бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психологические условия коррекции нарушений пространственного анализа и синтеза у детей с психомоторными недостатками при помощи физических упражнений бесплатно рефераты

Часто встречаются разнообразные нарушения зрения. По дан-ным Хендерсон 8% детей с ДЦП -- слепые, 6% -- слабовидящие. У 13% детей наблюдается нистагм, у 9% -- атрофия зрительных нервов, у 6% -- аномалии сетчатки. В целом снижение остроты зрения выявляется у 32--51% детей. Нарушения функции глазодвигательного аппарата, т.е. рас-стройства аккомодации и конвергенции отмечаются у 50--70% детей. Ограничение поля зрения наблюдается у 25,5--40,5% детей. Специфическими для детей с ДЦП являются нарушения фиксации взора и прослеживания. Э.Л. Басова при исследовании двухлетних детей с ДЦП вы-явила косоглазие у 31,4%, нистагм -- у 17,5%, нарушение по-движности глазных яблок -- у 21%, нарушение конвергенции -- у 46%, нарушение прослеживания -- у 48,8%, анизокорию (раз-ный размер зрачков при реакции на свет) -- у 42,1%. Нарушения на глазном дне -- у 19,4%.

Большинство специалистов отмечают у дошкольников недо-развитие зрительно-пространственного восприятия, трудности зрительной дифференциации по цвету, форме, величине. В целом для детей с ДЦП характерны более поздние сроки становления сенсорных функций. Типична недостаточная обоб-щенность восприятия, нечеткость образов, представлений. Зри-тельное и слуховое восприятие позже развивается также в силу того, что они, как дистантные формы восприятия, настраиваются в соответствии с контактным -- тактильным восприятием, а так-тильное восприятие существенно отстает в развитии при ДЦП.

Таким образом, анализ литературы показывает, что наряду с выраженными физическими недостатками у детей с ДЦП значительное место занимают нарушения развития психических функций, характерно выражающиеся в нарушениях наглядно-образного мышления, памяти, процессов восприятия и др.

1.2 Опыт эффективной работы психологов с детьми дошкольного возраста с недостатками психомоторного развития

Первые отечественные работы, посвященные психологической реабилитации дошкольников с церебральным параличом, были написаны в 60-х годах М.В. Ипполитовой (1967) и Л.А. Даниловой (1969). Опираясь на зарубежный и собственный опыт, эти ученые обосновали необходимость формирования государственной системы специального дошкольного образования и психологической реабилитации детей с ДЦП в нашей стране.

Психологическая реабилитация при ДЦП подразумевает проведение системы специальных мероприятий, направленных на восстановление (развитие, формирование) психических функций, процессов, свойств, способностей, позволяющих ребенку усваи-вать и выполнять различные социальные роли, адаптироваться в обществе, то есть направленных на восстановление (развитие) психологических механизмов социальной интеграции (Э.С. Калижнюк, 1987).

Система психологической реабилитации состоит из следую-щих составляющих: психодиагностики, психокоррекции, психо-логического сопровождения и психологической профориентации. Целесообразность психологической реабилитации, ее приоритет-ные направления, оптимальные методические приемы определяются, прежде всего, тем, какие сферы психической деятельности оказались нарушенными и тем, какие психические функции сле-дует восстанавливать и развивать в первую очередь. Для этого необходимо проведение психодиагностического об-следования. Психодиагностика позволяет определить особенности актуаль-ного психического состояния и потенциальных возможнос-тей психического развития (зоны ближайшего развития) ребенка с ДЦП.

В процессе психологической диагностики детей и подростков с ДЦП необходимо соблюдать ряд основных принципов (Р.Я. Абромович-Лихтман, 1965);

1.Деятельностный принцип, направленный на проведение психологического обследования в контексте деятельности доступ-ной ребенку с ДЦП: предметно-практической, игровой, учебной.

2. Принцип качественного анализа полученных данных пси-хологического обследования. Это принцип, построенный на кон-цепции Л.С.Выготского (1960) об определяющей роли обучения в процессе развития ребенка, является чрезвычайно важным при психологической диагностике нарушений развития. Для психо-лога важен не только конечный результат выполнения тестового задания, а также способ работы ребенка, умение его переносить усвоенные навыки на новое задание, отношение ребенка к зада-нию, собственная оценка его результатов.

