Психологическая характеристика трудностей, возникающих при изучении иностранного языка на среднем этапе обучения
Свойства восприятия:
1. Целостность, т. е. восприятие есть всегда целостный образ предмета, система перцеп-тивных действий, которыми надо овладеть.
2. Константность восприятия -- благодаря констан-тности мы воспринимаем окружающие предметы как от-носительно постоянные по форме, цвету, величине и т. п. Источником константности восприятия являются актив-ные действия перцептивной системы (системы анализато-ров, обеспечивающих акт восприятия). Константность восприятия -- не врожденное свойство, а приобретенное
3. Структурность восприятия -- восприятие не являет-ся простой суммой ощущений. Мы воспринимаем факти-чески абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру.
4. Осмысленность восприятия -- восприятие тесно свя-зано с мышлением, с пониманием сущности предметов.
5. Избирательность восприятия -- проявляется в пре-имущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.
Виды восприятия выделяют: восприятие предметов, времени, восприятие отношений, движений, пространства, восприятие человека.
Восприятие зависит от уровня внимания человека.
Можно отметить, что в усвоении иностранного языка существенную роль играют такие характеристики восприятия как избирательность (особенно проявляется в говорении и аудировании), структурность (говорении, чтении), целостность (в аудировании).
§ 4. Память и ее значение в процессе усвоения знаний.
«Все развитие человека совершается
не иначе, как в области памяти
и через ее посредничество…»
К.Д. Ушинский.
Под памятью обычно понимается запоминание, сохранение и последующее воспроизведение обстоятельств жизни и деятельности личности, ее прошлого опыта.
Наиболее распространенной классификацией мнемических процессов является разделение памяти на четыре вида в зависимости от особенностей материала запоминания и воспроизведения [33; 24]:
· двигательная память - это память на различные движения и их системы, позволяющая формировать практические и трудовые навыки;
· Эмоциональная память - память на чувства;
· Образная память - включает зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую.
· Словесно-логическая память - вербальная память.
В зависимости от характера деятельности, в ходе которой совершается запоминание и воспроизведение, память может подразделяться на:
· Непроизвольную, характеризующуюся отсутствием заранее поставленной цели и специальных приемов запоминания, но при обязательном взаимодействии субъекта с предметом.
· Произвольную - преднамеренное заучивание или припоминание чего-либо.
По способу запоминания выделяется механическая, не опирающаяся на запоминания, и смысловая память, основанная на обобщенных и систематизированных ассоциациях, отражающая наиболее важные и существенные стороны и отношения предметов.
По продолжительности запоминания и сохранения материала в память делится на кратковременную и долговременную. Кроме того, выделяют и оперативную память, обслуживающую непосредственно осуществляемые человеком действия [33; 27].
Особое внимание следует обратить на процессы памяти, каждый из которых подчиняется особым закономерностям. К их числу относятся:
· запоминание, протекающее в трех формах: запечатление, определяемое как кратковременное и долговременное сохранение материала, предъявлявшегося однократно на несколько секунд; непроизвольное запоминание- сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала; преднамеренное запоминание (заучивание) - запоминание с целью сохранения материала в памяти.;
· сохранение - более или менее длительное удержание в памяти некоторых сведений;
· воспроизведение - представляет собой воссоздание сохраненного в памяти материала, протекающее на нескольких уровнях: узнавание, или воспроизведение при опоре на восприятие; собственно воспроизведение, не вызывающее затруднений; припоминание, требующее волевого усилия.
В процессе изучения иностранного языка память играет важную роль. Можно предположить, что такие виды памяти как образная память, словесно-логическая память, непроизвольная и произвольная память имеет большое значении при овладении иностранным языком и должны развиваться во всех видах речевой деятельности.
Выводы.
Можно предположить, что в условиях специализированной подготовки темперамент играет ведущую роль. На процесс усвоения знаний могут оказать влияние такие его свойства как: скорость восприятия, длительность сосредоточения внимания, психический темп и ритм. Не менее важную роль могут играть также направленность психической деятельности, например, экстраверт, стремится к новым контактам, к общению с людьми, и эмоциональная окраска речи, например, выраженность эмоций при общении.
Таким образом, в процессе усвоения иностранного языка внимание имеет большое значение. Можно предположить, что обозначенные свойства внимания играют особую роль в усвоении иностранного языка. Ученику важно быть сосредоточенным, правильно выделять слова и вычленять грамматические структуры, уметь переключать свое внимание с одного вида деятельности на другой.
Можно отметить, что в усвоении иностранного языка существенную роль играют такие характеристики восприятия как избирательность (особенно проявляется в говорении и аудировании), структурность (говорении, чтении), целостность (в аудировании).
В процессе изучения иностранного языка память играет важную роль. Можно предположить, что такие виды памяти как образная память, словесно-логическая память, непроизвольная и произвольная память имеет большое значении при овладении иностранным языком и должны развиваться во всех видах речевой деятельности.
