бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психокоррекция - (реферат) бесплатно рефераты

p>Ощущая внутреннее неблагополучие, человек ищет помощи извне и с этой целью избирает "мишень" - того, на кого можно обрушить свои проблемы. При благоприятном развитии событий такой мишенью становится психолог. Функция "мишени" - помочь осознать сущность проблем. Столкувшись с трудностями, каждому необходимо понять, что произошло, отчетливо представить, когда и почему его возможности перестали удовлетворять требованиям, которая предъявляет ему окружающая Среда или он сам. Ведь именно в этот момент у него появляется ощущение внутреннего диссонанса, неудовлетворенности собой, начинает расти тревожность - возникает внутренний конфликт.

Возникшее внутреннее напряжение мешает ему вспомнить, как раньше удавалость справиться с проблемами такого рода. Извне гораздо легче создать условия облегчающие уяснение, осмысление связей и значения того, что изнутри не интерпретируется сознатеольно и произвольно.

Чтобы помочь человеку, оказавшемуся в роли мишени: 1. Можно либо подтолкнуть его к приспособлению к обществу, либо наоборот, убедить его, что он может стать сильнее и отстоять свою позицию. Под приспособлением здесь понимается умение действовать так, как поступает большинство людей в данной культуре. Когда человек действует "как принято", в соответствии с существующими и одобряемыми обществом образцами поведения, то растет вероятность сохранить душевное здоровье. Эта стратегия поведения обеспечивает ему уважение окружающих, дает уверенность в себе, он лучше защищен от посягательств и оскорблений. ("Тебе трудно потому, что ты "высунулся" -не высовывайся, будь как все. Тогда тебе станет легче").

Человек, ставший на путь приспособления, отличается устойчивой потребностью доставлять окружающим удовольствие и готовностью менять для этого свою позицию. Пока ему это удается, он в безопасности. Однако, с помощью приспособления он защищен только от внешних конфликтов. И если он не поглощен работой, ему нужны другие способы бегства от себя, чтобы заглушить сознание своего оскудения. Таким образом, предельная гибкость может обернуться изменой себе и своим идеалам. Поэтому такая стратегия психологической защиты нередко ведетк еще худшим внутренним конфликтам, ощущению пустоты, особенно если что то пошатнется в борьбе за успех. Понятно, что даже если в результате длительных усилиий на этом пути желанный успех достигается, он будет оплачен дорогой ценой. Альтернативный подход - не приспособление, а максимальное развитие своей индивидуальности, самоактуализация. Человек должен проникнуться мыслью: если кто-то отказывается от части своих ценностей и идеалов, он нарушает свою моральную и интеллектуальную целостность, становится несчастным, утрачивает свободу. Ведь свобода предполагает уважение не только других, но и себя как личности. Человек, достигший внутренней цельности, порой не столь удачлив, как "приспособившийся", но у него есть уверенность в себе, он может непредвзято рассуждать и объективно оценивать, поэтому он гораздо менее уязвим для чужого мнения и давления обстоятельств. Это во многом определяет его творческую реализацию, поскольку "он воспринимает перемены действительности положительно, тогда как приспосабливающийся человек в своем стремлении к равновесию воспринимает их отрицательно".

Перестройка по второму типу влечет ослабление эгоцентрических позиций, ограничение чрезмерных притязаний, повышение самокритичности, стимулирует уважение человека к своим индивидуальным особенностям. За счет этого снижается уровень необходимой защиты и повышается умение формировать новое отношение к окружению и своим поступкам. Тогда появляются силы для самостоятельной борьбы с трудностями, становится возможным разрушение неадекватных стереотипов и установок, реализация жизненных целей.

Осуществлять поддержку, оказавшись в роли "мишени", необходимо со всей осторожностью. Наилучшая позиция - максимальная внешняя нейтральность, которая необходима для минимизации переноса. Ведь чувства, бурлящие вокруг, рапространяются и на "мишень". В этой роли человек используется как "козел отпущения", как объект разрядки напряжения, которое не способны разрядить подлинные источники конфликта. Например, "мишень" может вдруг оказаться "заместителем" родителей страдающего, и тогда отношения человека с "мишенью" будут определяться его далеким прошлым.

