бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психологические отклонения у детей и подростков - (реферат) бесплатно рефераты

p>Если авторы типологических классификаций рассматривали личность как комплекс особенностей, свойственных определенной категории людей, то другие исследователи пытались установить те черты личности, которые заставляют одних людей вести себя более или менее сходным образом в различных ситуациях и таким образом делают их непохожими на других индивидуумов.

Согласно Олпорту (1956), человек может иметь от двух до десяти главных черт (трудолюбие, честность, деловые качества, любовь к музыке и др. ), которые характеризуют его образ жизни. Кроме того, у него могут быть и многочисленные второстепенные черты, которые соответствуют его установкам в различных конкретных ситуациях.

Кэттелл (1956) определил шестнадцать параметров, по которым можно оценивать личность (замкнутость– открытость, серьезность – легкомысленность, застенчивость – дерзость, сообразительность –бестолковость и др. ). По Кеттеллу, ответы человека на вопросы анкеты позволяют построить профиль его личности в соответствии со свойствами, которые он проявил.

Айзенк (1963) пытался определить личностные черты человека по двум основным осям: интроверсия– экстраверсия (замкнутость или открытость) и стабильность – нестабильность (уровень тревожности). Таким образом, авторы данных психологических концепций считают, что для раскрытия существа личности достаточно описатьструктуру качеств человека. Они разработали специальные опросники, с помощью которых можно описать индивидуальность человека, но никак не всю личность. Предсказать по ним дальнейшее поведение трудно, так как в реальной жизни реакции людей далеко не постоянны и чаще всего зависят от тех обстоятельств, с которыми человек столкнулся в определенный момент времени.

Отдельно от других подходов стоят теории самоактуальности. Так, согласно Роджесу, всякий живой организм наделен стремлением заботиться о своей жизни с целью сохранять ее и улучшать. Он обладает всей необходимой компетенцией, чтобы решать возникающие проблемы и направлять должным образом свое поведение. Представление человека о самом себе, т. е. концепция собственного“Я”, будет развиваться в соответствии со складывающимися перед ним ситуациями и его собственными действиями. Роджерс называет подобную систему представленийреальным “Я”. Человек также склонен представлять себя и в идеальном образе, т. е. видеть себя тем, чем ему хотелось бы стать в результате реализации своих возможностей (идеальное “Я”). К этому идеальному “Я” и стремится “Я” реальное. В каждом из нас, кроме того, существует и сильная потребность в самоуважении, заставляющая человека требовать положительного отношения к себе или к тому, что он делает. Если же, как это часто бывает, другие одобряют наши эмоции, чувства, мысли и поведение лишь тогда, когда они соответствуют их собственным эмоциям, чувствам, мыслям и поведению, то очень вероятно, что мы станем скрывать свои истинные мысли и чувства и демонстрировать вместо них те, которые получат одобрение окружающих. В результате мы будем все меньше оставаться самими собою. Возникает разлад между реальным“Я”, формируемым средой, и той частью психики, от которой мы отказываемся. Это станет для нас источником тревоги. Напротив, если человек чувствует, что его принимают таким, каков он есть, то он раскрывает свои подлинные эмоции, чувства и мысли. Таким образом, личность уравновешена тем лучше, чем больше согласия между реальным“Я”человека и его чувствами, мыслями и поведением. Это позволяет ему приблизится к своему идеальному“Я”, а именно здесь суть актуализации.

Эриксон разработал теорию психосоциального развития личности. По его мнению, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста. Благоприятный или неблагоприятный исход каждого кризиса определяет возможность последующего расцвета личности. Начальный кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком. В положительном случае у малыша развивается чувство глубокого доверия к окружающему его миру, в отрицательном возникает недоверие к нему. Второй кризиссвязан с первым опытом обучения, особенно с формированием привычки к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, малыш приобретает опыт автономии. Напротив, чрезмерно строгий или непоследовательный внешний контроль вызывает у ребенка стыд или сомнения, связанные главным образом со страхом потерять способность управлять собственным организмом.

