бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Профориентация школьников и формирование элементов духовной культуры - (курсовая) бесплатно рефераты

p>Нравственное воспитание начинается с упражнений в нравственных поступках, с проявлений чувств любви , благодарности , а не путём обучения нравственным истинам. Разговоры о долге, поучения , если они предшествуют нравственным поступкам , - как тени , появляющиеся при закате солнца раньше действительных вещей , утверждал Песталоцци.

Развитые нравственные и умственные запросы побуждают ребёнка к прилежанию в труде.

Негармоничность развития Белинский оценивал как скрытое от глаз уродство. У одного человека , отмечал он, ум едва заметен из-за сердца, у другого сердце как будто поместилось в мозгу; Этот страшно умён и способен на дело , да ничего сделать не может , потому что у него нет воли: а у того страшная воля , да слабая голова , и из его деятельности выходит или вздор , или зло. Исключительно важная задача учителя – волевое развитие каждого школьника . Не будет сформирована воля –человек вырастет пустоцветом , ни к чему не пригодным существом. Все его благие порывы будут разбиваться об его же собственное малодушие , трусость и лень. В процессе профориентации школьникам можно предложить ответить на анкету , позволяющую оценить уровень развития волевых качеств .

Именно достижение цели , преодоление препятствий на пути к ней свидетельствуют о сильной воле. Однако следует различать волю и упрямство. Бывает , что стремление добиться чего-либо , настоять на своём“я”приобретает болезненный характер и становиться более важным , чем конечный результат задуманной деятельности. Вспомните главных героев Гоголя– Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича – настоящих упрямцев. Упрямство – нецелесообразная настойчивость –отрицательное качество личности. Развивая волю , надо обязательно помнить об одном из самых важных законов жизни– законе целесообразности. Проводимые в школе факультативы этики и эстетики , позволяют учащимся более глубоко изучить историю культуры поведения человека в обществе и в быту , узнать о чести и долге , справедливости и о манере общения. Необходимо учащимся знать , что прийдя в трудовой коллектив , первое впечатление о его характере у коллег сложиться по манере общения с окружающими. Для этого нужно научить школьников организовывать своё общение , соблюдая следующие правила.

1. Важно научиться слушать другого человека , не перебивая его во время разговора.

2. Важно понимать другого человека. Индусские философы придумали такое правило спора. Каждый собеседник должен сначала изложить мысль своего противника в споре и , только получив от него подтверждение , что его мысль понята , может её опровергать. Этим правилом очень полезно пользоваться хотя бы в тех случаях , когда спорящие вкладывают разный смысл в одни и те же слова. 3. Нужно научиться искренне ценить людей. Культурный и развитый человек всегда найдёт в другом хорошие качества.

Важно быть щедрым на похвалу , высоко оценивать истинные достоинства людей. 4. Нужно быть внимательным к людям . Говорят : лучше лишить человека пищи , чем внимания.

5. Общение –это воспитание полезных привычек , тренировка поступков , достойного поведения. Поэтому в общении всё важно : как вы одеты , как сидите , как ходите , танцуете , разговариваете с соседями.

    Всё это и многое другое формирует детский характер.

Анализ вышесказанного показывает , что с социально –эстетической точки зрения содержание воспитания нравственной культуры должно прежде всего включать в себя вовлечение учащихся в такие виды деятельности , как общественно- политическая , патриотическая, трудовая, материальная, природоохранительная и общение.

    4. 3 Эстетическая культура.
    “Для человека одних знаний мало. Необходимо воспитывать ,

самые чувства людей, их души. Одно из главных человеческих чувств, отличающее его от зверя и приближающее его к небу, - эстетическое чувство …совершенно забыто при нашем воспитании. Между тем эстетика даёт жизнь. Наука , лишенная эстетики, сушит её; религия без эстетики не трогает души; война, не облагороженная эстетическим чувством, превращает рыцарей в убийц ; революция без эстетики принимает уродливые формы и превращает свободу в распущенность. Эстетика облагораживает и оживляет всё, к чему она прикасается”. К. С. Станиславский

