бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психологическая специфика конфликтов на различных уровнях социальной системы бесплатно рефераты

Психологическая специфика конфликтов на различных уровнях социальной системы

26

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

______________________________________________________

Кафедра «____________________________»

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Психология»

На тему «Психологическая специфика конфликтов на различных уровнях социальной системы»

Выполнил студент __ курса

специальности____________

_________________________

Проверил:________________

г. ______________

2006 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ 5

1.1. Особенности межличностного конфликта 5

1.2. Межличностные конфликты в семье 9

1.3. Межличностные конфликты в педагогическом

процессе 11

ГЛАВА 2. КОНФЛИКТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ 13

2.1. Специфика конфликта в организации 13

2.2. Производственные конфликты 15

ГЛАВА 3. МЕЖГРУППОВОЙ КОНФЛИКТ 17

3.1. Особенности межгрупповых конфликтов 17

3.2. Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов 19

ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ

КОНФЛИКТАМИ 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

ВВЕДЕНИЕ

Конфликты возникают повсюду. Мы обнаруживаем их в личной жизни, они возникает между родителями и ребенком, между супружескими парами. Мы встречаем их на службе между работодателем и подчиненными, между мужчиной и женщиной. Мы видим, как религия идет против религии, нация против нации. Это глубинная тема всей человеческой истории. Я выбрал темой своего реферата «Психологическую специфику конфликтов на различных уровнях социальной системы», чтобы лучше познать конфликт и выходы из него. Я надеюсь рассмотренная мною тема, а следовательно и накопленный опыт помогут мне и в дальнейшем преодолевать сложные ситуации в жизни, сглаживать углы назревающих конфликтов.

Конфликт -- это всегда сложный и многоплановый социально-психологический феномен. В нем участвуют самые различные стороны: индивиды, социальные группы, национально-этнические общности, государ-ства и группы стран, объединенные теми или иными целями и интересами. Конфликты возникают по самым различным причи-нам и мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным и т.д. Но каждый из нас также знает, что сама личность внутренне противоречива и подвержена посто-янным противоречиям и психологическим стрессам. Кому, например, не знакома внутренне напряженная ситуация «и хочется и колется» (стремле-ние начать новое дело, испытать новые ощущения, с одной сторо-ны, и боязнь потерять то, что имеешь, боязнь наказания, с дру-гой) или проблема буриданова осла (когда приходится выбирать между двумя одинаковыми по значимости ценностями).

Это многообразие оснований, форм, уровней и мотивов конф-ликтов и обусловливает трудность определения его понятия и со-здания типологии конфликтов.

Существует даже целый раздел в психологии - конфликтология, который занимается изучением конфликтов. Надо отметить, что до сих пор сущность конфликт так и не изучена. Существует огромное количество различных мнений и суждений.

Еще древние философы считали, что сам по себе конфликт не плох и не хорош, он существует повсюду независимо от мнений людей о нем. Весь мир полон противоречий, с ними неизбежно связана жизнь природы, людей и даже Богов. Правда, сам термин «конфликт» они еще не употребляли, но уже видели, что конфликт не исчерпывает собой всей жизни, а представляет собой лишь ее часть.

Со временем стало быстро увеличиваться число работ и с конфликтной тематикой. Наряду с социологией конфликта появилась и психология конфликта.

Если социология ориентирована на анализ межгрупповых конф-ликтов, то психология сосредоточивается преимущественно на ис-следовании внутриличностных и межличностных противоречий, хотя одновременно она участвует и в изучении психологических аспек-тов межгрупповых столкновений, например, межнациональных кон-фликтов.

Психолог видит в конфликтном взаимодействии столкновение противоположных мотивов, взглядов, интересов, которые не могут быть удовлетворены одновременно. Таков конфликт, переживае-мый молодым человеком при выборе между двумя интересными профессиями. Весьма болезненным может быть внутренний конф-ликт при выборе между двумя, поджидающими человека неприятно-стями, опасностями. Так, человек может захотеть избавиться от неудовлетворяюшей его, неприятной работы, но вместе с тем одновре-менно он может бояться стать безработным.

Испытываемые при подобного рода конфликтных ситуациях чувства дискомфорта, тревоги могут стать настолько сильными, что превратятся в источник невроза или стресса.

ГЛАВА 1. МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ

Под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в ка-кой-то конкретной ситуации.

Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между дву-мя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом к лицу. Это один из самых распространенных типов конфликтов. Они могут проис-ходить как между сослуживцами, так и между самыми близкими людьми.

1.1. Особенности межличностного конфликта

В межличностном конфликте каждая сторона стремится отсто-ять свое мнение, доказать другой ее неправоту, люди прибегают к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорб-лениям и унижениям и т.п. Такое поведение вызывает у субъектов конфликта острые негативные эмоциональные переживания, кото-рые обостряют взаимодействие участников и провоцируют их на экстремальные поступки. В условиях конфликта становится трудно управлять своими эмоциями. Многие его участники после разреше-ния конфликта еще долго испытывают негативное самочувствие.

