бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психодиагностика. Методы исследования - (реферат) бесплатно рефераты

p>Поведенческие показатели – реакции, действия и поступки испытуемого в разных жизненных ситуациях. Достижения испытуемого в различных видах деятельности: учебной, трудовой, творческой и др. Данные о выполнении различных контрольных проб и заданий.

Данные, полученные от других методик, валидность которых или связь с данной методикой считаются достоверно установленными. Надежность – характеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей. Надежность психодиагностической методики можно установить двумя способами: путем сравнения результатов, получаемых по этой методике разными людьми путем сравнения результатов, получаемых по одной и той же методике в различных условиях. Однозначность методики – характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно и только того свойства, для оценки которого данная методика применяется. Точность – отражает способность методики тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента. Чем точнее психодиагностическая методика, тем тоньше с ее помощью можно оценивать градации и выявлять оттенки измеряемого качества, хотя в практической психодиагностике не всегда требуется очень высокая степень точности оценок.

Правила проведения тестирования, обработки и интерпретации результатов В этом вопросе существуют определенные строгие правила

    Наболее важные из них:

Прежде, чем применять тест, психологу необходимо попробовать его на себе или другом человеке, что позволит избежать возможных ошибок из-за недостаточного знания его нюансов. Важно заранее позаботиться о том, чтобы до начала работы испытуемые хорошо поняли задания и инструкцию к тесту. Во время тестирования все испытуемые должны работать самостоятельно, не оказывая влияния друг на друга. Для каждого теста должна быть обоснованная и выверенная процедура обработки и интерпретации результатов. Это позволяет избежать ошибок, возникающих на этом этапе тестирования. Проведение практического тестирования

    Сводные результаты тестирования
    Тест
    Интервьюируемый 1
    Интервьюируемый 2
    Определение степени мотивации личности к успеху

1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на определенное время. ДА

    ДА

2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100% выполнить задание. ДА

    ДА

3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту. НЕТ

    ДА

4. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних. НЕТ

    НЕТ
    5. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.
    ДА
    ДА
    6. В некоторые дни мои успехи ниже средних.
    ДА
    ДА

7. По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим. ДА

    ДА
    8. Я более доброжелателен, чем другие.
    ДА
    ДА

9. Когда я отказываюсь от трудного задания, я потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха. НЕТ

10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах отдыха. ДА

    НЕТ
    11. Усердие — это не основная моя черта.
    НЕТ
    ДА
    12. Мои достижения в труде не всегда одинаковы.
    НЕТ
    ДА

13. Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят. ДА

    ДА
    14. Порицание меня стимулирует сильнее, чем похвала.
    НЕТ
    НЕТ

15. Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком. ДА

    ДА
    16. Препятствия делают мои решения еще более твердыми.
    ДА
    ДА
    17. У меня легко вызвать честолюбие.
    ДА
    ДА
    18. Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно.
    ДА
    ДА

19. При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других. ДА

    НЕТ
    20. Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас.
    НЕТ
    ДА
    21. Нужно полагаться только на самого себя.
    ДА
    ДА
    22. В жизни мало вещей более важных, чем деньги.
    НЕТ
    НЕТ

23. Всегда, когда мне предстоит выполнить задание, я ни о чем другом не думаю. НЕТ

    ДА
    24. Я менее честолюбив, чем многие другие.
    ДА
    ДА

25. В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу. НЕТ

    НЕТ

26. Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие. ДА

    ДА

27. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать. ДА

    ДА
    28. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе.
    ДА
    ДА

29. Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим. ДА

    ДА

30. Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше. ДА

    ДА
    31. Мои друзья иногда считают меня ленивым.
    НЕТ
    ДА
    32. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег.
    НЕТ
    НЕТ
    33. Бессмысленно противодействовать воле руководителя.
    НЕТ
    НЕТ
    34. Иногда не знаешь, какую работу придется выполнять.
    ДА
    ДА
    35. Когда что-то не ладится, я нетерпелив.
    ДА
    ДА
    36. Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения.
    НЕТ
    НЕТ

37. Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большие результаты, чем работа других. , ДА

    НЕТ
    38. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.
    НЕТ
    НЕТ
    39. Я завидую людям, которые не очень загружены работой.
    НЕТ
    НЕТ
    40. Я не завидую тем, кто стремится к власти и положению.
    НЕТ
    ДА

41. Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я иду вплоть до крайних мер. ДА

    НЕТ
    Сильный ли у вас характер?

