бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психологическая характеристика трудностей, возникающих при изучении иностранного языка на среднем этапе обучения бесплатно рефераты

В целях предотвращения возникновения трудностей при изучении иностранного языка были предложены следующие рекомендации:

1. В аудировании рекомендуется:

a) в про-цессе обучения иностранному языку выби-рать темы доступные и интересные для учащегося.

b) постоянная, регуляр-ная и целенаправленная тренировка всех компонентов этой деятельности (слуховое восприятие, кратковременная память, внут-ренняя речь, вероятностное прогнозиро-вание) путем выполнения соответствую-щих упражнений.

c) использование ауди-овизуальных источников и учебных фильмов к зарубежным кур-сам иностранного языка

d) для детей со всеми типами темперамента более подошли бы занимательные тексты, но в этом случае, задания предпочтительно дать разные.

2. В говорении можно порекомендовать:

a) проведение уроков в виде игровых ситуаций, где бы ученики, выполняя разные социальные функции, пользовались и диалогом и монологом.

b) варьирование заданий, предлагать интересные ситуации и вызывать флегматиков и меланхоликов на разговор

3. В чтении мы могли бы предложить следующие рекомендации:

a) уроки «безошибочного чтения»

b) осуществлять звуковой анализ и синтез на вполне доступном учащимся материале

c) со-здавать и поддерживать установку на точность чтения, со-ответственно подбирая и материал для чтения

d) развивать точность догадки

e) проводить уроки громкого чтения

4. Рекомендация по преодолению трудностей в письме заключается в следующем: необ-ходимо выработать у них привычку контролировать грамматическую и смысловую стороны написанного, также возможно введение новых методик по совершенствованию навыков письма; учитель может также предлагать новые интересные упражнения (например, написать небольшое письмо своему кумиру).

Список литературы

Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. //Известия Академии пед.наук РСФСР, вып. 70,1955.

Артемов В.А. Психология обучения иностранному языку, М.; Просвещение,1969.

Ауэрбах Т.Д. Зачем и как изучать иностранный язык, М.; Знание,1961.

Беляев Б.В. Методика и психология, //ИЯШ,1963, №6.

Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранному языку. М.; Просвещение, 1965.

Беляев Б.В. Психология владения иностранным языком; Докт. Диссертация, МГПИИЯ, 1960, стр. 552.

Бим И.Л. Обучение устной речи младших школьников, //ИЯШ, 1961, №3.

Богданова И.И., Бурлак Ю.А. Причины ошибок в речи учащихся и пути их исправления,//Сов. Педагогика,1966, №7.

Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии, М.; Просвещение,1966.

Вопросы порождения речи и обучения языку (сб. статей), под ред. Леонтьва и Рябовой, М.; изд. Моск. Университета,1967.

Вопросы теории и методики преподавания иностранного языка (сб. статей, под ред. Андреева), Саратов, 1969.

Выготский Н.В. Психологические особенности обучения письму детей младшего школьного возраста, //Вопросы психологии, 1998,№6.

Деркач А.А., Щербак С.Ф. Педагогическая эвристика: искусство овладения иностранным языком. М.; Педагогика,1991.

Егоров Т.Г. Психология овладения навыками чтения, М.; 1953.

Елухина Н.В. Преодоление основных трудностей понимания иноязычной речи на слух как условие формирования способности устно общаться, //ИЯШ,1996, №4.

Елухина Н.В. Устное общение на уроке, средства и приемы его организации. //ИЯШ, 1995, №2, стр.4.

Жинкин Н.И. Механизмы речи, М.; Просвещение, 1958.

Жинкин Н.И. Психологические особенности спонтанной речи, М.; Просвещение, 1967.

Жинкин Н.И. Развитие письменной речи учащихся 3-4ых классов, //Известия АПН РСФСР, вып.78, М.1956.

Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке, М.; 1985.

Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. М.; Просвещение,1991.

Карпов И.В. Психологический анализ процесса понимания и перевода учащимися иноязычных текстов. //ИЯШ, 1949, №6.

Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке, М.; 1983.

Крутецкий В. М. Лекции по психологии, М.; 1987

Леонтьев А.А. Речевые ошибки как проблема психологии; в сб. Материалы 3 Всесоюзного съезда общества психологов СССР, т.1, Общая психология и психофизиология., М.; 1968.

Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения, М.; Педагогика,1974.

Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. - Пермь, 1973

Методика обучения иностранным языкам, под ред. Н.И. Гез, М.В. Ляховицкого, М.; Высшая школа, 1982.

Немов Р.С. Психология, т. 2, М.; Владос, 1999.

Никифорова О.А. Анализ ошибок в письменных работах по иностранному языку, //ИЯШ,1954, №2.

Общая методика обучения иностранным языкам, под ред. А.А. Миролюбова, И.В. Рахманова, В.С. Цетлина. М.; Просвещение, 1967.

Олкинуор Е. Психологический анализ трудностей в учебной деятельности школьников, //Вопросы психологии, 1983, №4.

Познавательные процессы личности и методика их развития, Псков; 1994.

Разумовская Р.Н. Ошибки учащихся в иностранном языке, //ИЯШ,1948, №3.

Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону; Феникс, 1997.

Цетлин В.С. Трудности текстов для чтения, //ИЯШ, 1994, №3, стр.9.

Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы психологии усвоения грамотности,//Вопросы психологии, 1956, №5.

Приложение 1.

Анкета 1. (Опросник Ганса Айзенка).

1. Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения?

2. Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут Вас понять, выразить сочувствие?

3. Считаете ли Вы себя беззаботным человеком?

4. Очень ли Вы трудно отказываетесь от своих намерений?

5. Обдумываете ли Вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?

6. Всегда ли Вы сдерживаете свои обещания, даже если это Вам не выгодно?

7. Часто ли у Вас спады и подъемы настроения?

8. Быстро ли Вы обычно действуете и говорите и не растрачиваете ли много времени на обдумывание?

9. Возникали ли у Вас когда-нибудь чувства, что Вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?

10. Верно ли, что на спор Вы способны решиться на все?

11. Смущаетесь ли Вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который Вам симпатичен?

12. Бывает ли, что разозлившись. Вы выходите из себя?

13. Часто ли Вы действуете необдуманно, под влиянием момента?

14. Часто ли Вас беспокоит мысль о том, что Вам следовало бы чего-нибудь делать или говорить?

15. Предпочитаете ли Вы чтение книг встречам с людьми?

16. Верно ли, что Вас легко задеть?

17. Любите ли Вы часто бывать в компании?

18. Бывают ли Вас такие мысли, которыми Вам не хотелось бы делиться с другими людьми?

19. Верно ли, что иногда Вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете сильную вялость?

20. Стараетесь ли Вы ограничить круг своих знакомств небольшим числом самых близких друзей?

21. Много ли Вы мечтаете?

22. Когда на Вас кричат, отвечаете ли Вы тем же?

23. Часто ли Вас терзает чувство вины?

24. Все ли Ваши привычки хороши и желательны?

25. Способны ли Вы дать волю собственным чувствам и вовсю повеселиться в шумной компании?

26. Можно ли сказать, что нервы у Вас часто бывают напряжены до предела?

27. Считают ли Вас человеком живым и веселым?

28. После того, как дело сделано, часто ли Вы возвращаетесь к нему мысленно и думаете, что могли бы сделать лучше?

29. Верно ли, что Вы обычно молчаливы и сдержанны, когда находитесь среди людей?

30. Бывает ли, что Вы передаете слухи?

31. Бывает ли, что Вам не спится от того, что разные мысли лезут Вам в голову?

32. Верно ли, что Вам часто приятнее и легче прочесть о том, что Вас интересует в книге, хотя можно быстрее и проще узнать об этом у друзей?

33. Бывает ли у Вас сердцебиение?

34. Нравится ли Вам работа, которая требует пристального внимания?

35. Бывают ли у Вас приступы дрожи?