Цель воспитания эстетической культуры не может быть расшифрована изолированно от других сторон формирования личности, всевозможного проявления её отношений к окружающему миру. Эстетическое воспитание–обязательный элемент формирования всей совокупности духовного богатства индивида. Сам процесс эстетического роста в становлении сознания юношества должен быть демократичен. Необходимо вхождение в сознание детей эстетизации различных сфер жизни

общества , как способа выявления самоосуществлённых творческих задатков. Эстетическое воспитание осуществляется всей системой целенаправленной деятельности , ориентированной на достижение в развитии соответствующих способностей , навыков, а также получения знаний , составляющих в своей совокупности необходимый обществу уровень эстетической культуры личности. Задача эстетического развития в процессе профориентации – выявлять и развивать творчески – эстетические задатки , неразрывно связанные с изначальными трудовыми навыками. Проблема эстетического восприятия раскрыта в работах психологов Л. В. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, П. Я. Якобсона , которые подчёркивали что эстетическое освоение действительности– это прежде всего деятельно-эмоциональное восприятие. В концепции художественного воспитания и образования Б. Неменского отмечается , что фундаментом эстетического воспитания школьников должно стать преподавание предметов художественного цикла, продолжающееся в течение всей школьной жизни ребёнка. Однако на разных этапах обучения это должно происходить по разному, и в смысле содержательных акцентов и в организационном плане , с учётом логики самого предмета и возрастных особенностей детей. Художественное развитие школьников рассматривается как часть системы эстетического воспитания , начинающегося ещё в детском саду , в процессе знакомства детей с окружающей действительностью и подготовки к вступлению во взрослую жизнь. Первый этап 1-4 классы. Эстетическое отношение к жизни является общей основой для всех видов художественного творчества, поэтому начальный курс эстетического воспитания должен представлять собой не отдельные исторически обособившиеся виды искусства , а целостный курс общеэстетического развития. Курсу эстетического развития целесообразно посвятить год обучения ( шестилетку) , после чего он трансформируется в преподавание отдельных художественных дисциплин. Эта дифференциация исходно необходима , т. к. лишь специалисты в отдельных конкретных областях искусства могут компетентно руководить творческой работой детей, знакомя их по мере возникновения интереса с необходимыми профессиональными приёмами.

В этот период акцент преподавания художественных дисциплин делается на эмоциональную отзывчивость ребёнка при восприятии окружающего мира. Второй этап –5-9 классы. Возросшая аналитичность подростка и его возрастные особенности в овладении“эталонами”деятельности и поведения человека создают благоприятные условия для осознанного приобщения к художественной культуре человечества. В этом возрасте уже возможно сотворческое восприятие произведений искусства.

Третий этап –10-11 классы. Ведущей целью эстетического воспитания в юношеском возрасте является помощь старшеклассникам в решении собственных мировоззренческих проблем , таких как поиски смысла жизни, нравственных ориентиров , идеалов , своей индивидуальности , что в итоге поможет более правильно познать себя и найти своё место в будущей жизни.

В старших классах разные виды искусства вновь интегрируются в единый предмет, позволяющий школьникам осмыслить мировую художественную культуру как целое. Однако этот курс должен быть дополнен обязательными практическими занятиями по выбору–дизайном , изобразительным искусством, музыкой, любительским кино, видеосъемкой и т. д.

Уже в средних классах нужно предусмотреть широкие возможности для желающих испытать себя , занимаясь различными видами искусства в творческих кружках , студиях по свободному выбору. В результате в старших классах выделиться группа учащихся с особыми способностями и устойчивым интересом к тому или иному виду искусства. В свою очередь , предоставленная возможность углублять знания , способности , умения в понравившемся виде искусства в дальнейшем даст толчок , станет своеобразным компасом в выборе профессии.

Эффективным способом повышения эстетической грамотности учащихся может стать проведение дополнительного курса эстетического воспитания в процессе профориентации. Вести занятия может преподаватель эстетического воспитания , библиотекарь или приглашенные специалисты.

    4. 4. Творчество

Тот факт, что в истории существовали творческие эпохи и творческие общества, что в наших школах первоклассники обладают более ярко выраженными творческими способностями, чем десятиклассники, говорит о том , что социальные , в том числе школьные , условия могут быть благоприятными и неблагоприятными для творческого воспитания.

