бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психологическое консультирование по проблемам, связанным с наркоманией и алкоголизмом - (контрольная) бесплатно рефераты

p>Утверждения, начинающиеся с “Ты” звучат как обвинения. Фраза “Ты рассердил меня”неверно перекладывает ответственность за ваши чувств на других. Только вы сами отвечаете за свои чувства. Дайте вашей речи выразить истинное положение вещей, начиная утверждение о ваших чувствах с“Я”.

    “Я сержусь на то, что ты до сих пор не готов”;
    “Я прихожу в ярость, когда ты врешь мне”,

“Я расстроился от того, что ты критиковал меня в присутствии моего сына”.

    Выразить свой гнев письменно

Много взрослых детей получают облегчение, выразив свои эмоции письменно. Вы можете сделать это, обратившись к дневнику, который читаете только вы САМИ, или вы можете написать письмо, которое вы отошлете или не станете отсылать.

    Обсудить ваши чувства, которые были у вас в прошлом

Когда вы будете готовы, поделитесь своими чувствами относительно происшедшего с человеком, которого вы выберете. Это поможет ВАМ разрешить ваши сомнения, снять тяжесть вины и стыда за прошлое. Вы сможете достигнуть ощущения завершенности, которое поможет вам впоследствии. Когда вы делитесь чувствами о вашем прошлом, вы чаще всего обнаруживаете, что ваш слушатель испытывал аналогичные чувства и даже имел похожий жизненный опыт. Большинство из нас полагает, что наш опыт и чувства уникальны.

Консультант может использовать при работе с данной проблемой техники самоконтроля, “прививку”против стресса Мейхенбаума ролевую игру, моделирование, техники гештальттерапии (якорение, “горячий стул”, тренинг преобразования агрессии Лазаруса и т. д.

    i) ПРОБЛЕМЫ В СЕМЬЕ

Часто у лиц, страдающих химической зависимостью наличествуют проблемы в семье. Мы знаем, что многие алкоголики и наркоманы вышли из так называемых дисфункциональных семей, поэтому даже если у химически зависимого есть своя семья, то, скорее всего, в нее будут перенесены паттерны поведения, приобретенные в родительской семье, поскольку ребенок, выросший в дисфункциональной семье прочно усваивает стереотипы поведения, характерные для таких отношений, он просто не умеет общаться по-другому. Как правило в дисфункциональных семьях культивируются закрытые“товарные”отношения, запрет ан чувства и т. д. , поэтому не удивительно, что в таких семьях страдают все члены семьи.

    Признаки дисфункциональной семьи
    Отрицание проблем и поддержание иллюзий
    Отсутствие доверительных отношений
    Замороженность правил и ролей
    Конфликтность во взаимоотношениях
    Недифференцированность “Я” каждого члена семьи

Сокрытие от окружающих имеющихся в семье проблем и поддержание мифа благополучия

    Склонность к полярности чувств и суждений
    Абсолютизирование воли, контроля

Воспитание детей в дисфункциональной семье подчиняется определенным правилам

Воспитание в дисфункциональной семье формирует те психологические особенности, которые составляют почву созависимости. Рассматривать созависимость только как ответную реакцию на стрессовую ситуацию в семье в виде химической зависимости у одного из членов было бы неверно. Здесь уместно напомнить о неслучайности выбора супруга, о выборе по наличию определенных и значимых характерологических признаков. Как правило, подобный выбор делается неосознанно. Семьи созависимых супругов отягощены случаями зависимости не менее часто, чем семьи самих больных зависимостью. Известно, что дочери больных алкоголизмом отцов выходят замуж за тех мужчин, которые уже больны алкоголизмом или вероятность заболеть им в будущем высока. Неслучайностью выбора супруга объясняется также и то, что повторный брак часто оказывается также“алкогольным”, как и первый. Часто в литературе употребляется термин “созависимость”. Это значит, что члены семьи прочно включены в систему алкоголика или наркомана и играют определенную роль в развитии и поддержании его болезни, а часто сами страдают от неврозов.