36. Верно ли, что Вы всегда говорите о знакомых Вам людям только хорошее, даже тогда, когда уверены, что они об этом не узнают?

37. Верно ли, что Вам неприятно бывает в компании, где постоянно подшучивают друг над другом?

38. Верно ли, что Вы раздражительны?

39. Нравится ли Вам работа, которая требует быстроты действий?

40. Верно ли, что Вам нередко не дают покоя мысли о разных неприятностях и "ужасах", которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?

41. Верно ли, что Вы неторопливы в движениях?

42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?

43. Часто ли Вам снятся кошмары?

44. Верно ли, что Вы такой любитель поговорить, что никогда не упустите случая побеседовать с незнакомым человеком?

45. Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли?

46. Огорчились бы Вы, если бы долго не могли видеться со своими друзьями?

47. Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?

48. Есть ли среди Ваших знакомых такие, которые Вам явно не нравятся?

49. Легко ли Вас задевает критика ваших недостатков или вашей работы?

50. Могли бы Вы сказать, что Вы уверенный в себе человек?

51. Трудно ли Вам получить настоящее удовольствие от мероприятий, в которых много участников?

52. Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?

53. Сумели бы Вы внести оживление в скучную компанию?

54. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

55. Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье?

56. Любите ли Вы подшучивать над другими?

57. Страдаете ли Вы бессонницей?

Анкета 2. (Опросник Смирнова).

1. Вы любите часто бывать в компании?

2. Вы избегаете иметь вещи, которые ненадежны, непрочны, хотя и красивы?

3. Часто ли у Вас бывают подъемы и спады настроения?

4. Во время беседы Вы очень быстро говорите?

5. Вам нравится работа, требующая полного напряжения сил и способностей?

6. Бывает ли, что Вы передаете слухи?

7. Считаете ли Вы себя человеком очень веселым и жизнерадостным?

8. Вы очень привыкаете к определенной одежде, ее цвету и покрою, так что неохотно меняете ее на что-нибудь другое?

9. Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в людях, которые Вас понимают, могут ободрить или утешить?

10. У Вас очень быстрый почерк?

11. Ищите ли Вы сами себе работу, занятие, хотя можно было бы и отдохнуть?

12. Бывает ли так, что Вы не выполняете своих обещаний?

13. У Вас очень много хороших друзей?

14. Трудно ли Вам оторваться от дела, которым Вы поглощены, и переключиться на другое?

15. Часто ли Вас терзает чувство вины?

16. Обычно Вы ходите очень быстро, независимо от того, спешите или нет?

17. В школе Вы бились над трудными задачами до тех нор, пока не решали их?

18. Бывает ли, что иногда Вы соображаете хуже, чем обычно?

19. Вам легко найти общий язык с незнакомыми людьми?

20. Часто ли Вы планируете, как будете себя вести при встрече, беседе и т.п.?

21. Вы вспыльчивы и легко ранимы намеками и шутками над Вами?

22. Во время беседы обычно Вы быстро жестикулируете?

23. Чаше всего Вы просыпаетесь утром свежим и хорошо отдохнувшим?

24. Бывают ли у Вас такие мысли, что Вы не хотели бы, чтобы о них знали другие?

25. Вы любите подшучивать над другими?

26. Склонны ли Вы к тому, чтобы основательно проверить свои мысли, прежде чем их сообщить кому-либо?

27. Часто ли Вам снятся кошмары?

28. Обычно Вы легко запоминаете и усваиваете новый учебный материал?

29. Вы настолько активны, что Вам трудно даже несколько часов быть без дела?

30. Бывало ли, что, разозлившись, Вы выходили из себя?

31. Вам нетрудно внести оживление в довольно скучную компанию?

32. Вы обычно довольно легко раздумываете, принимая какое-то даже не очень важное решение?

33. Вам говорили, что Вы принимаете все слишком близко к сердцу?

34. Вам нравится играть в игры, требующие быстроты и хорошей реакции?

35. Если у Вас что-то долго не получается, то обычно Вы все же пытаетесь сделать это?