1. Часто ли вы задумываетесь над тем, какое влияние оказывают ваши поступки на окружающих? а) очень редко;

    б) редко;
    в) достаточно часто;
    г) очень часто.
    В

2. Случается ли вам говорить что-либо такое, во что вы сами не верите, — из-за упрямства, наперекор другим либо из “престижных” соображений? (“Да”, “нет”. ) НЕТ

3. Какие из нижеперечисленных качеств вы более всего цените в людях? а) настойчивость;

    б) широту мышления;
    в) эффектность, умение “показать себя”.
    Б
    4. Имеете ли вы склонность к педантизму? (“Да”, “нет”. )
    ДА

5. Быстро ли забываете о неприятностях, которые случаются с вами? (“Да”, “нет”. ) ДА

    6. Любите ли анализировать свои поступки? (“Да”, “нет”. )
    ДА
    7. Находясь в кругу лиц, хорошо вам известных:
    а) стараетесь сохранить тон, принятый в этом кругу;
    б) остаетесь самим собой.
    Б

8. Приступая к трудному заданию, стараетесь ли не думать об ожидающих вас трудностях? (“Да”, “нет”. ) НЕТ

9. Какое из перечисленных ниже определений, по вашему мнению, более всего подходит вам? а) мечтатель;

    б) “рубаха-парень”;
    в) усерден в труде;
    г) пунктуален, аккуратен;
    д) “философ” в широком смысле этого слова;
    е) суетный человек.
    В
    10. При обсуждении того или иного вопроса:

а) высказываете свою точку зрения, хотя, быть может, она отличается от мнения большинства; б) считаете, что в данной ситуации лучше промолчать, и имеете иную точку зрения; в) поддерживаете большинство, оставаясь при своем мнении;

г) не утруждаете себя раздумьями и принимаете точку зрения, которая преобладает. А

11. Какое чувство вызывает у вас неожиданный вызов к ководителю? а) раздражение;

    б) тревогу;
    в) озабоченность;
    г) равнодушие.
    В

12. Если в пылу полемики ваш оппонент “сорвется” и допустит личный выпад против вас, как вы поступите? а) ответите ему в том же тоне;

б) проигнорируете этот факт; демонстративно оскорбитесь; предложите сделать перерыв. Г

    13. Если ваша работа забракована, это вызовет у вас:
    а) досаду;
    б) стыд;
    в) гнев.
    А

14. Если вы попадаете впросак, кого вините в первую очередь: а) себя самого;

    б) “фатальное невезение”;
    в) прочие “объективные обстоятельства”.
    А

15. Не кажется ли вам, что окружающие вас люди — будь то руководители, коллеги или подчиненные — недооценивают ваши способности и знания? (“Да”, “нет”. ) НЕТ

16. Если ваши друзья или коллеги начинают над вами подтрунивать, то вы: а) злитесь на них;

    б) стараетесь ретироваться;
    в) не раздражаясь, начинаете подыгрывать им;
    г) отвечаете смехом и, как говорится, “ноль внимания”;

д) делаете безразличный вид и даже улыбаетесь, но в душе негодуете. В

17. Если вы спешите и вдруг на обычном месте не находите свой портфель (зонтик, перчатки и т. п), то вы: а) будете продолжать поиск молча;

    б) будете искать, обвиняя своих домашних в беспорядке;
    в) уйдете без нужной вам вещи.
    Б
    18. Что, скорее всего, выведет вас из равновесия?
    а) длинная очередь в приемной;
    б) толчея в общественном транспорте;

в) необходимость приходить в определенное место несколько раз по одному и тому же вопросу. В

19. Закончив спор, продолжаете ли вести его мысленно, приводя все новые и новые аргументы в защиту своей точки зрения? (“Да”, “нет”. ) ДА

20. Если для выполнения срочной работы вам представится возможность выбрать себе помощника, кого из возможных кандидатов вы выберете? а) человека исполнительного, но безынициативного;

    б) человека знающего, но упрямца и спорщика;
    в) человека одаренного, но с ленцой.
    А
    Счастливы ли вы в браке?

1. Если бы вы теперь выходили замуж, выбрали бы вы опять вашего мужа, зная все его достоинства и недостатки, профессию, увлечения? Количество очков:

    а) нет, пожалуй, не сделала бы этого (5);
    б) надо подумать (3);
    в) скорее всего, опять пошла бы за него (1);
    г) наверное, согласилась бы (0).
    В
    2. Вы — единственная дочь или у вас есть братья и сестры?
    а) единственная (5);
    б) у меня есть сестра (3);
    в) у меня есть брат (1);
    г) у меня есть братья и сестры (0).
    Б

3. Добиваетесь ли вы новых знакомств или же довольствуетесь старым кругом друзей? а) мне хочется, чтобы все оставалось по-старому, без каких бы то ни было изменений (3); б) люблю заводить новые знакомства (5);

    в) немного нового вовсе не мешает (0);
    г) разделяю мнение, что старый друг лучше новых двух (1).
    Б

4. Стараетесь ли вы сделать домашнюю обстановку приятной, уютной или же довольствуетесь тем, что поддерживаете образцовый порядок? а) делаю все от меня зависящее, чтобы дом был уютным и убранным (0); б) уделяю дому каждую свободную минуту (1);

в) меня занимают более важные дела, чем проблемы домашнего уюта (3); г) самое главное для меня - чистота и образцовый порядок(5).