Таким образом, "мишень" - это не любой человек, а такой, который может тем или иным способом повысить у другого уверенность в себе и устойчивость в жизненных бурях. Поведение страждущего подсознательно или осознанно направляется на поиск подходящего дляэтой роли человека, чтобы проводить с ним долгие часы, выплескивая на него свои чувства, - все это признаки включения защиты.

    Конфликт и псевдоконфликт

Сам или с помощью "мишени" человек начинает подозревать о существовании у себя внутреннего конфликта, травмирующее воздействие которого включает механизмы психологической защиты, возвращающие человеку ощущение гармонии внутреннего мира. Возникает странная ситуация, если смотреть на нее извне. Человек попал в сложное положение и тревожится. Потом вдруг успокоился, хотя положение его не изменилось. Конфликт остался - изменилась его оценка и поведение. Но часто такие резкие и немотивированные изменения наблюдаемого состояния и поведения (и их странные объяснения самим человеком) воспринимаются окружающими как неадекватные, противоречивые, необычные для него.

Противоречия между поведением до и после вторжения защиты указывают на разрыв между сознательно принимаемым решением и скрытыми за ним чувствами. Конфликт порождается столкновением противоположных установок, целей и способов действия по отношению к конкретному лицу или объекту. Возникает диссонанс, переживаемый человеком как дискомфорт, нарушение внутреннего равновесия. Избавиться от неприятного состояния, связанного с противоречивыми установками, можно по-разному: отказаться от желания, несовместимого с выработанной ранее установкой, приобрести новые знания, создающие существенный перевес одной позиции и тем самым снимающие конфликт, или пересмотреть свои привычные установки и жизненные ценности таким образом, чтобы исключить диссонанс. Например, кто-то считал одного из своих знакомых человеком порядочным и вдруг узнал про его дурной поступок. Как ему избавиться от огорчения? Самое простое не поверить факту ("Он не мог! ") Далее, можно изучить подробности происшествия, в надежде, что выяснится нечто такое, что оправдает совершенный поступок ("Ах так, ну тогда другое дело") Не исключено и коренное изменение отношения к нему ("Кто бы мог подумать! ")

Конфликт , как острая форма проявления противоречия, может иметь разную природу. Причиной могут явиться и разнонаправленные потребности, и несоответствие ситуации самооценке.

Если конфликт порожден потребностями, блокирующими друг друга, то возможны 3 типа ситуаций: две одинаково привлекательные, но противостоящие друг другу по потребности ( ситуация "буриданова осла"), две отрицательные ценности, когда трудно выбрать "меньшее из зол", или же две разнонаправленные - что-то привлекает, но получить желаемое мешает нечто, что отвращает (хорошее вознаграждение за неприятную работу). Кроме несовместимости потребностей причиной конфликта может служить и неадекватность самооценки. При этом важно учитывать, завышена она или занижена. Чрезмерно завышенная самооценка, особые претензии, которые обнаруживаются в утрате критического отношения к своему поведению, сочетаются обычно с недооценкой или полным игнорированием объективных условий и требований окружающих. Естественно, что все это не одобряется окружающими и порождает конфликт.

Кризис может провоцироваться и заниженной самооценкой, вызывающей избыточный самоконтроль, ведущий к нервным срывам, и преувеличение давления совести, чреватое моральными срывами. Полное подчинение человека совести - это его отождествление с жесткими принципами, которые реально е работают и которым всегда не хватает милосердия. Для адекватности реакции необходимо понимание конкретной ситуации. У человека с заниженной самооценкой при обострении обстановки может возникнуть чувство собственной неполноценности, приводящее к отрыву от реальности, появлению далеких от жизни установок, фантазированию, жизни в грезах (т е замещению) Фантазии выступают здесь как механизм разрешения конфликтов между средой и личностью. Они могут быть продуктивными, помогая овладеть своими переживаниями за счет воплощения их в творчестве и ухода от реальности, создания воображаемой идеальной ситуации и идеального "Я" и компенсации реального неуспеха успехами в этой придуманной среде обитания. Кто себя не одобряет, не любит, тот находится в постоянной тревоге за себя. В нем нет уверенности, он вынужден, занимаясь собой, жадно доставлять себе все, что есть у других, доказывая себе, что он "не хуже других", - и этом смысле он находится в постоянной от них зависимости. Это и порождает такие следствия рационализации, как эгоизм, когда человеку мало добиться успеха - ему еще надо, чтобы друзья потерпели крах. Не вызывает сомнения, что это тоже путь к конфликту.