36. Возникло ли у Вас, хотя и кратковременно, чувство раздражения к Вашим родителям?

37. Считаете ли Вы себя открытым и общительным человеком?

38. Обычно Вам трудно взяться за новое дело?

39. Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?

40. Обычно Вам трудно что-то делать с медлительными и неторопливыми людьми?

41. В течение дня Вы можете долго и продуктивно заниматься чем-либо, не чувствуя усталости?

42. У Вас есть привычки, от которых следовало бы избавиться?

43. Вас принимают иногда за беззаботного человека?

44. Считаете ли Вы хорошим другом того, чья симпатия к Вам надежна и проверена?

45. Вас можно быстро рассердить?

46. Во время дискуссии обычно Вы быстро находите подходящий ответ?

47. Вы можете заставить себя долго и продуктивно, не отвлекаясь, заниматься чем-либо?

48. Бывает, что Вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

Приложение 2.

ТЕСТ «КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА»

Изучение работоспособности, переключаемости внима-ния по корректурным таблицам.

Оценить переключаемость внимания, работоспособность в баллах производительности по девятибальной системе.

Методика. Корректурная таблица А. Г. Иванова-Смо-ленского. Объект исследования -- каждый студент учеб-ной группы.

Ход работы. Вычеркивание и подчеркивание букв.

Просматривая буквенную таблицу, человек должен вычеркивать букву «А», а букву «К» -- подчеркивать. Работать в течение 8 минут максимально быстро и внима-тельно. Через 4 минуты после начала работы студент-исследователь говорит слово «черта». Студент - обследуемый должен остановить работу и поставить вертикальную чер-ту. Затем испытуемый должен продолжать работу, изме-нив способ: букву «А» -- подчеркивать, а букву «К» -- вычеркивать. Когда истекут 8 минут, студент-исследова-тель произносит «черта -- конец работы», обследуемый студент должен поставить вертикальную черту.

Оценка внимания, переключаемости внимания, рабо-тоспособности производится в баллах производительности по девятибальной системе. Для этого: а) подсчитывается общее число просмотренных знаков (букв). б) сосчитывается число ошибок (пропущенных, или неправильно вычеркну-тых, или неправильно подчеркнутых букв). Каждая такая ошибка составляет 20 очков. Каждая пропущенная строка -- 60 очков.

производительность

количество правильно отмеченных букв

баллы

низкая

1000--1200

1

1201--1350

3

удовлетворительная

1351--1500

4

1501--1700

5

1701--1850

6

высокая

1851--2000

7

2001--2050

8

более 2150

9

Результаты, полученные у всех обследуемых, занести в таблицу протокола и сделать вывод согласно контроль-ным задачам. Оценить основные типологические свойства возбуждения и торможения -- их силу, уравновешенность и подвижность.

