бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психокоррекция - (реферат) бесплатно рефераты

p>Человек, потерпевший неудачу в карьере или в любви, нередко считает, что его жизнь потеряла всякий смысл. Он не осознает, что утрачена только часть жизненных ценностей. За счет излишнего концентрирования на травме сознание его сужается, что усугубляет психическую напряженность, ограничивает разнообразие его поведения, делая его существенно более стереотипным и предсказуемым. Здесь могут помочь любые способы расширения сознания, позволяющие переключиться, увидеть новые возможности и лучше управлять собой. Когда внешняя ситуация резко меняется (как сейчас в нашей стране), внутренний конфликт может быть связан с разрушением шкалы приоритетов. Место главной цели могут занять две-три побочных ( при беспокоящей неопределенности отношений между ними). Тогда человек ощущает, что не успевает за жизнью, не справляется с набегающими изменениями, жалуется на перегрузку, переживает смятение и напряженность в ожидании будущего. Способность бросить общий взгляд на события своей жизни, не теряя широкой перспективы и не утопая в мелких деталях, поможет ему справиться с огорчениями по поводу невозможности выполнить изначально нереальные, взятые когда-то на себя обязательства.

Для повышения обозримости проблем особенно важно систематизировать поступающую информацию, выделить главную по значимости цель. Затем нужно переключить свое внимание на мотивы, постараясь найти такой, во имя которого в данных обстоятельствах можно по-новому упорядочить свое поведение, уточнить шкалу ценностей.

Пример из практики психотерапевта К. Ф. Леонтовича. Столяр 27 лет сильно пил и страдал от непрерывного недовольства собой. Он утратил интерес ко всему и "даже к домино и к футболу". Беседы с собутыльниками были ему не интересны , и он пил в одиночку. В периоды просветления читал, но бессистемно. Себя он считал "работягой", интеллигенцию ненавидел и тайно ей завидовал. Проанализировав набор книг, прочитанных им в больнице, и аппелируя к ним, психотерапевту удалось предложить иную оценку себя и своих возможностей, косвенно подтолкнуть, убедить его, что он , в сущности, сам интеллигент. Наступившая переоценка ценностей привела к тому, что после выписки из больницы он сменил в своем ремесле традиционные формы на современный стиль, поступил учиться заочно и бросил пить.

А. Бек описывает студента, жаловавшегося на страх предстоящего публичного выступления. Психотерапевт его спрашивает: "Чего, собственно, вы боитесь? Предположим, слушатели решат, что вы наихудший оратор. Разрушит ли это вашу будущую карьеру? Откажутся ли от вас после этого родители и жена? " Такие вопросы побуждают студента к реалистическому анализу последствий неудачи. В итоге он с облегчением признает, что самый неприятный из возможных исходов состоит в том, что у него пару дней будет плохое настроение, а затем все прийдет в норму.

В затруднительных ситуациях часто бывает полезно взвесить все обстоятельства на весах основных ценностей. Допустим, человеквстревожен особенностями своей сексуальной жизни. Он воспринимает свои сексуальные импульсы как чрезмерные. Непроизвольно он акцентирует избыточное внимание на этой проблеме, что повышает вероятность, что включится защита (проекия) и спровоцирует у него тенденцию критиковать других людей, чье поведение он теперь будет воспринимать как излишне сексуальное. Если внушить ему восприятие уровня своих половых потребностей как допустимого, просто лежащего на другой границе интервала нормы, то ему уже не потребуется защита. Таким образом, передвинув оценку на шкале ценностей, он может примириться со своими собственными чувствами и вследствие этого станет терпимее к их выражению у других.

Некто испытывает чувство вины из-за того, что ведет несколько беспорядочную половую жизнь. Однако постепенно выясняется, что в действительности он боится нападок и разоблачений со стороны родителей, жены, общественного мнения, т е слишком высоко ценит эти свои особенности. Он должен осознать, что за чувством вины скрывается чувство другого масштаба, что его "любовные похождения" на самом деле маскируют боязнь любви настоящей, неумение любить самоотверженно, неспособность к близким ответственным отношениям. Тогда он поймет, что его поведение - не столько прегрешения против общества (что и провоцировало вытеснение), сколько против себя самого, пустая растрата своей способности к любви. Если он это осознает, то встанет на путь избавления от чувства вины и сможет надеяться наконец полюбить.

