Психологические особенности процесса самоутверждения
И лишь в искусстве, в бескорыстном созерцании чистых форм, в духовной действительности, в мышлении можно освободиться от господства мировой воли.
Ф. Ницше [ ] рассматривает в своей концепции человека, как уникального, единственного и неповторимого чуда природы, но обычно, как говорит Ницше, люди боятся своей уникальности, стремятся быть как все «принадлежать к массе» и становятся «фабричным товаром, безразличными существами». Он говорит, что «в мире есть единственный путь, по которому никто не может идти кроме тебя; куда он ведет, не спрашивай - иди по нему!»(с. 31, 11). Но позднее взгляды Ницше кардинально изменились. В своей последней книге «Ecce Homo» он пишет, что реальными людьми движет стремление самоутвердиться не путем самоопределения, а путем преодоления других. И руководит самоутверждением воля к власти.
Ницше вводит в свою концепцию термин «сверхчеловек», который является аналогом понятию «человек - личность», обозначив тем самым новую стадию в развитии человека. Конкретным средством создания такого человека и является самоутверждение, основанное на воли к власти. Здесь он предполагает два пути. Первый - путем самоопределения природы (опираясь и попирая других людей) и второй - собственно человеческое самоутверждение, т.е. человек должен бороться и преодолевать себя, а не других - это самоутверждение будущего. Мешают становлению человека - личности и субъективные свойства самих людей (леность, трусость и т.д.), и созданные социальными институтами духовные ценности (например, добродетель делает человека «ручным послушным зверем»).
В XX в. феномен самоутверждения практически перешел из области философии в область, прежде всего психологии. И, прежде всего, этот процесс наиболее широко представлен в теории А. Адлера. Одним из центральных положений в ней было то, что физически не здоровый человек формирует комплекс неполноценности и он пытается преодолеть его путем возвышения личностного чувства, стремлением к превосходству.
Данное стремление является врожденным, но его нужно воспитывать, развивать, чтобы реализовать свой человеческий потенциал. Будучи, неясной и в основном неосознанной в начале своего формирования, в детские годы, эта жизненная цель со временем становится источником мотивации, силой, организующей нашу жизнь и придающей ей смысл. Это фундаментальный мотив, который присущ для всех. Само превосходство, как цель, может принимать позитивное, конструктивное, так и негативное, деконструктивное направление. Негативное направление существует у людей со слабой способностью к адаптации у тех, которые борются за свое превосходство за счет других. Хорошо приспосабливающиеся наоборот, проявляют свое стремление к превосходству в позитиве так, что оно соотносится с благополучием других. Стремление к превосходству также сопряжено с большими энергетическими затратами, но в результате реализации этого стремления уровень напряжения у человека скорее растет, чем снижается. Стремление к превосходству касается не только человека как отдельного индивидуума, но и человека, как члена общества.
В своей книге «О нервичном характере»(2) он описывает процесс стремления к превосходству, самоутверждения у нормального и здорового человека. Итак, невротик в ходе самоутверждения сконцентрирован на своем «Я», на проблеме самоуважения, стремится к силе, к самовозвеличиванию, к реализации сугубо эгоистических целей и единственный выход видит в достигнутом превосходстве над другими «Я», в подавлении их. Нормальный человек на первое место ставит преодоление внешних трудностей, решение реальных, жизненных задач, что в конечном счете способствует его совершенствованию.