КОРРЕКТУРНАЯ ТАБЛИЦА

ИВАНОВА - СМОЛЕНСКОГО

СХАВСХЕВИХНАИСНХВХВКСНАИСВХВХЕНАНСНЕВХАК

ВНХИВСНАВСАВСНАЕКЕАХВКЕСВСНАИСАИСНАЕХНВК

НХИСХВХЕКВХИВХЕИСНЕИНАИЕНКХКИКХЕКВКИСВХИ

ХАКХНСКАИСВЕКВХНАНСНХЕКХИСНАКСКВХКВНАВСН

НСНАИХАЕХКИСНАИКХЕХЕИСНАХКЕКХВНСНАИХВИКХ

СНАИСВНКХВАИСНАХЕКЕХСНАКСВЕЕВЕАИСНАСНКИВ

КХКЕКНВИСНКХВЕХСНАИСКЕСИКНАЕСНКХКВИХКАКС

АИСНАЕХКВЕНВХКЕАИСНКАИКНВЕВНКВХАВЕИВИСНА

КАХВЕНВНАХИЕНАИКВИЕАКЕИВАКСВЕИКСИАВАХЕСВ

НКЕСНКСВХИЕСВХКНКВСКВЕВКНИЕСАВИЕХЕВНАИЕН

КЕИВКАИСНАСНАИСХАКВННАКСХАИЕНАСНАИСВКХЕВ

ЕВХКХСНЕИСНАИСНКВКХВЕКЕВКВНАИСНАИСНКЕВКХ

АВСНАХКАСЕСНАИСЕСХКВАИСНАСАВКХСНЕИСХИХЕК

ВИКВЕНАИЕНЕКХАВИХНВИХКХЕХНВИСНВСАЕХИСНАИ

НКЕХВИВНАЕИСНВИАЕВАЕНХВХВИСНАЕИЕКАИВЕКЕХ

КЕИСНЕСАЕИХВКЕВЕИСНАЕАИСНКВЕХИКХНКЕАИСНА

САКАЕХХЕВСКХЕКХНАИСНКВЕВЕСНАИСЕКХЕКНАИСН

ИСНЕИСНВИЕХКВХЕИВНАКИСХАИЕВКЕВКИЕХЕИСНАИ

ВХВКСИСНАИАИЕНАКСХКИВХНИКИСНАИВЕСНАКНЕХС

СНАИКВЕХКВКЕСВКСНХИАСНАКСХКХВХЕАЕСКСЕАИК

ИСНАЕХКЕХКЕИХНВХАКЕИСНАИКХВСХНВИЕХАЕСВЕ

СНАИСАКВСНХАЕСХАИСНАЕНКИСХКЕХВХВЕКНЕИЕНА

ЕКХЕКНАИВКВКХЕХИСНАМХКАХЕНАИЕНИКВКСНСНАИ

ЕХВКВИЕХАНЕХЕКВСНЕИСНВНЕВИСНАЕАХНХКСНАХС

ИСНАИЕИНЕВИСНАНВЕВХСИСВАИЕВХЕИХСКЕИЕХКИЕ

КЕВХВАЕСНАСНКИСХЕАЕХКВЕХЕАИСНАСВАИСЕВЕКЕ

ХВЕКХСИКИСЕХАЕКСНАИИЕХСЕХСНАИСВНЕКХСНАИС

АВЕНАХИАКХВЕИВЕАИКВАВИХНАХКСВХЕХИВХАИСКА

ВНСИЕАХСНАНАЕСНВКСНХАЕВИКАИКИКНАВСНЕКВХК

СНАЕСВКХЕКСНАКСХВХКВСНХКСВЕХКАСНАИСКСХКЕ

НАНСНХАВКЕВКХЕИИСНАИНХАСНЕХКСХЕВКХЕИХНАИ

КЕВХСНВИХНКВХЕКНСИЕНХАИВЕНАИХНХКВХЕНАНСН

ВКЕВХАИСХАХКВНВАИЕНСХВКХЕАИСНАВХСВКАХСНА

КИСНКЕКНСВАИСВАЕХСХВАИСНАЕКХЕКАИВНАВЕКВЕ

АЕНКАИСХАИСНХИСВКВСЕКХВЕКИСНАИСНАИСКВЕСВ

ИСКАИКВККНВХСКВНАИЕНИСНАИХАВКНВЕХВАНКИЕХ

Приложение 3.

Тест: ПРИЕМ ИНФОРМАЦИИ

Ход опыта. Экспериментатор зачитывает в быстром Темпе слова, а испытуемые (вся группа) должны эти слова классифицировать и записать сокращенно в нужную ко-лонку. Выделяют 5 колонок в таблице: химические эле-менты, человеческие чувства, мебель, деревья, животный мир. Зачитываются 32 слова (повторять их нельзя): на-трий, кошка, диван, верба, тревога, водород, хорек, крес-ло, восторг, черемуха, ель, серебро, сервант, рысь, лю-бовь, гелий, медведь, лев, стол, тополь, усталость, дуб, каштан, аргон, воробей, железо, клен, медь, сазан, береза, соболь, радий.

