бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психологические особенности деятельности психологической службы по исправлению осужденных бесплатно рефераты

2. оказание психологической помощи осужденным, подозреваемым и обвиняемым в адаптации к условиям социальной изоляции, в преодолении кризисных и стрессовых ситуаций, оптимизации межличностных отношений, в подготовке к освобождению и профессиональному самоопределению;

3. психологическая коррекция поведения осужденных, изучение социально-психологических процессов в их среде, в том числе в рабочих бригадах, работающих на предприятиях и занятых на хозяйственных работах, психологическая профилактика негативных явлений в местах лишения свободы, формирование позитивного отношения к труду, учебе, социальным нормам и ценностям;

4. психологическое обеспечение профессиональной деятельности персонала органов и учреждений УИС, а также учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях, подведомственных ФСИН России: осуществление первичного психологического отбора кандидатов на службу (учебу), психологическое сопровождение вновь принятых сотрудников, профессионально-психологическая подготовка и консультирование персонала;

5. изучение социально-психологического климата в коллективах, психопрофилактика и психологическая коррекция деструктивного поведения, эмоционального выгорания и профессиональной деформации сотрудников.

В настоящее время в связи со вступлением России в Совет Европы пенитенциарная система в нашей стране должна соответствовать международным стандартам. В решении всех этих задач первостепенную значимость приобретает научная и практически ориентированная современная пенитенциарная психология-наука о внутренних, психических механизмах самоорганизации личности.

Заключение

Правильное восприятие наказание осужденным возможно только при возникновении «установки на раскаяние», которая играет роль фильтра на пути усвоения всех воспитательных воздействий. Поэтому для эффективной психокоррекции чрезвычайно важно перестроить установки осужденных по отношению к наказанию и преступлению.

Отношение к наказанию - главное личностное переживание осужденного. Это своеобразное кредо, характеризующая уровень правового и нравственного сознания осужденного и опосредующее отношение к целям и средствам исправления, ресоциализации, воспитательной работе, образовательному обучению и профессиональной подготовке.

Данный феномен отличается подвижностью и динамичностью, что позволяет сотрудникам ИУ заниматься его формированием. По данным исследования, проведенного в 2002 году, около 30% отбывающих наказания считают осуждение и наказание справедливыми, около 45%-осуждение справедливом, но меру наказания слишком суровой, около 25%-и то и другое не справедливыми. Обычно к концу срока отбытия наказания число лиц, полностью отрицающих справедливость осуждения и наказания, сокращается.

Международный и отечественный опыт применения уголовного наказания свидетельствует о его глубоком, разностороннем и зачастую нежелательным влияния на личность осужденного. Психологи-пенитенциаристы (М.Н. Гернет, В.Ф. Пирожков, Г.Ф. Хохряков и др.) отмечают следующее:

1. в связи с уголовным наказанием личность осужденного приобретает особое правовое положение, заключающееся в ограничении ее прав, но, как известно, любые ограничения и запреты порождают у осужденных стремление к их нарушению, активизируют в этом отношении их изобретательность и изощренность.

2. кроме того, в условиях изоляции человек приобретает и специфические обязанности, в рамках которых обычный для любого гражданина нравственные нормы приобретают правовой характер, а их нарушение влечет правовые последствия.

3. сам факт социальной изоляции носит для личности стигматизирующий характер: приобретается социальный статус преступника или правонарушителя, который воспринимается как акт клейальной защиты, и индивидуализации мер наказания по отношению к лицам, совершившим преступления. Все это потребует более серьезных и всесторонних психологических исследований по разработке и внедрению широкого спектра психолого-педагогических методов воздействия на личность, группу, коллектив осужденных. Перспективным является исправление правонарушителя через покаяние, примирение с потерпевшим, что создает предпосылки для подлинной перестройки личности, ее ресоциализации и создание перспективы для социальной адаптации.

Несмотря на сложившиеся в целом большие трудности в исправительно-исполнительной системе нашего государства, в ряде исправительных учреждений все же имеются успехи в ресоциализирующей деятельности, особенно там, где администрация и персонал приобщаются к опыту и теоретическому наследию известных педагогов и психологов, где образуется сплоченный коллектив квалифицированных сотрудников формируются механизмы социально адаптированной групповой интеграции в сфере заключенных, создаются перспективы личностного самоутверждения, определяются перспективы исправления, сопровождающееся получением определенных льгот, создается перспектива будущего.