    А

5. Баловал ли вас отец в детстве или же воспитывал в строгости? а) отец был очень строг со мной (1);

    б) отец потакал всем моим желаниям (5);
    в) временами отец становился очень внимателен (0);
    г) отец баловал меня понемножку (3).
    Б

6. Довольны ли вы своим материальным положением или считаете, что оно могло быть и лучше? а) вообще говоря, не слишком довольна (5);

    б) как говорится, жить можно (1);
    в) еле-еле свожу концы с концами (3);
    г) считаю, что в доме достаток (0).
    Б
    7. Как оценивает муж ваши кулинарные способности?
    а) мой муж их ни во что не ставит (5);
    б) он точно оценивает мои возможности (0);

в) я была бы гораздо уверенней в себе, если бы чаще слышала его одобрение (3); г) случается, муж и похвалит меня (1);

    Б
    8. Считаете ли вы себя более занятой, чем ваш муж?
    а) мужу приходится работать гораздо больше меня (1);
    б) уверена, что я тружусь за двоих (5);
    в) каждый из нас трудится по мере сил и возможностей (0);
    г) муж явно недооценивает мой труд (3).
    В

9. Считаете ли вы, что муж выделяет достаточно средств на домашние расходы? а) думаю, что слишком мало (5);

    б) мне частенько приходится туговато (3);
    в) как правило, нам хватает (0);
    г) приходится довольствоваться тем, что есть (1).
    В
    10. Проявляет ли ваш муж интерес к вашей внешности?
    а) моя внешность его вообще не занимает (5);
    б) я над этим и не задумываюсь (1);
    в) по-моему, чересчур интересуется (0);

г) изредка напоминает, что мне не мешало бы побольше заботится о своей внешности (3).

    В
    Умеете ли вы быть счастливым? г

1. Когда порой задумываетесь над прожитой жизнью, приходите к выводу, что а) все было, скорее, плохо, чем хорошо,

    б) было, скорее, хорошо, чем плохо,
    в) все было отлично.
    Б
    2. В конце дня обыкновенно
    а) недовольны собой,
    б) считаете, что день мог бы пройти лучше,
    в) отходите ко сну с чувством удовлетворения.
    Б
    3. Когда смотрите в зеркало, думаете:
    а) “О, боже, время беспощадно! ”,
    б) “А что, совсем еще неплохо! ”,
    в) “Все прекрасно! ”.
    Б

4. Если узнаете о крупном выигрыше кого-то из знакомых, думаете: а) “Ну, мне-то никогда не повезет! ”,

    б) “А, черт! Почему же не я? ”,
    в) “Однажды так повезет и мне! ”.
    Б

5. Если услышите по радио, узнаете из газет о каком-либо происшествии, говорите себе: а) “Вот так однажды будет и со мной! ”,

    б) “К счастью, меня эта беда миновала! ”,
    в) “Эти репортеры умышленно нагнетают страсти! ”.
    Б
    6. Когда пробуждаетесь утром, чаще всего:
    а) ни о чем не хочется думать,
    б) взвешиваете, что “день грядущий вам готовит”,

в) довольны, что начался новый день и могут быть новые сюрпризы.

    А
    7. Думаете о ваших приятелях:
    а) они не столь интересны и отзывчивы, как хотелось бы,

б) конечно, и у них есть недостатки, но в целом они терпимы, в) замечательные люди!

    В
    8. Сравнивая себя с другими, находите, что
    а) “Меня недооценивают”,
    б) “Я не хуже остальных”,
    в) “Гожусь в лидеры, и это, пожалуй, признают все! ”.
    А
    9. Если ваш вес увеличился на четыре-пять килограммов:
    а) впадаете в панику,
    б) считаете, что в этом нет ничего особенного,

в) тут же переходите на диету, усиленно занимаетесь физическими упражнениями.