В ходе последующего развития психологии анализ самоутверждения становится все более научным. Именно, сюда можно отнести Курта Левина (1890-1947). [8, 11]. Новизна состояла в том, что составляющие феномена самоутверждения были подвергнуты измерению. «Полевая идея» Левина существенна для понимания теории самоутверждения. «Полем» он назвал ту внешнюю психологическую среду, в которой существует личность. Взаимоотношение между личностью и психологической средой образует «жизненное пространство». Выход за его пределы создает напряжение (что-то подобное адлеровскому чувству неполноценности). Главными побудителями человеческого поведения являются потребности. Он делит потребности на конкретные, «квазипотребности» (каждая из которых может быть полностью удовлетворена) и «истинные» (профессиональная потребность, нужда в самоутверждении и т.п.). Аналогичным образом разделялись и цели - «реальные» и «идеальные». К. Левин говорил, что в проблемной ситуации у человека могут возникнуть несколько различных целей и задача его будет состоять в выборе первой из них. На этот выбор существенно влияет «уровень притязаний личности», который может меняться в зависимости от ситуационных, культурных, индивидуальных и т.п. факторов. Причем К. Левин и его ученики проводили, как выше было указано, исследование описанных феноменов. Именно таким образом было сформулировано одно из главных противоречий самоутверждения: «Основная проблема уровня притязаний может быть раскрыта, как явное несоответствие между тенденцией устанавливать все более высокие цели и обычным представлением о том, что жизнь регулируется тенденцией избегать излишних усилий» [9, с. 5-9]. Личность предпочитает ставить все более высокие цели, трудные, получая удовольствие от их реализации в большей степени, чем от легких целей. Причем в зависимости от успешности претворения целей в жизнь один человек ставит наиболее адекватные цели, другой ставит более низкую цель или цель намного превышающую его возможности. Т.е. здесь мы видим опять же описание различных способов самоутверждения. У нормальной личности оно идет благодаря постепенному повышению уровня притязаний, игнорирование этого ведет к тому, что человек самоутверждаясь или завышает свою самооценку, или занижая их оценивая себя как незначительное, неспособное существо.
4. «Я - концепция» и основные положения
Феномен самоутверждения зависит от следующих факторов таких, как характер притязаний личности, ее возможности. Но мы предположим, что самоутверждение в своем формировании будет на представлении индивида о себе, на «Я - концепцию». Поэтому в данной главе мы и рассмотрим основные положения касающиеся «Я - концепции».
«Я - концепция» - это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценками [4, с.3].
Первые представления о «Я - концепции» принадлежат Джемсу, Кули, Миду.
Джемс [4] говорит об интегральном Я, в котором выделяется
- Я - сознательное (рефлексивно-процессуальный аспект);
- Я - как объект, содержание сознания в котором в свою очередь можно следующие моменты: Я духовное, Я материальное, Я социальное, Я физическое.
Кул и Мид [4] подчеркивают ведущую роль социального взаимодействия, как источник «Я - концепции».
Э. Эриксон [24] рассматривает проблематику «Я - концепции»сквозь призму эгоидентичности, понимаемой им как возникающий на биологической основе продукт определенной культуры, характер которого определяется особенностями данной культуры и возможностями индивида.
Рассматривал «Я - концепцию» и К. Роджерс [4, 22] в рамках феноменологического подхода и говорит, что «Я - концепция» - это одновременно и представления и внутренняя сущность индивида, имеющая относительную стабильность и регулирующую поведение.
Р. Бернс [4] выделяет в «Я - концепции» три элемента:
1. Когнитивная составляющая (представления индивида о самом себе, которые могут быть обоснованы или не обоснованными).
2. Эмоционально-оценочная составляющая (самооценка) - аффективная оценка представления о себе.
3. Поведенческая составляющая - это поведение, определяемое вышеперечисленными составляющими.
Рассматривают три основных вида «Я - концепции»:
1. Реальное Я - то какой я есть на самом деле.
2. Зеркальное Я - как меня видят другие (его также называют социальное Я)
3. Идеальное Я - то каким мы хотели бы быть.
Определяют следующие функции «Я - концепции»:
1. «Я - концепция» определяет ориентацию опыта, т.е. у человека существует тенденция строить на основе своих образов не только поведение, но и интерпретацию индивидуального опыта, т.е. «Я - концепция» действует как внутренний фильтр.
2. Она способствует внутренней согласованности личности и является источником того, как к человеку будут относиться.
Г. Олпорт [22] считает «Я - концепцию»центральным образованием личности, рассматривая ее как пространственно- временную структуру. Это миг между прошлым и будущим и эта центральная точка в пространстве, вокруг которой все организовано.