Конфликт может быть обусловлен и тем, что когда ответственный выбор сделан, положительные стороны отвергнутой альтернативы и отрицательные стороны избранной создают у человека недовольствопринятым решением. Тогда вмешивается защита, чтобы "задним числом" повысить ценность совершенного им действия ("сладкий лимон") или обесценить его отрицательные аспекты ("зеленый виноград"). Тем самым человек изменяет оценки в пользу уже избранной альтернативы, и диссонанс изчезает.

Таким образом, для людей с заниженной самооценкой сделанный шаг - еще не конец события. Еще долго после этого весы могут колебаться. "Правильно или не правильно я поступил? " Таким людям можно помочь, аргументирование поддержав сделанный ими шаг, найдя в нем что-то положительное.

    Изменение критериев "разумности" своего поведения

Когда поведение человека вдруг становится "неразумным", вероятность действия психологической защиты также велика. Не понимая себя, человек старается иногда объяснить себе и другим странности своего поведения, порожденные внешним конфликтом, неразумностью тех или иных поступков, приводя развернутую рациональную аргументацию. Но при этом он забывает, что поведение управляется желаниями. Мысли действенны лишь в той мере, в какой они обнаруживают то или иное желание. Поэтому критерий "разумное" - "неразумное" не может быть определяющим. Неудивительно, что понимание причин своей тревоги помогает скоррегировать скрытые желания и снизить порожденную ими тревогу - но только если становятся доступными и мотивы.

Результирующая направленность действия может быть обусловлена противоречием между завышенными требованиями к себе и ограниченными возможностями. Огорчаясь, например, из-за низкой оплаты своего труда, человек вдруг проявляет необычную для него непоследовательность в аргументации и говорит: "Пусть я меньше зарабатываю, зато я порядочный человек". Под этим внешне алогичным высказыванием лежит вторжение защиты по типу рационализации: "много получают только непорядочные люди, а я человек порядочный". Это "разумное" рассуждение направлено на понижение им оценки окружающих ("непорядочные") и повышение падающей самооценки ("порядочный"). Подобная аргументация несколько утоляет боль уязвленного самолюбия.

Другой иллюстрацией сдвига понятия о разумности (рационализации) может служить традиционное для родителей перекладывание ими вины за плохое воспитание ребенка, вопреки всякой очевидности, с себя на всех окружающих: во всем виноваты бабушки, детский сад, школа, улица.

Здесь защита работает на изменение распределения ответственности, и равновесие достигается за счет ответственности и перекладывания ее на других. Влияние конкретной неудачи на самооценку обнаруживается обычно по тому, как человек объясняет себе причины неудач. Например: " Для занятий творчеством нужны особые способности, а у меня их нет", или : "Все это верно, но мне уже поздно начинать. " Псевдоразумность этой аргументации усиливается тем, что в иных обстоятельствах тот же человек считает, что он достаточно способный и ему еще не поздно заняться новыми делами. Совершенно очевидно, что демонстрируя "новую" логику, человек начинает неосознанно или неосознанно формировать о окружающих новый взгляд на себя, упреждая их негативную оценку своего поведения или своей пассивности.

    Формирование нового образа "Я"

Вторжение защитных механизмов обнаруживается, когда человек активно стремиться внушить окружающим новый образ самого себя. Он применяет эту тактику рационализации, когда предвидит, что его поведение поймут и оценят нежелательным для него образом, а его самого отнесут к типу людей, к которому он принадлежать не хочет: "У меня нет предрассудков, но по понедельникам я в командировку не выезжаю" ( отречение от себя как от человека с предрассудками). "Может быть, это и глупо, но я никогда не подаю милостыни" (лучше отречься от себя как от умного, чем признать себя скупым).

Человек, недовольный собой, стремясь представить себя в лучшем свете, испытывает страх разоблачения, который постоянно требует душевной энергии. Он непрерывно уговаривает себя , что прав. Осуществляя рационализацию, он защищает свои заблуждения, и они повторяются вновь и вновь. Некоторые люди настолько опасаются критики, что предпочитают выглядеть несчастными, лишь бы не слышать отрицательных отзывов. Они постоянно выставляют себя виноватыми, чтобы другие поняли, что это благородный человек, который сам страдает от каждой своей ошибки. Самокритика как бы блокирует критику со стороны.

