Психологические принципы отбора кандидатов для обучения предпринимательству
Уравнительность в доходах рассматривалась как элемент особой программы по-ведения членов общины. Это отразилось в их обрядах, обычаях, этикете, трудовых навыках, играх, моде, отдыхе, праздниках, способах воспитания, ухаживания, ос-корблениях, наказании и т. п.
Предпринимательское поведение всегда обусловлено предпринимательской куль-турой. Рассмотрим факторы, определяющие отечественную предпринимательскую культуру как основной регулятор поведения российского предпринимателя. На наш взгляд, их три: социально-экономические, духовные и собственно культурные.
Чтобы создавать ситуации, развивающие предпринимательские способности, нужно осознать не только то, что они представляют из себя континуум, в котором люди представлены в виде субъектов с ярко выраженными способностями и без таковых. Необходимо также разбить область применения данного вида деятельно-сти по сложности предпринимательства от крупных фирм, занимающихся «высо-кой технологией», до мелких предприятий, у которых новаторская функция прояв-ляется лишь на стадии зарождения и эпизодически в процессе работы. Тем, кто обладает яркими предпринимательскими способностями, надо создавать соци-альные и экономические условия. Ведь талантливые предприниматели, как и твор-ческая интеллигенция, «представляют один из редких ресурсов нации». Дж. Деллан и Е. Лидсей подчеркивают важность государственных мероприятий, стимулирую-щих инновационные предпринимательские процессы, так как указывают на прямую связь между ними и развитием предпринимательства.
1.3. Психологические характеристики успешного предпринимателя
1.3.1. Психологические качества предпринимателя
Важная задача психологии -- дать описание личности предпринимателя -- его психологический портрет, а также ответить на вопросы, насколь-ко он совпадает в различных социокультурных средах и на различных уровнях раз-вития экономики. Важно также выяснить, изменился ли портрет российского предпринимателя за время реформ, насколько он привлекателен для соотечествен-ников и от каких факторов зависят те или иные его характеристики. Одним из первых создателей психологического портрета предпринимателя является В. Зомбарт, утверждавший, что дух предпринимательства -- одна из со-ставляющих частей капиталистического духа, наряду с мещанством и бюрократич-ностью.
Предприниматель должен обладать следующими качествами:
* завоевателя (духовная свобода, воля и энергия, упорство и постоянство);
* организатора (способность правильно оценивать людей, заставлять их рабо-тать, координируя их действия);
* торговца (способность вербовать людей без принуждения, возбуждать в них интерес к своей продукции, внушать доверие).
Мещанину требуются другие качества:
* хозяйственность, связанная с рациональным ведением дел, разумной эконо-мией и бережливостью;
* деловая мораль, являемая коммерческой солидностью и благонадежностью, верностью договору и строгим ведением отчетности.
Третья составляющая капиталистического духа -- бюрократия. Черты бюрокра-та: преданность корпорации, работа ради ее прибыли -- способ личного карьерного продвижения и благополучия, коллективный интерес, дисциплина, потребность в четкой инструкции, наличие закрепленных функций. Варфоломеева О. В. Основы психологии деятельности: Учебное пособие. - Симферополь: Таврия, 1999, с. 56 Примечательно, что при столь разносторонней характеристике капиталистиче-ского духа В. Зомбарт поставил предпринимательство на первое место. Если из дан-ной картины устранить предпринимателя, получится другой хозяйственный уклад. Поэтому неудивительно, насколько часто правительство России, стремясь к тотали-таризму, боролось с предпринимательством, устраняя этим малейшую возможность проявления элементов капитализма.
Согласно мнению знаменитого психолога Г. Юнга, наибольшая предрасположен-ность, склонность к предпринимательству -- у экстравертов.
В рамках социально-психологической теории депривации Депривация -- процесс сокращения или лишения возможности удовлетворения жизненных по-требностей индивидов или групп было установлено, что выходцы из социально ущемленных слоев населения и национальных мень-шинств имеют более высокий предпринимательский потенциал, чем представители имущих слоев.
