Психодиагностика. Методы исследования - (реферат)
p>Поведенческие показатели – реакции, действия и поступки испытуемого в разных жизненных ситуациях. Достижения испытуемого в различных видах деятельности: учебной, трудовой, творческой и др. Данные о выполнении различных контрольных проб и заданий.Данные, полученные от других методик, валидность которых или связь с данной методикой считаются достоверно установленными. Надежность – характеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей. Надежность психодиагностической методики можно установить двумя способами: путем сравнения результатов, получаемых по этой методике разными людьми путем сравнения результатов, получаемых по одной и той же методике в различных условиях. Однозначность методики – характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно и только того свойства, для оценки которого данная методика применяется. Точность – отражает способность методики тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента. Чем точнее психодиагностическая методика, тем тоньше с ее помощью можно оценивать градации и выявлять оттенки измеряемого качества, хотя в практической психодиагностике не всегда требуется очень высокая степень точности оценок. Правила проведения тестирования, обработки и интерпретации результатов В этом вопросе существуют определенные строгие правила
Наболее важные из них:
Прежде, чем применять тест, психологу необходимо попробовать его на себе или другом человеке, что позволит избежать возможных ошибок из-за недостаточного знания его нюансов. Важно заранее позаботиться о том, чтобы до начала работы испытуемые хорошо поняли задания и инструкцию к тесту. Во время тестирования все испытуемые должны работать самостоятельно, не оказывая влияния друг на друга. Для каждого теста должна быть обоснованная и выверенная процедура обработки и интерпретации результатов. Это позволяет избежать ошибок, возникающих на этом этапе тестирования. Проведение практического тестирования
Сводные результаты тестирования Тест Интервьюируемый 1 Интервьюируемый 2 Определение степени мотивации личности к успеху
1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на определенное время. ДА
ДА
2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100% выполнить задание. ДА
ДА
3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту. НЕТ
ДА
4. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних. НЕТ
НЕТ 5. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой. ДА ДА 6. В некоторые дни мои успехи ниже средних. ДА ДА
7. По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим. ДА
ДА 8. Я более доброжелателен, чем другие. ДА ДА
9. Когда я отказываюсь от трудного задания, я потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха. НЕТ 10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах отдыха. ДА
НЕТ 11. Усердие — это не основная моя черта. НЕТ ДА 12. Мои достижения в труде не всегда одинаковы. НЕТ ДА
13. Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят. ДА
ДА 14. Порицание меня стимулирует сильнее, чем похвала. НЕТ НЕТ
15. Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком. ДА
ДА 16. Препятствия делают мои решения еще более твердыми. ДА ДА 17. У меня легко вызвать честолюбие. ДА ДА 18. Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно. ДА ДА
19. При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других. ДА
НЕТ 20. Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас. НЕТ ДА 21. Нужно полагаться только на самого себя. ДА ДА 22. В жизни мало вещей более важных, чем деньги. НЕТ НЕТ
23. Всегда, когда мне предстоит выполнить задание, я ни о чем другом не думаю. НЕТ
ДА 24. Я менее честолюбив, чем многие другие. ДА ДА
25. В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу. НЕТ
НЕТ
26. Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие. ДА
ДА
27. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать. ДА
ДА 28. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе. ДА ДА
29. Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим. ДА
ДА
30. Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше. ДА
ДА 31. Мои друзья иногда считают меня ленивым. НЕТ ДА 32. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег. НЕТ НЕТ 33. Бессмысленно противодействовать воле руководителя. НЕТ НЕТ 34. Иногда не знаешь, какую работу придется выполнять. ДА ДА 35. Когда что-то не ладится, я нетерпелив. ДА ДА 36. Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения. НЕТ НЕТ
37. Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большие результаты, чем работа других. , ДА
НЕТ 38. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца. НЕТ НЕТ 39. Я завидую людям, которые не очень загружены работой. НЕТ НЕТ 40. Я не завидую тем, кто стремится к власти и положению. НЕТ ДА
41. Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я иду вплоть до крайних мер. ДА
НЕТ Сильный ли у вас характер?
