бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психологические проблемы наркотизации в подростковой среде бесплатно рефераты

При приёме таких сильных препаратов очень несложно передозировать. Последствия передозировки ужасны и нередко заканчиваются смертью.

Особенно опасны самодельные наркотики. К ним относятся, например, обработанный растворителями млечный сок маковых головок или экстракт маковой соломки. Они приводят к гораздо более тяжёлым и частым вегетативным нарушениям. В специализированной литературе описаны случаи мгновенной смерти после приёма таких «самопалов».

Длительность наркотического опьянения после опиатов составляет в среднем 2 - 6 часов. Первые симптомы появляются почти сразу, одурманенность, «кайф» - наступают через 10 - 20 мин после приёма.

Во время опьянения подростки малоподвижны, нередко ищут покоя и уединения. Их охватывает ощущение ленивого довольства, полнейшего телесного и душевного комфорта. «Нарушители» этого покоя, все, кто пристают и надоедают, вызывают крайнее раздражение и, очень часто, агрессию. «Сломать кайф» в компании наркоманов считается тяжким проступком.

Приходящее ленивое довольство сопровождается грёзоподобными фантазиями. Более всего представляются сцены исполнения желаний, заново переживаются счастливые минуты прошлого. Возможна определённая визуализация представлений («Что захочу, то и увижу»). Ориентировка в окружающем сохраняется. Только при передозировке развиваются оглушение, сопор.

Отмечается значительное снижение болевой чувствительности, узкие, как точки, зрачки, не расширяющиеся даже в темноте. Отмечается отключённость осознания опасности.

У подростков, впрочем, как и у взрослых, хорошо выражена способность диссимулировать опьянение. Лишь узкие зрачки скрыть невозможно. Опытные, знающие об этом наркоманы, замаскировывают их тёмными очками, а иногда даже прибегают к закапыванию в глаза атропина.

Последействие опийного опьянения проявляется астенией, вялостью, сонливостью. Но сон обычно поверхностный и непродолжительный. Ощущается также тяжесть в теле, особенно в конечностях. Иногда бывает дурное самочувствие. Длительность последействия - 2 - 4 часа.

Моральных принципов для наркомана не существует. Он делает то, что хочет, не считаясь с окружающими. Ради дозы, особенно в период «ломки», готов на всё.

Развитие у подростков абстинентного синдрома.

Стёртая абстиненция на первой стадии наркомании.

Первая стадия в подростковом возрасте встречается чаще, чем вторая. Её основным симптомом является психическая зависимость, поэтому абстиненция на этой стадии проявляется, прежде всего, неудержимым влечением к наркотику. Она возникает сразу же, как только была пропущена очередная инъекция. Устремляются на поиски наркотиков, готовы раздобыть её любым путём, однако серьезных правонарушений ещё избегают, если только ранее уже не были к ним склонны.

Когда на протяжении суток получить наркотик не удаётся, то развивается депрессивно-дисфорическое состояние. Аффективные нарушения во время абстиненции особенно выражены в подростковом возрасте. Подростки напряжены, озлоблены, склонны к бурным аффективным вспышкам по малейшему поводу и без видимой причины. Возникает необычная для данного подростка «истерическое поведение со страхом и паникой», но чаще с рыданиями, заламыванием рук, угрозами покончить с собой, или демонстративными суицидными попытками. Всё это служит для того, чтобы добиться от близких денег, которые будут истрачены на наркотик. Депрессия проявляется чувством безнадёжности, утратой жизненной перспективы, всё видится в мрачных красках. Характерна бессонница, аппетит резко снижен, но через недел9ю может оказаться повышенным до прожорливости. Нередко у курильщиков возникает отвращение к курению.

Вегетативные симптомы абстиненции выражены слабо. Можно наблюдать расширение зрачков, умеренную тахикардию, небольшое повышение артериального давления. Иногда возникают также симптомы, напоминающие (ОРЗ) - насморк, покраснение глазных яблок, слезотечение, лёгкое познабливание.

Если подростки знают, что наркомания у них распознана, то они нередко обнаруживают склонность к аггравации симптомов абстиненции и даже к стимуляции некоторых вегетативных расстройств, например, неукротимой рвоты. Зная, что одним из самых тягостных симптомов абстиненции являются мышечные боли, подростки начинают громко жаловаться на них, наглядно демонстрируя, как их «ломает». Следует заметить, что сильные мышечные боли обычно возникают при абстиненции на второй стадии наркомании, на фоне выраженных вегетативных нарушений.

Симуляция и аггравация у подростков служит для того, чтобы назначали побольше разных лекарств - не столько, чтобы ослабить тягостные проявления абстиненции, сколько, чтобы испытать их действие, тайком накопить и принять сразу большую дозу и попытаться найти среди них что-нибудь, напоминающее наркотик.

Если же подростки полагают, что наркомания у них не распознана, то они, наоборот, склонны диссимулировать явления абстиненции. Жалоб не предъявляют. Нерезко выраженные вегетативные нарушения стараются скрыть или приписывают какую-либо преходящему соматическому заболеванию, «простуде». Здесь преследуется цель возможно скорее быть выписанным из больницы, чтобы вернуться к наркотизации.