3. Принцип личностного подхода в процессе диагностики психолог анализирует не отдельный симптом, а личность ребенка в целом .

4. Принцип сравнительного подхода при изучении нарушен-ного развития психолог должен правильно ориентироваться в осо-бенностях психического развития здорового ребенка.

5. Принцип комплексного подхода к диагностике психичес-кого развития ребенка включает в себя учет множества факторов, лежащих в основе нарушений развития ребенка с ДЦП: клиничес-ких, педагогических, психологических, социальных.

По результатам психодиагностики должны быть:

-- выявлены нарушения психической деятельности, их меха-низмы для определения перспектив реабилитации;

-- выявлены наиболее сохранные психические функции, чтобы «задействовать» компенсаторные механизмы, что крайне важно, особенно тогда, когда нарушенная функция не подлежит восста-новлению;

-- осуществлена оценка тех особенностей психической деятель-ности, которые будут способствовать успешной социальной интег-рации ребенка на разных этапах возрастного развития.

В качестве объекта психологической реабилитации выступает не только сам ребенок с ДЦП, но и его ближайшее окружение, в первую очередь, родители, семья, поэтому необходима психоди-агностика семьи для оценки той системы отношений, в которой развивается ребенок, формируется его личность. Психологическое обследование семьи особенно актуально на ранних этапах онтоге-неза ребенка с ДЦП, так как проведение психологической реаби-литации с детьми до 3--5 лет без активного участия их родителей организационно затруднено. У детей, страдающих церебральным параличом, могут наблю-даться многообразные нарушения психического развития. Тем не менее, можно выделить типичные феноменологические особенно-сти развития детей, страдающих ДЦП (Т.Н. Осипенко, Е.Е. Стацевич, Л.А. Ночевка и др. 1993, с.25-40). Они выражаются:

-- в нарушениях психомоторных функций, когда страдают как крупная, так и мелкая моторика;

-- в нарушениях речевых функций, когда страдают как экспрес-сивная, так и импресссивная речь;

-- в нарушениях сенсорно-перцептивных функций, когда су-щественно затрудняется пространственная ориентация;

-- в нарушениях функции памяти и внимания, которые наибо-лее отчетливо проявляется в отношении произвольной (активной) памяти и активного внимания;

-- в разнообразных нарушениях функций вербального и невер-бального мышления, когда наиболее ощутимый дефект наблю-дается в отношении процессов обобщения и абстрагирования, индуктивного, концептуального и пространственного мышления, практического математического мышления;

Как правило, у детей, страдающих ДЦП, наблюдается харак-терная динамика проявления расстройств психического развития. Так, уже на ранних этапах онтогенеза (первые недели, месяцы жиз-ни) у них могут выявляться психомоторные, сенсорно-перцептивные и речевые расстройства, нарушения функций внимания в виде неадекватной двигательной активности, дискоординации моторных актов, отсутствии поведенческих и эмоциональных реакций на сенсорные и речевые стимулы и т.п. (К.А. Семенова, 1999).

Исходя из этого, А.В. Семенович (2002) предлагает углубленное психодиагностическое обследо-вание ребенка, страдающего церебральным параличом, которое должно обеспечивать:

- оценку психомоторного развития (особенно на относитель-но ранних этапах развития ребенка);

- всестороннюю оценку интеллектуального развития (от оценки состояния отдельных интеллектуальных функций до ин-тегральной оценки уровня умственного развития и структуры интеллекта);

- оценку эмоционально-мотивационной сферы;

- оценку характера и особенностей личности в целом;

- оценку поведения и психологических механизмов его регу-ляции.

В соответствии с вышесказанным производится выбор спосо-бов, методических приемов, тестов, посредством которых можно решить данные психодиагностические задачи. Психологическое обследование детей с ДЦП является чрезвы-чайно сложным. Это обусловлено тяжелой двигательной патологи-ей, а также наличием у большинства детей интеллектуальных, речевых и сенсорных нарушений. Поэтому обследование детей с ДЦП должно быть направлено на качественный анализ получен-ных данных.

