бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психокоррекция - (реферат) бесплатно рефераты

p>Эту позицию пропагандирует известный психолог Франкл. Он доказывает, что принимая человека таким, какой он есть, мы делаем его хуже, принимая же его таким, каким он должен быть, мы заставляем его быть таким, каким он стать еще только может. Если убедить человека в том, что он уже тот, каким он должен стать, то он освобождается от бремени выбора ориентиров и свободнее развивается. При получении своевременной поддержки защита, связанная со страхом осуждения, слабеет, человек становится доступнее как самокритике, так и внешней критике, что дает ему силы преодолеть свои недостатки.

Повышать самооценку целесообразно до такого уровня, когда у человека возникает уверенность в том, что уж кто-то, а он - сможет справиться с данной травмирующей ситуацией. Страдающим от своего несовершенства полезно иметь в виду, что не всегда надо тратить усилия на избавление от всех своих недостатков, но все свои достоинства следует развивать. Однажды, посмотрев тренировку наших футболистов, знаменитый Пеле сказал, что знает, почему русские играют так плохо -тренировки посвящены устранению недостатков, а надо развивать достоинства. По мнению этого футболиста, у него и его товарищей масса недостатков, но мало кто их замечает, потому что то. что у них получается лучше всего, они умеют делать в совершенстве, а те недостатки, что остались, - лишь продолжение их достоинств. Нельзя все делать одинаково хорошо, если не делать все посредственно.

Другими словами, нормализация самооценки может быть достигнута по-разному. Магистральный путь управления и самоуправления идет через переоценку ценностей и упорядочивание иерархии приоритетов. Поэтому изменение масштабов травмирующего события в общей шкале жизненных планов способствует улучшению самочувствия и адаптации к среде. Большую роль здесь играет трансформация жестких и немедленных требований в предпочтение. При этом жизненные стандарты не снижаются, но реализация задач может быть отложена. Когда желаемое не достижимо, то нет нужды считать, что все потеряно. Это создает необходимые условия для преодоления внутреннего сопротивления, восстановления работоспособности и возможности наслаждаться. Тогда меняются способы реакции на трудности. Вместо типичных для неудачников : "Если бы только.... ", "Да, но .... ", нужно сказать себе "Спасибо, что хотя бы.... ", "Хорошо, что удалось продвинуться до .... ".

    Предотвращение закрепления беспомощности

Если все попытки изменить травмирующую ситуацию или отношение к ней не приводят к желаемому результату, а это чаще всего происходит на фоне большого опыта прошлых неудач, то у человека формируется установка особого рода - "выученная беспомощность". Такая установка организует готовность к тому, что в будущем все усилия этого человека окажутся безрезультатными.

Ослаблению этого препятствия способствует анализ трудностей решения прошлых задач, с которыми человек не сумел справиться и на которых обучился беспомощности. При этом полезно переоценить (повысить) сложность нерешенных ранее задач - перевести их из класса неразрешимых для данного человека в класс неразрешимых в принципе, либо разрешимых лишь при особых условиях. Тогда можно дифференцировать "те" задачи как особо трудные, а "эту" - как обычную и вполне разрешимую. Такую же роль играют типичные способы самооправдания при неудачах, например ссылками на чью-то повышенную требовательность, на невезение и случайность.

Многим мешает совершенствоваться представление о своих слабых способностях. Отсутствие какого-либо умения, вполне достижимого тренировкой, они объясняют примерно так: "Я не могу выучить французский - ведь у меня нет слуха. " Такие фразы, часто повторяемые, становятся ритуальными и препятствуют дальнейшим достижениям, создавая табу на успех в обучении.

Для предотвращения фиксации беспомощности, следует придать повышенную значимость любому частному успеху. Тогда растет самооценка, а вместе с ней вероятность будущего успеха. Распространенность оправдания своих неудач недостаточными способностями объясняется тем, сто многие считают способности врожденными и уверены, что изменить их нельзя. Поэтому нередко мысль о своих слабых способностях столь неприятна, что исключается, вытесняется из сознания. В результате, руководствуясь в поведении подсознательным представлением о своей неспособности, человек не проявляет должного терпения, выдержки, настойчивости при решении задач, быстро отказывается от повторных попыток осуществить свои намерения. Неудачи, которые он терпит, по его мнению, лишь подтверждают исходную установку.

