бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психологическое консультирование по проблемам, связанным с наркоманией и алкоголизмом - (контрольная) бесплатно рефераты

p>Непосредственная связь алкоголизма и аутоагресии проявляется в следующем: алкоголизм как форма саморазрушающего поведения мотивируется желанием избежать жизненных проблем, кажущихся невыносимыми;

депрессия, являющаяся фактором риска суицида, очень характерна для алкоголизма и бывает причинно связана с ним: так называемую алкогольную меланхолию описал еще в 1911 г. знаменитый швейцарский психиатр Эуген Блейлер; большинство социально-психологических последствий алкоголизма (например, утраты) способствуют возникновению аутодеструкции;

употребление больших количеств алкоголя, характерное для развернутой стадии болезни, усугубляет риск фатального исхода суицидальной попытки.

Прием психоактивных веществ также связан с повышенным риском аутоагресии, чаще всего с суицидными попытками. Большие дозы наркотических препаратов могут быть использованы для достижения состояния (эйфории), в котором суицидные попытки легко реализовать. Самой высокой их частота является у лиц моложе 30 лет.

Суицидальное повеление в настоящее время является глобальной социально-психологической проблемой. В большинстве стран мира самоубийства находятся среди первых десяти причин преждевременной смерти. В мире ежегодно 400 тысяч человек кончают с собой. Растет частота не только завершенных самоубийств–во многих странах драматически растет число суицидальных попыток. Это связано с практически повсеместным распространением состояний психологического кризиса. Люди с суицидальными намерениями не избегают, а наоборот, часто стремятся к помощи и консультированию. Из тех, кто совершает суициды, почти 70% консультируются врачами общего профиля за месяц, а 40% в течение последней недели до совершения фатального поступка; 30% так или иначе выражают свои намерения, ставя в известность окружающих.

В общественном сознании до настоящего времени широко распространены ложные представления о самоубийстве, свидетельствующие об отношении общества к аутоагрессивному поведению и стоившие ему не одной человеческой жизни. Их психологическая природа связана с рационализацией иррационального отношения к неприемлемым вещам или нежелательным видам деятельности. Приводим некоторые из преобладающих заблуждений и описание реальных фактов.

    МИФЫ И ФАКТЫ О СУИЦИДЕ

Миф: Если человек говорит о самоубийстве, он пытается привлечь к себе внимание. Рационализация: Я тоже не возражал бы против внимания окружающих. Факт: Часто говорящие о самоубийстве переживают психическую боль и хотят поставить о ней в известность значимых людей.

    Миф: Те, кто кончают с собой, психически больны.

Рационализация: Я боюсь душевнобольных, им ничем нельзя помочь. Факт: Многие совершающие самоубийство люди не страдают никаким психическим заболеванием.

Миф: Разговоры о суициде могут способствовать его совершению. Рационализация: Лучше всего вместе избежать этой неприятной и опасной темы. Факт: Разговор о самоубийстве не является причиной, но может стать первым шагом его предупреждения.

Миф: Если человек в прошлом совершил суицидную попытку, то больше подобное не повторится.

Рационализация: Как хорошо, что опасность позади, и мне не нужно заботиться об этом. Факт: Очень многие повторяют эти действия вновь и достигают желаемого результата.

    Миф: Покушающиеся на самоубийство желают умереть.

Рационализация: Я боюсь смерти, ее приход не остановить, помочь умирающему нельзя. Факт: Подавляющее большинство суицидентов скорее хотят избавиться от невыносимой психической боли, чем умереть, поэтому часто обращаются за помощью.

Миф: Все приводящие к самоубийству действия являются импульсивными. Рационализация: При внезапных и непредсказуемых ситуациях помочь нельзя. Факт: Большинство людей обдумывают свои планы, сообщая о них окружающим.

    Миф: Все самоубийцы находятся в состоянии депрессии.

Рационализация: Я ничем не могу помочь, это задача профессионалов. Факт: Депрессия часто связана с суицидальными намерениями, но не все покушающиеся на свою жизнь страдают депрессией.

