бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Профессиональное самосознание личности - (диплом) бесплатно рефераты

p>Тенденция к присоединению так же выше у третьекурсников, что говорит об их умении проявлять тепло, дружелюбие, поддержку в трудную минуту. Сензиативность к отвержению, то есть способность к возникновению адекватного чувства вины, восприимчивость к критике в свой адрес у третьекурсников так же выше.

Скорее всего это связано с тем, что они осознают всю ответственность за свою работу, правильно воспринимают замечания в свой адрес по поводу каких-либо ошибок, неточностей в работе.

Применяя метод Стьюдента, получаем по первому показателю tэмп=4, 6; по второму показателю tэмп=8; по третьему показателю tэмп=5, 5.

Полученные данные по всем трем компонентам эмпатии выше критического значения, которое соответствует уровню достоверности 0, 05 для 58 степеней свободы, это позволяет сделать вывод. Что различия между средними I и III курсов есть и они значимы.

Результаты исследования каналов эмпатии, общего уровня эмпатических способностей.

    Каналы импатии:
    Рациональный
    Эмоциональный
    Интуитивный
    Установки, способствующие эмпатии
    Проникающая способность в эмпатии
    Идентификация в эмпатии
    III курс
    интуитивный
    эмоциональный
    установки, способствующие эмпатии
    рациональный
    проникающая способность в эмпатии
    идентификация в эмпатии
    Таблица 5. Количественные показатели каналов эмпатии:
    I курс
    Суммарная оценка
    III курс
    Суммарная оценка
    Каналы
    Каналы
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    среднее
    3, 1
    3, 2
    2, 8
    3, 0
    3, 0
    2, 9
    18, 0
    4, 5
    4, 7
    5, 2
    4, 6
    4, 4
    4, 3
    27, 7
    - I курс
    - III курс

Расположим по иерархии каналы эмпатии для каждого из курсов. I курс:

    Эмоциональный
    Рациональный
    Установки, способствующие эмпатии
    Проникающая способность в эмпатии
    Идентификация в эмпатии
    Интуитивный.
    III курс
    Интуитивный
    Эмоциональный
    Установки, способствующие эмпатии
    Рациональный
    Проникающая способность в эмпатии
    идентификация в эмпатии.

На первое место первокурсники, по средне групповому показателю, ставят эмоциональный канал, хотя он немного развит больше, чем остальные. У первокурсников на 1 место выходит способность входить в эмоциональный резонанс с окружающими–сопереживать, сочувствовать. Эмоциональная отзывчивость в данном случае становится средством“вхождения”в энергетическое поле партнера, она выполняет роль связующего звена, проводника от студента к больному. У третьекурсников эмоциональный канал выходит на 2-ое место, хотя более развит, чем у первокурсников. Повышение эмоциональной восприимчивости идет рука об руку с ростом способности к сопереживанию, которая, как видим выше у третьекурсников.

У студентов III курса важнейшая роль отводится интуитивному каналу, они больше опираются на опыт, хранящейся в подсознании, способны видеть поведение партнера и действовать в условиях дефицита исходной информации о нем. У студентов I курса данный канал занимает последнюю позицию.

Рациональный канал эмпатии занимают 3-е место у студентов и I и III курсов. Эти установки облегчают действие всех эмпатических каналов, и они наиболее развиты у третьекурсников.

Проникающая способность в эмпатии, которая расценивается, как важное коммуникативное свойство человека наиболее развита у третьекурсников. Студенты III курса более способны создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности, по сравнению с первокурсниками.

Идентификация в эмпатии преобладает у студентов III курса, хотя и занимает 6-ю позицию. У третьекурсников более выражено умение понять другого, поставить себя на место партнера. Идентификация утоньшает сферу чувствования человека, делая его богаче и одновременно ранимее. [27].

Таким образом, по результатам исследования заметно явное превосходство третьекурсников по всем каналам эмпатии.

Рассмотри таблицу суммарной оценки каналов эмпатии, которая выражает показатель общей эмпатии:

    Баллы
    Степень выраженности показателя
    Суммарный показатель в % соотношении
    I курс
    III курс
    30 и более
    Очень высокий
    20%
    29-22
    Средний
    23, 3%
    80%
    21-15
    Заниженный
    53, 3%
    Менее 14
    Очень низкий
    23, 3%

По данным таблицы можно сказать, что у третьекурсников наблюдаются очень высокие и средние показатели общего уровня эмпатии, можно сказать, что по мере обучения и освоения профессии эмпатия у студентов повышается. Применяя метод Стьюдента, получаем по первому показателю t эмп. = 4, 7; по второму показателю t эмп. = 5; по третьему показателю t эмп. =8; по четвертому показателю t эмп. =5, 3; по пятому показателю t эмп. = 7; по шестому показателю t эмп. = 4, 7; по показателю общей эмпатии t эмп. = 12, 1.