У. Спиркина [19] категория Я занимает центральное место. Это высшее, сложнейшее интегрированное и динамическое образование в духовном мире человека, регулирующая психическую жизнь. Соотношение себя и объективной реальности у него осуществляется посредством Я. При этом подчеркивает, что «Я - концепция» это всегда сознательная структура. Он дает следующие характеристики Я:
1. Я - устойчиво, оно может меняться вместе с изменениями условий жизни.
2. Я обладает пластичностью.
3. Я обладает цельностью, внутренней собранностью.
Кон [9] подчеркивает, что «Я - концепция» входит в структуру личности в качестве установки и называет два свойства Я: дифференцированность и обобщенность. И предлагает четыре закона, по которым конструктируется образ Я.
1. Интеграция или система отраженного, зеркального Я, т.е. образ Я формируется на основе других людей и этими людьми в разное время выступают разные люди
2. Система социального сравнения, т.е. идет сравнение Я наличного с прошлым и будущим, свои достижения сравниваются с притязаниями. Также идет сравнение себя с другими людьми, формируется самооценка.
3. Система самоатрибуции , т.е. приписывание себе определенных свойств.
4. Система так называемой смысловой интеграции жизненных переживаний, т.е. все предыдущие системы взаимосвязываются с помощью интегрирования.
Р. Бернс подчеркивает, что «Я - концепция» формируется под влиянием внешних воздействий, очень важны среди них конфликты со значимыми другими. «Я - концепция» развивается под влиянием множественных сенсорных импульсов, воспринимаемых нашей нервной системой.
Проведенные в 1973 году исследования показывают, что по мере взросления уменьшается значение следующих категорий: внешность, общие сведенья и идентичность (половая, расовая), друзья, семья и родственники, вещи, принадлежащие ребенку и т.п. Увеличивается относительная доля таких категорий, как: обобщенные личностные качества, устойчивые особенности поведения, направленность, интересы, увлечения, убеждения и ценностные установки, отношение к себе, отношение к лицам противоположного пола, сопоставление себя с другими людьми и т.п.
Исследования Монтемайора и Эйзена [4] устанавливают, что самооценка с возрастом становиться все более дифференцированной. Этот факт объясняют тем, что «Я - концепция» с возрастом делится на ряд независимых друг от друга «Я - концепций», относящихся к разным сферам жизни, действительно, даже Э. Эриксон утверждает, что его эго на данной стадии обладает достаточной силой, чтобы интегрировать график роста и работы организма со структурами социальных правил.
В заключении можно сказать, что «Я - концепция» является важной единицей развития личности и формируется под влиянием жизни.
5. Гипотеза
Исходя из всего вышенаписанного, мы выдвинули следующую гипотезу. Гипотеза: в основе различий между людьми в способах собственного самоутверждения могут лежать разные варианты саморепрезентации.
Экспериментальная часть
1. Методика и ее обоснование, испытуемые
Когнитивный, эмоциональный компонент «Я - концепции» может быть исследован с помощью вопросов различного рода и различных оценочных шкал. Сюда можно отнести опростник Лоуренса, опростник Вольпе-Лазаруса и др. Однако как таковые опоросники, хотя и дают возможность оценить особенности образа Я, но здесь есть вероятность того, что испытуемые будут руководствоваться неосознанной или сознательной корректировкой «Я - концепции» с целью создать наиболее благоприятное восприятие о себе. Поэтому в данной работе был использован тематический апперцепционный тест (ТАТ), который при всех его недостатках (трудность, неоднозначность интерпретации, необходимость большого количества времени для его проведения и т.д.) позволяет раскрыть внутренний мир человека во всем его многообразии. К тому же у опрашиваемого человека создается впечатление, в соответствии с инструкцией, что исследуется лишь особенности его воображения или фантазии, при описании им качеств другого человека (людей, изображенных на картинках), а не его собственные качества и свойства, конкретные отношения, его мотивы и тенденции, конфликты и способы их разрешения. Применяемый стимульный материал, неопределенный по содержанию, дает возможность определить, что человек увидел в персонажах, те характеристики, которые свойственны ему самому.