Третий кризис соответствует второму детству. В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые подрастающий человек постоянно строит и которые уму позволяют осуществить, способствуют развитию чувства инициативы. Наоборот, повторяющееся переживание неудач и безответственность могут привести к возникновению покорности и чувства вины.

Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка развивается или вкус к работе, или чувство неполноценности. Это относится и к использованию средств и возможностей, и к его статусу в среде сверстников.

Пятый кризис переживают подростки обоего пола. Он связан с поиском образцов поведения. Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка с его потенциальными возможностями и выбором, который он должен сделать. Неспособность к выбору образцов или связанные с этим трудности могут привести к“распылению”роли, которую подросток играет или будет играть в социальной и профессиональной сферах, либо к путанице ролей.

Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям. Этот кризис связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым юноше (девушке) предстоит совершить цикл“работа – рождение детей – отдых”, чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе. Седьмой кризисчеловек переживает в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода, которое выражается главным образом в“интересе к следующему поколению и его воспитанию”. Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. Однако, если эволюция супружеской жизни идет нежелательным путем, она может застыть в состоянии псевдоблизости, что обрекает супругов на существование лишь для самих себя с риском оскудения межличностных отношений.

Восьмой кризис переживает во время старения. Он знаменует собой окончание жизненного пути. Человек подводит итоги своей жизни и осознает ее как единое целое, в котором уже ничего нельзя изменить.

Как полагает Пекк, чтобы чувство полноценности могло развиваться свободно, человеку необходимо преодолетьтри подкризиса. Первый подкризис заключается в переоценке человеком собственного “Я”помимо его профессиональной роли, которая у многих вплоть до ухода на отдых остается главной. Второй подкризис связан с осознанием факта ухудшения здоровья и старения тела, что требует от человека выработки у себя в этом плане необходимого равнодушия. Наконец, в результате третьего подкризиса у человека исчезает самоозабоченность и формируется готовность без ужаса принять мысль о смерти.

Свой подход к пониманию проблемы нашел А. В. Петровский. Ученый дает следующее определение личности: “Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде”. О личности Петровский говорит также как о “сверхчувственном” качестве индивида. “Сверхчувственным”данное качество называют потому, что его нельзя ощутить, хотя его носителем является индивид со всеми его врожденными и приобретенными свойствами. Очевидно, что человек обладает вполне чувственными, т. е. доступными восприятию с помощью органов чувств, свойствами– телесностью, индивидуальными особенностями поведения, речи мимики и др. Рассматривая личность как “сверхчувственное”системное качество, А. В. Перовский дает новое толкование ее структуры. Он выделяет три уровня рассмотрения и проявления личности:

1-й уровень рассмотрения – интраиндивидный: личность рассматривается как индивидуальность, как то, что отличает ее от другого человека. Здесь представлены качества личности, которые даны человеку от рождения. Таким образом, личность выступает как свойство, присущее самому субъекту. К этим качествам можно отнести скорость реакции, темперамент, чувствительность, умственные способности личности, которые проявляются в любых ситуациях, в которые попадает индивид.

2-й уровень – интериндивидный. Здесь сферой определения и существования личности становится “пространство межиндивидных связей”. Это те качества личности, которые могут проявиться только при взаимодействии человека с другими людьми. Например, наблюдая человека в одиночестве, не скажешь, добрый он или нет. Для этого надо узнать, как он ведет себя с другими людьми: знакомыми, незнакомыми, родственниками, коллегами. Или такое качество, как грубость. Представьте себе человека, который попал на необитаемый остров. Можем ли мы сказать о нем, что он грубый? Очевидно, нет, так как грубым человек может быть только по отношению к другому, но не к себе самому. То же относится к таким чертам личности, как общительность, внушаемость, стремление к лидерству или подчинению и др.