Продолжительность абстиненции на первой стадии наркомании составляет несколько дней.

Затем вегетативные нарушения полностью сглаживаются, сон и аппетит восстанавливаются, аффективные вспышки исчезают. Но влечение к наркотику сохраняется долго - оно довольно постоянно выражено в течение двух-трёх месяцев.

Одним из признаков сохраняющегося влечения могут служить сновидения. Подростку снятся ситуации, когда он собирается сделать себе вливание наркотика, но ему всегда что-то мешает и он его сделать не может. Подобные сновидения обычно скрывают от врача, будучи осведомлёнными, что они свидетельствуют о сохранившемся влечении.

На протяжении последующих месяцев возможны внезапные обострения заглохнувшего было влечения к наркотикам. Это может случиться, когда подросток снова окажется в компании наркоманов. Дело здесь не только в соблазне, даже в понуждении с их стороны, но и в действии условно-рефлекторных механизмов. Эти механизмы лежат в основе феномена, получившего название «контактный кайф».

Другими причинами обострения влечени„‘ могут быть стрессовая ситуация, невзгоды и неприятности, вызывающие потребность релаксации - желание забыться, уйти от трудностей, кажущихся непреодолимыми, и от переживаний, воспринимаемых как невыносимые. Соматические заболевания как провокаторы влечения на первой стадии наркомании менее значимы.

Выраженная абстиненция на второй стадии наркомании.

Неодолимое влечение к наркотику вспыхивает через 6-8 часов с момента последнего его введения. Вскоре за этим начинаются вегетативные нарушения. У подростков эти нарушения выражены достаточно ярко, в отличие от мышечных болей, которые бывают более умеренными, чем у взрослых.

Очень сильны аффективные реакции - то дисфорические со злобностью и агрессивностью в отношении окружающих, то истерические с аутоагрессией.

Строгую фазность развития абстинентного синдрома у взрослых, в подростковом возрасте проследить труднее. Среди выраженных вегетативных нарушений можно отметить широкие зрачки, тахикардию, слезотечение, иногда сильное слюноотделение. Слизистая носа набухает («гнусавый голос»), из носа обильные выделения. Характерное упорное чихание. Часто появляются жалобы на боли в области сердца, точнее, в области сердечного толчка, но иногда и на сжимающие боли за грудиной.

Позднее, чем уже на вторые сутки, начинается чередование ознобов с гусиной кожей и проливных потов. Появляются боли в мышцах рук, ног и шеи, судорожные сведения икроножных мышц, чувство онемения в конечностях. К ним присоединяются схваткообразные боли в животе (спазмы в кишечнике), иногда - рвота, понос с тенезмами.

Самыми тяжёлыми бывают 2 - 4 сутки. Затем на протяжении 1 - 1,5 недели явления абстиненции сглаживаются даже без лечения. Дольше других могут удерживаться субфебрилитет, небольшое повышенное артериальное давление, заметная потеря в массе тела. Около двух недель сохраняется отвращение к курению. Но через 1,5 - 2 недели аппетит не только восстанавливается, но и появляется прожорливость, а за ней и желание курить.

Сниженное настроение и особенно сильное влечение к наркотику могут удерживаться на протяжении нескольких месяцев.

При наличии сопутствующих органических заболеваний сердца у подростков во время абстиненции следует соблюдать осторожность - целесообразно отказаться от одномоментного лишения наркотика прибегнуть к постепенному уменьшению его дозы на протяжении 7 - 10 дней в сочетании с сердечными. При этом надо учитывать, что наркоманы в подобной ситуации, как правило, значительно завышают дозу наркотика, которую регулярно использовали в последнее время. Рекомендуется начать с половины названной им дозы и ежедневно уменьшать наполовину.

Отмечена определённая закономерность динамики абстиненции и зависимости от использованных наркотиков. Высокоактивные синтетические и полусинтетические препарат„Ќ отличаются тем, что абстиненция развивается быстро вслед за перерывом в наркотизации, протекает тяжело, но зато относительно коротко (в отношении бурных её проявлений). Более слабо и медленно действующие наркотики, например, кодеин, при пероральном приёме обусловливают более медленное развитие абстиненции, менее тяжёлые её проявления, но зато течение её более продолжительно. Абстиненция при длительном употреблении метадона начинается через 2 - 3 суток после перерыва, но зато затягивается до трёх недель.

Псевдоабстинентный синдром.

Служит частой причиной рецидива наркомании. На первой стадии наркомании у подростков аналогом псевдоабстинентного синдрома служит внезапное сильное обострение влечения к наркотику во время ремиссии - после нескольких недель или месяцев воздержания. Как указывалось ранее, наиболее частой причиной такого обострения влечения, уже было заглохшего, бывает ситуация, когда подросток оказывается в компании наркотизирующихся. Другой причиной служат психогенные стрессы с потребностью релаксации и желанием «забыться».