В младших классах здесь вредят излишняя зарегламентированность , жесткая дисциплина , рутинный режим , в результате чего резко подавляется собственно творческая способность.

В старших классах безинициативность, насаждение хвостизма ( “как все , так и я”) и опять таки рутинный режим подавляют интеллектуальную активность и вместе с тем творческую продуктивность, которую упрощенно можно рассматривать как творческую способность , помноженную на интеллектуальную активность. В Московском Доме научно-технической пропаганды на семинаре по научному и техническому творчеству была дана рекомендация родителям, как у детей“вытравить”творческую продуктивность. Эта шутливая рекомендация имеет вполне серьёзную основу, так как даёт представление, что не надо делать. Итак , чтобы сделать нетворческую личность, необходимо очень сильно привязать ребёнка к себе, не позволять играть одному , больше держать при взрослых, но при этом никогда не брать с собой на работу , в гости , в командировки, оставляя на попечение других взрослых, разработать строгий режим и распорядок дня и придерживаться его с точностью до минуты , определить ребёнка в школу с продлённым днём и каждое лето на две смены отправлять в пионерский лагерь.

Во взрослой жизни творческая продуктивность продолжается подавляться рутинным и сильно зарегламентированным трудом , гонением новаторов.

Творческое воспитание –это прежде всего борьба с рутиной : один день не должен быть похож на другие дни , ни один урок–на другие уроки. День ребёнка планируется таким образом , чтобы не было времени на ничегонеделание , а всё время– чередование дел: плановых , необходимых, неплановых необходимых и по выбору. Каждый человек по своему темпераменту имеет норму “единочества” –большую или маленькую, и каждый свою норму должен выполнить : побыть одному , собраться с мыслями, пофантазировать, пообщаться с товарищами, поиграть в абстрактные игрушки, кубики, пуговицы, гайки, превратить их силой своего воображения в реальные предметы.

Если ребёнок сильно склонен к уединению, воспитатель время от времени организует ему общение со сверстниками и взрослыми. Если наоборот– ребёнка приучают какое-то время проводить в одиночестве – с игрой , с книгой , с рисунком. На этой основе проводится собственно творческое воспитание. Прививается вероятностно–статистическое мироощущение: не делить всё на чёрное и белое , плохое и хорошее, неправильное и правильное : стремиться не к максимуму , а к оптимуму , делая выбор из множества вариантов , при этом проигрывая в одном и выигрывая в другом ; рассчитывать вероятность возможных событий , понимая, что 0 % и 100 % - гарантии никогда не бывает ; а для этого следует смотретть в мир глазами статиста. Это значит что есть авторитеты , но нет непререкаемых авторитетов ; нельзя делить литературных героев на абсолютно положительных и абсолютно отрицательных: новая идея всегда необычна , спорна, противоречит старой идее , и когда она победит , появится ещё более новая идея, которая будет противоречить ей и в свою очередь победит, - такова диалектика природы развития.

У человека важно выработать привычку приподниматься с “четверенек”текущих дел , оглядываться , смотреть на дела сверху, связывать их с глобальными делами, задумываться , продумывать и выдумывать. Для этого в обычных вещах постараться увидеть необычное : резко изменить масштаб ( как это проделал Свифт ), наделить необычными свойствами, поместить в необычную обстановку, сделать их таинственными и смешными.

Главная задача трудового воспитания и профессиональной ориентации в частности –сформировать у каждого школьника общую направленность на добросовестный творческий труд, подвести его к рубежу духовного выбора профессии. Ещё до того, как подросток или старшеклассник вплотную приступит к решению вопроса : “Кем быть? ”, у него должно быть сформировано прочное убеждение относительно того, каким надлежит быть в любой профессии ( добросовестным, дисциплинированным, неустанно совершенствуя своё мастерство ).

