бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психологические принципы отбора кандидатов для обучения предпринимательству бесплатно рефераты

Психологические принципы отбора кандидатов для обучения предпринимательству

58

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

  • ВВЕДЕНИЕ 2
  • 1. Психологические основы успешного предпринимательства в России и за рубежом 5
  • 1.1.Обзор научных разработок в психологии поведения 5
  • 1.2. Психология поведения предпринимателя 7
  • 1.3. Психологические характеристики успешного предпринимателя 11
  • 1.3.1. Психологические качества предпринимателя 11
  • 1.3.2. Специфические особенности психологии российского предпринимателя при сравнении с зарубежным 14
  • 2. Гипотеза психологических качеств успешного предпринимателя 21
  • 3. Анализ критериев отбора кандидатов для обучения предпринимательству 25
  • 3.1. Соответствие общих целевых ориентаций требованиям предпринимательской деятельности 25
  • 3.2. Готовность стать стратегическим лидером 33
  • 3.3. Готовность к выполнению функций руководителя 36
  • 3.4. Умение рационально разрешать конфликты 39
  • 3.5. Обладание достаточной стрессоустойчивостью 42
  • 3.6. Обладание достаточной коммуникативной компетентностью 45
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
  • ПРИЛОЖЕНИЕ 1 56
  • ПРИЛОЖЕНИЕ 2 57
  • ПРИЛОЖЕНИЕ 3 58

ВВЕДЕНИЕ

Темой дипломной работы является выявление психологических аспектов отбора кандидатов для обучения предпринимательству

Предметом исследования дипломной работы является процесс отбора кандидатов для обучения предпринимательскому делу

Объектом исследования будут кандидаты для обучения предпринимательскому искусству на курсах «Успех».

Цель: выявить и изучить особенности личностных психологических качеств, способствующих лучшему и более продуктивному, выгодному осуществлению предпринимательской деятельности.

Постановка цели исследования определяется следующей формулировкой его гипотезы, согласно которой предпринимательская деятельность соот-ветствует потребностям симпатотоников наличием большого количества на-пряженной работы и изобилием «пиковых ситуаций», стимулирующих при-вычный выброс в кровь катехоламинов (в частности адреналина), вызывающих состояние радостного возбуждения и подъема сил. Человек ощущает себя сме-лым, способным преодолеть любую преграду для достижения поставленной цели. Он чувствует надежность, уверенность в себе. Такие ощущения позволя-ют брать на себя ответственность, самостоятельно принимать оптимальные ре-шения в любых опасных ситуациях, которыми изобилует предпринимательс-кая деятельность.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы я предлагаю последовательное решение в рамках дипломной работы следующих задач:

Проанализировать литературные данные по проблемам психологических основ осуществления успешной предпринимательской деятельности в России и за рубежом.

выявить, изучить и проанализировать характеристики личности, которые являются критериями для отбора кандидатов для обучения предпринимательству.

Предложить некоторые практические рекомендации по усовершенствованию приемов психологического отбора кандидатов для обучения предпринимательскому делу.

Методы исследования:

Наблюдение, экспериментальный анализ, психолого-педагогическое и методическая литература, анализ проведения успешной предпринимательской деятельности и др.

Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что в ней на основании проведенной опытно экспериментальной работы, предлагается ряд практических псиологических рекомендаций для людей, желающих стать предпринимателем.

Решив открыть свое дело, предприниматель принимает всю ответственность за его ход и все риски, с ним связанные, на себя. Следовательно, он должен быть готов к тому, чтобы осуществлять управление своей фирмой. Эффективность управления обусловливается умением решать следующие задачи:

1. Постановка целей функционирования и развития предприятия;

2. Планирование деятельности и развития предприятия;

3. Анализ результатов работы предприятия;

4. Распределение обязанностей и ответственности между подчиненными;

5. Стимулирование продуктивной работы персонала;

6. Организация контроля работы персонала;

7. Оценка работы персонала;

8. Поддержание благоприятного социально-психологического климата в коллективе;

9. Оценка целесообразности внедрения конкретных новшеств;

10. Организация внедрения новшеств;

11. Стимулирование инновационной активности персонала.