На второй стадии наркомании, во время ремиссии, длившейся недели, месяцы и даже более года, может внезапно развиться картина абстинентного синдрома с его вегетативными симптомами, правда, не столь резко выраженными, как при истинной абстиненции. Подобный псевдоабстинентный синдром развивается под влиянием психогенных стрессов, но также и при острых соматических заболеваниях. Особенно частым провокатором служит грипп. Однако псевдоабстиненция может возникнуть и в обстановке наркотизации других наркоманов и даже при виде шприца.

2.4. Выводы и рекомендации для родителей и учителей.

Как учить ребенка надлежащему удовлетворению своих потребностей? Таких методов много. Особого внимания заслуживают три из них - они наиболее часто выступают в повседневной жизни семьи.

1. Использование инстинкта подражания. Он заключается в том, что родители показывают ребенку, как они удовлетворяют собственные потребности. Например, в любви - проявляя взаимное уважение и нежность, в безопасности - заботясь о доме и обеспечивая семье средства к существованию, в социальной значимости - добиваясь осуществления поставленных целей и др.

Ребенок с младенческого возраста подражает взрослым. Сама природа наделила его инстинктом подражания, весьма важным и необходимым, ибо он служит для усвоения различных форм поведения, которые ребенок наблюдает и перенимает у других, более опытных лиц.

Мы не раз имели возможность убедиться в наблюдательности детей. Они способны заметить и даже подсмотреть многие черты поведения, явлений, ситуаций, а затем пробуют воспроизвести их во время игры, подражая взрослым. Следовательно, если родители стараются правильно реализовывать свои потребности, то тем самым они подают ребенку хороший пример. Важно и специально показывать ребенку, как удовлетворяются различные потребности.

Необходимо добавить, что благодаря инстинкту подражания ребенок овладевает не только внешними формами поведения, он усваивает также связи и жизненные позиции родителей, их отношение к разным вопросам, способ мышления, оценки окружающего его мира и др.

2. Применение системы взысканий и поощрений. Сразу же хочу пояснить, что речь идет не об издревле известном и применяемом с мизерным эффектом методе принуждения ребенка к чему-либо под угрозой наказания (« Если принесешь двойку - получишь выволочку!») или же подкупа (« Получишь пятерку - куплю тебе велосипед»)

В широком понимании поощрением для человека является все то, что служит удовлетворению какой-то его потребности, а взысканием или наказанием - то, что затрудняет ему или делает невозможным ее удовлетворение.

Использование родителями взысканий и поощрений, именно так понимаемых, заключается в создании таких ситуаций, когда только определенные формы поведения ребенка приносят ему награду, а иные будут наказуемы, т. е. не приведут к удовлетворению потребности. Здесь используется очень важное явление, а именно: человек повторяет те формы поведения, которые обеспечивают ему поощрения или награды, и избегает тех, которые доставили ему неприятности, наказания.

Рассмотрим пример такой ситуации. Маленький Денис заинтересован в одобрении отца, для него это - важная награда, удовлетворяющая его потребность в признании. Отец хвалит каждый раз, когда этого хочется сыну: и тогда, когда мальчик показывает ему рисунок, выполненный небрежно, кое-как, и когда построит несложное, но разваливающееся сооружение из кубиков, и когда старательно, с большими усилиями смастерит сложную модель самолета или ему удастся выложить из цветной мозаики красивый узор.

В результате Денис привыкает к легкому удовлетворению своей потребности в одобрении: все, что он ни сделает, - якобы великолепно. На этой основе у него создается уверенность в своей исключительности, что в свою очередь то и дело приносит ему разочарования, ибо другие люди вовсе не считают его необыкновенным и не хвалят за что попало. Ребенок приобретает привычку к неправильному удовлетворению потребности в признании.

Если бы отец более объективно оценивал начинания сына, хваля только то, что заслуживает одобрения, и одновременно указывая на ошибки. Денис понял бы, что признание надо заслужить.

Закрепление ложного представления о собственных исключительных способностях или иных мнимых достоинствах приводит впоследствии к неприятным разочарованиям, конфликтам и формирует отрицательные черты личности, что, как мы знаем, затрудняет удовлетворение потребностей и в будущем может обусловить склонность подростка к употреблению наркотиков.

3. Обращение к родительскому авторитету. Имеется в виду не так называемый авторитет родительской власти над ребенком: « Ты должен поступать так-то и так-то, а иначе...», или авторитет подкупа: « За каждую пятерку я что-то тебе куплю», или же авторитет чрезмерной опеки: «Ярослав, не бей Зою, устанешь». Такие авторитеты ложные, они противоречат правильному воспитанию и, хотя могут дать временный эффект, в итоге всегда ведут к формированию порочных черт личности ребенка.

Настоящий авторитет заключается во внутреннем, сознательном признании ребенком знаний, умений и опыта родителей, подобно тому, как мы признаем, например, авторитет выдающегося ученого, ценя его достижения в какой-то области (так что ему не нужно прибегать к власти, подкупу или иным способам, чтобы завоевать уважения и симпатию слушателей или студентов).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8