    VI. Заключение.

С тех пор как в школе исчезли подпорки всех идеологических структур , как исчезла система пионерской , комсомольской работы, в школе образовался вакуум , который не может сейчас быть заполнен окончательно. Сегодня школы представляют своеобразные учебные комбинаты, куда ребёнок приходит , чтобы изучить физику , химию , биологию … и уходит. Школа перестала быть воспитательным учреждением. Поэтому необходимо внести в школу искусство–в разных пропорциях, видах и формах. Вся идеология школьной работы , и профориентационной в том числе , должна строиться в первую очередь на культуре , традициях , эстетическом воспитании и художественном развитии. Где , если не в школе , можно дать эту культуру именно каждому ?

“Красота спасёт мир” – с надеждой цитируем из Достоевского. А некоторые – и с привычной иждивенческой ноткой : есть на кого свалить заботу –красота спасёт и вытянет нас из болота , в котором мы сидим по своей лености и нетребовательности духа. Но ведь красоте тоже нужна помощь ! Человека и страну спасёт только дело.

Школе необходим психолог . С одной стороны , школьный психолог –узкий специалист : он детский психолог . с другой стороны , он специалист широкого профиля : также социальный психолог , социолог , специалист по научной организации ученического и учительского труда и профориентации. Профориентация сейчас превращается в самостоятельную профессию, и настанет время, когда вместе будут работать и психолог и профориентатор. При подготовке реформ в педагогике проблеме подготовки преподавательских кадров не уделялось должного внимания. Необходимо подчеркнуть , что без решительных перемен в этом отношении государственное решение проблем эстетического воспитания и художественного образования школьников абсолютно неосуществимо. Кардинальное изменение эстетического сознания и профессионального уровня педагогов–единственная прочная возможность прорвать порочный круг, когда одно эстетически неразвитое поколение“воспитывает” другие.

    Приложение № 1.
    Экспресс-анализ.

А. Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец левой руки ( Л) или правой (П) ? Запишите результат.

Б. Сделайте в листе бумаги небольшое отверстие и посмотрите сквозь него двумя глазами на какой-либо предмет. Поочерёдно закрывайте то один , то другой глаз. Предмет смещается , если вы закрываете правый глаз или левый ,

В. Станьте в “позу Наполеона” , скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверху ?

Г. Попробуйте изобразить “бурные аплодисменты”. Какая ладонь сверху ?

    Теперь посмотрите , что у вас получилось.

ПППП – обладатель такой характеристики консервативен, предпочитает общепринятые Нормы поведения.

    ПППЛ – темперамент слабый, преобладает нерешительность.

ППЛП –характер сильный , энергичный, артистический. При общении с таким человеком не мешают решительность и чувство юмора.

ППЛЛ –характер близок к предыдущему типу, но более мягок , контактен , медленнее привыкает к новой обстановке. Встречается довольно редко.

ПЛПП- аналитический склад ума, основная черта –мягкость , осторожность. Избегает конфликтов, терпим и расчётлив, в отношениях предпочитает дистанцию.

ПЛПЛ –слабый тип, встречается только среди женщин. Характерны подверженность различным влияниям, беззащитность, но вместе с тем способность идти на конфликт. ПЛЛП – артистизм, некоторое непостоянство, склонность к новым впечатлениям. В общении смел, умеет избегать конфликтов и переключаться на новый тип поведения. Среди женщин встречаеться примерно вдвое чаще , чем среди мужчин. ПЛЛЛ –а этот тип , наоборот , более характерен для мужчин. Отличается независимостью , непостоянством и аналитическим складом ума.

ЛППП –один из наиболее распространённых типов. Он эмоционален, легко контактирует практически со всеми. Однако недостаточно настойчив, подвержен чужому влиянию. ЛППЛ –похож на предыдущий тип, но ещё менее настойчив, мягок и наивен. Требует особо бережного отношения к себе.

ЛПЛП –это самый сильный тип характера. Настойчив , энергичен, трудно поддаётся убеждению. Несколько консервативен из-за того, что нередко пренебрегает чужим мнением.

ЛПЛЛ –характер сильный , но ненавязчивый . Внутренняя агрессивность прикрыта внешней мягкостью. Способен к быстрому взаимодействию, но взаимопонимание при этом отстаёт.