3-й уровень – метаиндивидный. Он определяет те воздействия, которые вольно или невольно, личность оказывает своей деятельностью (индивидуальной и совместной) на других людей. На данном уровне личность воспринимается уже под новым углом зрения: ее важнейшие характеристики предлагается искать не только в ней самой, но и в окружающих. Из сказанного следует что, навыки и знания не усваиваются сами по себе –они воспитываются только в комплексе с личностью того человека, который выступает в качестве учителя. Например, школьные предметы. Они нравятся не сами по себе, привлекают не своим содержанием. Интерес к учебным предметам зависит от того, какой педагог их преподает. Ученик не раскладывает знания у себя в голове по полочкам, но персонализирует их как принадлежность идеального образа учителя.

Каждая личность ощущает в той или иной мере потребность в персонализации – желание продолжить себя в других, стремление “быть настоящей личностью”. Объективная потребность в персонализации –потребность в полагании себя в других, воздействии на другого путем создания у него долговременных образов себя, стремление вкладывать себя в других–может переживаться человеком субъективно, как потребность в славе, дружбе, уважении, лидерстве, внимании и т. п. Эта потребность выступает в основном неосознанно.

Человек персонализируется в конкретной деятельности и общении, когда демонстрирует другому различные стороны своей личности. В некоторых случаях у человека отсутствуют средства персонализации, т. е. у него нет оригинальных мыслей, остроумия, доброты, воли и др. –того, что называют богатством души. Тогда некоторые используют кажущийся эффектным, но, по сути, тупиковый путь алкогольного опьянения. Не случайно главный вопрос алкоголика– “Ты меня уважаешь? ” (это означает: “Есть ли что-нибудь от меня к тебе? ”). Такие люди во что бы то ни стало хотят быть персонализированными в ком-то. Однако у окружающих отсутствует готовность принять этот“дар”. Как тут быть? Алкоголик, для которого спиртное равноценно жизни, необычайно легко делится им с собутыльником и беспокоится, если в компании оказывается трезвый. Алкоголику необходимо снизить барьер, препятствующий персонализации, а это можно сделать, только напоив другого и уравнять его с собой на началах взаимной квазиперсонализации. Почему“квази”? Потому что никакого изменения в личности пьяница не производит, так как не располагает соответствующими средствами.

Вывод: личность может быть характеризуема только в единстве всех трех предложенных аспектов рассмотрения.

    Психологическая защита личности.

В повседневной жизни человека часто встречаются ситуации, при которых та или иная потребность по каким-либо причинам не может быть удовлетворена. Например, ученику очень хочется в день рождения мамы получить пятерку за контрольную, но учитель ставит оценку“три”. Или же старшеклассник приходит на дискотеку, чтобы потанцевать с девочкой, которая ему нравится, а та уже танцует с более красивым и сильным юношей. В таких случаях поведение регулируется с помощью механизмапсихологической защиты. Психологическая защита определяется как нормальный механизм, направленный на предупреждение расстройств поведения. Психологическая деятельность такого рода проявляется в форме специфических приемов переработки информации, которые позволяют сохранить достаточный уровень самоуважения в условиях эмоционального конфликта. Так, если кто-то, освоив работу на компьютере, станет чувствовать себя грамотным человеком, то те, кому это не дается, вряд ли будут сильно расстроены. Скорее всего, они станут презирать“ненормальных компьютерщиков” и говорить о вреде производимого компьютером излучения. Механизм психологической защиты связан с пересмотром системы ценностей личности, изменением ее иерархии. Благодаря этому личность может снижать уровень значимости переживания и сводить к минимуму психологически травмирующие моменты. Р. М. Грановская считает, что функции психологической защиты по своей сути противоречивы: с одной стороны, они способствуют лучшему приспособлению человека к собственному внутреннему миру, а с другой–могут ухудшить его отношения с внешней социальной средой. Мы охотно защищаем свой образ“Я”, приписывая неудачи влиянию внешних факторов (“Я себя плохо чувствовал”; “Я слишком поздно засиделся и не отдохнул как следует”), а не дефициту умений или способностей. Это позволяет сохранить самооценку и имидж.