Существует проблема восприятия налогообложения предпринимателями: их по-ведение в условиях разного уровня налогов, причины и факторы уклонения от упла-ты налогов. Актуальны исследования кросскультурного уровня, устанавливающие корреляции между предпринимательской деятельностью и национальными, этни-ческими, культурными и другими особенностями индивидов и социальных групп. Так, было установлено, что в отличие от населения США и Японии, видящего в предпринимателе человека, обслуживающего его нужды и создающего рабочие мес-та, в Европе образ предпринимателя в целом мало позитивен. Во-первых, это связа-но с некоторой загадочностью его деятельности, скрытой от глаз общественности. Во-вторых, с определенными стереотипами восприятия предпринимателя как спе-кулянта, дельца, эксплуататора (особенно в условиях идеологизированной совет-ской экономики). В-третьих, с некоторой категоричностью поведения и общения предпринимателей в интересах дела и в связи с экономической необходимостью.
В четвертых, с завистью по поводу его прибыли и доходов.
К важным для психологического портрета предпринимателя качествам относятся (в интеллектуальном блоке) компетентность, комбинаторный дар, развитое воображение, реальная фантазия, развитая интуиция, перспективное мышление; (в ком-муникативном блоке) талант координатора усилий сотрудников, способность и готовность к социально лояльному общению с другими людьми и в то же время умеение идти против течения; (в мотивационно-волевом блоке) склонность к риску, ;внуутренний локус контроля, стремление бороться и побеждать, потребность в самоактуализации и общественном признании, преобладание мотива достижения над мотивом избегания неудачи. Предприниматель ассоциируется с хорошим здоровьем, неиссякаемой энергией и оптимизмом. Литературные данные и выполненные исследования доказывают лишь обязательное наличие компонентов, приведенных в мотивационно-волевом блоке, ибо предприниматель прежде всего фигура действующая, активная, ищущая. Эти компоненты присутствуют в его психологическом портрете независимо от формы предпринимательства (производственное, коммерческое, финансовое). Варфоломеева О. В. Основы психологии деятельности: Учебное пособие. - Симферополь: Таврия, 1999, с. 43
По мнению К. Варнерида, нет двух четко разграниченных групп людей: предпринимателей и не предпринимателей. Различия в том, как много предпринимательской активности они проявляют, и в уровне предприимчивости, заключенной в этой активности. Тогда правомерно говорить и о парапредпринимательстве как форме деятельности, осуществляемой параллельно бюджетной либо на ее базе. В настоящее время это явление достаточно распространено в нашей стране. С такой позиции объяснима и фигура интрапренера -- человека, работающего в организации, но обладающего наклонностями и способностями предпринимателя.
Есть ли специфические особенности в портрете российского предпринимателя по сравнению с зарубежным?
1.3.2. Специфические особенности психологии российского предпринимателя при сравнении с зарубежным
Определение предпринимательства, приведенное в начале темы, акцентирует внимание на самостоятельности деятельности, предполагающей выбор, риск, ответственность. Выполненные нами исследования представителей малого и среднего бизнеса показали, что у российских предпринимателей симптомокомплекс самостоятельности и автономности выражен особенно ярко. Кросскультурные же иссле-дования определили, что российские предприниматели малого и среднего бизнеса в большей степени отчуждены от общества и психологически защищены от социаль-ного неодобрения, чем, к примеру, немецкие. Это связано с развитием российского предпринимательства в условиях несбалансированного рынка, без реальной и по-следовательной поддержки со стороны государства, в социокультурной среде неодобрения, демонстрируя открытое противопоставление бизнеса государству и крайнее проявление индивидуализма.