С введением в штаты ИУ должности психолога возможность квалифицированного и углубленного изучения личности осужденных существенно увеличивается. Это вполне естественно, ибо психологи являются специалистами в сфере человеческих отношений, имеют фундаментальные знания о закономерностях поведения человека, владеют навыками проведения специальных психологических мероприятий. Объем работы, выполняемой сотрудниками психологической службы, постоянно увеличивается. Так, в 2003 г. психологами обследовано 587 тыс. осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Это в 2,5 раза больше, чем в 2000 г. Увеличивается удельный вес обследованных осужденных в карантине. В большинстве территориальных органов эту процедуру проходят все вновь прибывшие, но в среднем по России психодиагностическим обследованием в карантине охвачено всего 72 % осужденных. Это объясняется слабым уровнем развития психологической службы в ряде территориальных органов УИС См.: Обзор материалов Всероссийского семинара начальников психологических служб УИС//Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2004. №5. С. 15-21.. По мере увеличения численности психологов в исправительных учреждениях эта проблема будет решаться.

Литература

1. Аминов И.И. Юридическая психология. М., 2007. С. 349-353

2. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб., 1991.

3. Дебольский М.Г. Психологическая служба уголовно-исполнительной системы// Энциклопедия юридической психологии/Под общ. ред. проф. А.М. Столяренко. - М.: Юнити - Дана, 2003.

4. Приложение к приказу Министерства юстиций РФ от «12» декабря 2005г. №238

5. Обзор материалов Всероссийского семинара начальников психологических служб УИС//Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2004. №5. С. 15-21

6. Чуфаровский. Юридическая психология. М., 2006. С. 450-455.

Приложение №1

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ

психологических методик, рекомендованных

для использования в деятельности психологов

Основные психологические методики:

Автобиографический метод изучения личности осужденного (АМИЛ);

Комплексное исследование личности осужденного КИЛО (Громова Е.В.);

Минессотский многопрофильный личностный опросник (ММPI);

Калифорнийский личностный опросник (CPI);

Многоуровневый личностный опросник МЛО (Маклакова А.Г.);

Миссисипская шкала посттравматического стресса (МШ);

Восьмицветовой тест М. Люшера;

Характерологический личностный опросник ЕPI (Г. Айзенк);

Опросник ЕPQ (Г. Айзенк);

Личностный опросник FPI (Г. Айзенк);

Опросник Г. Айзенка подростковый (для воспитательных колоний);

Личностный опросник агрессивности ВD (Басса-Дарки);

Шкала депрессивности Бека (ВDI);

Оценка нервно-психического напряжения НПН (Немчин Т.А.)

Методика многофакторного исследования личности Кеттелла (16 РF);

Дифференциальный диагностический опросник (ДДО);

Методика диагностики темперамента РТS (Я. Стреляу);

Опросник Шмишека (Леонгарда-Шмишека).

Дополнительные психологические методики:

Тест Томаса (по определению стиля поведения и предрасположенности к конфликтному поведению);

Опросник "Шкала одиночества" Д. Рассела, Л. Пепло, М. Фрюгсона;

Шкала склонности к алкоголизму (МАС);

Экспресс-диагностика уровня тревожности Спилбергера;

Методика "Волевой самоконтроль" Эйдмана (ВСК);

Методика "Уровень субъективного контроля" УСК (Е.Ф. Бажин, А.М. Эткинд);

Методика "Черты характера и темперамент" (ЧХТ);

Тест "Самочувствие. Активность. Настроение" (САН);

Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири;

Метод измерения коммуникативных и организаторских склонностей КОС (В.В. Синявский, Б.А. Федоришин);

Метод "Социометрия".

Проективные тесты:

метод рисуночной фрустрации Розенцвейга; «Незаконченное предложение»; ТАТ; "Дом - дерево - человек" (ДДЧ); "Кинетический рисунок семьи"; "Несуществующее животное".

Приложение № 2

НОРМАТИВЫ

на отдельные виды работ, выполняемых психологами

1. Нормативы времени на выполнение отдельных видов работ с осужденными, подозреваемыми, обвиняемыми и их родственниками

п/п

Основные виды работ, выполняемых психологами при работе со спецконтингентом

Затраты времени в часах

Примечания

1

2

3

4

1.

Экспресс-диагностика подозреваемых, обвиняемых и осужденных в следственном изоляторе; осужденных в карантине исправительного учреждения; подготовка на них краткого психологического портрета.

1,5

на одного человека

2.

Углубленное изучение осужденных и написание характеристик на лиц, относящихся к «группе риска» или в связи с постановкой их на профилактический учет.

3,5

на одного человека

3.

Изучение осужденных и написание характеристики в связи с решением вопросов об условно-досрочном освобождении, переводе в колонию-поселение, о предоставлении права передвижения без конвоя.