Другим средством предохранить себя от чувства вины является "праведное возмущение". Интенсивно критикуя чьи-то действия, мы начинаем чувствовать себя умными, высоконравственными, всегда правыми. Зачем обращать внимание на собственные недостатки, когда столько порока вокруг (продажные политики, жадные предприниматели)? Классический пример защитной маски - такая всем хорошо известная роль, как "казанский сирота": человек делает все, чтобы уклониться от контакта с начальством, а потом жалуется всем на заброшенность, отсутствие руководства, грустит, что ему никто не хочет помогать - ни коллеги, ни начальство, ни подчиненные, сетует на отсутствие прав - "Кто меня будет слушать? ", на непосильные задачи - "Я не профессор, академий не кончал", "Я слабая женщина". Бывает, напрашивается на грубость, а затем искренне обижается. Не возражает иногда прослыть недалеким, чтобы ему не поручали ничего серьезного.

Увидев знакомого человека в "новом образе" и стремясь оказать ему помощь в трудном положении, необходимо постараться убедить его в достоинствах "старого образца", всячески завышать значимость прежних успехов и породивших их способностей.

    Возникновение символов и фетишей

Одновременно с созданием нового образа "Я" часто обнаруживается вторжение специфических символов, знаменующих включение защиты по типу замещения. Символы и символические акты начинают постепенно замещать реальные, но вытесненные действия. Действие символа можно сравнить с эффектом перспективы: как перспектива средствами второго измерения выражает третье, позволяя на плоскости увидеть пространство, так и символический образ делает непостижимое доступным и понятным в завуалированной форме. Например, появляются описания действия вместо совершения самого действия, рассуждения типа: "Если бы я имел.... ", "Если бы я мог.... ".

Душевный конфликт может сделать человека вспыльчивым и гневливым. В подобных ситуациях гнев есть результат регрессии к незрелым, примитивным формам замещения. Сердясь, человек может "позволить себе" то, раньше позволить не мог, - ведь он в "таком гневе"! Проблема решается по пути наименьшего сопротивления - осуществляя символические действия, он рвет листок с условием задачи, которую ему не удается решить, или уходит, хлопая дверью, когда не находит приемлемой для себя стратегии поведения. Он может совершить символический акт и другого типа - "принесение жертвы": как считал Фрейд, для того чтобы пациент испытал существенное облегчение, ему необходимо чем-то "жертвовать", например деньгами.

    Регулирование высоты барьеров

Сталкиваясь с внешней травмирующей ситуацией, недовольный собой и огорченный своими поступками человек может нейтрализоватьзащитные механизмы тремя способами: понизить значимость травмирующего фактора ("Теперь (в новых обстоятельствах) я смотрю на это по другому"), повысить самооценку, чтобы на ее фоне влияние травмы было менее болезненным ("Для меня это не имеет большого значения ), или понизить значимость неудачных поступков и действии, т е изменить систему ценностей так, чтобы некое событие опустилось в иерархии предпочтений, стало лично менее значимым ("Не очень-то и хотелось"). Рассмотрим различные варианты реализации этих стратегий.

    Взвешивание масштаба травмы

Один из подходов к снижению внутренней напряженности состоит в выявлении масштаба травмирующего события, соотнесении его с главными жизненными ценностями. Если осознать сам факт несоизмеримости такого большого объема волнений и реальной, не столь огромной значимости события, то напряженность разряжается или смягчается. При таком сопоставлении целесообразно применять описательный, неосуждающий стиль представления ситуации, который помогает осознать, что угнетающее человека событие не затрагивает его основных жизненных ценностей. Тогда защита становится менее актуальной и может даже отключиться. Теперь он может объективно, непредвзято посмотреть на себя, на стечение обстоятельств и правильно оценить их последствия. Вследствие этого его поступки, определяясь реальными мотивами, могут стать более целенаправленными. Любая задача решается легче, если удается ее преобразовать -осуществить выход за пределы изначально заданных условий, включив исходную ситуацию в более широкую систему, увидев ее как часть ( и не обязательно значительную) другой проблемы. Такая операция позволяет рассмотреть предмет тревоги в новом свете, открыв в нем новые факты и закономерности. Наоборот, анализ в жестких рамках условий и требований данной задачи усиливает тревогу и затрудняет процесс выхода.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8