В наркологии и других смежных науках такие заболевания, как алкоголизм, токсикомания, наркомания принято для удобства обозначать термином“химическая зависимость”. Однако люди, страдающие химической зависимостью, не живут отдельно, они существуют рядом с нами, у них есть семьи, родственники. Болезнь одного члена семьи оказывает влияние на всю семейную систему, поэтому зачастую от химической зависимости страдают тем или иным образом все люди, живущие рядом с алкоголиком или наркоманом. И эта зависимость накладывает отпечаток на личность человека, его поведение, эмоциональную сферу, здоровье.

Некоторое время назад за рубежом был принят даже специальный термин “созависимость”для обозначения этого явления. Вначале комплекс симптомов, характеризующих непьющих жертв алкоголизма, назывался“пара-алкоголизм”, но со временем, когда алкоголизм стал рассматриваться как частный случай общей химической зависимости (наркомания, пристрастие к препаратам, вызывающим изменения сознания, токсикомания и так далее), он был заменен на“со-зависимость” (приставка “со” обозначает совместность действий, состояний). Иными словами, человек, близкий алкоголику или наркоману, зависит от алкоголя или наркотиков опосредовано через самого непосредственно зависящего от вещества человека, то есть алкоголик или наркоман зависит от алкоголя или наркотиков, а близкий ему человек–от самого алкоголика или наркомана. Зависимость, о которой мы говорим, отличается от других зависимостей и имеет свои специфические черты, которые носят болезненный характер. Итак,

Созависимость –любое поведение или отклонение, которое помогает уменьшить или минимизировать последствия употребления алкоголя или наркотиков для химически зависимого или болезненно вовлеченного человека. Это закрепленная патологическая реакция на длительно проявляющийся стресс.

Созависимость –эмоциональное, психологическое и поведенческое состояние, возникающее в результате того, что человек длительное время подвергался воздействию угнетающих правил–правил, которые препятствовали открытому выражению чувств, а так же открытому выражению и обсуждению личностных и межличностных проблем.

Созависимость –это выученный набор поведенческих форм или дефектов характера самопораженческого свойства, который приводит к снижению способности инициировать и участвовать в любых взаимоотношениях.

Созависимость –это особое состояние, которое характеризуется озабоченностью и повышенной зависимостью (эмоциональной, социальной, и иногда физической) от человека (или предмета). По существу, эта зависимость от другого человека становится болезненной и влияет на все другие отношения созависимого.

Так или иначе, но созависимость –это хроническое, прогрессирующее заболевание, это фактор риска рецидива химической зависимости, почва для развития психосоматических заболеваний, депрессии, химической зависимости, суицида, различных нарушений в потомстве.

    СХОДСТВО ПРОЯВЛЕНИЙ
    ЗАВИСИМОСТИ И СОЗАВИСИМОСТИ

Некоторые авторы считают созависимость болезнью, как и химическая зависимость. Москаленко В. Д. (2000) считает ее патологическим развитием личности. Созависимость зеркальное отражение зависимости, поскольку оба эти состояния: представляет собой первичное заболевание, а не симптом иного заболевания; приводят к физической, психической, эмоциональной и духовной деградации; при невмешательстве могут привести к преждевременной смерти; при выздоровлении требуют системного сдвига, как в физическом, так и в психологическом плане.

    Характер запроса со стороны клиента
    Мои родные меня не понимают
    Я часто ссорюсь с родными
    Мне тяжело находиться дома
    Моя жена провоцирует меня на выпивку
    Формулирование запроса
    в виде психологической проблемы

Нарушение отношений с родственниками (родителями, женой, мужем) Восстановление констуктивных семейных отношений

    Консультативные гипотезы

Недоверие со стороны родственников к лицу, страдающему химической зависимостью Контроль и гиперопека родных

Неадаптированность химически зависимого лица к трезвому образу жизни

    Вопросы и методики
    для проверки консультативных гипотез
    Расскажите о том, как вас не понимают родные
    Расскажите о последней ссоре. Что произошло?

Что угнетает вас дома? А раньше вам было легко находиться дома? Что изменилось с того времени?