В психологии давно известен феномен незавершенного действия. Он проявляется в том, что всякое препятствие ведет к прекращению действия до тех пор, пока оно не будет преодолено или человек не откажется от преодоления. В работах многих исследователей установлено, что незавершенные действия как бы заставляют человека стремиться их закончить. Если же непосредственно завершить действие невозможно, человек начинает предпринимать так называемые замещающие действия. Можно полагать, что механизмы психологической защиты– это и есть некоторые специализированные формы замещающих действий. Защитные механизмы начинают действовать, когда достижение цели нормальным способом невозможно или когда человек полагает, что оно невозможно. Люди по-разному реагируют на трудности. Одни собираются с силами, удваивают энергию и преодолевают препятствия. Другие отрицают их существование и отвергают свои желания, как если бы тех не существовало. Третьи находят выход в самооправдании и снисхождении к себе, и даже в самообмане. Все это можно рассматривать как своеобразную защиту, которая оберегает внутренний мир личности, не допускает к сознанию то, что его может обеспокоить.

Среди механизмов психологической защиты чаще всего упоминают агрессию, отрицание, вытеснение, проекцию, идентификацию, рационализацию, замещение, отчуждение др. Рассмотрим характеристики некоторых из названных способов психологической защиты.

Под агрессией обычно понимают поведение, направленное на причинение вреда кому-либо. Нетрудно представить поведение человека, пытающегося срочно позвонить по телефону-автомату, когда тот“проглотил”последний жетон. Скорее всего, человек ударит по аппарату, желая вызволить жетон. Тем самым он проявит агрессию, которая снизит его внутреннюю неудовлетворенность. Агрессия может проявиться и позже, когда человек вернется домой, а его сынишка некстати попадется ему на глаза. В этом случае говорят о замещении.

Замещение –это перенос действия с недоступного объекта на доступный. Замещение разряжает напряжение, вызванное недоступной потребностью, но не приводит к желаемой цели. Когда человеку не удается выполнить действие, необходимое для реализации поставленной перед ним цели, он порою совершает первое попавшееся бессмысленное движение, которое дает разрядку внутреннему напряжению. Иногда старшеклассник после неприятного разговора с учителем может обидеть более слабого товарища, как бы вымещая на том накопившуюся злобу. Если же сил для этого недостаточно, замещающая деятельность может перевести активность в иной план, например в мир фантазий.

Отрицание сводится к тому, что неприемлемая для личности информация не воспринимается ею. Здесь имеется в виду такая информация, которая угрожает самосохранению, престижу, самооценки личности. Для этого способа защиты характерно заметное искажение восприятия действительности. Зачастую он не позволяет человеку адекватно оценивать происходящее вокруг, что, в свою очередь, вызывает затруднения в поведении. Легко представить себе ситуацию, когда учитель оставляет школьника после урока, и что-то говорит ему. Тот, кажется, слушает, кивает головой, но потом вдруг в середине фразы перебивает: “Что Вы сказали, Мария Ивановна? ” Вытеснение –это один из универсальных способов избавления от внутреннего конфликта путем выключения из сознания неприемлемой или неприятной информации. Ущемленное самолюбие, задетая гордость, обида могут привести к тому, что человек ложно объясняет свои поступки, чтобы скрыть их истинные причины не только от других, но и от самого себя. Примером вытеснения может служить эпизод из романа Л. Толстого“Война и мир”, где Николай Ростов красочно рассказывает о своей храбрости на поле боя. На самом деле он повел себя как трус, однако, вытеснение было настолько сильным, что молодой офицер уже сам поверил в свой подвиг.

Ложный мотив опасен тем, что может прикрывать личные эгоистические устремления. Интересно, что быстрее всего вытесняется и забывается не то плохое, что человеку сделали другие люди, а тот вред, который он причинил себе или другим. Важно, что человек не просто делает вид, что забывает нежелательную, травмирующую его информацию, она действительно полностью вытесняется из его памяти. И когда ученик напоминает своему однокласснику об обиде, которую тот нанес, товарищ может совершенно искренне этого не помнить. Значит, произошло вытеснение неприятного эпизода из памяти.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6