    Миф: Самоубийство невозможно предотвратить.

Рационализация: В противном случае мне следовало бы что-то предпринять и потом нести ответственность.

Факт: Знания о том, куда следует обратиться за помощью, могут предотвратить много самоубийств.

    Миф: Самоубийцы редко обращаются за помощью.
    Рационализация: Они сами виноваты в том, что замышляют.

Факт: В течение полугода 50% совершающих самоубийства людей обращаются к врачам.

    Миф: Помочь самоубийцам могут только профессионалы.

Рационализация: Ввязываться в столь опасное предприятие – не мое дело. Факт: Профилактика самоубийств является делом каждого человека.

Миф: Злоупотребление алкоголем и наркотиками не имеет отношения к самоубийству. Рационализация: Выпивая, я отнюдь не хочу смерти, совсем наоборот. Факт: Зависимость от алкоголя и наркотиков является фактором риска суицидального поведения.

    Характер запроса со стороны клиента
    Иногда я чувствую себя так плохо, что мне хочется умереть
    Я часто думаю о смерти
    Я не хочу жить
    Мне хочется умереть
    Формулирование запроса
    в виде психологической проблемы
    Потеря интереса к жизни
    Мысли о смерти
    Консультативные гипотезы

Возникновение трудноразрешимой ситуации, которая привела клиента к мысли о смерти

    Психологический кризис
    Вопросы и методики
    для проверки консультативных гипотез

Оценка проблемысостоит в определении потенциальной опасности суицида и вероятности смертельного исхода. Суициденты хотят, чтобы их остановили. Но мешает амбивалентность: хотя никто не хочет жить больше, чем они, –они не знают, как жить дальше. Поэтому в беседе важно оценить потенциальную опасность предполагаемых действий, которая определяется наличием: а) плана и метода суицидальных действий (их доступность, легкость и степень летальности);

б) попыток самоубийства в прошлом, особенно если не минуло еще и трех месяцев; в) “последней капли” – события, побудившего к выбору аутоагрессивной альтернативы; г) подготовки к концу жизни (завещаний, прощальных писем или распоряжений, приведения дел в порядок).

В практических целях наличие каждого из этих параметров можно оценивать, например, как (+), что позволит консультанту по сумме оценивать степень суицидального риска абонента как очень высокую (++++), высокую (+++), умеренную (++) и незначительную (+).

При высокой степени риска может возникнуть необходимость суицидальной интервенции.

    Способы оказания воздействия

Для осуществления превенции самоубийств ВОЗ предлагает использовать три концептуальные модели.

Медицинская модельпревенции рассматривает попытку суицида прежде всего как крик о помощи, к которому приводят эмоциональные расстройства и психологический кризис. Консультирование, медикаментозное и психотерапевтическое лечение, снижающие уровень аутоагрессии, являются основными задачами этой модели. Социологическая модельориентирована на идентификацию факторов и групп риска с целью адекватного контроля за суицидальными тенденциями.

Экологическая модельпредусматривает исследование связи суицидов с факторами внешнего окружения в конкретном социокультурном контексте. Реализация этой модели состоит, прежде всего, в контроле и ограничении доступа к различным средствам и инструментам аутоагрессии.

Главный смысл превентивных мер состоит в том, чтобы убедить общество, что суицидальные мысли психологически понятны и сами по себе не являются болезнью, ибо представляют естественную часть человеческого существования; что суицидальное поведение преходяще и доступно разрешению, а потому предотвратимо, если у людей будет желание выслушать другого человека и помочь ему. Суицидальная интервенция имеет целью сохранение жизни.

Поственция имеет в виду усилия по предотвращению повторения акта аутоагрессии, а также предупреждение развития посттравматических стрессовых расстройств у уцелевших и их окружения. Задачи поственции состоят в облегчении процесса приспособления к реальности у переживающих трудности, уменьшении степени заразительности суицидального поведения, оценке и идентификации факторов риска повторного суицида.