ЛЛПП – характерны дружелюбие , простота , некоторая разбросанность интересов. ЛЛПЛ – простодушие, мягкость , доверчивость –вот его основные черты. Очень редкий тип , у мужчин практически не встречается.

ЛЛЛП –эмоциональность в сочетании с решительностью приводит к непродуманным поступкам. Энергичен.

ЛЛЛЛ –обладает способностью по-новому взглянуть на вещи. Ярко выраженная эмоциональность сочетается с индивидуализмом, упорством и некоторой замкнутостью.

    Приложение № 2.
    Художник или мыслитель.

Ответьте на следующие вопросы. Категорическому отрицанию соответствует 0 баллов, безоговорочному согласию –10. Но если , например , первый же вопрос поставит вас в тупик, поскольку вы не относите себя к мрачным личностям, но в тоже время не торопитесь пополнить ряды счастливых оптимистов , то в вашем распоряжении все остальные баллы– от 1 до 9. Постарайтесь поставить себе справедливую оценку “ за настроение”. 1. У меня преобладает хорошее настроение.

    2. Я помню то, чему учился несколько лет назад.

3. Прослушав раз-другой мелодию, я могу правильно воспроизвести её. 4. Когда я слушаю рассказ, то представляю его в образах.

    5. Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают.
    6. Мне трудно даётся алгебра.
    7. Я легко запоминаю незнакомые лица.
    8. В группе приятелей я первым начинаю разговор.
    9. Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов.
    10. У меня преобладает плохое настроение.

Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам 1, 2, 5, 8, 9 ( левое полушарие) и 3, 4, 6, 7, 10 ( правое полушарие).

Если ваш “левополушарный “ (Л) результат более , чем на 5 баллов превышает “правополушарный” (П) , то значит , вы принадлежите к логическому типу мышления. Вы в общем-то , оптимист и считаете , что большую часть своих проблем решите самостоятельно.

Как правило , вы без особого труда вступаете в контакт с людьми. В работе и житейских делах больше полагаетесь на расчёт, чем на интуицию. Испытываете больше доверия к информации , полученной из печати, чем к собственным впечатлениям.

Вам легче даются виды деятельности, требующие логического мышления. Если профессия, к которой вы стремитесь, требует именно логических способностей, то вам повезло. Вы можете стать хорошим математиком, преподавателем точных наук, конструктором, организатором производства, программистом ЭВМ, пилотом, водителем, чертёжником…

П больше Л. Это означает, что вы человек художественного склада. Представитель этого типа склонен к некоторому пессимизму. Предпочитает полагаться больше на собственные чувства, чем на логический анализ событий, и при этом зачастую не обманывается. Не очень общителен, но зато может продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях ( шум, различные помехи и т. п. ). Его ожидает успех в таких областях деятельности, где требуются способности к образному мышлению, -художник, актёр, архитектор, врач, воспитатель.

Перед человеком , в равной степени сочетающим в себе признаки логического и художественного мышления , открывается широкое поле деятельности. Зоны его успеха там , где требуется умение быть последовательным в работе и одновременно образно, цельно воспринимать события, быстро и тщательно продумывать свои поступки даже в экстремальной ситуации. Управленец и испытатель сложных технических систем, лектор и полководец–все эти профессии требуют гармоничного взаимодействия противоположных типов мышления.

    Литература

Бачинин В. А. Духовная культура личности. М. Политиздат. 1986 . Белинский В. Г. Соб. соч. в 3 томах. т. 2. М. художественная литература. 1948. Бондарев В. П. Выбор профессии: Из опыта работы центра профориентации молодёжи Ленинграда. ,М. Педагогика, 1989.

Бака И. И. Техническое творчество учащихся 9 и 10 классов, К. ,Рад. школа. ,1984. Бондаревский В. , Формирование нравственного сознания старшеклассников. М. ,Просвещение, 1978.

    Борев Ю. , Эстетитка. М. ,Политиздат, 1988.

Воробьёв Г. Г. Школа будущего начинается сегодня. М. ,Просвещение, 1991. Внеклассная работа по труду. М. ,Просвещение, 1981.

Выпускник перед выбором пути: социально-нравственный облик. Под редакцией Бабосова , Минск, Народная Асвета, 1988.