Предъявляемые ребенку задания должны быть не только адек-ватны его биологическому возрасту, но и уровню его сенсорного, моторного и интеллектуального развития. Процесс обследования А.А. Катаева, Е.А. Стребелева (1994) рекомендуют проводить в форме игровой деятельности, доступной ребенку. Особое внимание следует обратить на двигательные возможности ребенка. Учет физических возможностей больного с ДЦП очень важен при психологическом обследовании. Например, при полной обездвиженности ребенок укладывается в удобное для него положение, в котором достигается максимальное мышечное расслабление. Ди-дактический материал, используемый при обследовании необхо-димо располагать в поле его зрения. Обследование рекомендуется проводить в манеже, на ковре, или в специальном кресле. К.А. Семенова (1999) рекомендует при выраженном мышечном напряжении, ребенку придают так назы-ваемую «эмбриональную позу» (голову ребенка пригибают к груди, ноги сгибают в коленных суставах и приводят к животу, руки сгиба-ют в локтевых суставах и скрещивают их на груди). Затем произво-дят несколько качательных движений по продольной оси тела. После этого тонус мышц значительно уменьшается, и ребенок ук-ладывается на спину. При помощи специальных приспособлений (валиков, мешков с песком, резиновых кругов, поясов и т.д.) ребе-нок фиксируется в этом положении. При выраженности непроизвольных лишних движений -- гиперкинезов, которые мешают захвату игрушки, перед началом об-следования рекомендуется провести специальные упражнения, способствующие их уменьшению. Например, можно производить перекрестные движения с одновременным сгибанием одной ноги и разгибанием и приведением к этой ноге противоположной руки. Приспособления для фиксации позы особенно важны при обсле-довании ребенка с гиперкинезами (применяются специальные по-яса, манжеты, марлевые кольца, шлемы и т. д.).

У детей с церебральными параличами нарушения в пси-хическом развитии находятся в тесной взаимосвязи с двигатель-ными расстройствами. Малая активность ребенка с церебральным параличом во многом мешает ему активно познавать окружающий мир. Положение многих детей с церебральным параличом бывает вынужденным, они подолгу лежат в одной позе, не могут изменить ее, повернуться на другой бок или на живот. Помещенные в поло-жение на животе они не могут поднять и удержать голову, в поло-жении сидя они часто не могут пользоваться руками, так как ис-пользуют их для сохранения равновесия и т. д. Все это способствует значительному ограничению поля зрения, препятствует развитию зрительно-моторной координации.

Основные трудности психолога при работе с больными, страда-ющими ДЦП, заключаются в том, что многие широко распростра-ненные, верифицированные и валидные методики не могут использоваться полностью или частично в связи с грубыми нару-шениями речи и двигательных функций (особенно тонкой моторики). Так, при выраженных гиперкинезах, правостороннем гемипарезе психолог не может в полном объеме воспользоваться широко применяемым для определения интеллектуальной функции тес-том Векслера. Больные вследствие своих двигательных нарушений неспособны выполнить 7, 9, 11 и 12 субтесты. Причем, это не по-зволяет судить об их способности к Зрительному представлению, к конструктивному мышлению, о внимании, зрительно-моторной координации, экстраполяции. Если даже состояние больного позволяет провести психологи-ческий эксперимент, как правило, необходим пересмотр времен-ных ограничений, предусмотренный методикой. Те же причины могут препятствовать использованию рисуноч-ных тестов и многих других. Разнообразие по качеству и степени тяжести нарушений речи, отмечающиеся у больных ДЦП, может существенно затруднить применение вербальных методик.

Психолог, работающий в специализированном учреждении для детей больных ДЦП должен иметь и уметь владеть большим количеством методов и взаимозаменяемых методик и перед обследованием больного, тща-тельно подобрать наиболее пригодные для его обследования с уче-том двигательных и речевых расстройств. Итак, выбор методического арсенала во многом зависит от «возможностей» обследуемого ребенка с ДЦП, от его способностей выполнять те или иные тестовые задания. Так, до 3-4 лет психоло-гическое обследование ребенка основывается на методах фиксиро-ванного наблюдения в естественных или экспериментально смоде-лированных ситуациях.