Заключение контракта. При любой степени суицидального риска, если дело не доходит до процедуры отслеживания, беседа продолжается в направлении выработки альтернативного решения. Оно вырабатывается совместно и предусматривает план действий. Он должен быть ясным и конкретным: где, как и с кем собирается провести абонент ближайшие часы и дни. Для этого важна уверенность, что собеседник контролирует мысли и чувства. По возможности, следует помочь ему отчетливо структурировать будущее. При необходимости оказывается не лишним побудить обратиться к специалистам, но не следует гарантировать быстрый и обязательный успех. Принципиальной установкой контракта является уверенность, что собеседники преследуют одну и ту же цель.

    h) ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Очень опасными в отношении срыва являются подавленные чувства наркозависимых. Особо выделяют такие: тоска, тревога, злость, гнев, депрессия. Характер запроса со стороны клиента

    Я плохо себя чувствую
    Я постоянно нахожусь в сниженном настроении
    У меня депрессия
    Я утратил радость жизни
    Меня все раздражают
    Формулирование запроса
    в виде психологической проблемы
    Получение удовольствия от жизни
    Улучшение эмоционального самочувствия
    Приобретение контроля над эмоциями
    Консультативные гипотезы
    Депрессия
    Нарушения в области эмоционально-волевой сферы
    Неотреагированный гнев
    Чувство вины за свое поведение перед близкими
    Вопросы и методики
    для проверки консультативных гипотез
    Миннесотский многофакторный личностный опросник MMPI
    Опросник депрессивности Бека

Опросник для оценки личностной и ситуативной тревожности Спилбергера-Ханина Измерение уровня тревожности с помощью шкалы тревожности Тейлора Опросник Жмурова на определение депрессии

    Что именно вызывает злость, гнев раздражение?

Приведите пример поведения людей, которое вызывает у вас злость, гнев, раздражение

    Что вы думаете, когда это происходит?

Чувствуете ли вы свою вину за то, что употребляете наркотики, алкоголь? А раньше у вас было такое, что вы не чувствовали интереса к жизни? Расскажите, как это было?

    Способы оказания воздействия

Психолог-консультант может помочь клиенту научиться идентифицировать свои чувства и правильно их отреагировать. Важность идентификации и правильного отреагирования своих чувств доказывает тот факт, что даже существует такой официальный термин, как алекситимия (от а– отрицающая приставка и греч. слово lexis –слово, речь). Как правило, многие люди, страдающие химической зависимостью, испытывают большие трудности в отслеживании, отреагировании, правильном выражении и распознавании чувств. Для работы с чувствами применяют следующие методы:

    ПРАВИЛА ДЛЯ РАБОТЫ С ЧУВСТВАМИ

Называя ваши эмоции, вы избавляетесь от того неясного, мистического и пугающего, что иногда окружает их. Когда вы называете ваши чувства, гораздо менее вероятно, что они ошеломят вас. Чувства могут быть сведены к простым словам. Более того, есть всего четыре базисных (основных) чувства: радость, гнев, грусть и страх. Для начала вы можете просто выбирать, которое из них вы сейчас чувствуете. Если это не покажется очевидным с первого взгляда, прислушайтесь к намекам, которые может дать ваше тело. Если ваши кулаки сжаты, челюсти стиснуты, сердце колотится, вы, вероятно, в бешенстве. Бели ваши глаза большую часть времени опущены, ваши плечи сгорблены, вы говорите и двигаетесь медленно, вы, вероятно, грустите. Если вы просто не уверены в том, что вы чувствуете, сделайте” предположение и посмотрите, оправдается ли оно.

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТТЕНКОВ ЧУВСТВ

Справившись с определением базисных чувств, вы можете притупить к размышлению об оттенках чувств. Есть большая разница между“испытывать удовольствие” и “прийти в экстаз”, между “испугаться” и “оцепенеть”. Мы здесь приводим список чувств в такой форме, чтобы их можно было вставить в ваше высказывание: “Я чувствую.... ”. Этот список может помочь вам в определении оттенков ваших чувств.

