бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психологические особенности деятельности психологической службы по исправлению осужденных бесплатно рефераты

Особое внимание в настоящее время следует обратить на произошедшие за последние годы разрушение старых стереотипов мышления людей и переосмысление нравственных ориентиров, изменение ценностных ориентаций, проявление нетерпимости, агрессивности, жестокости и других негативных качеств. Наряду с этим увеличивается доля лиц, направляемых в исправительные учреждения (ИУ), имеющих низкий образовательный уровень, без трудовых навыков, теряющих социально полезные связи. И это при том, что в настоящее время в ИУ сосредоточиваются, в основном, лица трудоспособного возраста.

Гуманное отношение к преступникам предполагает коренное изменение проводимой с ними работы на значительно более высокой профессиональной основе. Для этого необходимо глубокое знание личности осужденного, ведущих мотивов его поведения. Иными словами, сотрудникам органов и учреждений, осуществляющих исполнение наказаний, необходимо иметь представление о том, какими качествами обладает современный осужденный, что именно подлежит психологической и педагогической коррекции в целях обеспечения законопослушного поведения. Сотрудники ИУ должны также представлять те субъективные (личностные) факторы, которые мешают ресоциализации и приводят к рецидивоопасному криминальному поведению.

2.3. Этика пенитенциарного психолога

При выполнении  служебных задач сотрудники психологической службы соблюдают нормы профессиональной этики пенитенциарного психолога.

Что же такое «профессиональная этика», что является предметом ее изу-чения? Профессиональная этика изучает систему моральных норм, характер-ных для определенной профессии. Данные нормы складываются на основе ис-торических традиций и особенностей определенной службы.

Термин «профессиональная этика» обычно упот-ребляется по отношению к людям, объектом труда которых является сам чело-век (педагоги, врачи, юристы, сотрудники правоохранительных органов, со-трудники уголовно-исполнительной системы). Особые нравственные требова-ния к этим профессиям и готовность выполнять их нередко выражаются в своеобразных нравственных кодексах.

По отношению к сотруднику уголовно-исполнительной системы таковы-ми являются Присяга сотрудника органов внутренних дел Российской Федера-ции, «Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации», гласящий: «Гражданин Российской Федерации, избравший профессию сотрудника органов внутренних дел, возлагает на себя ответственную обязанность следовать требованиям Присяги, служебного долга, дорожить честью представителя государственной власти, соблюдать высоко-нравственные нормы поведения...».

Понятия «кодекс», «присяга» подчеркивают обязательность следования нравственным требованиям сотрудниками данной профессии. Поэтому говорят, что профессиональная этика сотрудников УИС отличается своим деонтологическим, т.е. должным, обязательным для исполнения характером (от древне-греческого деон - нужное, должное, 1оgоs - понятие, учение).

Подчеркнем, что в отличие от других профессий, особенностью деятель-ности сотрудников УИС является строгое следование нормативным докумен-там, предписывающим круг служебных обязанностей в определенных ситуаци-ях, включая организацию надзора за осужденными, порядок его осуществления, обязанности должностных лиц, порядок проведения обысков и досмотров, дей-ствия администрации и дежурной смены при происшествиях и чрезвычайных обстоятельствах, вопросы взаимодействия с другими службами учреждения.

Основные требования к профессиональной культуре и нравственности представителей пенитенциарных учреждений содержатся в Конституции Российской Федерации, Уголовно-исполнительном кодексе Рос-сийской Федерации, Законе РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Положении о службе в органах внутренних дел, Присяге, Кодексе чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации.

Но ни один документ, ни одна инструкция не могут предусмотреть все возможные ситуации, возникающие в реальной жизни и требующие принятия сотрудником самостоятельного, а иногда единственно верного решения. Имен-но поэтому наряду с узкоспециальными профессиональными знаниями и уме-ниями немаловажная роль принадлежит здесь моральным качествам сотрудни-ка, его совести. Следовательно, эффективная реализация служебных задач зависит не только от знания нормативной базы, профессиональной подготовленности, тре-бовательности руководителей, но, главное, - от уровня нравственности и общей культуры самих специалистов.