Прямое оспаривание этого допущения ("Ты обладаешь достаточными способностями") непродуктивно из-за повторявшихся в прошлом неудач. Делу может помочь удача на любом другом поприще, достигнутый там успех. Он сам по себе повысит самооценку, что облегчит разрешение трудностей в иных сферах деятельности. Когда кто-то не может справится с задачей, считая, что она ему не "по зубам", можно помочь ему приблизить успех, дав понять, что даже очень способные люди затрачивают на решения "таких" задач гораздо больше времени и усилий, чем он предполагает. Если человек считает, что его неуспехи - следствие отсутствия способностей, низкого уровня интеллекта, его беспомощность укрепляется. Другое дело, если неудачи связаны с переутомлением, плохим самочувствием, тогда при улучшении самочувствия есть перспектива справиться с задачами.

Как отличить человека с выученной беспомощностью (неудачника) от уверенного в себе (победителя)? Победитель знает, что делать в случае проигрыша, но не говорит об этом. Неудачник, не знает, как быть, если прийдет неудача, но постоянно рассуждает, что он сделает в случае выигрыша.

    Конструктивное преодоление страхов

Упорядочению, систематизации поведения чрезвычайно мешает страх. С помощью вытеснения страх устраняется из поля сознания, но не уничтожается. Вырванный из контекста личности человека и, следовательно, находящийся вне контроля, он действует внутри него и, будучи крайне взрывоопасен, может опасно разряжаться, так как принимает увеличенные, часто фантастические размеры. Сила вытесненного аффекта нарастает из-за его изолированности и несопоставления с другими событиями.

Вместе с тем страх, нарочито пережитый мысленно, теряет часть своей разрушительной силы. Многие люди бессознательно, интуитивно прибегают к такой форме десенсибилизации страха для уменьшения внутренней тревоги. Неудача, понятая лишь как шаг на жизненном пути, теряет свое самодавлеющее значение, не пугает и становится источником опыта. Когда, тем или иным образом, страхи, сомнения преодолены, всегда приходит радостное чувство, вроде чувства облегчения после первого прыжка с парашютом.

Страх поражения свидетельствует, как правило, о невысоких потребностях в достижении. Для тех, у кого эти потребности высоки, риск только усиливает мотивацию достижения. Поэтому, чтобы сохранить равновесие для успешного решения проблем, надо усиливать потребностьв достижении. Кроме того, желательно трудности наращивать поэтапно -преодолевать простейшие препятствия до попыток справиться с более опасными ("дорогу осилит идущий", "глаза страшатся - руки делают"). Перескакивание через ступени, форсирование этого процесса может привести к усилению страха и отказу от дальнейших шагов.

Мысленное проигрывание пугающих ситуаций, создание перевеса потребности над страхом и поэтапность шагов можно дополнить аргументацией в пользу того, что основные проблемы уже в прошлом (и поэтому бояться нечего), или смещением акцентов с глобальной требовательности, категоричности на конкретное планирование по подзадачам, каждая из которых сама по себе не очень пугает.

    Не отрицать и не презирать свои проблемы

Преобладание вытеснения отрицательных аспектов содеянного, своего положения, идеализация отношений в прошлом, нереалистическая оценка перспектив будущего делают людей крайне уязвимыми. Чтобы уверенно справляться со своими трудностями, человек не может позволить себе презирать свои проблемы. Они достойные его противники, они возникли как следствие серьезных мотивов и из них надо попытаться извлечь как можно больше ценного опыта для своей будущей жизни. Такая позиция примиряет с вытесненным прошлым опытом и тем самым помогает формировать новое отношение к старым проблемам. Ведь нельзя бороться с врагом, которого нет.

Опасно отвергать часть своего естества, какой бы она не была. Даже болезнь возникает как средство восстановления утраченного или нарушенного единства личности и, в каком-то смысле, является продолжением личностного роста. Надо с собой считаться, уважать все человеческие приобретения и проявления. Глупо отрубать левую руку по той причине, что она все делает хуже, чем правая. Также глупо ампутировать часть своей личности, своего характера. Продуктивнее сказать человеку: "Попытаемся убедить ту часть вашей личности, которая породила в вас эти страхи, что она тоже достойна уважения. Это были полезные реакции. Ведь вы здесь, вы выжили. Если бы у вас не было такой части, которая обеспечивала бы вашу защиту в определенной ситуации, вы бы не сидели здесь. Не будем стремиться устремить вашу возможность испытывать страх, но попытаемся изменить все так, чтобы вы могли иметь и другие реакции, более соответствующие вашему опыту опыту взрослой, зрелой личности".

