бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психологические отклонения у детей и подростков - (реферат) бесплатно рефераты

p>К категории врожденной субдебильности относят и так называемых конституционально глупых личностей. Этот вариант впервые описан Э. Блейлером под названием ''die Unclaren''. Таким людям свойственна не столько бедность ассоциаций, сколько неясность понятий.

П. Б. Ганнушкин говорил, что невозможно сказать, что здесь нормально, а что уже не нормально. Но у многих из них хорошая память, они могут хорошо учиться и даже закончить институт (известны даже случаи, когда они становятся профессорами). Но чаще всего в ситуациях, когда им приходится проявлять собственную инициативу и на практике применять полученные знания, они оказываются совершенно несостоятельными.

Один из вариантов легкой степени интеллектуальной недостаточности носит в психиатрии названиесалонного слабоумия(Salonblodsinn). Такие люди умеют держать себя в обществе, с умным видом говорить о погоде или других пустых, банальных вещах, не проявляя никакой оригинальности. Для салонного слабоумия характерны однообразие плоских шуток, шаблонность суждений, предвзятость, отсутствие способности к творчеству и пониманию реальных окружающих явлений, склонность к напыщенной многоречивости, высокопарным суждениям. Речь таких людей состоит из избитых, банальных истин, шаблонных выражений, высказываемых с глубокомысленным видом. По выражению П. Б. Ганнушкина, эти ''люди шаблона, банальности, моды''. Но таких людей в нашей жизни немало.

Задержка развития в связи с ранним органическим повреждением мозга. Легкая интеллектуальная недостаточность при этом варианте вызвана нарушением функций в связи с остаточными явлениями заболеваний головного мозга, которые называются органическими.

Эта форма задержки психического развития характеризуется неравномерным недоразвитием интеллекта, причем в наибольшей степени страдают предпосылки интеллекта–внимание, память и психическая активность. Интеллектуальная недостаточность сочетается с быстрой утомляемостью, истощаемостью, эмоциональной неустойчивостью, расстройствами настроения, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью и усилением влечений.

Внимание у таких детей неустойчиво, легко рассеивается и с трудом концентрируется. Дети с трудом сосредотачиваются на уроке, отвлекаются на посторонние разговоры или игры. Учитель должен постоянно делать им замечания, требуя внимания и выполнения заданий. Если родители не занимаются с ними постоянно, то возникает педагогическая запущенность, они отстают по всем предметам и остаются на второй год из-за неуспеваемости.

    Психогенно обусловленные задержки развития.

Эти состояния более обратимы, чем другие задержки развития. Чаще всего они являются временными задержками развития.

Сравнительно легкая временная форма задержки развития наблюдается, когда ребенка отдают в круглосуточные ясли или в детский сад на всю рабочую неделю. В таких случаях ребенок мало видит родителей. Его воспитание либо никто не замечает, либо занимаются малообразованные няни, на попечение которых более двух десятков детей, и они не успевают уделять должного внимания нормальному психическому развитию своих подопечных, ограничиваясь кормлением, укладыванием спать, прогулками и сменой одежды. Дети мало видят взрослых, почти не слышат грамотной речи, их общение ограниченно воспитателями и такими же, как и они сами, малоразвитыми детьми. Они не умеют читать, считать и писать, что обычно умеют делать уже 3-4-летние дети, растущие в нормальных семейных условиях, которые каждый день имеют возможность впитывать новую информацию. Все это вызывает отставание в развитии от норм, положенных этому возрасту. По аналогичным закономерностям развивается задержка психического развития у детей, отданных с младенческих лет в Дома грудника, Дома ребенка, или позже в детские дома и интернаты. У воспитанников этих заведений задерживается развитие речи и интеллекта, отмечается бедность словарного запаса, недостаточный уровень знаний и ограниченность представлений по сравнению с детьми того же возраста, воспитывающимися в нормальной семье.

При внезапном разлучении с родителями у детей могут наблюдаться шоковые реакции с повышением температуры тела, рвотой, поносом, изменением поведения. Задержка развития возникает и при так называемом госпитализме, когда ребенок длительное время находится без родителей в больницах и специальных санаториях по поводу тяжелых хронических заболеваний (например, туберкулеза или нарушений опорно-двигательного аппарата), в интернатах для хронических больных. Такая интеллектуальная недостаточность быстро преодолевается при возращении ребенка в нормальную обстановку. Но если ребенок годами находится в таких учреждениях, то задержка развития может стать более стойкой.