Межличностный конфликт выявляет отсутствие согласия в сло-жившейся системе взаимодействия между людьми. У них появля-ются противоположные мнения, интересы, точки зрения, взгляды на одни и те же проблемы, которые на соответствующем этапе вза-имоотношений нарушают нормальное взаимодействие, когда одна из сторон начинает целенаправленно действовать в ущерб другой, а та, в свою очередь, осознает, что эти действия ущемляют ее интере-сы, и предпринимает ответные действия. Такая ситуация чаще всего приводит к конфликту как средству ее разрешения. Полное разре-шение конфликта будет осуществлено в том случае, когда противо-борствующие стороны вместе вполне осознанно устранят причины, породившие его. Если же конфликт разрешится победой одной из сторон, то такое состояние окажется временным и конфликт обяза-тельно в какой-то форме заявит о себе при благоприятных обстоя-тельствах.

Любое урегулирование конфликта или его предупреждение на-правлены на сохранение существующей системы межличностного взаимодействия. Однако источником конфликта могут оказаться такие причины, которые ведут к разрушению сложившейся системы взаимодействия. В связи с этим выделяют различные функции кон-фликта: конструктивные и деструктивные.

К конструктивным функциям относят:

· познавательную (появление конфликта высту-пает как симптом неблагополучных отноше-ний и проявления возникших противоречий);

· функцию развития (конфликт является важным источником развития его участников и совершенствования процесса взаи-модействия);

· инструментальную (конфликт выступает как инструмент раз-решения противоречий);

· перестроечную (конфликт снимает факторы, подтачивающие существующие межличностные взаимодействия, способствует развитию взаимопонимания между участниками).

Деструктивные функции конфликта связаны с:

· разрушением существующей совместной деятельности;

· ухудшением или развалом отношений;

· негативным самочувствием участников;

· низкой эффективностью дальнейшего взаимодействия и др.

Эта сторона конфликта вызывает у людей негативное отноше-ние к ним и они стараются их избегать.

При системном изучении конфликтов в них выделяют структуру и элементы. Элементами в межличностном конфликте являются: субъекты конфликта, их личностные характе-ристики, цели и мотивы, сторонники, причина конфликта. Струк-тура конфликта -- это взаимосвязи между его элементами. Конф-ликт всегда находится в развитии, поэтому его элементы и структу-ра постоянно изменяются.

Сам конфликт состоит из трех периодов:

1) предконфликт (возникновение объективной проблемной ситуа-ции, осознание объективной проблемной ситуации, попытки решить проблему неконфликтными способами, предконфликтная ситуация);

2) конфликт (инцидент, эскалация, сбалансированное противо-действие, завершение конфликта);

3) послеконфликтная ситуация (частичная нормализация отно-шений, полная нормализация отношений).

Доктор психологии Даниэль Дэна, один из пионеров в области разрешения конфликтов, в своем четырехшаговом методе улучшения взаимоотношений выделяет всего три уровня развития конфликта: Дэна Д. Преодоление разногласий. - СПб.: ЛЕНАТО, 1994, - С. 30 - 35.

1-й уровень: стычки (мелкие неприятности, не представляющие угрозы для взаимоотношений);

2-й уровень: столкновения (перерастание стычек в столкновения -- расширение круга причин, вызывающих ссоры, уменьшение жела-ния взаимодействовать с другим и уменьшение веры в его добрые намерения к нам);

3-й уровень: кризис (перерастание столкновений в кризис -- окончательное решение о разрыве отношений, которые носят нездоровый характер, здесь эмоциональная неустойчивость участников доходит до такой степени, что появляются опасения физического насилия).

Конфликтная ситуация характеризуется наличием у сторон противоположных целей и стремлений по овладению одним объектом.

Например, вопрос лидерства в учебной группе между ученика-ми. Для возникновения конфликта необходим повод, который ак-тивизирует действие одной из сторон. В качестве повода могут выс-тупать любые обстоятельства, даже действия третьей стороны. В приведенном примере поводом может послужить негативное мнение об одном из претендентов в лидеры любого ученика.

В конфликтной ситуации выявляются субъекты и объект конфликта.

К субъектом межличностного конфликта относят тех участни-ков, которые отстаивают свои собственные интересы, стремятся к достижению своей цели. Они всегда выступают от своего лица.

Объектом межличностного конфликта считают то, на что пре-тендуют его участники. Это та цель, к достижению которой стре-мится каждый из противоборствующих субъектов.

Всякий межличностный конфликт в конце концов имеет свое разрешение. Формы их разрешения зависят от стиля поведения субъек-тов в процессе развития конфликта. Эту часть конфликта называют эмоциональной стороной и считают ее наиболее важной.