2,5

на одного человека

4.

Изучение вновь прибывших осужденных и разработка индивидуальных программ их ресоциализации в воспитательных и исправительных колониях, имеющих центры психолого-педагогической и социальной работы.

4

на одного человека

5.

Изучение социально-психологической обстановки в отряде, бригаде, учебной группе, камере, на производственном участке (до 30 чел.) и подготовка справки.

12

на одно обследование

6.

Индивидуальное консультирование осужденных, обвиняемых, подозреваемых и их родственников.

1

на одного человека

1

2

3

4

7.

Групповая психологическая диагностика осужденных.

1

на группу до 15 человек

8.

Изучение социально-психологической обстановки в исправительном учреждении (на основе репрезентативной выборки).

30

на одно обследование в учреждении

9.

Подготовка к проведению социально-психологических тренингов и групповых психокоррекционных мероприятий с осужденными.

1

на каждые два часа тренинга

10.

Проведение социально-психологических тренингов и групповых психокоррекционных мероприятий с осужденными.

по фактическим затратам, но не менее 2

группа до 15 человек,

на одно занятие

11.

Подготовка к групповой беседе, лекции с осужденными

1

на каждый час беседы, лекции

12.

Проведение психологической экспертизы по изучению причин травматизма, суицидов осужденных и подготовка заключения

4

на одну экспертизу

13.

Социально-психологический анализ конфликтных ситуаций и участие в их разрешении

1,5

по необходимости

14.

Индивидуальные психопрофилактические (психокоррекционные) мероприятия, беседы с осужденными, состоящими на профилактическом учете или нуждающимися в экстренной психологической помощи.

1,5

по необходимости

2. Нормативы времени на выполнение отдельных видов работ с персоналом исправительных учреждений, следственных изоляторов и их родственниками

п/п

Основные виды работ, выполняемых психологами при работе с персоналом

Затраты времени в час.

Примечания

1

2

3

4

1.

Первичное изучение личности кандидатов на службу.

1,5

на одного человека

2.

Изучение кандидатов на службу, рекомендованных ЦПД, и разработка плана их социально-психологической адаптации.

1,0

на одного человека

3.

Повторное психологическое обследование условно рекомендованных кандидатов на службу после завершения ими испытательного срока в качестве стажеров и составление заключения.

2,5

на одного человека

4.

Консультирование сотрудников по профессионально-психологическим и личным вопросам.

1,0

на одного человека

5.

Консультирование членов семей сотрудников.

1,5

на одного человека

6.

Изучение социально-психологического климата в отделе, отделении, первичном коллективе (до 25 человек) и подготовка заключения.

8,0

на один коллектив

7.

Изучение социально-психологического климата в самостоятельном подразделении (отделе специального назначения, исправительном учреждении и т.п.) и подготовка аналитической справки.

16,0

на одно подразделение

8.

Психологическая диагностика сотрудников и подготовка заключения в связи с решением конкретных задач (аттестация, включение в резерв кадров на выдвижение, направление в командировку на Северный Кавказ, выявление посттравматического стресса и др.).

2,0

на одного человека

9.

Проведение психологической экспертизы и подготовка заключения в связи с изучением причин чрезвычайных происшествий среди персонала (суицидов, гибели сотрудников, нарушений законности и т.п.).

4,0

на одного человека

10.

Подготовка к проведению социально-психологических тренингов (СПТ) с персоналом УИС.

1,5

на одно двухчасовое занятие

11.

Проведение психопрофилактических и развивающих тренингов с различными категориями сотрудников УИС.

2,0

на одно групповое занятие

12.

Подготовка к чтению лекций, проведению практических занятий в системе служебной и гуманитарной подготовки.

2,0

на одно занятие

13.

Проведение группового тестирования в центре психофизиологической диагностики (ЦПД) одним специалистом.

4,0

на одну группу до 20 человек

14.

Компьютерная обработка результатов группового тестирования в ЦПД.

0,25

на одного человека

15.

Ручная обработка результатов группового тестирования в ЦПД.

0,5

на одного человека

16.

Изучение документации, данных тестирования, составление плана индивидуальной беседы в ЦПД.

0,25-0,5

на одного человека

17.

Индивидуальное собеседование в ЦПД (с учетом времени на проведение дополнительных тестов).

0,5-2,0

на одного человека

18.

Анализ итогов индивидуального обследования, составление заключения и оформление необходимой документации экспертом-психологом ЦПД.

0,5-1,0

на одного человека

19.

Ежедневная нагрузка на одного эксперта-психолога ЦПД.

не более

4-5 человек

Страницы: 1, 2, 3