Здесь важно не отрицать с порога обоснованность возникших проблем и страхов, а направлять и стимулировать их анализ. Главная задача -создать новый образ ситуации, к которому уже можно испытывать и другие чувства. Изменение масштаба травмирующего события или даже его обесценивание помогает справиться со многими внутренними трудностями. Например, в последнее время в ряде стран пропаганда укрепляет у людей представление о том, что "курить не модно", что преуспевающий, счастливый и удачливый человек не курит, а курящий тем самым демонстрирует свою несостоятельность. Всесторонне, с помощью средств массовой информации демонстрируется, что человек без комплекса неполноценности не имеет такой потребности. Во всех случаях необходимо сохранять опору на позитивный опыт и имеющиеся ресурсы и не фиксироваться на негативных аспектах. Такая установка позволит использовать все то, что помогает. Понижение значимости допущенных ошибок

Один из подходов к смягчению внутренней напряженности , возникающей при конфликте, связан с понижением значимости допущенных ошибок, испытанных неприятных ситуаций. Учитывая, что самооценка снижается сильнее, если неудача объясняется личной неполноценностью, чем и когда допускается и неблагоприятное стечение обстоятельств, полезно переложить значительную часть неудач на внешние обстоятельства и недостаточную информированность. Не будьте к себе более критичны, чем к другим; в конце концов, вы тоже человек. Не стоит тащить за собой хвост переживаний по поводу несправедливостей и обид. Подобная фиксация и постоянное возвращение к прошлым поражениям сдерживает конструктивную деятельность в настоящем.

    Повышение гибкости системы ценностей

По мере возрастных изменений сформировавшаяся у человека модель мира становится не только все более сложной, но и более инерционной -каждая ее трансформация требует все больших усилий. Возникают не только устойчивые критерии, но и целостные сценарии, подсознательные жизненные планы, предопределяющие поведение человека. Излишняя устойчивость системы принципов и критериев препятствует дальнейшему развитию. Ведь наши мнения должны меняться - и потому, что меняется мир вокруг нас, и потому, что меняются наши способы суждения. Признание относительности своей системы ценностей расшатывает предрассудки и устраняет препятствия на пути коммуникации.

Сможет ли человек изменить свои установки и пересмотреть отношение к событиям, зависит от его психической гибкости. При ортодоксальных, плохо коррегируемых взглядах обстоятельства жизни могут вызывать столь тяжелые душевные конфликты, что для того, чтобы их пережить, человеку приходится радикально реконструировать свою модель мира. Тогда, пытаясь не делать этого, избавить себя от растерянности и страданий, т е не изменять своих критериев ценности и в то же время адаптироваться ( а для этого посмотреть на мир новыми глазами), он ощущает глубинный конфликт, и приходящая на помощь защита замещает реальную жизнь - он строит удобный для себя мир фантазий, мечты и уходит жить в него, как улитка в раковину. Внешне это выглядит как самоизоляция, и чем дольше она продолжается, тем труднее в дальнейшем наладить отношения со внешней средой. Для предотвращения столь непродуктивной реакции на перемены в окружающем мире следует развивать способность изменять отношение ксамому себе, переоценивать и корректировать свой внутренний опыт, смотреть на себя новыми глазами. Гибкость развивается через понимание того, что если на отдельных этапах жизни многие виды защиты играют положительную, приспособительную роль, то на других они могут оказаться нерациональными, особенно когда приобретают характер привычной стратегии поведения. Например, в свое время человек, не имея должных ресурсов, мог устранит неприемлемое для себя влечение только вытеснением, так как был слишком слаб, чтобы справиться с собой осознанно. Но когда он стал зрелым, сильным, он способен вытеснить вытеснение сублимацией; если же он продолжает использовать привычную стратегию, то тормозит развитие собственной личности. Особенно часто бывает, что , добившись большого успеха на каком-либо пути, человек боится свернуть с этого пути, начинает думать, что должен продвигаться все дальше и дальше в том же направлении.

Кроме учета динамики психических ресурсов в течении жизни (раньше не было ресурсов, а теперь есть; раньше старый путь мог привести к победе, а теперь полезнее новый) - надо учитывать личный "шаг" изменений. ("Не все сразу! ") Нельзя забывать о предельных дозах, в которых человек способен воспринимать, усваивать расхождения между своей позицией и позицией другого лица. Когда расхождение слишком велико - позиции прямо противоположны - усвоение прекращается, включается защита. Подсознательно формируется представление, согласно которому "та позиция" или "тот человек" (с противоположной точкой зрения) или глуп, или мало знает, или неопытен, или не авторитарен. Его позиция должна быть отвергнута - и она вытесняется.