1. Часто ли вы задумываетесь над тем, какое влияние оказывают ваши поступки на окружающих? а) очень редко;
б) редко; в) достаточно часто; г) очень часто. В
2. Случается ли вам говорить что-либо такое, во что вы сами не верите, — из-за упрямства, наперекор другим либо из “престижных” соображений? (“Да”, “нет”. ) НЕТ 3. Какие из нижеперечисленных качеств вы более всего цените в людях? а) настойчивость;
б) широту мышления; в) эффектность, умение “показать себя”. Б 4. Имеете ли вы склонность к педантизму? (“Да”, “нет”. ) ДА
5. Быстро ли забываете о неприятностях, которые случаются с вами? (“Да”, “нет”. ) ДА
6. Любите ли анализировать свои поступки? (“Да”, “нет”. ) ДА 7. Находясь в кругу лиц, хорошо вам известных: а) стараетесь сохранить тон, принятый в этом кругу; б) остаетесь самим собой. Б
8. Приступая к трудному заданию, стараетесь ли не думать об ожидающих вас трудностях? (“Да”, “нет”. ) НЕТ 9. Какое из перечисленных ниже определений, по вашему мнению, более всего подходит вам? а) мечтатель;
б) “рубаха-парень”; в) усерден в труде; г) пунктуален, аккуратен; д) “философ” в широком смысле этого слова; е) суетный человек. В 10. При обсуждении того или иного вопроса:
а) высказываете свою точку зрения, хотя, быть может, она отличается от мнения большинства; б) считаете, что в данной ситуации лучше промолчать, и имеете иную точку зрения; в) поддерживаете большинство, оставаясь при своем мнении; г) не утруждаете себя раздумьями и принимаете точку зрения, которая преобладает. А 11. Какое чувство вызывает у вас неожиданный вызов к ководителю? а) раздражение;
б) тревогу; в) озабоченность; г) равнодушие. В
12. Если в пылу полемики ваш оппонент “сорвется” и допустит личный выпад против вас, как вы поступите? а) ответите ему в том же тоне; б) проигнорируете этот факт; демонстративно оскорбитесь; предложите сделать перерыв. Г
13. Если ваша работа забракована, это вызовет у вас: а) досаду; б) стыд; в) гнев. А
14. Если вы попадаете впросак, кого вините в первую очередь: а) себя самого;
б) “фатальное невезение”; в) прочие “объективные обстоятельства”. А
15. Не кажется ли вам, что окружающие вас люди — будь то руководители, коллеги или подчиненные — недооценивают ваши способности и знания? (“Да”, “нет”. ) НЕТ 16. Если ваши друзья или коллеги начинают над вами подтрунивать, то вы: а) злитесь на них;
б) стараетесь ретироваться; в) не раздражаясь, начинаете подыгрывать им; г) отвечаете смехом и, как говорится, “ноль внимания”;
д) делаете безразличный вид и даже улыбаетесь, но в душе негодуете. В 17. Если вы спешите и вдруг на обычном месте не находите свой портфель (зонтик, перчатки и т. п), то вы: а) будете продолжать поиск молча;
б) будете искать, обвиняя своих домашних в беспорядке; в) уйдете без нужной вам вещи. Б 18. Что, скорее всего, выведет вас из равновесия? а) длинная очередь в приемной; б) толчея в общественном транспорте;
в) необходимость приходить в определенное место несколько раз по одному и тому же вопросу. В 19. Закончив спор, продолжаете ли вести его мысленно, приводя все новые и новые аргументы в защиту своей точки зрения? (“Да”, “нет”. ) ДА 20. Если для выполнения срочной работы вам представится возможность выбрать себе помощника, кого из возможных кандидатов вы выберете? а) человека исполнительного, но безынициативного;
б) человека знающего, но упрямца и спорщика; в) человека одаренного, но с ленцой. А Счастливы ли вы в браке?
1. Если бы вы теперь выходили замуж, выбрали бы вы опять вашего мужа, зная все его достоинства и недостатки, профессию, увлечения? Количество очков:
а) нет, пожалуй, не сделала бы этого (5); б) надо подумать (3); в) скорее всего, опять пошла бы за него (1); г) наверное, согласилась бы (0). В 2. Вы — единственная дочь или у вас есть братья и сестры? а) единственная (5); б) у меня есть сестра (3); в) у меня есть брат (1); г) у меня есть братья и сестры (0). Б
3. Добиваетесь ли вы новых знакомств или же довольствуетесь старым кругом друзей? а) мне хочется, чтобы все оставалось по-старому, без каких бы то ни было изменений (3); б) люблю заводить новые знакомства (5);
в) немного нового вовсе не мешает (0); г) разделяю мнение, что старый друг лучше новых двух (1). Б
4. Стараетесь ли вы сделать домашнюю обстановку приятной, уютной или же довольствуетесь тем, что поддерживаете образцовый порядок? а) делаю все от меня зависящее, чтобы дом был уютным и убранным (0); б) уделяю дому каждую свободную минуту (1); в) меня занимают более важные дела, чем проблемы домашнего уюта (3); г) самое главное для меня - чистота и образцовый порядок(5).