    Задержки развития при сенсорной дипривапции.

При сенсорной депривации (слепота, глухота, глухонемота) тоже наблюдаются задержки психического развития.

При глухоте задержка психического развития связана с непониманием речи других людей и вследствие этого ограниченностью информации. Интеллектуальная недостаточность сочетается с эмоционально-волевой незрелостью, отсутствием самостоятельности, наивностью, внушаемостью, склонностью к подражательности, необщительностью, невротическими симптомами. Нарушения у детей становятся наиболее явными с начала обучения в школе.

При слепоте, наряду с задержкой психического развития, обнаруживаются и нарушения двигательной активности, связанной с дефектом зрения. У таких детей и взрослых наблюдается замедленность движений, двигательная заторможенность, повторение однообразных движений.

Мышление характеризуется обстоятельностью, склонностью к излишней детализации, вязкостью. Все психические процессы тугоподвижны (инертны) и легко истощаются. Для слепых характерны невротические симптомы, патологическое фантазирование, стремление к одиночеству, повышенная забота о своем здоровье и идеи отношения (убежденность, что окружающие плохо к ним относятся). Это называется депривационным синдромом слепых.

    РАССТРОЙСТВА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ.

Расстройства психологического развития имеют общие черты: начало обязательно в младенческом или детском возрасте, нарушение или задержка развития функций, связанных с созреванием центральной нервной системы, устойчивость проявлений. Причина этих расстройств неизвестна.

В большинстве случаев страдает речь, зрительно-пространственные навыки и двигательная координация. Эти нарушения могут прогрессивно уменьшаться по мере взросления ребенка, но некоторая недостаточность часто сохраняется и в зрелом возрасте.

    Расстройства развития речи.

Сюда относятся расстройства, при которых нормальный характер приобретения языковых навыков страдает уже на ранних стадиях развития. Расстройства развития речи часто сопровождается смежными проблемами, такими, как трудности при чтении, правописании и произношении слов, нарушения межличностных отношений, эмоциональные и поведенческие нарушения.

    Выделяются 3 категории расстройств:
    Неспособность обучиться речи.

Вторичная, приобретенная в результате травмы или неврологического заболевания неспособность обучиться речи.

    Задержка в овладении речью (задержка развития речи).

Наиболее частый вид расстройств языковой сферы –расстройство развития речи. Оно подразделяется на расстройство экспрессивной речи и расстройство рецептивной речи.

    Расстройство экспрессивной речи.

Это специфическое расстройство, связанное с развитием, при котором способность ребенка использовать разговорный язык находится на значительно более низком уровне, чем соответствующий его возрасту, но при котором понимание речи других людей не выходит за пределы нормы. При этом возможны расстройства артикуляции, но они наблюдаются не всегда.

Расстройство экспрессивной речи – расстройство речевого выражения –начинает проявляться примерно в возрасте полутора лет, когда ребенок не произносит отдельные слова и даже звуки. Он не говорит даже таких простых слов, как“мама”, “папа”, “дай”, “хочу”, а для выражения своих желаний использует жесты, показывая пальцем на желаемый предмет.

Фразовая речь появляется с большим запаздыванием, и тогда дефицит словарного запаса становится еще более явным. Чаще всего у таких детей нарушена артикуляция, они плохо произносят такие буквы, как“т”, “р”, “с”, “з”, “в”и другие. Трудные для ребенка звуки либо пропускаются, либо заменяются другими.

Расстройство речевого выражения может сопровождаться: колебаниями настроения, гиперактивностью, неустойчивостью внимания, непослушанием и нарушениями поведения сосанием пальца, ночным недержанием мочи.

Это расстройство встречается у 3-10% детей школьного возраста, и у мальчиков в 2-3 раза чаще, чем у девочек.