    Повышение активности для изменения хода событий

Надо быть не только сильнее, чтобы наступать, но надо и наступать, чтобы быть сильнее. Представление человека о своей неспособности исправить создавшуюся ситуацию, о невозможности активно вмешаться в нее вызывает снижение самооценки, что само по себе провоцирует дальнейшее углубление переживаний, создавая ощущение усталости, одиночества, покинутости и подавленности. Возникающий комплекс неполноценности блокирует реализацию действительных возможностей личности, вытесняет стремление к росту и успеху. Человек замыкается в своем внутреннем мире, все больше изолируясь от социальных контактов. В подобных обстоятельствах нужно прилагать усилия, чтобы человек понял и поверил - можно вмешаться, можно изменить ход событий: даже неоптимальное действие лучше полной пассивности, ибо активность сама по себе способна принести облегчение. При этом, чем сильнее убежден человек в возможности повлиять на события, тем больше вероятность практических действий с его стороны. Активная жизненная позиция уменьшает беспокойство и чувство опасности.

У каждого сформировано представление о приемлемых для себя формах поведения. Нарастание тревожности в трудных обстоятельствах может быть связано с тем, что выход видится в действиях, которые человек считает для себя неприемлемыми или непосильными ("В нашем возрасте это не возможно", "Это не женское дело! ") Если помочь ему расширить представление о границах приемлемости, о диапазоне своих резервов, то ранее невозможные способы действий станут допустимыми и доступными, что позволит человеку подняться над своими проблемами. Большинство испытывающих кризис жалуются на невозможность что-либо изменить в своем положении. Однако внимательный анализ всех обстоятельств со стороны показывает, что хотя положение чаще всего достаточно серьезное, все же есть определенные возможности, позволяющие его изменить. Находясь внутри ситуации, человек просто не видит их. Он отрицает новые и продуктивные подходы на том основании, что не располагает положительными данными по этому вопросу. Громадную роль в способностях человека преодолевать трудности играет понимание того, чем определяется результат его действий - его собственными усилиями или внешними силами. Рационализация - форма защиты, обосновывающая вывод, что человек якобы "не может" нести ответственность за свои результаты, так как они от него не зависят. Роттер разделил людей на 2 типа по тому, где, по их мнению, расположено управление их действиями (локус контроля). Первые экстерналы-считают, что события, происходящие с ним, в основном являются результатом действия внешних сил, и они не могут на них повлиять, вторые интерналы - приписывают себе практически все результатысвоей деятельности и считают, что могут влиять на ход событий. Поскольку экстерналы в качестве детерминант успеха и неудачи заранее принимают внешние факторы, они, в отличии от интерналов, меньше склонны подавлять свои неудачи ("Зачем вытеснять то, что от меня не зависит"). Очевидно, что интерналы более адаптивны, и если поднять их самооценку, то они смогут сами разрешить свои трудности, тогда как экстерналы легче поддаются внешнему управлению.

Таким образом, ощущение бессилия связано не столько с самой ситуацией, сколько с односторонним восприятием ее. В подобных случаях важно показать, что беспросветность - следствие привычного взгляда, и если расширить поле анализа, учесть множество дополнительных обстоятельств, можно увидеть выход. Иллюстрацией может служить ситуация в спорте, когда у спортсмена закрепляется отношение к своему лучшему достижению как к пределу личных возможностей, когда он убежден, что дальнейший рост результатов для него невозможен. Возникает конфликт между внешними требованиями дальнейших успехов и подсознательным убеждением в их недостижимости. Интересно, как в этом случае опытный тренер исподволь формирует успех. Не предупреждая спортсмена, что поднята планка или увеличен вес штанги, он нередко добивается от него преодоления личного рекорда, демонстрируя ему, что здесь важна не сколько техника, сколько уверенность, что результат достижим. Тем самым подготавливается, организуется необходимый сдвиг в представлениях о границах возможностей.