А
5. Баловал ли вас отец в детстве или же воспитывал в строгости? а) отец был очень строг со мной (1);
б) отец потакал всем моим желаниям (5); в) временами отец становился очень внимателен (0); г) отец баловал меня понемножку (3). Б
6. Довольны ли вы своим материальным положением или считаете, что оно могло быть и лучше? а) вообще говоря, не слишком довольна (5);
б) как говорится, жить можно (1); в) еле-еле свожу концы с концами (3); г) считаю, что в доме достаток (0). Б 7. Как оценивает муж ваши кулинарные способности? а) мой муж их ни во что не ставит (5); б) он точно оценивает мои возможности (0);
в) я была бы гораздо уверенней в себе, если бы чаще слышала его одобрение (3); г) случается, муж и похвалит меня (1);
Б 8. Считаете ли вы себя более занятой, чем ваш муж? а) мужу приходится работать гораздо больше меня (1); б) уверена, что я тружусь за двоих (5); в) каждый из нас трудится по мере сил и возможностей (0); г) муж явно недооценивает мой труд (3). В
9. Считаете ли вы, что муж выделяет достаточно средств на домашние расходы? а) думаю, что слишком мало (5);
б) мне частенько приходится туговато (3); в) как правило, нам хватает (0); г) приходится довольствоваться тем, что есть (1). В 10. Проявляет ли ваш муж интерес к вашей внешности? а) моя внешность его вообще не занимает (5); б) я над этим и не задумываюсь (1); в) по-моему, чересчур интересуется (0);
г) изредка напоминает, что мне не мешало бы побольше заботится о своей внешности (3).
В Умеете ли вы быть счастливым? г
1. Когда порой задумываетесь над прожитой жизнью, приходите к выводу, что а) все было, скорее, плохо, чем хорошо,
б) было, скорее, хорошо, чем плохо, в) все было отлично. Б 2. В конце дня обыкновенно а) недовольны собой, б) считаете, что день мог бы пройти лучше, в) отходите ко сну с чувством удовлетворения. Б 3. Когда смотрите в зеркало, думаете: а) “О, боже, время беспощадно! ”, б) “А что, совсем еще неплохо! ”, в) “Все прекрасно! ”. Б
4. Если узнаете о крупном выигрыше кого-то из знакомых, думаете: а) “Ну, мне-то никогда не повезет! ”,
б) “А, черт! Почему же не я? ”, в) “Однажды так повезет и мне! ”. Б
5. Если услышите по радио, узнаете из газет о каком-либо происшествии, говорите себе: а) “Вот так однажды будет и со мной! ”,
б) “К счастью, меня эта беда миновала! ”, в) “Эти репортеры умышленно нагнетают страсти! ”. Б 6. Когда пробуждаетесь утром, чаще всего: а) ни о чем не хочется думать, б) взвешиваете, что “день грядущий вам готовит”,
в) довольны, что начался новый день и могут быть новые сюрпризы.
А 7. Думаете о ваших приятелях: а) они не столь интересны и отзывчивы, как хотелось бы,
б) конечно, и у них есть недостатки, но в целом они терпимы, в) замечательные люди!
В 8. Сравнивая себя с другими, находите, что а) “Меня недооценивают”, б) “Я не хуже остальных”, в) “Гожусь в лидеры, и это, пожалуй, признают все! ”. А 9. Если ваш вес увеличился на четыре-пять килограммов: а) впадаете в панику, б) считаете, что в этом нет ничего особенного,
в) тут же переходите на диету, усиленно занимаетесь физическими упражнениями.
Б 10. Если вы угнетены: а) клянете судьбу, б) знаете, что плохое настроение пройдет, в) стараетесь развлечься. Б Профессиональная ориентация А. Я люблю командные виды спорта. Б. Я увлекаюсь разгадыванием кроссвордов. В. Я всегда готов дать совет, если другим он нужен. Г. Мне нравится говорить по телефону. Д. Я машинально рисую в своих записных книжках. Е. Мне нравится все вокруг. А Д А. Мне нравится работать руками. Б. Я всегда составляю список дел, которые нужно выполнить.