Из-за затруднений речевого выражения, общения и плохой успеваемости у таких детей может развиться комплекс неполноценности и депрессия. Некоторые из них стремятся избегать общения со сверстниками из опасения насмешек. Легкие расстройства речевого выражения в 50% случаев проходят самостоятельно, и лишь в тяжелых или не леченых случаях эти затруднения остаются и у взрослых. Расстройство рецептивной речи.

Это специфическое расстройство, связанное с развитием, при котором понимание ребенком языка находится на более низком уровне, чем следовало бы ожидать в его возрасте. При этом страдают все стороны использования языка и имеются нарушения артикуляции.

Это расстройство встречается у 3-10% детей школьного возраста, и у мальчиков в 2-3 раза чаще, чем у девочек. Расстройство рецептивной речи средней степени обычно обнаруживается в возрасте 4 лет. Легкие формы расстройства могут выявляться до 7-9 лет, когда язык ребенка должен усложняться, а при тяжелых формах расстройство обнаруживается уже к 2 годам. Дети с расстройством рецептивной речи с трудом и с большой задержкой понимают чужую речь, но остальная интеллектуальная деятельность, не связанная с речью, у них в пределах возрастных норм. В тех случаях, когда затруднение способности понимать чужую речь сочетается с неспособностью или затруднением собственного выражения, говорят о расстройстве рецептивно– экспрессивной речи.

У детей с расстройством рецептивной речи наблюдаются следующие нарушения: они не могут перерабатывать зрительные символы в словесные (например, описать, что нарисовано на картинке), не могут распознавать основные свойства предметов (например, отличить легковую машину от грузовой, домашних животных от диких) и так далее.

Прогноз при расстройстве рецептивной речи в целом хуже, чем при расстройстве речевого выражения, особенно в тяжелых случаях, но при своевременно начатом правильном лечении эффект хороший. В легких случаях прогноз благоприятный. Расстройство речевой артикуляции.

Это расстройство, связанное с развитием, проявляется в том, что употребление ребенком речевых звуков находится на более низком уровне, чем это ожидается по его возрасту, но уровень языковых навыков ребенка нормален. Это довольно частое явление у детей младшего возраста. Его называют картавостью, шепелявостью, младенческой речью, лепетанием, дислалией, ленивой речью, неаккуратной речью. В большинстве случаев интеллект бывает не нарушен.

В тяжелых случаях расстройство артикуляции обнаруживается в возрасте 3 лет. В более легких случаях нарушение может быть не явным до 6 лет. Артикуляция у таких детей значительно отличается от артикуляции их ровесников. Особенно трудно даются детям такие звуки, как“в”, “л”, “р”, “ч”, “ш”, “ф”, “ц”, “б”, “т”, все или некоторые из них, иногда может нарушаться произношение только одного звука.

Искажение - наиболее легкий вариант нарушения артикуляции. При искажении ребенок произносит примерно правильные звуки, но в целом произнесение неправильное, чтобы облегчить произнесение трудных звуков, между согласными ребенок может добавлять гласные, например“палыка” вместо “палка”, “вязал” вместо “взял”. При замещении трудные звуки заменяются на неправильные, например “лобота” вместо “работа”, “холосый” вместо “хороший”. Наиболее серьезным нарушением артикуляции являются пропуски трудных звуков и слогов, например“боно” вместо “больно”, “гаовка” вместо “головка”, “какотик” вместо “колокольчик”. Пропуски чаще всего свойственны детям младшего возраста. Частота этого расстройства у детей до 8 лет составляет 10%, а у детей старше 8 лет–5%. В большинстве легких случаев у детей до 8 лет происходит выздоровление без лечения. Но у детей старше 8 лет само по себе это расстройство обычно не проходит, и требуется квалифицированное лечение.

Хотя это нарушение артикуляции имеет отношение к логопедии, но психиатрам нередко приходится встречаться с последствиями не леченного расстройства, особенно в подростковом возрасте, когда из-за сохранения дефекта речи возникают нарушения поведения и социальная дезадаптация.

У взрослых дефект речи ограничивает их возможности в профессиональной деятельности. Поэтому расстройство артикуляции надо лечить с малых лет, когда лечение более успешно, чем у взрослых.

    Расстройство развития учебных навыков.