    Б
    10. Если вы угнетены:
    а) клянете судьбу,
    б) знаете, что плохое настроение пройдет,
    в) стараетесь развлечься.
    Б
    Профессиональная ориентация
    А. Я люблю командные виды спорта.
    Б. Я увлекаюсь разгадыванием кроссвордов.
    В. Я всегда готов дать совет, если другим он нужен.
    Г. Мне нравится говорить по телефону.
    Д. Я машинально рисую в своих записных книжках.
    Е. Мне нравится все вокруг.
    А
    Д
    А. Мне нравится работать руками.
    Б. Я всегда составляю список дел, которые нужно выполнить.

В. Я бы предпочел работать на самого себя, чем на кого-то другого. Г. Мне доставляет удовольствие помогать людям.

    Д. Мне нравится напрягать свое воображение.
    Е. Я силен в естественных науках.
    В
    Г
    А. Я умею обращаться с инструментами.
    Б. Моя комната всегда находится в образцовом порядке.
    В. Я предпочел бы работать не в одиночку, а в коллективе.
    Г. Я не стесняюсь высказывать свое мнение.
    Д. Мне нравится идти в ногу с модой.

Е. Я люблю читать энциклопедию подряд, страницу за страницей.

    Д

А. Я предпочитаю находиться на открытом воздухе, нежели в помещении. Б. Математика — это то, что я знаю лучше всего.

В. Я предпочел бы участвовать в представлении, а не наблюдать за ним. Г. Когда мне нужно решить возникшую проблему, я прибегаю к чужому совету. Д. Я всегда принимаю решения самостоятельно. Е. Меня интересует природа.

    В
    А. Домашние животные доставляют мне массу удовольствия.
    Б. Мой почерк аккуратный и разборчивый.
    В. Я бы хотел сделать политическую карьеру.
    Г. Я веду дневник.
    Д. Я предпочитаю работать самостоятельно.
    Е. Я разбираю вещи, чтобы понять, как они устроены.
    Е
    Выводы по результатам тестирования

Какие мы – как люди и специалисты? Можем ли быть руководителями, управлять людьми, коллективом? Насколько самоорганизованны и способны к бизнесу и предпринимательской деятельности ? Каковы наши особенности, характер, взаимоотношения с окружающими, в семье ? Для проведения таких тестов были отобраны 2 человека мужского и женского пола, с высшим экономическим образованием и работающим по профилю. Их назвали “Интервьюируемый 1” и “Интервьюируемый 2”. Им был предложен набор тестов, на которые они могли отвечать . Прежде чем приступить к тестированию, была проведена подготовительная работа. Она состояла в следующем. Вначале интервьюируемым были представлены тесты и объяснение, для чего они предназначены, с какой целью проводится тестирование, и добились того, что объяснения были правильно поняты всеми Интервьюируемыми. Это позволило в дальнейшем избежать возможных ошибок, связанных с проведениеи тестирования. Потом даны были объяснения какие данные в результате могут быть получены, и каким образом они могут быть использованы в жизни. Определение степени мотивации личности к успеху

У “Интервьируемого 1” средняя мотивация к успеху, такая же, как у большинства людей. Стремление к цели приходит к нему в форме приливов и отливов. Порой ему хочется все бросить, так как он считает , что цель, к которой он стремится недостижима. У второго интервьируемого данные точно такие же. Сильный ли у вас характер?

“Интервьируемый 1” принадлежит к числу людей настойчивых и обладающих достаточным чувством ответственности. Ценит свои суждения, но и считается с мнением других. Правильно ориентируется в возникающих ситуациях ив большинстве случаев умеет выбрать правильное решение. Это говорит о наличии у него черт сильного характера. “ Интервьируемый “ только должен избегать самолюбования и всегда помнить: сильный – это не значит жестокий. Счастливы ли вы в браке?

У “Интервьируемого 1” в семье царит мир и согласие. Муж (“Интервьируемый 1”) старается так же, как и жена (“Интервьируемый 2”) не обращать внимания на мелочи, обходить острые углы. Умеете ли вы быть счастливым?

Счастье и несчастье для “ Интервьируемого “ выражается известной формулой “50 x 50” Если он хочет склонить чащу весов в свою пользу, должен стараться не пасовать перед трудностями, встречать их стоически, опариться на друзей , не оставлять и их в беде. Профессиональная ориентация

По результатам этого теста получилось, что интересы “ Интервьируемого “ находятся в стадии становления. Литература:

Абрамова Г. С. Практическая психология. Изд. 3 Екатеринбург: “Деловая книга”, 1998. 368 с. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. М. : “ВЛАДОС”, 1998. -632 с. Познай себя и других : Популярные тесты. -4-е изд. , доп. - М. : ИВЦ "Маркетинг", 1998 - 400 с. Рогов Е. И. настольная книга практического психолога: В 2 кн. -М. : “ВЛАДОС”, 1998. -Кн. 1-384 c.

Страницы: 1, 2