Подготавливать человека к разумному осознанию его неблаговидных поступков или к восприятию противоположной точки зрения целесообразнее мелкими шагами, добиваясь согласии при каждом продвижении и поэтапно корректируя его понимание ситуации и ее прогноза. Тем самым можно его постепенно подвести к новой оценке случившегося. Чем больше мера неожиданности новой позиции, тем сильнее эмоциональная реакция на нее и тем вероятнее включение защиты. В тех случаях, когда обнаруживается полное непринятие контраргументации, разумнее подвигать человека к новой точке зрения, критикуя сперва лишь частности на фоне общей доброжелательности и подчеркивая прежде всего элементы, объединяющие исходную и предлагаемую позиции, и лишь за тем - разъединяющие, подавая их как второстепенные. Здесь полезно вспомнить метод Сократа, который рекомендовал сначала встать на неверную точку зрения - вместе с ошибающимся собеседником, найти и обсудить ее положительные стороны и на этом основании объявить себя союзником, а затем, обращаясь с собеседником дружески, взвешивая уже не только "за", но и "против", путем дальнейших рассуждений перейти вместе с ним на правильную точку зрения.

Одним из выразительных примеров корректировки системы ценностей путем провоцирования катарсиса служит японская методика "Морита-терапии". Японский врач Морита в 1921 году разработал оригинальный метод изменения ориентиров поведения. В начале курса терапии он предполагает отключение от социальной Среды, а заканчивает полноценным возвращением в нее. Метод ориентирован на помощь людям, страдающим главным образом от трудностей общения, переживающим, что их не понимают окружающие, но не осознающим, что их страдания являются следствием того, что они сами не приемлют общепринятых ценностей. Девиз этого метода: "Вы должны жить хорошо, а не чувствовать себя хорошо. " Перестройте поведение, тогда и чувствовать себя будете нормально.

Поскольку система критериев и ценностей человека весьма устойчива, то для ее перестройки необходимо создать напряженную и даже критическую ситуацию. В данном случае, на первом этапе терапии, внутренняя напряженность создается строгим одиночеством и неподвижностью (постельным режимом). Может возникнуть впечатление, что это не слишком сильное потрясение, но это не так. Например, когда испытуемых, которых готовили в космонавты, людей здоровых и психически устойчивых, некоторое время подержали в герокамере, то они сообщили, что уже через неделю у них бывали дни, когда "вес внутри переворачивается", "все раздражает", "хочется что нибудь выкинуть", "кого-то ударить", "запустить чем-нибудь, что попадет под руку". Они жаловались, что на них навалилась тоска, отупение, апатия. На седьмой день один из участников записал: "Настроение меняется как ленинградская погода". Так что изоляция и неподвижность - мощное воздействие.

Терапия займет несколько недель. Первую неделю участнику предлагается соблюдать абсолютную изоляцию и постельный режим. Человек должен находиться один и может вставать с постели только для еды и в туалет. Разговаривать, читать, писать, петь, курить и т д не разрешается. Условия организованы таким образом, чтобы максимально усилить внутреннее напряжение. В состоянии одиночества человек имеет тенденцию, используя механизмы экстереоризации, выделить из себя партнера по общению и взаимодействовать с ним. Это, вообще говоря, защитная реакция, в норме представляющая ослабленную модель раздвоения личности. В данном случае этот собеседник помогает обдумать, обсудить жизненную ситуацию. В следующие две недели обстановка меняется. Предписывается изменение работы, которая может быть тяжелой и даже очень тяжелой. Он требует всех сил и максимального терпения человека сталкивают с ситуацией, когда он может выполнить либо все, но плохо, либо хорошо, но часть; тес реальностью лицом к лицу. При этом он физически ощущает границы своих возможностей и практически вынуждается к компромиссу. На фоне физической напряженности проводится и открытое вмешательство в систему ценностей личности, направленное на повышение уровня ее соответствия реальности. Человеку говорят:

удовольствие есть удовольствие, боль есть боль. Действительность надо воспринимать такой, какой она есть, - как реальность. Тем самым его готовят к переоценке ценностей и после этого разрешают вести дневник, позволяющий отслеживать динамику последующих изменений. В дневниковых записях отмечаются некоторые смещения в иерархии критериев. Появляются новые установки: не обязательно делать все абсолютно правильно и хорошо - допустимо настолько хорошо, насколько это возможно и позволяют обстоятельства. Так начинают уходить нереальные претензии.