    “Я ЧУВСТВУЮ.... ”
    ГРУСТЬ ГНЕВ
    что я пристыжен бешенство
    что скучаю что я раздосадован (досаду)
    что я подавлен отвращение
    что я обескуражен что я обезумел (от горя)
    себя в затруднении крушение надежд
    свою вину что я ревную, завидую
    беспомощность себя оскорбленным
    обиду что я затаил злобу
    одиночество что сержусь
    себя отвергнутым что раздражен
    себя разбитым, больным
    усталость
    неудобство
    себя несчастным
    что я изнурен, истощен
    РАДОСТЬ СТРАХ
    блаженство себя в опасности
    спокойствие беспокойство
    бодрость себя задетым
    что получаю сочувствие замешательство
    уверенность в себе что я нервничаю
    моральную поддержку что я тревожусь
    возбуждение, экстаз что я в панике
    что мне выпала удача что я шокирован
    себя счастливым что мои нервы напряжены
    что я люблю что я в ужасе от....
    что я переполнен радостью неопределенность моего
    умиротворение положения
    удовлетворение, счастье, облегчение

Другим ценным приемом, помогающим в прояснении чувств является определение степени, в какой вы испытываете каждую отдельную эмоцию. Вы “немного” удовлетворены или “очень” довольны? Вы “несколько” обеспокоены или “очень”беспокоитесь? Поначалу возможно, будет сложно делать такие уточнения. Поскольку вы прежде вовсе не занимались регистрацией своих эмоций, даже слабые, тонкие эмоции вначале могут ощущаться как интенсивные. Вы можете обнаружить склонность преуменьшать или рационализировать ваши эмоции. Когда вы поймаете себя на этом, остановитесь, дайте вашим эмоциям протекать и проявлять себя, как им угодно. Ощущайте свои эмоции с любой интенсивностью, зная, что любая будет верной. В течение следующей недели ведите “Дневник чувств”, отмечая каждые два часа, какие эмоции вы испытываете. Используйте список для определения этих эмоций. Вы удивитесь, какой широкий диапазон эмоций будет записан в вашем дневнике.

    Упражнение:

Найдите человека, которому можно довериться. Им может быть сосед, учитель, лучший друг, муж или жена, брат или сестра, наконец, ваш психотерапевт. Расскажите этому человеку, что вы работаете над улучшением способов выражения своих эмоций и попросите его помощи и совета. В качестве первого упражнения сделайте три набора по пять карточек. На каждой напишите по эмоции из вашего списка чувств. По очереди берите карточки и рассказывайте о случаях, когда вы так себя чувствовали.

    ВЫРАЖЕНИЕ НЕГАТИВНЫХ ЧУВСТВ
    Изо всех эмоций труднее всего вам удается выражать гнев.
    Выговорить мелкие раздражения.

Начните с выражения мелких раздражений. Когда нужно будет подобрать слово для обозначения того, что вы чувствуете, обратитесь к списку чувств. Выражая раздражение, вы“спускаете пары”, что снимает валу досаду прежде, чем она перерастет в гнев. К тому же, если вы выразите свое неудовлетворение поступками других, это гораздо скорее побудит их прекратить так делать, нежели вы будете просто ждать и надеяться на это.

    Держать паузу

Когда вы чувствуете прилив гнева, возьмите паузу и дождитесь, когда он начнет спадать. Если вам нужно–уйдите. Если вы станете действовать при взрыве своего гнева, ваши реакции могут быть чрезмерными, потом вы можете раскаиваться в том, что сказали или сделали.

    Выражаться ясно и прямо

Позвольте другим людям четко уяснить, что вы чувствуете. Подведите итог вашим чувствам одним словом; “Я сержусь на то, что ты опоздал и не позвонил”, “Я расстроилась из-за того, что ты не появился”, “Я бешусь из-за того, что ты берешь мою машину”. Если вы будете уклончивы (“Я хотел бы, чтобы ты не брал мою машину”), люди могут не догадаться, насколько сильно вы переживаете. А если вы не только хотите выразить свой гнев, но и побудить других изменить их поведение, обратите внимание на формулировку: “Если.... то”.

    Присваивать собственные чувства

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5