Из этого вытекает, что следовать профессиональной этике - это, с одной стороны, строго выполнять в своей деятельности предписания международных и российских нормативно-правовых актов, т.е. следовать закону; и, с другой стороны, всегда и во всем придерживаться общечеловеческих норм взаимоотношений между людьми, общепринятых норм морали.

2.4. Изучение личности осужденного.

Сотрудники психологической службы осуществляют изучение личности осужденных и оказывают им психологическую помощь. Участие осужденных в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется с их согласия.

В пенитенциарной психологии СССР в 1960-х гг. категория «личность» была недостаточно теоретически разработанной. Психологи придерживались структурного подхода к пониманию личности, и личность понималась как биосоциальное существо. В 1980-90-е годы активное развитие получили идеи ценностно-нормативного подхода к изучению личности преступника, разработанного А.Р. Ратиновым (1980), а также эмпирический подход, основанный на использовании многостороннего изучения личности (16-PF и MMPI), акцентуаций характера у осужденных (В.И. Кашкаров, 1977; В.Ф. Десятников, Г.Р. Трофимов, В.Г. Козюля, 1981 и др.). Сегодня все более актуализируется разработка психодиагностических средств, используемых одновременно для диагноза и последующей коррекционной работы с осужденными, в том числе с лицами, имеющими психические аномалии (Л.С. Саблина, 1997; Н.В. Васильева, 1998, И.А. Кудрявцев, Н.А. Ратинова, 2001 и др.). В связи с тем, что среди осужденных возросла доля лиц, имеющих длительные и пожизненные сроки наказания, причем обладающих аддиктивными зависимостями (наркомания, алкоголизм и др.), и ВИЧ-инфекцированных, актуализируется необходимость проведения со стороны пенитенциарных психологов соответствующих дифференциально-сравнительных и социально-психологических исследований.

Значительный вклад в разработку принципов и методики изучения личности и групп осужденных внесли: Ю.А. Алферов, И.П. Башкатов, М.Г. Дебольский, В.Г. Деев, А.Г. Ковалев, В.Ф. Пирожков, В.М. Поздняков, К.К. Платонов, Е.А. Саблина, А.Н. Сухов, А.И. Ушатиков и др. Программы исследования включали две части: методологическую и процедурную. В качестве узловых оснований были обоснованы принципы: 1) активного и целеустремленного изучения; 2) сбора опосредованных психических проявлений личности и групп осужденных; 3) объективности; 4) динамичного подхода к изучению; 5) принцип всесторонности; 6) единства процессов изучения и коррекции личности. В процедурном плане первоначальный этап психодиагностики совпадал с периодом адаптации осужденного; второй этап - с основным этапом отбывания наказания; третий этап включал в себя анализ результатов исследования, их интерпретацию и обобщение.

В практике психологов пенитенциарных учреждений широко применялись программы изучения личности, разработанные К.К. Платоновым, И.П. Башкатовым, В.Ф. Пирожковым, В.Г. Деевым, Л.А. Высотиной, В.Д. Лутанским и другими. В их рамках для диагностики личности и среды осужденных использовались: методы наблюдения и эксперимента, беседы и анализ личного дела, контент-анализ документов, биографический метод, анализ продуктов деятельности, метод независимых характеристик, тесты. В последнее десятилетие на репрезентативных выборках осужденных произведена стандартизация разноплановых тестов: Айзенка, Спилберга, Кэттелла, MMPI, Розенцвейга, Люшера, ТАТ, Равена, Роршаха, Сонди, СЖО, Шмишека и др. (Ю.А. Алферов, Д.А. Арсентьев, И.Б. Бойко, В.П. Голубев, В.Г. Деев, Е.Н. Казакова, Т.В. Калашникова, В.Г. Козюля, А.И. Мокрецов, А.И. Папкин, В.Ф. Пирожков, Ю.В. Славинская, В.В. Яковлев). Опыт их применения показал необходимость использования комплекса указанных методик, а также разработанных пенитенциарными психологами ряда оригинальных методов: пространственно-знаковой социометрии (В.В. Пирожков, 1993); метода социографического изучения неофициальной структуры осужденных (В.Н. Казанцев), метода контактных наблюдений (И.В. Шмаров, А.И. Мокрецов), анализа личных документов (М.Г. Дебольский) и др.