Испытуемые считают количество слов, которые успели записать. Если количество записанных слов равно 32 -- прием информации эффективен, если 31--29 -- посред-ственный прием, если ниже 28 прием информации затруд-нен, человек не успевает за средним темпом подачи ин-формации.

Тест: ЗАВИСИМОСТЬ ЗАПОМИНАНИЯ ОТ УСТАНОВКИ ЛИЧНОСТИ

Материал: ряды слов для запоминания.

Мера Туча

Вода Нога

Чаша Зима

Гора Рота

Дума Шуба

Коза Мода

Пила Река

Роса Зола

Ход опыта. Студентам зачитывают слова, которые надо записать по окончании чтения одно под другим, независимо от их порядка в ряду. При проверке преподаватель медленно читает слова, студенты отмечают воспроизведенные верно.

Далее читают второй ряд и просят по окон-чании чтения молча написать, независимо от порядка в ряду, все оставшиеся в памяти слова, содержащие букву О. Но по окончании чтения преподаватель просит, кроме слов, содержащих букву О, записать также все другие слова только что прочитанного ряда. Затем проводят про-верку. Студенты подсчитывают, сколько слов с буквой О они запомнили. Затем высчитывают отно-шение числа запомнившихся слов с буквой О. Дробь показывает, во сколько раз больше запомни-лось слов при установке и без установки.

Вывод: запоминание материала зависит от установки испытуемого. На основе данных эксперимента полезно подумать о том, какое значение имеет для студентов ус-тановка преподавателя на запоминание материала.

Тест: осмысленность восприятия в запоминании.

Материал.: Пары слов для запоминания: кукла -- иг-рать, курица -- яйцо, ножницы -- резать, лошадь -- сено, книга -- учить, бабочка -- муха, щетка -- зубы, барабан -- пионер, снег -- зима, петух -- кричать, чернила -- тетрадь, корова -- молоко, паровоз -- ехать, груша -- компот, лампа -- вечер.

Ход опыта. Студентам зачитывают слова. Они должны постараться запомнить их попарно. Затем преподаватель прочитывает только первое слово каждой пары, а студен-ты записывают второе.

При проверке медленно читают пары слов. Если вто-рое слово записано правильно, то ставят «+», если неправильно или вообще не записано, ставят «--».

Приложение 4.

Тест: Оценка продуктивности вербальной памяти

Цель: Выявить продуктивность вербальной памяти.

Учащимся было необходимо воспроизвести как можно больше слов, относящихся к теме: Иностранный язык. На это задание давалось 5 минут.

Показатели: количество воспроизведений свыше 25 - высокая продуктивность воспроизведения. 15-25 - средняя продуктивность; 5-15 - низкая продуктивность.

Тест: Непроизвольная память

Ход опыта. Для исследования непроизвольной памяти можно использовать опыт «Прием информации». Для этого после проведения опыта отвлеките внимание сту-дентов обсуждением какой-либо проблемы минут на 5-- 10, предварительно попросив закрыть тетради, где они выполняли опыт . Затем неожиданно для студентов поп-росите вспомнить и записать в любом порядке те слова, которые они классифицировали. На воспоминание отво-дится 5--7 минут, затем подсчитывается количество вспом-ненных слов (П), проверяется их правильность, определя-ется число сфантазированных слов (М) и вычисляется показатель непроизвольной памяти:

НП = (П-М)/32*100%.

Анализ результатов: НП = 70% -- очень высокий уровень непроизвольной памяти, НП = 51--69% -- высо-кий, выше среднего уровень развития НП; НП = 41--50% -- хорошая средняя норма НП для взрослого человека; НП = 31--40% -- посредственная норма для взрослого человека; НП = 15--30% -- низкий уровень НП, ниже среднего уровня; НП = 10 и ниже -- дефект памяти.

Тест: Объем кратковременной памяти.

ВАРИАНТ А. ЦИФРОВОЙ МАТЕРИАЛ.

Ход опыта. Студентам зачитывают ряды чисел с пос-тоянно нарастающим количеством цифр. После команды «Записывайте» студенты должны записать запомнившиеся числа в том же порядке, как они были предъявлены.