Глава 3. Экспериментальное исследование индивидуально-психологических особенностей подростков, определяющих характер усвоения иноязычной речи
§ 1. Исследование особенностей темперамента подростков, обучающихся в лингвистической гимназии
Характер учебной деятельности определяется индивидуально-психологическими свойствами человека. Одним из главных показателей индивидуально-психологических особенностей является темперамент. В соответствии с данным в предыдущей главе определением, темперамент - совокупность устойчивых, индивидуально своеобразных свойств психики человека, опре-деляющих динамику его психической деятельности. [27;81].
1.1. С целью изучения особенностей темперамента были использованы следующие методики: методика Ганса Айзенка (см. Приложение 1) - направлена на выявление типа темперамента, при помощи определения степени экстраверсии и невротизма. По этой методике выделяется 4 типа темперамента: сангвиник-экстраверт, холерик-экстраверт, флегматик-интроверт, меланхолик-интроверт. Для подкрепления полученной информации был проведен опросник Смирнова (см. Приложение 1). С помощью этого опросника уточняются индивидуальные свойства темперамента личности, такие как: экстраверсия, ригидность, эмоциональная возбудимость, темп реакции, активность.
Исследование проводилось в сентябре-ноябре 2001 года в Псковской лингвистической гимназии. В исследовании принимало участие 20 учеников 7го класса. Результаты исследования представлены в таблицах:
Таблица 1
Психологическая характеристика темперамента по каждому ученику по методике Ганса Айзенка
Ф.И.О.
|
Экстраверсия
|
Невротизм
|
Тип темперамента
|
|
1. Яна Б.
|
8
|
7
|
флегматик
|
|
2. Юля Б.
|
15
|
22
|
холерик
|
|
3. Женя В.
|
10
|
6
|
флегматик
|
|
4. Настя Г.
|
17
|
14
|
холерик
|
|
5. Света Г.
|
16
|
14
|
холерик
|
|
6. Арина И.
|
18
|
22
|
холерик
|
|
7. Никита К.
|
16
|
9
|
сангвиник
|
|
8. Наташа К.
|
18
|
23
|
холерик
|
|
9. Кристина К.
|
19
|
21
|
холерик
|
|
10. Юля К.
|
15
|
15
|
холерик
|
|
11. Лиза К.
|
9
|
8
|
флегматик
|
|
12. Леша Л.
|
4
|
10
|
флегматик
|
|
13. Маша М.
|
7
|
9
|
флегматик
|
|
14. Саша М.
|
19
|
21
|
холерик
|
|
15. Аня Н.
|
8
|
7
|
флегматик
|
|
16. Павел П.
|
13
|
15
|
холерик
|
|
17. Оля Р.
|
9
|
13
|
меланхолик
|
|
18. Таня С.
|
9
|
6
|
флегматик
|
|
19. Кирилл Ф.
|
9
|
5
|
флегматик
|
|
20. Юля Ш.
|
7
|
10
|
флегматик
|
|
|
Согласно приведенным в таблице сведениям, среди 20 учеников было выявлено 9 человек с холерическим темпераментом, 9 - с флегматическим, 1- с сангвиническим и 1 - с меланхолическим.
Таблица 2
Психологическая характеристика темперамента по каждому ученику по методике Смирнова
Ф.И.О.
|
Экстра
версия
|
Эмоциональная возбудимо
сть
|
Темп реакции
|
Активно
сть
|
Ригидно
сть
|
Тип темперамента
|
|
1. Яна Б.
|
8
|
5
|
10
|
11
|
8
|
Флегматик
|
|
2. Юля Б.
|
14
|
20
|
10
|
15
|
22
|
Холерик
|
|
3. Женя В.
|
10
|
2
|
11
|
11
|
8
|
Флегматик
|
|
4. Настя Г.
|
17
|
14
|
7
|
9
|
14
|
Холерик
|
|
5. Света Г.
|
25
|
5
|
21
|
28
|
11
|
Холерик
|
|
6. Арина И.
|
20
|
18
|
17
|
19
|
10
|
Холерик
|
|
7. Никита К.
|
18
|
7
|
18
|
23
|
11
|
Сангвиник
|
|
8. Наташа К.
|
24
|
18
|
19
|
20
|
10
|
Холерик
|
|
9. Кристина К.
|
20
|
17
|
17
|
20
|
11
|
Холерик
|
|
10. Юля К.
|
25
|
15
|
16
|
16
|
11
|
Холерик
|
|
11. Лиза К.
|
9
|
3
|
13
|
10
|
8
|
Флегматик
|
|
12. Леша Л.
|
9
|
10
|
9
|
4
|
10
|
Флегматик
|
|
13. Маша М.
|
7
|
5
|
15
|
5
|
11
|
Флегматик
|
|
14. Саша М.
|
20
|
17
|
17
|
20
|
11
|
Холерик
|
|
15. Аня Н.
|
8
|
2
|
13
|
11
|
7
|
Флегматик
|
|
16. Павел П.
|
22
|
11
|
18
|
3
|
8
|
Холерик
|
|
17. Оля Р.
|
2
|
3
|
6
|
5
|
8
|
Меланхолик
|
|
18. Таня С.
|
9
|
17
|
11
|
6
|
10
|
Флегматик
|
|
19. Кирилл Ф.
|
9
|
17
|
15
|
5
|
10
|
Флегматик
|
|
20. Юля Ш.
|
7
|
19
|
12
|
10
|
13
|
флегматик
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|
|