Степень эффективности, с которой решаются данные задачи, определяет уровень управленческой компетентности предпринимателя и его способностей. Сама же компетентность зависит от знаний основ и методов управления, а также от ориентированности предпринимателя. Недостаток знаний можно восполнить, пройдя соответствующий курс обучения, или посредством самообразования. Однако для того, чтобы применить полученные знания в практике деятельности своего предприятия, необходимо желание, уверенность в успехе, готовность на затраты времени и сил, стремление к обновлению, экспериментированию. Не секрет, что разные люди различным образом воспринимают новые знания. Кто-то сразу готов внедрять все, чему удалось научиться, другой постоянно сомневается в успехе, опасается навредить с трудом налаженному делу, а иной уверен, что его собственные знания и опыт стоят всех наук вместе взятых. В основе различной ориентированности предпринимателей лежат индивидуальные особенности людей. Они проявляются в выборе преимущественного способа деятельности, путей реализации этого способа и эмоциональной оценке ситуации.

Случается, что индивидуальные особенности человека препятствуют эффективному решению управленческих задач. В этой ситуации говорят о наличии у него определенных ограничений. Выявить существующие ограничения можно заранее до того, как станет очевидным, что предприниматель не справляется с функциями руководителя. Полученная при этом информация послужит для выбора направления коррекции неэффективного поведения и предупреждения возможных ошибок и проблем.

1. Психологические основы успешного предпринимательства в России и за рубежом

1.1.Обзор научных разработок в психологии поведения

Под поведением понимается совокупность совершаемых человеком поступков. Исследователь психологической теории деятельности Г. В. Суходольский, изучив по-давляющее большинство отечественных трудов по теме «деятельность -- поведе-ние», пришел к выводу, что именно у С. Л. Рубинштейна впервые отражено различие между двумя видами человеческой активности. Варфоломеева О. В. Основы психологии деятельности: Учебное пособие. - Симферополь: Таврия, 1999, с. 20 Если деятельность -- это ряд последовательно совершаемых действий, то поведе-ние -- система поступков. Поступок как единица поведения выражает, по мнению Л. И. Анциферовой, отношение человека к другим людям и моральным нормам об-щества. Психологический словарь трактует поступок как социально оцениваемый акт поведения, совершение которого подчинено мотивам и целям человека. Зинченко В. П., Мещерякова Б. Г. Психологический словарь. М.: Педагогика - Пресс, 2001, с. 72.

В нем проявляется личность -- ее ведущие потребности, отношение к окружающей дей-ствительности, характер, темперамент. В соответствии с социальными требования-ми, этическими и правовыми нормами, поступок оценивается как нравственный. Или безнравственный.

Значительные успехи по выяснению природы человеческого поведения были достигнуты в начале XX в. Впервые основоположником бихевиоризма Д. Уотсоном было провозглашено, что душа человека является принципиально непознавае-мой, а человеческое поведение есть проявление двухзвенной схемы: (St - R) сти-мул -- реакция. Варфоломеева О. В. Основы психологии деятельности: Учебное пособие. - Симферополь: Таврия, 1999, с. 28 Данное заявление было закреплено открытием В. М. Бехтеревым «сочетательного рефлекса» или, в терминах экспериментальных исследований И. П. Павлова, «условного рефлекса», которые на целые десятилетия были объяв-лены в нашей стране фундаментальными постулатами для объяснения поведенчес-ких реакций.

В начале 30-х гг. американский психолог Э. Толмен пришел к заключению, что направляющим началом поведения является цель человека, а связи между стиму-лом и реакцией являются не прямыми, а опосредованными через «промежуточные переменные»: цель, ожидание, гипотезу, знак и его значение, когнитивную картину мира.

Важный вклад в изучение поведения личности привнесла гештальтпсихология, ярким представителем которой является К. Левин. Он писал, что для объяснения поведения необходимо определить действующую целостную ситуацию, представ-ляющую структуру поля и состояние личности. Важно выявить саму эту ситуацию и то, как она представлена в субъективном восприятии действующих в ней людей. Гибсон Джеймс. Л., Иванцевич Джон, Доннелли Джеймс Х. Организации: поведение, структура, процессы. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 232 с.

