бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Профориентация школьников и формирование элементов духовной культуры - (курсовая) бесплатно рефераты

Профориентация школьников и формирование элементов духовной культуры - (курсовая)

Дата добавления: март 2006г.

    I Введение .
    Профориентация учащихся на современном этапе.

На современном этапе определены основные требования к общеобразовательной школе. Это развитие индивидуальных способностей учащихся,

Расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и склонностями , развитие сети специализированных школ и классов с углубленным изучением различных предметов, обеспечение соответствия уровня среднего образования требованиям научно-технического прогресса.

Реализация современных требований, предъявляемых к общеобразовательной школе , значительно активизировала разработку научных и практических проблем профориентации. Можно выделить ряд направлений , способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся : система профориентации , вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий , умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности ( руководитель Б. А. Федоришин, Киев); диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии (В. Д. Шадриков, Москва); (Воронин Н. П. , Ярославль; Забродин Ю. ,Москва); теоретические и методические основы проф. консультации молодежи, банк профессиокарт (Е. А. Климов, Москва); системный подход к профориентации школьников (В. Ф. Сахаров, Киров; Н. К. Степаненков, Минск); общественно-значимые мотивы выбора профессии (Е. М. Павлютенков, Комсомольск-на-Амуре); особенности профориентации студентов в условиях высшей школы (Н. Ш. Шадиев, Ташкент; П. А. Шавир, Тюмень ; Н. Н. Чистяков, Кемерово); формирование элементов духовной культуры в процессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии (Г. П. Шевченко, Луганск). Однако , несмотря на некоторые положительные результаты , профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей–формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику . Существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как правило , рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный , дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные , декларативные методы, без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности , в том числе и в избираемой. Многие города и районы не обеспечены текущей информацией о потребностях в кадрах ; слабо осуществляется подготовка квалифицированных специалистов - профориентаторов. О низкой результативности профориентационной работы со школьниками свидетельствуют и противоречия , связанные с профессиональным самоопределением учащихся : между их склонностями , способностями и требованиями избираемой профессии; осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее квалифицированной работы ; их притязаниями и реальными возможностями заполнения вакантных мест ; склонностью и представлениям о престиже профессии ; желанием заранее попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе и ближайшем её окружении; несоответствием здоровья , характера, превычек требованиям , предъявляемым профессией и др. Данные противоречия можно отнести к группе внутренних , личностно-психологических.

Но не менее значимы и противоречия социально –экономические : между возросшими требованиями к современному специалисту и действующими формами и методами , сложившимися на основе представлений об экстенсивных путях развития народного хозяйства, его кадрового обеспечения; профессиональными планами молодежи с высоким уровнем образования и экономической необходимостью народного хозяйства заполнить вакантные рабочие места с тяжелым физическим трудом; потребностью общеобразовательной школы и других социальных институтов в специалистах–профориентаторах и отсутствием стабильной комплексной подготовки их в вузах страны ; необходимостью координации и интеграции профориентированных воздействий и решением её узковедомственными путями и средствами. Анализ накопленного опыта в области теории и практики профориентации , выявленных противоречий, путей их развития и решения позволяет следующим образом сформулировать определение профориентации : это многоаспектная , целостная система научно–практической деятельности общественных институтов , ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально– экономических , психолого – педагогических и медико –физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения , соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации.

Система профориентации является подсистемой общей системы трудовой подготовки школьников , непрерывного образования и воспитания , цель которых–всестороннее развитие личности , гармоническое раскрытие всех творческих сил и способностей, формирование духовной культуры подрастающего поколения. Она реализуется решением комплекса вышеназванных задач , обеспечивающих профессиональное самоопределение учащихся.

Профориентация , являясь целостной системой , состоит из взаимосвязанных подсистем (компонентов), объединенных общностью целей , задач и единством функций. Организационно–функциональная подсистема - деятельность различных социальных институтов , ответственных за подготовку школьников к сознательному выбору профессии, выполняющих свои задачи и функциональные обязанности на основе принципа координации.

Логико-содержательная подсистема –профессиональное просвещение учащихся, развитие их интересов и склонностей, максимально приближенных к профессиональным ; профессиональная консультация , профессиональный подбор , социально– профессиональная адаптация. Личностная подсистема –личность школьника рассматривается в качестве субъекта развития профессионального самоопределения. Последнее характеризуется активной позицией, т. е. стремлением к творческой деятельности , самовыражением и самоутверждением в профессиональной деятельности ; направленностью , т. е. устойчивой доминирующей системой мотивов , убеждений , интересов , отношением к усваиваемым знаниям и умениям , социальным нормам и ценностям; уровнем нравственной и эстетической культуры ; развитием самосознания ; представлением о себе , своих способностях , особенностях характера.