Западные, а особенно американские, теории мотивации признают в качестве глав-ного стремления человека тягу к успеху. Успех -- это удача в достижении какой-либо цели, общественное признание, хорошие результаты в работе. И предпринима-тель, «предпринимая» какое-либо «предприятие», рассчитывает на его успех. Современные отечественные социологи отмечают сложность этого явления и мно-гообразие условий успеха предпринимательства. Он может быть достигнут вслед-ствие действия одного или нескольких факторов, обстоятельств, причин, и быть результатом достаточно разных форм поведения. Рощин С. К. «Психология успешного предпринимательства в США». Психологический журнал.- 1993. Т.14 - №5, с. 98 - 99. На достижение предприниматель-ского успеха могут повлиять:
* простое везение (оказался случайно в нужное время в нужном месте, но при этом сумел не упустить шанс);
* активный поиск «того самого выигрышного варианта» с использованием ме-тода проб и ошибок;
* компетентный расчет различных комбинаций и выбор оптимального вариан-та на основе теоретических изысканий;
* получение и использование в благоприятное время конфиденциальной ин-формации или ресурса другого вида;
* использование собственных уникальных способностей, опыта, компетентно-сти в качестве товара, дающего доход.
Предпринимательское поведение может иметь и период пассивности, но обычно предприниматель активен, хотя бы на стадии «уторговывания» цены за нечто, чем он обладает.
Из определения понятия следует, что предприниматель должен иметь представ-ление о рыночной конъюнктуре и уметь ею пользоваться. Говорить о наличии общих для всех предпринимателей черт, задатков, способностей можно только в случае, если сравнение происходит в соответствии с теми или иными формами и направле-ниями реализации множества моделей предпринимательского поведения. На Запа-де их несколько.
* Инвестиционная модель -- разработка и внедрение «на свой страх и риск» венчурных инвестиционных проектов, что в наше время в России не кажется оправданным.
* Инвенторная модель -- продвижение или продажа «ноу-хау» (собственного или клиента).
* Организационная модель -- организация осуществления каких-либо идей, не-стандартных решений, обеспечение проекта нужными видами ресурсов, обес-печение коммуникаций, взаимодействия.
* Посредническая модель -- выступление в роли арбитра, посредника с получе-нием комиссионных (на основе уникальной информации о потребностях и возможностях сторон).
* Аквизиционная модель -- аккумуляция и концентрация каких-либо ресурсов для запуска в оборот в благоприятное время.
* Коммерческая модель -- создание новых каналов обмена для товаров, услуг, информации.
* Консалтинговая модель -- обеспечение профессиональной поддержкой по широкому кругу проблем.
* Конъюнктурно-игровая модель -- манипулирование, комбинирование цено-вой и иной конфиденциальной информацией.
Рекомендуем тем, кто обдумывает возможность начать свое дело, внимательно перечитать строки, относящиеся к предпринимательскому поведению, и определить свои ресурсы и возможные направления активности. Добавим к этому совместную точку зрения российского и американского специалистов в сфере бизнеса на моти-вы и набор профессиональных качеств предпринимателя. Варфоломеева О. В. Основы психологии деятельности: Учебное пособие. - Симферополь: Таврия, 1999, с. 65 Мотивы:
* желание быть хозяином своей судьбы;
* стремление преодолеть отчуждение профессиональной деятельности от ос-тальной, слить работу и жизнь воедино, изменить принцип «работать, чтобы жить» на «жить, чтобы работать»;
* желание получать достойное вознаграждение за свой труд и значительно, улучшить свое материальное положение.
Приведем качества предпринимателя, отмеченные Б. Карлоф: Рощин С. К. «Психология успешного предпринимательства в США». Психологический журнал.- 1993. Т.14 - №5, с. 127.
1. Предпочитает принимать решения самостоятельно.
2. Восприимчив к новому, нацелен на получение результатов.
3. Открыт для конструктивной критики и похвал.
4. Стремится принимать активное участие в бизнесе, а поэтому безмерно счаст-лив в небольшой организации.
5. Любит быстрое развитие и нововведения.
6. В деловом окружении, при расширении бизнеса чувствует себя как рыба в воде.