    Методика Эйдемиллера на диагностику семейных отношений
    Способы оказания воздействия

Выработка совместно с психологом-консультантом поведенческих правил и стратегий поведения при общении с родными

Возможно семейное консультирование как групповое, так и индивидуальное В подобном случае особенно актуальными оказываются методики семейной психотерапии. Дело в том, что семья, которая смогла осознать свои беды и трудности, объединившись, способна создать внутри самой себя“реабилитационную программу”для попавших в беду сына или дочери, мужа или жены. Однако для этого члены семьи должны увидеть как бы со стороны свои семейные проблемы. Должны осознать собственную созависимость, научиться правильно строить отношения внутри семьи.

Кроме того при работе с проблемами, связанными с употреблением алкоголя и наркотиков возможно использование и других форм работы. Например: Индивидуальное и групповое консультирование

Групповая работа (психодрама, символдрама, сказкотерапия, семейная констелляция);

    Семейное консультирование

Кроме того, психологу-консультанту следует сотрудничать с группами самопомощи (анонимные Алкоголики, Анонимные Наркоманы, Анонимные Созависимые и др. ).

    ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Ананьев В. А. Легальные и нелегальные наркотики. – СПб. , 2000. Анонимные Алкоголики. Рассказ о том, как многие тысячи мужчин и женщин вылечились от алкоголизма. – Нью-Йорк, 1989.

Белогуров С. Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. – М. , СПб, 1998. Битти М. Алкоголик в семье, или Преодоление созависимости. – М. , 1997. Блейхер В. Б. , Крук И. В. Толковый словарь психиатрических терминов. – М. , 1998. Данилин А. Г. Кокаин, первитин и другие психостимуляторы // Серия “Врачи предупреждают”. – М. , 2000. Дилемма брака с алкоголиком. М, 1994.

Джон А. Соломзес, Вэлд Чебурсон, Георгий Соколовский. Наркотики и общество. Джонсов В. Как заставить наркомана или алкоголика лечиться. – М. , 2000. Дьячкова И. Материалы семейного психолога центра “Выздоровление”. Зинкевич-Евстигнеева Т. А. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии. – СПб. , 2002. Иванова Н. А. , Бирун Н. Е. Наркотики: выход есть! – СПб, 2001. Кабанов М. М. , Гузиков Б. М. , Зобнов В. М. Принципы построения современных психотерапевтических программ в наркологии // Новые подходы к лечению алкоголизма, наркомании и токсикомании: Междунар. Симп. Тез. докл. – Гагра, 1989. Келлерман Джозеф Л. Алкоголизм – карусель отрицания. – М. , 1997. Келлерман Джозеф Л. Руководство для семьи алкоголика. Семейные группы Ал-Анон. Колосов В. П. Психокоррекция и психотерапия детей, страдающих пристрастием к ингаляционному применению психоактивных веществ. – М. , 2000. Комиссаров Б. Г. , Роменко А. А. SOS Наркомания. – Ростов-на-Дону, 2000. Концептуальная программа профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодежи. – М. , Российский благотворительный фонд “НАН”, 1999. Коттлер Дж. , Браун Р. Психотерапевтическое консультирование. – СПб, 2001. Лекции по наркологии / Под ред. профессора Н. Н. Иванца. – М. , 2000. Личко А. Е. , Битенский В. С. Подростковая наркология. – М. , 1998. Некоторые проблемы наркомании и токсикомании (сборник научных трудов) / Под ред. акад. АМН СССР Г. В. Морозова. – М. , 1989.

МакМаллин Р. Практикум по когнитивной терапии. – СПб. , 2001. Материалы для новичка о сообществе анонимных созависимых СоДА. Мелоди Битти. Алкоголик в семье, или Преодоление созависимости. – М. , 1997. Москаленко В. Д. Созависимость: характеристики и практика преодоления / Под ред. члена-корреспондента РАМН, проф. Н. Н. Иванца. – М. , 2000.

    Москаленко В. Д. Дети больных алкоголизмом. – М. , 1990.
    Москаленко В. Д. Предсказуем ли алкоголизм? – М. , 1991.
    Моховиков А. Н. Телефонное консультирование. – М. , 1999.
    Нейк А. Наркотики. – М. , 2001.

Осипова А. А. Введение в теорию психокоррекции. – Москва – Воронеж, 2000. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании // Под ред. С. В. Березина, К. С. Лисецкого. – М. , 2001.