В рамках активно развивающейся в УИС России психологической службы использование методов изучения личности и среды осужденных осуществляется в нескольких направлениях: а) составление психологических характеристик (портретов) осужденных; б) прогноз поведения отдельных (группы) осужденных; в) для психокоррекции поведения осужденных (группы); г) разработка рекомендаций по индивидуализации исправительных воздействий.

Таким образом, личность осужденного - ключевая область пенитенциарно-психологических исследований.

Одним из основных вопросов, который встает при исследовании - чем отличается личность преступника (осужденного) от других граждан, в чем специфика его поведения, что побуждает конкретного человека совершать преступление.

Исходя из имеющегося опыта исследований, нельзя утверждать, что преступное поведение является результатом только лишь негативного влияния среды, окружающего мира, а сам человек ни при чем. То есть, внешние условия не напрямую порождают преступное поведение.

Развиваясь, личность рано или поздно становится самостоятельным и активным фактором, который может избирательно реагировать на воздействия среды. То есть человек начинает выбирать или усваивать только те стимулы, которые в наибольшей степени соответствуют его психологической природе. Человек как личность - это продукт не только средовых воздействий, но и результат собственного развития. Так, два человека, будучи воспитанными в одинаковых условиях, в одной социальной среде могут проявлять себя в общении, поведении, способностях совершенно по-разному.

Таким образом, успешное предупреждение преступлений возможно лишь при комплексном подходе к личности осужденного. С одной стороны, именно личность является носителем причин совершения преступления, основным звеном всего механизма преступного поведения, с другой стороны, необходимо учитывать условия в которых эта личность развивалась, влияние конкретной ситуацииДебольский М.Г. Психологическая служба уголовно-исполнительной системы// Энциклопедия юридической психологии/Под общ. ред. проф. А.М. Столяренко. - М.: Юнити - Дана, 2003..

Знание психологических особенностей осужденных необходимо для правильной организации взаимодействия с ними, для достижения целей их исправления. Знание психологии личности помогает определить наиболее целесообразный путь позитивных изменений, выбрать оптимальные методы воздействия, обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к каждому осужденному.

Изучение личности осужденного способствует профилактике нарушений со стороны отрицательно настроенных осужденных, формированию положительной психологической атмосферы в коллективе осужденных, повышению эффективности деятельности самодеятельных организаций.

Зная прошлое и настоящее осужденных, анализируя их отношение к совершенному преступлению, к наказанию, режиму, администрации колонии, трудовой деятельности, к окружающим людям, психолог прогнозирует поведение осужденного как во время отбывания наказания, так и после освобождения.

В настоящее время исследования в области пенитенциарной психологии идут в направлении типологизации и изучения отдельных категорий осужденных. В исправительных учреждениях представляет особый интерес изучение вновь прибывших в исправительное учреждение, освобождающихся условно-досрочно, имеющих право передвижения без конвоя, состоящих на профилактическом учете, перемещаемых на строгие или улучшенные условия содержания и др. Каждая из перечисленных групп требует особого внимания и дифференцированного подхода.

Таким образом, если основная цель изучения личности осужденного - подбор индивидуальных эффективных методов психологического воздействия, то основная миссия пенитенциарных психологов - изменить криминальную направленность осужденных, прервать порочный круг преступлений, не допустить повторных правонарушений или, по крайней мере, снизить уровень отрицательного влияния криминальной среды на конкретного человека.