7. Крайне требователен к себе и к способностям своих компаньонов.
В условиях современного постиндустриального общества, когда каждый является реальным или потенциальным участником процессов, существенно влияющих на жизнь других людей, а иногда и человечества в целом, когда благодаря достижениям цивилизации любой человек может оказаться в ситуации, где от его поведения зависит благополучие или даже судьба многих, возрастает роль нравственности. Предприниматели по своему статусу определяют благополучие нанимаемых ими людей и окружающих организаций, входящих в сферу их деятельности. Нравственная составляющая деятельности -- это критерий, согласно которому общество отделяет приемлемые действия от неприемлемых. По нравственной составляющей потенциа-ла предпринимателей их можно разделить на «акул» и «дельфинов». Чирикова А.Е. Психологические особенности личности предпринимателя. Психологический журнал. - 2001. Т. 19 - №1, с.167. На основе комбинации двух параметров -- энергии и нравственной ориентации -- можно получить классификацию типов поведения в жизни. В социологии труда рассматривается категория трудового потенциала человека, определяющая возможности и эффективность его участия в экономической дея-тельности. По сути, потенциал включает несколько профессиональных и личностных характеристик работника, состав которых определяется требованиями участия в производственном процессе. Параметрическое определение потенциала можно считать укрупненным профессиональным и личностным профилем работника. В этом смысле определение потенциала работников следует рассматривать в ряду других методов построения их профилей
Соцориентация
Альтруизм
Эгоизм
|
«рыба»
|
«дельфин»
|
|
|
«рак»
|
«акула»
|
|
|
Min Max
|
|
|
Рис. 1.
Классификация типов поведения на основании энергии и нравственности -- социальная ориентация
Попытка создать развернутый формализованный портрет предпринимателя при-надлежит А. И. Агееву Рощин С. К. «Психология успешного предпринимательства в США». Психологический журнал.- 1993. Т.14 - №5, с. 154. (см. табл. 1.2).
Таблица 1.2.
Личностный портрет зарубежного предпринимателя
Качества
|
Индикаторы проявления качества
|
|
1.
|
2.
|
|
1. Поиск возможностей и инициативность
|
а) видит и использует необычные деловые возможности; 6) действует до того, как его вынудят к этому обстоятельства
|
|
2. Упорство и настойчивость
|
а) готов к неоднократным усилиям, чтобы преодолеть препятствие;
б) меняет стратегии, чтобы достичь цели
|
|
|
Продолжение таблицы 1.2
1.
|
2.
|
|
3. Готовность к риску
|
а) предпочитает ситуации «вызова» или умеренного риска; б) предпочитает действия, чтобы уменьшить риск или контролировать результат
|
|
4. Ориентация на эффективность
|
а) находит пути делать вещи лучше, дешевле, быстрее; б) стремится достигать совершенства, улучшать стандарты эффективности
|
|
5. Вовлеченность в рабочие контакты
|
а) принимает на себя ответственность и идет на личные жертвы для выполнения работы;
б) берется за дело вместе с работниками или вместо них
|
|
6. Целеустремленность
|
а) ясно выражает цели, имеет долгосрочное видение; б) постоянно ставит и корректирует краткосрочные задачи
|
|
7. Стремление быть информированным
|
а) лично собирает информацию о клиентах, поставщиках, конкурентах; б) использует личные и деловые контакты для своей информированности
|
|
8. Систематическое планирование и наблюдение
|
а) планирует, разбивая крупные задачи на подзадачи; б) разрабатывает или использует процедуры слежения за выполнением работ
|
|
9. Способность убеждать и устанавливать связи
|
а) использует осторожные стратегии для влияния и убеждения люден; б) использует личные и деловые контакты как средство достижения целей
|
|
1О. Независимость и самоуверенность
|
а) стремится к независимости от правил и контроля других людей; б) полагается лишь на себя перед лицом противостояния и при отсутствии успеха; в) верит в свою способность выполнять трудные задачи
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|