Гусейнов А. Золотое правило нравственности. М. , Молодая гвардия, 1979. Дейл Карнеги. Путь к счастью. Киевская книжная фабрика. 1991. Дёмина Л. М. По законам красоты. М. , Просвещение, 1990.

Единство обучения и воспитания в процессе подготовки у труду молодёжи. Под ред. Варнаковой Е. Д. М. ,1972.

Жариков Е. , Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе. М. ,Просвещение, 1991. Журавлёва А. П. , Болотина Л. А. Начальное техническое моделирование. М. , Просвещение, 1982.

    Залыгин С. П. Поворот. М. ,Мысль , 1987 .

Йовайша Л. А. Проблемы профориентации школьников. М. , Педагогика, 1983. Комарова А. И. Эстетическая культура личности. К. Вища школа, 1988. Кудряшов С. П. ,Левашова Т. Н. Эстетическое воспитание будущих молодых рабочих. М. ,высшая школа, 1972.

Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника. М. ,Просвещение , 1988.

Кочнев В. И. Обучение конструированию на уроках труда. М. ,Просвещение, 1976. Липский В. Н. Эстетическая культура и личность. М. ,Знание, 1987. Нравственное воспитание школьников в труде. М. , Просвещение, Ожегов Ю. П. , Никонорова Е. В. Экологический импульс. М. Просвещение, 1991. Опыт профориентации школ в условиях дифференцированного обучения. Школа и производство № 1, 1991.

    Просуленко А. А. Человек и город. Донецк “Донбасс”, 1990.
    Профориентация молодёжи. М. , Высшая школа, 1978,

Профориентация старших школьников в процессе трудового обучения. М. Просвещение, 1972.

Павлютенкова Е. Профориентация учащихся . К. , Рад. школа, 1983. Прошицкая Е. Н. Выбирайте профессию. М. , Просвещение, 1991.

    Пекелис В. Как найти себя. М. , Детская литература, 1989.

Саламатов Ю. П. Как стать изобретателем. М. , Просвещение , 1990. Самсонкина Л. В. , Миттельман Р. И. Воспитывать в труде. К. ,Рад. школа, 1988. Способности и склонности. Под ред. Голубевой Э. А. М. ,Просвещение, 1991. Столяров Ю. С. Уроки творчества. М. ,Педагогика, 1981.

Столяров Ю. С. Развитие технического творчества школьников: опыт и перспективы. М. ,Просвещение, 1983.

Техническое моделирование на занятиях в учебных мастерских. М. , Просвещение, 1968.

Уледов А. К. Духовная жизнь общества. М. Просвещение , 1986. Ушинский К. Д. О нравственном элементе в воспитании. М.

    Просвещение , 1978.

Федоришин Б. А. Профконсультационная работа со старшеклассниками. М. , Просвещение, 1987.

Шевченко Г. П. Эстетическое воспитание в школе. К. Рад. школа . 1985. Школа и производство. М. Педагогика . ,№ 1-12 1991 год, 1-3, 92. Экология – забота общая , М. Профиздат. ,1990.

    Эстетика. п/ред. Левчук Л. П. К. Вища школа, 1991.
    Эстетика . Словарь. М. Политиздат, 1989.
    Содержание
    I. Введение.
    Профориентация учащихся на современном этапе. - 1
    II. Духовная культура личности.
    Понятие о духовной культуре личности и проблемы её
    формирования на современном этапе. - 3
    III. Выбор профессии как показатель духовной культуры
    личности. - 5
    IV. Элементы духовной культуры, которые возможно
    формировать в процессе профессиональной ориентации. - 7
    4. 1. Экологическая культура. - 8
    4. 2. Нравственная культура. - 10
    4. 3. Эстетическая культура. - 13
    VI. Заключение. - 16
    Приложение № 1. - 17
    Приложение № 2. - 18
    Литература - 20
    Министерство народного образования УССР

Луганский государственный педагогический институт им. Т. Г. Шевченко

    Кафедра психологии
    Профориентация школьников и формирование
    Элементов духовной культуры.

Страницы: 1, 2, 3