Основная цель, функции и задачи психологической службы

 Основной целью деятельности психологической службы является повышение эффективности исполнения наказаний на основе использования достижений современной психологической науки и практики.

Структурные подразделения психологической службы организуют и осуществляют свою деятельность в соответствии с задачами и функциями, стоящими перед психологической службой, на основе планов, которые утверждаются в установленном порядке начальником органа (учреждения) УИС, в состав которого входит данное подразделение, либо его заместителем, непосредственно курирующим данное направление работы.

Основные функции психологической службы

1. Диагностическая - заключается в постановке психологического диагноза и написании психологического портрета на основании углубленного, объективного и всестороннего изучения личности с целью выявления и описания ее индивидуальных психологических особенностей, условий формирования; выявления лиц, относящихся к "группе повышенного внимания" и требующих постановки на профилактический учет психолога; изучения социальных общностей (групп осужденных, коллективов сотрудников и т.п.), динамики социально-психологических явлений и состояний.

Реализуется посредством применения специальных психодиагностических методов (тестирование, изучение документов, беседа, наблюдение и др.) изучения личности и/или группы и психологических алгоритмов обработки и интерпретации полученной информации.

Диагностические мероприятия производятся в соответствии с примерным перечнем психологических методик, рекомендованных для использования в деятельности психологов (приложение № 1).

2. Консультативная - направлена на оказание психологической помощи индивиду в решении личных психологических проблем, актуализацию внутренних резервов личности для преодоления кризисных и проблемных ситуаций, помощь в профориентации, саморазвитии, а также на решение служебных задач с учетом психологических факторов.

3. Психокоррекционная - заключается в целенаправленном изменении социально-психологических установок и ценностных ориентаций индивида, обучении его приемам и способам саморегуляции и самоконтроля, формировании необходимых навыков и умений в сфере общения, коррекции и развитии системы отношений личности, повышении устойчивости к неблагоприятным психологическим воздействиям и факторам (стрессам, критическим и конфликтным ситуациям).

В рамках данной функции психолог проводит психокоррекционные мероприятия с использованием индивидуальных и групповых форм работы (аутотренинг, социально-психологические тренинги и др.)

4. Прогностическая и психопрофилактическая - состоит в прогнозировании индивидуального и группового поведения, оценке перспектив развития личности и социальной ситуации, своевременном предупреждении межличностных конфликтов, эмоционального выгорания, суицидов, иных негативных проявлений, обусловленных изоляцией осужденных, подозреваемых и обвиняемых от общества, а также у сотрудников учреждения, вызванных спецификой и условиями служебной деятельности, бытовыми и семейными проблемами.

5. Просветительская - заключается в повышении уровня психологической культуры и компетентности персонала, формировании у сотрудников учреждения установки на конструктивное сотрудничество с психологической службой, обучении их профессионально значимым психологическим навыкам и методам работы, умению грамотно использовать информацию и рекомендации, полученные от психолога, а также в распространении необходимых психологических знаний среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых и формировании у них доверия к психологу и позитивного отношения к его деятельности.

Для обеспечения реализации данной функции сотрудники психологической службы проводят лекции, беседы, занятия в системе служебной подготовки, используют иные формы пропаганды психологических знаний.

6. Исследовательская - направлена на самостоятельное (или совместное с образовательными и научно-исследовательскими учреждениями) проведение исследований и экспериментов в области пенитенциарной психологии, изучение различных социально-психологических явлений и процессов в местах лишения свободы, разработку и апробацию научно-обоснованных методик изучения личности и социальных общностей, коррекцию индивидуального и группового поведения, выработку методических рекомендаций по различным направлениям деятельности психологической службы.

Основные задачи психологической службы:

1. постановка психологического диагноза и выработка рекомендаций по индивидуализации процесса исполнения уголовного наказания на основе изучения индивидуально-психологических особенностей личности осужденного;

Страницы: 1, 2, 3