Это группа расстройств, при которых нормальные показатели приобретения учебных навыков нарушены начиная с ранних стадий развития ребенка. Нарушения не являются просто следствием утраты возможности обучатся или результатом умственной отсталости и не обусловлено полученной травмой или перенесенной болезнью головного мозга. К ним относятся: расстройства чтения, расстройства развития экспрессивного письма, расстройство арифметических навыков и смешанное расстройство учебных навыков.

    Расстройство чтения.

Основной чертой этого расстройства является специфическая, значительно выраженная недостаточность развития навыков чтения, что не может быть объяснено уровнем интеллекта, проблемами связанными с дефектом зрения или слуха, наличием неврологического заболевания или педагогической запущенностью. Расстройство чтения еще называют“отсталым чтением”, “отсталостью в чтении”, дислексией развития, специфическим отставанием в чтении, развитием “слепоты” на слова. Частота расстройства развития способности к чтению составляет от 2 до 8% детей школьного возраста. У мальчиков оно в 2-4 раза чаще, чем у девочек. Это расстройство может сохраниться и у взрослых.

Причинами нарушения обучения чтению считается осложнения во время беременности матери, а также различные вредные воздействия и заболевания во внутриутробном и раннем детском периоде, недоношенность, малый вес тела при рождении. Предполагается связь нарушений питания с расстройством обучения чтению. Нарушение чтение может быть при органическом поражении левого полушария головного мозга, которое считается“языковым”, а также при нарушениях в области мозолистого тела головного мозга, в результате чего блокируется передача зрительной информации в левое полушарие. Выработка навыков чтения –комплексный процесс, который включает в себя процесс познавания и узнавания читаемых слов и который требует неповрежденной и сбалансированной деятельности всей нервной системы.

Компоненты развития навыков чтения включают в себя, во-первых, неврологическую основу, которая должна быть зрелой и неповрежденной для интеграции и переработки информации, полученной от органов зрения при чтении. Во-вторых, для развития навыков чтения необходима эмоциональная зрелость, чтобы ребенок мог отложить свои развлечения и игры для обучению чтению. В-третьих, настроение и психическое состояние ребенка должно быть нормальным, чтобы это не мешало ему сосредоточиться на выполнении задания. И в-четвертых, воспитание в семье должно быть правильным, чтобы ребенок мог выработать правильные социальные и культурные ценности, согласно которым чтение является одной из важных функций современного человека.

Нарушение развития способности к чтению становится наиболее очевидным к 7-8 годам. До школы родители могут пытаться научить ребенка читать, но, обнаружив безуспешность таких попыток, оставляют ребенка в покое, надеясь, что в школе его научат. В первом классе школы, когда требования к чтению еще не высоки, расстройство обучения чтению еще не столь явно. Но во втором и третьем классе, когда детям дают большие заданию по внеклассному чтению, а на уроках требуется определенная скорость чтения, причем норма прочитанных в минуту печатных знаков прогрессивно увеличивается, неспособность к обучению чтению у таких детей становится явной.

Дети с нарушением способности к чтению обычно делают ошибки в устном чтении. При это читаемые слова искажаются, пропускаются или добавляются слова, не существующие в тексте. Иногда дети меняют местами буквы в словах и слова в предложениях, так как им трудно следить за последовательностью букв и слов. Кроме того, дети не распознают заглавные и прописные буквы. Расстройству чтения могут предшествовать или существовать с ним расстройства освоения навыков речи или языковой лексики. Сопутствующим расстройством может быть нарушение распознавания звуков.

При расстройстве чтения дети испытывают чувство стыда и унижения из-за своего недостатка. У них могут быть эмоциольные срывы, депрессия, чувство собственной неполноценности. Более старшие дети могут стать злобными и даже агрессивными по отношению к сверстникам, которые над ними насмехаются, агрессия может быть направлена и против общества в целом, и это приводит к нарушениям поведения в период обучения в школе.

    Расстройство развития экспрессивного письма.

Расстройство развития экспрессивного письма характеризуется затруднениями в овладении навыками письма–правописание слов и выражения мыслей. При устном психологическом развитии обнаруживаются нормальные интеллектуальные способности и общее образование, но тесты на способность излагать свои мысли в письменном виде ниже ожидаемых. Это специфическое расстройство не связано с дефектом слуха или зрения или с каким-либо неврологическим нарушением.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6