В отечественной литературе существует значительное число синонимов понятия «установка»: личный смысл -- по А. Н. Леонтьеву, отношения -- по В. Н. Мясищеву. внутренняя позиция -- по Л. И. Бажович, умонастроение -- по Б. Д. Парыгину, моти-вация -- по В. И. Ковалеву и т. д. Их общий смысл идентичен по своей сути уста-новке личности, так как все они являются, во-первых, исходным моментом поведе-ния, во-вторых, вызывают готовность действовать определенным образом.

Начиная с 70-х гг. ряд последователей школы Д. И. Узнадзе провели серию экс-периментов по изучению механизмов смены установок, в том числе и социальных. Опираясь на то, что социальные установки имеют такие же свойства, как и установ-ки более низких иерархических уровней (интенсивность, скорость формирования, прочность фиксации и т. д.), они выяснили, что смена происходит по общему закону ассимиляции и контраста.

Отечественные исследования, а тем более зарубежные, продолжали доказывать наличие несовпадений между осознанием человеком фактов, говорящих о необхо-димости менять поведение, и тем, что сделать это крайне трудно. Некоторые отече-ственные психологи, опираясь на зарубежные исследования неофрейдистских школ, придающих области бессознательного решающую роль в регуляции поведения, в том числе и социального, пытались объяснить разрыв между поведением и осозна-нием через бессознательные регуляторы. Это работы Б. Ф. Поршнева, В. В. Нали-мова, В. П. Трусова. Большой интерес в этой связи представляют исследования А. М. Айломазьяна, доказывающие, что социальные установки могут находиться как в области сознательного, так и бессознательного, что в то время не повлияло на орто-доксальную линию в психологии. Варфоломеева О. В. Основы психологии деятельности: Учебное пособие. - Симферополь: Таврия, 1999, с. 76

Современными западными школами, объясняющими и исследующими регуля-цию поведения человека, в частности в качестве предпринимателя, и наиболее популярными сегодня в России, являются нейролингвистическое программирование (Р. Бендлер, Дж. Гриндер и другие), трансак-ционный анализ (Э. Берн, М. Джеймс, Д. Джонгвард и др.), неогештальтпсихология (Ф. Перлз), онтопсихология (Менегетти), психоделическая школа (С. Гроф, Э. Бон- ни и другие), дианетика и саентология (Р. Хаббард), психоанализ (3. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм, К. Хорни и др.).

Учитывая вышеизложенное, предположим, что психологическое поведение предпринимателя управля-ется как сознательными, так и бессознательными регуляторами. Таким образом, регуляция поведения полностью не подчинена воле человека.

1.2. Психология поведения предпринимателя

Предпринимательское поведение является социально-экономическим.

Под таким поведением понимается цепь последовательно совершаемых поступ-ков человека, направленных на получение субъективно оцениваемых преимуществ от разницы между приложенными усилиями и полученным результатом в процессе приобретения, хранения и обмена материальных и духовных ценностей. Варфоломеева О. В. Основы психологии деятельности: Учебное пособие. - Симферополь: Таврия, 1999, с. 35

Можно предположить, что предпринимательское поведение обусловлено уста-новками, вызывающими состояние готовности к совершению поступков предпри-нимательского характера в случае наличия потребности и удовлетворяющей ее си-туации.

По данным Р. Хизрича и М. Питерса, в 50-72 % случаев у основателей компаний хотя бы один из родителей имел свободную профессию. Следовательно, при воспи-тании будущих предпринимателей эти родители заложили в своих детях установки или готовность совершать поступки, характерные для предпринимательского типа поведения. Гибсон Джеймс. Л., Иванцевич Джон, Доннелли Джеймс Х. Организации: поведение, структура, процессы. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 265 с.