Психотерапевтическая энциклопедия // Под ред. Б. Д. Карвасарского. – СПб. , 1998. Пятницкая И. Н. Наркомании. – М. , 1997.

Титова О. Опыт работы телефона доверия с наркозависимыми // Вестник РАТЭПП. – М. , 2000.

    ПРИЛОЖЕНИЕ
    ОПРОСНИК ПЛУТЧИКА-КЕЛЛЕРМАНА-КОНТЕ

Цель: определение преобладающих типов защитных механизмов личности. Обработка: 8 эго-защитных процессов формируют 8 отдельных шкал, численные значения которых выводятся из числа положительных ответов на определенные указанные ниже утверждения, разделенных на число утверждений в каждой шкале. Напряженность психологических защит подсчитывается по формуле: (число“+”/n – число утверждений) х 100%.

    № п/п
    Названия шкал
    Номера утверждений
    n
    1
    Вытеснение
    6, 11, 31, 34, 36, 41, 55, 73, 77, 92
    10
    2
    Регрессия

2, 5, 9, 13, 27, 32, 35, 40, 50, 54, 62, 64, 68, 70, 72, 75, 84 17

    3
    Замещение
    8, 10, 19, 21, 25, 37, 49, 58, 76, 89
    10
    4
    Отрицание
    1, 20, 23, 26, 39, 42, 44, 46, 47, 63, 90
    11
    5
    Проекция
    12, 22, 28, 29, 45, 59, 67, 71, 78, 79, 82, 88
    12
    6
    Компенсация
    3, 15, 16, 18, 24, 33, 52, 57, 83, 85
    10
    7
    Гиперкомпенсация
    17, 53, 61, 65, 66, 69, 74, 80, 81, 86
    10
    8
    Рационализация
    4, 7, 14, 30, 38, 43, 48, 51, 56, 60, 87, 91
    12
    ОПРОСНИК ПЛУТЧИКА

ИНСТРУКЦИЯ: внимательно прочитайте приведенные ниже утверждения, описывающие чувства, поведение и реакции людей в определенных жизненных ситуациях, и если они имеют к вам отношение, то отметьте соответствующие номера знаком“+”.

    Со мной ладить очень легко.
    Я сплю больше, чем большинство людей, которых я знаю.

В моей жизни всегда был человек, на которого мне всегда хотелось быть похожим. Если меня лечат, то я всегда стараюсь узнать, какова цель каждого действия. Если я чего-то хочу, то не могу дождаться, когда мое желание сбудется. Я легко краснею.

Одно из самых больших моих достоинств – умение владеть собой. Иногда у меня появляется настойчивое желание пробить стену кулаком. Я легко выхожу из себя.

    Если меня в толпе кто-нибудь толкнет, я готов его убить.
    Я редко запоминаю свои сны.
    Меня раздражают люди, которые командуют другими.
    Я часто бываю не в своей тарелке.
    Я считаю себя исключительно справедливым человеком.
    Чем больше я приобретаю вещей, тем становлюсь счастливее.
    В своих мечтах я всегда в центре внимания окружающих.

Меня расстраивает даже мысль о том, что мои домочадцы могут разгуливать дома без одежды.

    Мне говорят, что я хвастун.

Если кто-то меня отвергает, то у меня может появиться мысль о самоубийстве. Почти все мною восхищаются.

    Бывает так, что я в гневе что-нибудь ломаю и бью.
    Меня очень раздражают люди, которые сплетничают.
    Я всегда обращаю внимание на лучшую сторону жизни.

Я прикладываю много стараний и усилий, чтобы изменить свою внешность. Иногда мне хочется, чтобы атомная бомба уничтожила мир.

    Я человек, у которого нет предрассудков.
    Мне говорят, что я бываю излишне импульсивным.
    Меня раздражают люди, которые манерничают перед другими.
    Очень не люблю недоброжелательных людей.
    Я всегда стараюсь случайно кого-нибудь не обидеть.
    Я из тех, кто редко плачет.
    Пожалуй, я много курю.
    Мне очень трудно расставаться с тем, что мне принадлежит.
    Я плохо помню лица.
    Я иногда занимаюсь онанизмом.
    Я с трудом запоминаю новые фамилии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5