Тестовое психологическое обследование детей эффективно-с 4-5 лет. При этом тестовые задания даются в устной форме и проводят-ся индивидуально. С 12--14 лет возможно использование опрос-ников. Учитывая повышенную истощаемость данного контингента детей, нужно внимательно относиться к «дозированию» тестовых нагрузок. Как правило, до 5--7 лет длительность разового обследо-вания не должна превышать 20--30 минут. Нарушение интеллектуального развития при ДЦП вносит свою специфику в организацию психологического обследования, целе-сообразность изменения стандартной процедуры обследования или модификации инструкций.

Для оценки интеллекта и интеллектуальных функций при ДЦП могут быть использованы:

-- тест Векслера;

-- графические тесты;

-- тесты классификации;

-- методика исключения предметов;

-- тест интеллекта Амтхауэра;

-- тесты школьной зрелости.

Для диагностики нарушения психомоторных функций (непро-извольности движений, снижение или повышение двигательной активности в целом) используются методы наблюдения за поведе-нием, характером двигательных реакций, а также графические тес-ты, проба на тремор, теппинг-тест (с 5 лет), проба на время реак-ции (с 5 лет), методика оценки нервно-психического развития (4-- 6 лет), методика определения коэффициента психомоторного раз-вития (до 4 лет).

При диагностике нарушений восприятия и внимания кроме методов наблюдения используются патопсихологические тесты: корректурная проба (с 5 лет), тест «Недостающие детали» (с 5 лет). Распространенной методикой исследования внимания являются таблицы Шульте, а для исследования работоспособности и утомля-емости методики Крепелина, Ландольта.

При диагностике психических функций при ДЦП необходимо особое внимание уделять детям раннего возраста (до 3-4 лет). Их диагностика базируется, в основном, на методе фиксированного наблюдения, описанного в «Руководстве по раннему обучению» (Портредж, США), в котором оцениваются различные уровни пси-хического развития: моторных функций, речи, навыков самообс-луживания, познавательных способностей, социализации.

В комплексное восстановительное лечение детского церебраль-ного паралича включаются: медикаментозные средства, различ-ные виды массажа, лечебная физкультура, ортопедическая помощь и другое (Е.Г. Сологубов, К.А. Семенова,1999). Комплексный характер коррекционно-психолого-педагогической работы предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка. Вследствие этого необходима совместная стиму-ляция развития всех сторон психики, речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений. Основные задачи и принципы коррекционной работы с детьми были разработаны еще Л.С. Выготским (1960) и впервые стали использоваться в дефектологии применительно к различным вариантам аномалий развития.

Необходимо раннее начало онтогенетически последовательно-го воздействия, опирающегося на сохранные функции. В послед-ние годы широко внедрена в практику ранняя диагностика ДЦП. Несмотря на то, что уже в первые месяцы жизни можно выявить патологию доречевого развития и нарушения ориентировочно-по-знавательной деятельности, коррекционная и в частности логопедическая, работа с детьми нередко начинается после 3--4 лет. В этом случае работа чаще всего направлена на исправление уже сложившихся дефектов речи и психики, а не на их предупреждение. Раннее выявление патологии психического и речевого развития и своевременное коррекционно-педагогическое воздействие в младенческом и раннем возрасте позволяют умень-шить, а в некоторых случаях и исключить психоречевые наруше-ния у детей с церебральным параличом в старшем возрасте. Необ-ходимость ранней коррекционной работы при ДЦП вытекает из особенностей детского мозга -- его пластичности и универсальной способности к компенсированию нарушенных фун-кций, а также из того, что наиболее оптимальными сроками созревания функциональной речевой системы являются первые три года жизни ребенка. Коррекционная работа строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком этапе психо-речевого разви-тия находится ребенок (А.Р. Лурия,1948).

Коррекционно-психологическая работа организуется в рамках ведущей деятельности. Нарушения психического и речевого разви-тия при ДЦП в значительной степени обусловлены отсутствием или дефицитом деятельности детей. Поэтому при коррекционно-педагогических мероприятиях стимулируется ведущий для данно-го возраста вид деятельности: в младенческом возрасте -- эмоцио-нальное общение с взрослым; в раннем возрасте -- предметная деятельность; в дошкольном возрасте -- игровая деятельность.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10