Процесс профессионального самоопределения обусловлен расширением и углублением творческой , общественно–значимой (трудовой , познавательной , игровой , коммуникативной ) деятельности учащихся, формированием нравственной . эстетической и экологической культуры. Управленческая подсистема предполагает сбор и обработку информации о процессах, явлениях или состоянии системы профориентации , выработку программы действий , регулирование процесса реализации и разработку рекомендаций по её совершенствованию. Программа управления профориентацией школ является составной частью управления социально-экономическим развитием района , города, региона. Все подсистемы профориентации взаимосвязаны между собой и в этой взаимосвязи приобретают новые , интегративные качества . Система профориентации выполняет диагностическую , обучающую , формирующую и развивающую функции. Профориентация является непрерывным процессом и осуществляется целенаправленно на всех возрастных этапах.

Понимая важность и сложность формирования духовного мира и духовной культуры труженика любой отрасли народного хозяйства , мы выбрали для курсовой работы малоисследованную сторону профессиональной ориентации и сформулировали тему следующим образом : “Формирование элементов духовной культуры в процессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии”.

Предметом исследования является духовная культура учащихся. Задачи , которые мы поставили перед собой и решали в процессе выполнения курсовой работы:

1. Ознакомиться с педагогической, психологической и методической литературой по формированию духовной культуры личности и профориентации.

2. Выделить те элементы духовной культуры, на формирование которых можно воздействовать в процессе профориентации.

3. Определить содержание , пути и средства профориентационной работы , оказывающие влияние на формирование духовной культуры личности. 4. Изучить возможности школьной библиотеки в формировании духовной культуры личности в процессе профориентации.

Выдающиеся представители педагогики А. В. Луначарский , А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский обращали внимание на то, что в трудовом воспитании и профориентации молодежи должна присутствовать духовность, т. е. само представление о труде следует поднимать до уровня“духовной потребности”, связанной с вдохновением , творчеством , моральной чистотой , осознанностью социальной ценности его. На этой основе формируются черты как нравственного взросления , так и волевой целеустремленности.

II. Духовная культура личности. Понятие о духовной культуре личности и проблемы её формирования на современном этапе.

Анализ проблем духовной жизни общества , вопросов , связанных с его культурой , во многом зависят от особенностей подхода к определению последней. Ныне существует более 360 определений этого понятия. Данное многообразие обусловлено прежде всего объективной многозначностью культуры. “Чем богаче подлежащий определению предмет , - писал Гегель , - т. е. чем больше различных сторон он представляет рассмотрению, тем более различными оказываются даваемые ему дефиниции”.

Каждая из наук , изучающих вопросы культуры , исходя из своего предмета исследования выявляет те её стороны и отношения , которые попадают в спектр рассмотрения данной науки. Возрастание роли культуры в жизни общества , успехи , достигнутые в научно–теоретической мысли , во многом обусловили усиления внимания обществоведов к теоретико-методологическим вопросам духовной культуры.

История разработки философских теоретических проблем культуры восходит к XVIII–XIX вв. Шеллинг, Гегель, Шопенгауэр , Гердер, многие другие философы рассматривали культуру в русле классического идеализма , где за основу , как писал К. Маркс , принимался“только один вид труда , именно абстрактно-духовный труд”. В противовес природе культура обозначала духовное начало , духовные способности и возможности человека , вся культурно-творческая практика которого осознавалась в домарксистской культурологии“как чисто духовная практика , целиком обусловленная деятельностью сознания и резюмирующая себя в идейных продуктах этого сознания”. С возникновением материалистической диалектики , признающей основополагающую роль материального производства в жизни общества , закономерно утверждается концепция двуединого строения культуры- материальной и духовной. Формирование духовного мира всесторонне, гармонично развитой личности предполагает использование комплексного и системного подходов в процессе её воспитания. Комплексное и планомерное воздействие на все факторы формирования духовной культуры– от социально – экономических отношений до окружающей воспитуемого морально – психологической атмосферы – необходимо в процессе профессиональной ориентации школьников. Формирование культуры личности , включающее в себя действие как объективных так и субъективных факторов , взаимодействующих между собой , происходит не только в результате сознательного и целенаправленного на неё воздействия . но и стихийно , под влиянием объективных условий жизни людей.

Мир материальных предметов , отражаясь в сознании ребёнка , рождает определённое к ним отношение, создаёт потребность в них , критерии их оценки. Это обуславливает объективное включение его в социальную жизнь помимо своих желаний и устремлений. Казалось бы , данная особенность человеческого существования не даёт оснований говорить о возможности формирования духовного мира по заданной модели. Однако люди в процессе создания материальных благ опредмечивают в них свои цели и волю , вступают в отношения с другими людьми , т. е. действуют в соответствии с установившимися нормами социальной коммуникации. Учёт этого является одним из важных условий разработки концепции формирования личности , её духовного мира.

Объективные условия формирования культуры подрастающего поколения не всегда достаточно точно и полно отражают особенности его возрастного , профессионального и индивидуально–типологического характера. Только органическая связь воздействий объективных условий и субъективного фактора может обеспечить целенаправленное формирование духовного мира личности согласно заданной модели.

Этим объясняется значение комплексного , системного характера формирования духовной культуры учащихся. Данный процесс должен строго отвечать требованиям социальной жизни , представляющей собой целостную систему.