Для исследования был выбран следующий вариант анализа ТАТ. Данный анализ состоял в следующем: каждый рассказ рассматривался как целое, из которого выбирались главные и неглавные темы, без традиционной оценки отдельных элементов рассказа. Отбирались вопросы, конфликты, составляющие из себя предмет заботы героя. Т.е. выбирались общие темы. Также дополнительно для оценки аспектов «Я - концепции», нами были выбраны следующие показатели, которые назывались испытуемыми при описании главного героя:
- Наличие половой идентификации (например, «это чисто женская работа», «откровенный мужской разговор»);
- Наличие возрастной идентификации (например, «девочку зовут Оля, ей 11-12 лет»);
- Наличие идентификации с социальными ролями (например, «сельская учительница», «гувернантка»);
- Описание особенностей внешности (физическое Я) (например, «красивая женщина», «лысый мужчина»);
- Упоминание о личностных качествах, мотивах, интересах, т.е. психологических свойств («психическое Я») (например, «хитрая, расчетливая, злобная старуха», «романтическая душа»).
(Данные показателя были выбраны в соответствии с положением Р. Бернса, описанным выше).
Для уточнения поведенческого аспекта и эмоционального аспекта (т.к. исходя из отношения к персонажу, к его успехам или неудачам, его возможностям и т.д. можно судит о самооценке, эмоциональном компоненте) были выбраны следующие показатели:
- Изоляция от других (например, «человек смотрит в окно и видит, идущих куда-то людей, но это совершенно иная жизнь … Он живет своей жизнью отличной от других … Люди его не зажигают, он же не зажигает людей …»);
- Зависимость, самоотдача (например, «девушка живет вместе с родителями, которые говорят ей что делать, заботятся о ней … и в будущем она будет заботиться о маме и папе, т.к. она считает себя им обязанной … »);
- Лидерство, руководство, т.е. подчинение себе других (например, «здесь изображен начальник, очень властный человек … Он кричит на свою подчиненную и она не возражает, т.к. он ее начальник, а она подчиненная …»);
- Равное партнерство (например, «Они идут вдвоем по горной дороге, взявшись за руки, придерживая друг друга … никто из них не забегает вперед…);
В нашей работе также было использовано еще две методики. Одна из них тест-опростник на самоотношение В.В. Столина, С.Р. Пантелеева. Это процесс рассматривался А.А. Бодалевым в качестве первой из составляющих, необходимой для анализа «Я - концепции». Данный опросник в отличие от других имеет много шкал, изучающих и дополняющих результаты, полученные с помощью ТАТ, об аспектах «Я - концепции». Он позволяет выявить глобальное, самоотношение, уровень конкретных действий в отношении к своему Я и т.д. В нем представлены следующие шкалы - шкала S - измеряет интегральное чувство «за» ил «против» собственного «Я» испытуемого; самоуважение (шкала, направленная на отражение аспектов самоотношения к своим особенностям, возможность контролировать свою жизнь, степень веры в свои силы и т.д.); аутосимпатия (шкала эта на позитивном полюсе объединяет доверие к себе, интерес к собственным мыслям, чувствам, уверенность в собственном интересе для других). Также опростник содержит семь шкал, направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я» испытуемого, а именно шкалы: самоуверенность; отношение других (ожидание положительного или отрицательного отношения от других); самопринятие; саморуководство; самопоследовательность; самообвинение, самоинтерес, самопонимание.
Третья методика - опростник «Стратегии самоутверждения личности» Е.П. Никитина, Н.Е. Харламенковой, данный опростник является по-нашему мнению единственным в своем роде опростником, изучающим особенности самоутверждения человека (других опростников, изучающих именно самоутверждение нами не было найдено).
Страницы: 1, 2, 3
|
|