    Отказ от лобовой атаки

В отношениях с человеком нет ничего хуже прямого потивостояния - оно бесполезно. Давно обнаружено, что лобовые приемы воздействия на психику - самые неэффективные. Например, новая информация лучше воспринимается в комментариях, а не в прямых утверждениях. Легче усваивается аргументация косвенная или такая, которая внешне обращена к одному лицу, но рассчитана на другое (присутствующее или осведомленное о ней впоследствии).

С учетом таких особенностей психики, подталкивая человека к переоценке событий, целесообразно использовать не утверждения, а вопросы. Задавайте вопросы, которые будут мешать ему отстаивать позицию, что "положения худшего, чем у него, не бывает", что "он совсем одинок" и т п Уточняя форму высказывания, полезно иметь в виду, что жесткая констатация фактов может выглядеть угрожающе и вызвать сопротивление, помогая изложить аргументы, и понять их. Кроме расспроса, полезно предложить описать обстановку. Простой рассказ о тревожащих обстоятельствах, особенно в ситуации аффекта, помогает справиться с ними. Далее можно изложить выслушанные только что проблемы и дать человеку послушать пересказ всех событий, чтобы получить возможность посмотреть на свои проблемы извне. При этом предмет конфронтации подается в виде вопроса или предложения, а не как неизбежное зло. Надо иметь в виду, что при пересказе сочувствующим лицом создаются оптимальные условия для уяснения некоторых подсознательных связей, а тревожащие символы переводятся в понятные слова. Например, полезнее поставить под сомнение тактику ведения дела, а не личную честность партнера. Если он встанет в оборонительную позицию, то его труднее увести от принятой им тактики из-за включенной защиты и возникшего раздражения. Легче изменить течение событий, чем личность их участника.

При необходимости обратить внимание человека на неудачные формы его поведения или аргументации - лучше говорить о них не непосредственно, а о своем восприятии и своих переживаниях по этому поводу. Когда человек слышит неблагоприятные отзывы о себе, то эта ситуация для него весьма значимая, часто травмирующая. Поэтому не исключено вмешательство защиты. Если же кто-то говорит о себе и своих чувствах по поводу этой ситуации, то для оцениваемого острота восприятия критики снижается ("Мне всегда неловко наблюдать, как, сидя в транспорте, человек закрывает глаза, чтобы не видеть стоящей перед ним старушки", "Я испытываю неловкость, когда слышу подобный унтер-офицерский юмор"). Лучше сказать: "Я чувствую себя обманутым", чем "Вы нарушили свое слово" - информация та же, однако в первом случае она провоцирует защитную реакцию. Преимущества косвенной критики: нет необходимости, да и трудно спорить с человеком, говорящим о своих переживаниях, а не о ваших недостатках. ; не исключено, что не все люди так остро реагируют на подобные недостатки, как ваш собеседник. Тогда это высказывание не слишком обидно и можно допустить, что "я-не такой уж плохой человек". Пилюля подслащена, и защита пропускает информацию. Когда она усвоена, возможно и продолжение: "Конечно, я человек хороший, но ведь все-таки кому-то неловко, неудобно - не стать ли мне еще лучше? " Однако, для успеха недостаточно, чтобы аргумент был понят, необходимо, чтобы он был принят. Тот, кого убедили против его воли, остается при своем мнении.

Существуют различные способы нейтрализации защиты, связанной с ожиданием неблагоприятного отношения к себе. Например, можноприписать себе ошибки собеседника или частично оправдать их. Так, Б. Франклин писал: "Я взял себе за правило вообще воздерживаться от прямых возражений, от категорических утверждений со своей стороны. Когда кто-нибудь утверждал нечто, безусловно ошибочное с моей точки зрения, я отказывал себе в удовольствии решительно возразить ему и немедленно показать ему абсурдность его предложений. Я начинал говорить о том, что в некоторых случаях и при определенных обстоятельствах его мнение могло бы оказаться правильным, но в данном случае оно представляется несколько несоответствующим и т д" Эта же мысль звучит в замечании бывшего президента Франции Валери Жискар дЭстена относительно адвокатов, с которыми ему приходилось встречаться: "Тем, кого я принимал, хватало ума не пытаться переубедить меня. Они давали мне понять, что разделяют мои сомнения, и лишь хотели обратить мое внимание на те моменты, которые, по их мнению, я мог упустить из виду".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8