Степень свободы выбора, которую позволяют себе успешные предприниматели, заставляет предположить, что данный тип людей обладает значительно меньшим количеством фрустрирующих Состояние фрустрации возникает вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствую-щей достижению цели. личность установок, чем другие. Область созна-тельного представлена здесь значительно в более широком диапазоне. Известно, что невозможно добиться успеха, если поведение неадекватно ситуации. Чтобы быть «везучим», необходимо четко реагировать на изменение окружающей дей-ствительности. Особенно часто такие изменения происходят при занятиях пред-принимательством, где «неопределенность» является главной психологической «средой обитания». В подсознании предпринимателей может содержаться готовность быть гибким, оптимальным, успешным, творческим, обеспеченным и другие регуляторы, способству-ющие «победе» в этой жизни. Данные установки довольно легко можно вывести в область социального. Следовательно, есть шанс признать свое поведение или отка-заться от него.

Установки, несовместимые с предпринимательскими поступками, прекрасно сформулировал М. Мольц.108 Это готовность к разочарованию, неуверенности, ис-пытанию чувства одиночества, обиды, опустошенности и использованию агрессии по полезным каналам приложения. По мнению У. Джеймса, причина уныния предпринимателя «только отражение субъективного восприятия человека». Ибо потеря прибыли -- факт, а что предпри-ниматель при этом опозорен или разорен -- его личное суждение. Личность успешного предпринимателя отвергает побуждение жить предопреде-ленным образом. Она постоянно учится сталкиваться с новыми ситуациями, откры-вает новые способы мышления, переживания и реагирования. В результате такое поведение устраняет противоречие, вызванное понятиями «надо» и «хочу», так как они просто сливаются. Именно сознательное решение быть свободным, несмотря на инстинкты, побуждения, наследственность и окружающее влияние, выделяет пред-принимателей из общей социальной структуры.

К этим людям невозможно никак не относиться, так как их поведение вызывает у кого «зависть», у кого «прекрасное чувство свободы», а у некоторых желание изу-чить истоки такой нестандартности.

На поведение предпринимателей влияют не только внутренние установки, но и внешние обстоятельства, порожденные конкретной исторической обстановкой, го-сударственной идеологией, культурой нации, а также того социального слоя, из ко-торого формировался предпринимательский социум.

Живя в обществе, предприниматель знает, что любой его поступок в семье, офи-се, на улице оценивается с позиции нравственности, что в свою очередь влияет на основную цель предпринимательства -- получение прибыли. Поэтому предприни-мательские поступки должны соотноситься как с национальной культурой обще-ства, так и с предпринимательской культурой -- созидаемыми и передаваемыми социальной группой предпринимателей системами ценностей, идей и символов. Именно поведение человека выявляет его отношение к социальным ценностям и определяет специфику образа жизни. Варфоломеева О. В. Основы психологии деятельности: Учебное пособие. - Симферополь: Таврия, 1999, с. 57

Итак, людей, имеющих предпринимательское поведение, объединяет одна суб-культура, являющаяся составным элементом общей национальной культуры. Эта субкультура проявляется в явных или неявных правилах поведения, спонтанно воз-никающих в ходе эволюции предпринимательского социума и группирующихся в определенных культурных традициях, поступках, ритуалах, обычаях, нравах или «ко-дексах поведения». Варфоломеева О. В. Основы психологии деятельности: Учебное пособие. - Симферополь: Таврия, 1999, с. 45

Развитие предпринимательской культуры или «кодекса предпринимательского поведения», его смена, появление и исчезновение, выдвижение на главенство и оттеснение на второй план различных норм и правил происходит по принципу естественно-го отбора. Выживают культурные традиции, наилучшим образом обеспечивающие жизненные цели общества, а не прошедшие эволюционные фильтры -- отсеиваются.

В России «кодекс предпринимательского поведения» менялся несколько раз. Частая смена предпринимательской субкультуры происходила, видимо, из-за несо-ответствия ее цели основным целям русской национальной культуры. Получение «барыша» большего, чем у основной массы населения, живущего по законам общины, не поощрялось русским самосознанием, склонным к уравнитель-ному (общинному) распределению доходов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5