое представление о самом себе, когда самооценка утрачивает зависимость от ситуаций успеха-неуспеха, а приобретает стабильный характер. Самооценка теперь выражает отношение, в котором образ самого себя относится к идеальному Я. Младший школьный возраст– завершение развития самосознания. Умственное развитие: 7 – 11 лет –третий период умственного развития по Пиаже - период конкретных мыслительных операций. Мышление ребенка ограничено проблемами, касающимися конкретных реальных объектов. Эгоцентризм, присущий мышлению дошкольника, постепенно убывает, чему способствуют совместные игры, но не исчезает полностью. Конкретно мыслящие дети часто ошибаются, прогнозируя результат. Вследствие этого дети, однажды сформулировав какую-нибудь гипотезу, скорее отвергнут новые факты, чем изменят свою точку зрения.

Отношения со взрослыми: на поведение и развитие детей влияет стиль руководства со стороны взрослых: авторитарный, демократический или попустительский (анархический). Дети лучше чувствуют себя и успешнее развиваются в условиях демократического руководства (подробнее об этом в гл. "Подростковый возраст"). Отношения со сверстниками: начиная с шестилетнего возраста, дети все больше проводят времени со сверстниками, причем почти всегда одного с ними пола. Усиливается конформизм, достигая своего пика к 12 годам. Популярные дети обычно хорошо адаптируются, чувствуют себя среди сверстников комфортно и, как правило, способны к сотрудничеству.

По-прежнему много времени дети уделяют игре. В ней развиваются чувства сотрудничества и соперничества, приобретают личностный смысл такие понятия, как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, преданность, предательство.

Игра принимает социальную окраску: дети выдумывают тайные общества, клубы, секретные карты, шифры, пароли и особые ритуалы. Роли и правила детского общества позволяют осваивать правила, принятые в обществе взрослых. Игры с друзьями в возрасте с 6 до 11 лет занимают больше всего времени.

51. Педологическое движение в России как осознание необходимости тесной связи психологических знаний и педагогической практики.

Педология - наука о целостном развитии ребенка. По мысли Выготского, здесь выделены 2 существенных признака педологии как самостоятельной научной дисциплины - целостность и развитие (понимаемые как единый процесс). Эти признаки выделяются в качестве ведущих многими педологами 20-30-х гг (Блонский, Крупской). Центральным выступает понятие целостности (развитие социальное, психологическое и физиологическое). Особенности развития педологии как науки, преобладающей в ней концепции оказывали влияние на становление ШПС. Реальное участие педолога в организации учебно-воспитательного процесса чаще всего выражалось в работе по комплектованию учебных групп и отбору детей в вспомогательные школы. Основным методом выступает тесты, первая серия тестов для школы в нашей стране была опубликована в 1926 г. , но уже к концу 20-х годов отмечается повальное влечение ими. Первый педологический съезд (конец 1927-28) принял решение по их ограничению.

Страницы: 1, 2, 3, 4