Кроме того, исследователи выделяют следующие стили поведения в межличностном конфликте: про-тивоборство, уклонение, приспособление, ком-промисс, сотрудничество, ассертивность.

1) Противоборство -- характерно настойчивое, бескомпромисс-ное, отвергающее сотрудничество отстаивание своих интересов, для чего используются все доступные средства.

2) Уклонение -- связано с попыткой уйти от конфликта, не при-давать ему большой ценности, возможно из-за недостатка условий для его разрешения.

3) Приспособление -- предполагает готовность субъекта посту-питься своими интересами с целью сохранения взаимоотношений, которые ставятся выше предмета и объекта разногласий.

4) Компромисс -- требует уступок с обеих сторон до той степени, когда путем взаимных уступок находится приемлемое решение для противостоящих сторон.

5) Сотрудничество -- предполагает совместное выступление сто-рон для решения проблемы. При таком поведении считаются пра-вомерными различные взгляды на проблему. Эта позиция дает воз-можность понять причины разногласий и найти выход из кризиса, приемлемый для противостоящих сторон без ущемления интересов каждой из них.

6) Ассертивное поведение (от англ. assert -- утверждать, отстаи-вать). Такое поведение предполагает способность человека отстаи-вать свои интересы и добиваться своих целей, не ущемляя интере-сов других людей. Оно направлено на то, чтобы реализация соб-ственных интересов являлась условием реализации интересов взаимодействующих субъектов. Ассертивное поведение препятствует возникновению конфликтов, а в конфликтной ситуа-ции помогает найти верный выход из нее. При этом наибольшая эффективность достигается при взаимодействии одного ассертивного человека с другим таким же человеком Андриенко Е. В. Социальная психология. - М.: ACADEMIA, 2000. - С. 223 - 224..

Следует также различать типы людей, которые также действуют на характер меж-личностных конфликтов, а также на их разрешение.

Особенности личности проявляются в ее темпераменте, характе-ре и уровне личностного развития.

Темперамент дается человеку с его рождением и определяет скорость, темп, интенсивность и ритм психических процессов и со-стояний человека.

Темперамент оказывает существенное влияние на поведение человека в межличностных конфликтах. Например, холерика лег-ко вовлечь в конфликтную ситуацию, а флегматика, наоборот, трудно вывести из себя.

Уровень личностного развития -- еще один важный фак-тор, влияющий на возникновение межличностного конфликта.

Личность развивается и совершенствуется в процессе ее социа-лизации, активного усвоения и воспроизводства социального опы-та. Человеку приходится корректировать свои действия в соответ-ствии с общепринятыми нормами и правилами поведения окружаю-щих. Для этого проявления своего темперамента и характера приходится держать под постоянным контролем. Когда личность справляется с этой задачей, у нее меньше трений с окружающими. Проблемы возникают тогда, когда поведение человека определяют только темперамент и черты характера, а личность не участвует в этом процессе, или не в состоянии «совладать с собой».

При адекватной самооценке и адекватных притязаниях у людей больше удач и меньше конфликтных ситуаций при взаимодействии с другими людьми. При завышенной самооценке у человека, наме-ренно подчеркивающего свое превосходство над другими, как пра-вило, постоянные проблемы с окружающими. Никто не может смириться с пренебрежительным отношением к себе, реакция на такое поведение всегда негативная. Люди с завышенной самооценкой по-тенциально конфликтны, особенно в ситуациях различного рода поощрений и вознаграждений, У людей с заниженной самооценкой и заниженных притязаниях много неудач, а, следовательно, и пере-живаний неудач. Поведение человека с заниженными притязаниями формирует у него «комплекс неполноценности», несамостоятельнос-ти, зависимости от других.

В межличностных столкновениях люди выражают свои претен-зии друг к другу в основном словами, в вербальной форме. Поэтому важную роль здесь играет то, как слова произносятся -- в доброже-лательной или в агрессивной форме. Давно известно - слово лечит, но слово и калечит. Необходимо очень бережное отношение друг к другу в любой ситуации, бесконфликтное взаимодействие форми-рует у людей положительные эмоции.

Универсальным средством разрешения конфликтов являются переговоры. Ими заканчиваются не только межличностные конф-ликты, но даже международные войны.

1.2. Межличностные конфликты в семье

Семья -- уникальный институт взаимодействия людей. Уникаль-ность эта заключается в том, что этот теснейший союз нескольких людей (муж и жена, потом дети, с ними могут совместно проживать и родители мужа или жены) связывают нравственные обязательства. В этом союзе люди стремятся провести как можно больше времени в совместном взаимодействии, доставлять в процессе взаимодей-ствия радость и удовольствие друг другу.

Страницы: 1, 2, 3