В. Я бы предпочел работать на самого себя, чем на кого-то другого. Г. Мне доставляет удовольствие помогать людям.
Д. Мне нравится напрягать свое воображение. Е. Я силен в естественных науках. В Г А. Я умею обращаться с инструментами. Б. Моя комната всегда находится в образцовом порядке. В. Я предпочел бы работать не в одиночку, а в коллективе. Г. Я не стесняюсь высказывать свое мнение. Д. Мне нравится идти в ногу с модой.
Е. Я люблю читать энциклопедию подряд, страницу за страницей.
Д
А. Я предпочитаю находиться на открытом воздухе, нежели в помещении. Б. Математика — это то, что я знаю лучше всего. В. Я предпочел бы участвовать в представлении, а не наблюдать за ним. Г. Когда мне нужно решить возникшую проблему, я прибегаю к чужому совету. Д. Я всегда принимаю решения самостоятельно. Е. Меня интересует природа.
В А. Домашние животные доставляют мне массу удовольствия. Б. Мой почерк аккуратный и разборчивый. В. Я бы хотел сделать политическую карьеру. Г. Я веду дневник. Д. Я предпочитаю работать самостоятельно. Е. Я разбираю вещи, чтобы понять, как они устроены. Е Выводы по результатам тестирования
Какие мы – как люди и специалисты? Можем ли быть руководителями, управлять людьми, коллективом? Насколько самоорганизованны и способны к бизнесу и предпринимательской деятельности ? Каковы наши особенности, характер, взаимоотношения с окружающими, в семье ? Для проведения таких тестов были отобраны 2 человека мужского и женского пола, с высшим экономическим образованием и работающим по профилю. Их назвали “Интервьюируемый 1” и “Интервьюируемый 2”. Им был предложен набор тестов, на которые они могли отвечать . Прежде чем приступить к тестированию, была проведена подготовительная работа. Она состояла в следующем. Вначале интервьюируемым были представлены тесты и объяснение, для чего они предназначены, с какой целью проводится тестирование, и добились того, что объяснения были правильно поняты всеми Интервьюируемыми. Это позволило в дальнейшем избежать возможных ошибок, связанных с проведениеи тестирования. Потом даны были объяснения какие данные в результате могут быть получены, и каким образом они могут быть использованы в жизни. Определение степени мотивации личности к успеху У “Интервьируемого 1” средняя мотивация к успеху, такая же, как у большинства людей. Стремление к цели приходит к нему в форме приливов и отливов. Порой ему хочется все бросить, так как он считает , что цель, к которой он стремится недостижима. У второго интервьируемого данные точно такие же. Сильный ли у вас характер? “Интервьируемый 1” принадлежит к числу людей настойчивых и обладающих достаточным чувством ответственности. Ценит свои суждения, но и считается с мнением других. Правильно ориентируется в возникающих ситуациях ив большинстве случаев умеет выбрать правильное решение. Это говорит о наличии у него черт сильного характера. “ Интервьируемый “ только должен избегать самолюбования и всегда помнить: сильный – это не значит жестокий. Счастливы ли вы в браке? У “Интервьируемого 1” в семье царит мир и согласие. Муж (“Интервьируемый 1”) старается так же, как и жена (“Интервьируемый 2”) не обращать внимания на мелочи, обходить острые углы. Умеете ли вы быть счастливым? Счастье и несчастье для “ Интервьируемого “ выражается известной формулой “50 x 50” Если он хочет склонить чащу весов в свою пользу, должен стараться не пасовать перед трудностями, встречать их стоически, опариться на друзей , не оставлять и их в беде. Профессиональная ориентация По результатам этого теста получилось, что интересы “ Интервьируемого “ находятся в стадии становления. Литература: Абрамова Г. С. Практическая психология. Изд. 3 Екатеринбург: “Деловая книга”, 1998. 368 с. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. М. : “ВЛАДОС”, 1998. -632 с. Познай себя и других : Популярные тесты. -4-е изд. , доп. - М. : ИВЦ "Маркетинг", 1998 - 400 с. Рогов Е. И. настольная книга практического психолога: В 2 кн. -М. : “ВЛАДОС”, 1998. -Кн. 1-384 c.
Страницы: 1, 2
|