В своей работе “Духовная жизнь общества”А. К. Уледов даёт определение духовной жизни общества , как реальный процесс существования людей, способ общественной деятельности и в то же самое время самостоятельную сферу , связанную с производством и распространением сознания , удовлетворения их духовных потребностей. Духовная же культура рассматривается как образование, выражающее то общее , что присуще духовной жизни как системе. Выступая качественным показателем духовной жизни общества , духовная культура по своей структуре идентична структуре духовной сферы общественной жизни, которая в качестве системы представляет собой единство таких компонентов , как духовная деятельность , духовные потребности, духовное потребление , социальные институты , духовные отношения и общение.

По содержанию духовное восприятие в процессе профориентации учащихся есть единство прежде всего морально-нравственного , экологического и трудового воспитания.

Одно из преимуществ системного подхода заключается в том, что он даёт возможность исследовать в единстве и взаимосвязи все компоненты духовной культуры, проанализировать процессы, обуславливающие формирование духовного мира школьников в условиях страны, перестройки всех сфер общественной жизни , раскрыть закономерности становления гармонически развитой , общественно активной личности.

“ Духовное выживание возможно ”- так считали участники дискуссии , которая состоялась 15 ноября 1991 года в Академии педагогических наук СССР на расширенном заседании Бюро отделения философии, политологии , культуры. В ней приняли участие : Б. Неменский– член-корреспондент АПН, народный художник ; Е. Квятковский – действительный член АПН ; В. Лакшин – главный редактор журнала “Иностранная литература”; Н. Кушаев – кандидат педагогических наук ; Л. Буева –академик , секретарь отделения философии, политологии, культуры АПН и многие другие. Обсуждалась концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе ( руководитель работы Б. Неменский ) и современная концепция эстетического воспитания учащихся общеобразовательных школ (под редакцией Е. Квятковского).

Б. Неменский , в частности , утверждает , что различные виды искусства способны вводить ребёнка в мир природы , в мир характеров окружающих его людей, в историю, в мир красоты и нравственности. И делают это лучше и легче , чем научные дисциплины. Художественные дисциплины по самой сути своей могут и должны быть направлены на формирование внутреннего мира растущего человека . “Какое место по времени должно занимать в школе изучение искусства ? Сейчас , например, его снизили с 7-го до 6-го класса. Кстати снижение шло на протяжении всех лет Советской власти…Можно ли без искусства в старших классах ? Где это доказано , что старшеклассник может развиваться без музыки и ИЗО ? Без искусства– от первого до выпускного класса –школа существовать не может, развивая гармонично своего ученика. Итак искусство является важнейшим средством приобщения человека ко всем явлениям бытия и к самому себе. Этим и определяются особые возможности художественного цикла на пути гуманизации школы. Она должна занять равное положение в структуре образования , стать точкой роста новой , очеловеченной системы образования”.

III. Выбор профессии как показатель духовной культуры личности.

Цели профориентации продиктованы обществом , его задачами , потребностями. Ведущей целью в деятельности учителя является подготовка школьников к сознательному выбору профессии. На основе общей стратегической цели и главных задач профориентации учитель ставит перед собой задачу и более близкие , конкретные цели: вооружение учащихся определёнными знаниями , формирование умений и навыков , раскрытие творческих возможностей и потребностей , воспитание эстетического сознания , нравственности и т. д. В результате это определит уровень развития личностных качеств школьников. В зависимости от степени воспитанности учеников их цели могут быть направлены на решение близких и более отдалённых , как социально значимых , так и личных целей. Деятельность, ограниченная постановкой и реализацией эгоистических целей , приобретает потребительский характер , а не созидательный , тем самым ограничивая развитие полноценной личности.

Своеобразными оказываются результаты деятельности педагогов и воспитанников в процессе профориентации. Продукт деятельности педагога воплощается в психическом облике школьников–в их знаниях , умениях , навыках, чертах личности , мировоззрении , духовных потребностях . Создание ценностей предметного и идеального характера , осознание собственного роста

( интеллектуального , нравственного, эстетического , творческого и т. д. ), стремление к более сложной и совершенной деятельности– результат деятельности ребенка. Продукт деятельности школьников –конкретный выбор профессии , в котором реализуются их знания , умения , познавательные возможности. Они должны осознавать вместе с учителем , что выполняемая трудовая подготовка в школе должна быть не имитационной вне личностного участия и заинтересованности , не формальной , а именно общественно- полезной , воспитывающей нравственно , физически и духовно здорового человека . Об этом говорилось ещё в учениях выдающихся педагогов– мыслителей прошлых столетий. Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию , чтобы требования , которые она предъявляет к работающему , совпадали с его личностными качествами и возможностями. Неоценимую помощь человеку ответить на важнейшие вопросы : кто я ? чего я хочу ? что я могу ? , окажет психодиагностика– одно из самых молодых направлений в психологии. Вот главные принципы этой области знаний.

Страницы: 1, 2, 3