Числа: 439, 3953, 42731, 619473, 5.917423, 98192647, 382951746.

При проверке правильности запомнившихся цифр на-числяют баллы: за каждую правильно воспроизведенную цифру на правильном месте присуждается по 1 баллу, за пропущенную или неверную цифру -- штрафной 1 балл, за перестановку места правильно воспроизведенной цифры -- штраф в 0,5 балла. Определяются баллы по каждому ряду. Находится максимально высокий показатель, прояв-ленный студентом в любом из предъявленных рядов. Объ-ем кратковременной памяти (ОКП) = max баллу.

ВАРИАНТ Б. СЛОВЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ

Ход опыта. Студентам зачитывают 10 слов. После команды «Записывайте» студенты должны записать запомнившиеся слова в том же порядке, как они были предъявлены.

Слова: утро, серебро, ребенок, река, север, вверх, ка-пуста, стакан, школа, ботинок.

Оценка правильности воспроизведения в баллах прово-дится так же, как в варианте А.

Тест: Метод образной визуализации

Этот метод позволяет повысить эффективность кратковременной памяти. Для развития способности к воссозданию мысленных образов проведем упражнение. Закройте глаза и представьте соответствующие картины, названия которых произносит экспериментатор: 1) лев, нападающий на антилопу; 2) собака, виляющая хвостом; 3) муха в вашем супе; 4) миндальное печенье в коробке; 5) молния в темноте; 6) пятно на вашей, любимой одежде; 7) бриллиант, сверкающий на солнце; 8) крик ужаса в ночи; 9) радость подарку; 10) друг, берущий деньги из вашего кошелька.

А теперь вспомните и запишите названия визуализированных картинок. Проверьте, какие образы вспомнили правильно. Если вспомнили более 8 образов, упражнение выполнено успешно.

Тест: Исследование объема кратковременной памяти

Цель: Выявить особенности развития кратковременной памяти.

Учащимся в течение 3-5 секунд предлагалось посмотреть на ряд из 10 цифр и запомнить ее, а затем воспроизвести в письменном виде. Процедура была повторена 10 раз.

Приложение 5.

Анкета ''Отношение к английскому языку''.

Дорогой друг! Мы проводим исследование и просим тебя ответить на следующие вопросы, касающиеся твоего отношения к изучаемому английскому языку. Твои ответы останутся анонимны.

1. Назови свой любимый предмет в школе.

2. Назови свой нелюбимый предмет в школе.

3. С каким настроением ты идешь на урок английского языка?

4. Нравится ли тебе изучать английский язык? (Если ''нет'' - то почему, если ''да' ` - почему)

5. Как долго ты его изучаешь?

6. Занимаешься ли ты английским языком дома, помимо выполнения домашнего задания? (Если ''нет'' - почему, если ''да'' - почему и сколько времени ты им занимаешься)

7. Что тебе легче дается в английском языке по твоему мнению. (возможно несколько вариантов).

· Понимание речи на слух

· Общение на языке

· Грамматика

· Чтение

· Письмо

· Заучивание новых слов

· Все легко

8. Что тебе труднее дается в английском языке? (возможно несколько вариантов)

· Понимание речи на слух

· Общение на языке

· Грамматика

· Чтение

· Письмо

· Заучивание новых слов

· Все трудно

Хотел(а) бы ты после окончания школы продолжать заниматься английским языком?

Спасибо за сотрудничество! Приложение 6.

Беседа с учителем по развитию у учащихся следующих способностей:

1. способность к восприятию на слух (фонематический слух, интонационный слух и др.);

2. способность к имитации;

3. способность к конструированию высказываний;

4. комбинаторные способности;

5. способность к усвоению структурной стороны речи;

6. способность к овладению семантической стороной речи;

7. способность к переводу;

8. способность к догадке;

9. способность к языковым обобщениям;

10. способность к анализу языковых явлений;

11. способность к запоминанию (память вербальная, логическая, слуховая, зрительная, оперативная);

12. способность к логическому пониманию текста.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10