В следующие 2-3 недели от человека требуют преодоления барьеров другого типа ему поручают задания, которые могут быть ему неприятны, но он должен выполнять их, независимо от своего отношения к ним (подталкивание к компромиссам иного вида и снова коррекция ценностей). Последние 2-3 недели разрешается разговаривать, но не о себе и своих проблемах. Если терапия эффективна, то к ее концу стабилизируются новые критерии. Появляется вкус к жизни, стремление наладить отношения с людьми, преодолевается максимализм.

    Отложить достижение результата

Целый ряд травмирующих ситуаций связан с невозможностью из-за неблагоприятных обстоятельств получить желаемое сразу, сейчас, немедленно. Если осознать упорядоченность целей, то напряжение может ослабиться. Когда разумно проведен анализ иерархии целей и средств, тогда неблагоприятные обстоятельства могут восприниматься как отсрочка исполнения желаний, а неприятности - как побочные события и случайные эпизоды на пути к их воплощению.

Здесь требуется умение откладывать решение проблем до времени, пока не возникнут условия для их решения. Такого рода позиция требует известной гибкости, она помогает найти в себе силы и отложить сиюминутное исполнение желаемого. В этом случае человек способен пережить временные неудовольствия на длинном и трудном пути к вожделенным целям. При этом, аргументируя отсрочку исполненияжеланий, необходимо учитывать связь возможной величины этой отсрочки с культурным уровнем человека. Обнаружено, что далекие цели плохо сохраняют силу стимула у лиц с низким уровнем развития. Чем ниже уровень культуры, тем сильнее воздействие сиюминутной цели.

Для облегчения систематизации своих целей и желаний можно предложить человеку составить список того, что могло бы составить ему удовольствие. В этот список целесообразно включить и самые простые, достижимые цели и самые трудные и дорогие. Когда человек видит перед собой перечень того, что можно реализовать немедленно (улучшая тем самым свое самочувствие), и того, что трудно, но очень хочется, достижение чего должно быть отложено, тогда он становится более готовым к планированию и пролонгированным усилиям для достижения результатов.

    Повышение самооценки

Совершив поступок, неприемлемый для себя, и осознавая, что этот поступок будет всеми осужден, не находя себе оправдания, человек мучается от угрызений совести, чувства вины. Эти переживания могут сопровождаться резким снижением самооценки, формируется представление об утрате права на хорошее отношение окружающих: "Кто меня такого будет любить? ". На фоне сниженной самооценки человек неадекватно, обостренно воспринимает реакцию окружающих на свои поступки, что, в свою очередь, ведет к конфликтам, разрыву отношений с людьми, чувству одиночества от потери эмоционального контакта. Возникает состояние дискомфорта, которое характеризуется на только ухудшением настроения, отрицательными эмоциями, но и сужением сферы общения. Если кто-то подрывает наше самолюбие, то сила полученного шока подчас отрезает нас от жизни на длительный срок.

Образуется порочный круг: изолированность усиливает психологическую напряженность, которая ослабляет контакты, что, в свою очередь, усиливает изоляцию, доходящую до ощущения полной непригодности к нормальному общению. Убеждение в собственной неполноценности очень опасно - формируется уничижительная позиция: "Если я такой плохой, то уж от "этого" хуже не стану". Отсюда -один шаг до хулиганства, жестокости, агрессивности. Порочный круг можно разорвать, если человеку удастся осознать меру вины, взвешенно соотнести ее со значимостью поступков других людей.

Для повышения самооценки человека, попавшего в трудную ситуацию, целесообразно его похвалить, поднять в собственных глазах и во мнении окружающих. Аналогичную роль может сыграть и какое-либо вознаграждение. И наоборот, упреки даже за фактически допущенныеошибки деморализуют человека, вселяют в него неуверенность в своих силах. Он начинает относиться к неудачам как к неизбежности. Следствия подобной деморализации могут проявиться в ожесточении, равнодушии, унынии. От этого напряженность возрастает еще больше. Поэтому и следует доверять человеку, обращаться с ним как с достойным - такой подход способствует его совершенствованию.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8