Полученные данные по всем шести каналам эмпатии и общему уровню эмпатии выше критического значения t кр. = 1, 67, что позволяет сделать вывод, что различия между средними показателями I и III курсов есть и они значимы. Результаты исследования коммуникативной установки (негативной). Компоненты установки:

Завуалированная жестокость в отношениях к людям в суждениях о них. Открытая жестокость в отношениях к людям

    Обоснованный негативизм в суждениях о людях.
    Брюзжание.
    Негативный личный опыт общения с окружающими.

Таблица 6. Количественные показатели компонентов коммуникативной установки.

    Компоненты установки
    I курс
    III курс
    1
    2
    3
    4
    5
    1
    2
    3
    4
    5
    Среднее
    13, 3
    23, 5
    3, 9
    6, 1
    13, 4
    10, 3
    18, 3
    2, 9
    4, 5
    11, 1
    Построим диаграмму:
    - I курс
    - III курс

Анализируя результаты исследования можно сказать, что все компоненты коммуникативной установки на I курсе выше, чем на III курсе. Это свидетельствует о том, что у студентов первокурсников более выражена негативная коммуникативная установка.

У третьекурсников менее выражены эти компоненты из-за большей эмпатии. Студенты III курса более способны к чувствованию в состояния других лиц, способны переживать эмоционально эти состояния как свои, так как они на практике увидели и прочувствовали страдания и человеческую боль. У них складываются несколько иные отношения с окружающими, ведь они знают, что общение может оказывать максимальную помощь и поддержку пациентам. [13].

Приведем для сравнения данные обследуемых групп Д. Я. Райгородского. Коммуникативная установка – 5 к максимуму баллов компонента. N – число опрошенных.

    Max. баллов
    Компоненты установки
    Медсестры n – 107
    Врачи N – 58
    Воспитатели N – 37
    I курс № 30
    III курс № 30
    20
    Завуалированная жестокость
    52, 9
    35, 0
    38, 9
    66, 5
    51, 5
    45
    Открытая жестокость
    33, 6
    19, 0
    23, 1
    55, 3
    40, 4
    5
    Обоснованный негативизм
    59, 0
    44, 4
    56, 2
    78, 0
    58, 0
    10
    Брюзжание
    32, 2
    15, 6
    20, 5
    61, 0
    45, 0
    20
    Негативный опыт общения
    34, 8
    24, 0
    19, 5
    67, 0
    55, 5

По данным таблицы менее всего выражена негативная коммуникативная установка у врачей, воспитателей, медсестер. У студентов III курса менее выражена негативная коммуникативная установка, по сравнению с первокурсниками, так как у них более длительный опыт общения и деятельности с пациентами на практике, и они понимают, что сопереживание, уважение, участие и искренность выступают в качестве основных факторов, облегчающих взаимное общение.

Применяя метод Стьюдента, получаем по первому показателю t эмп. = 3, 3; по второму показателю t эмп. = 3, 5; по третьему показателю t эмп. = 5; по четвертому показателю t эмп. = 2, 3.

Полученные данные по всем пяти компонентам установки выше критического значения t кр. = 1, 67, что позволяет сделать вывод, что различия между средними показателями I и III курсов есть и они значимы.

    Результаты сочинения “Я в профессии через 10 лет”

Таблица 7. Показатели выборов профессии в % соотношении от группы.

    Профессии
    I курс
    III курс
    Средн. Мед. Работник 46, 6%
    Психолог 26, 6%
    Врач 13, 3%
    Врач-онколог 23, 3%
    Фельдшер ОСМП 13, 3%
    Фельдшер ОСМП 20%
    Фельдшер ФАП 10%
    Фельдшер ФАП 10%
    Не знаю 16, 6%
    Фельдшер СЭС 10%
    Лаборант 6, 6%
    Не знаю 3, 3%

По результатам сочинения можно сказать, что студенты III курса более конкретно представляют себе бедующую сферу деятельности. Они отсортировали и оценили различные виды деятельности с учетом своих интересов, установок, способностей, ценностей. Это свидетельствует о развитии у них профессионального самосознания.

    По результатам исследования можно сделать выводы:

Главное психологическое приобретение в юношеском возрасте –это открытие своего внутреннего мира, возникающее в процессе социального взаимодействия. Как неизбежный всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время, подтвержденное внутренним изменениям и колебаниям психического приобретения. Исследование самооценки показало высокий уровень ее развития у студентов третьекурсников. Они высоко оценивают себя, более уверены в себе, в своих способностях, по сравнению с первокурсниками.

У третьекурсников более высокий уровень развития самоотношения, они относятся к себе, как целостной личности, отличной от других людей.

Главной социально-психологической установкой у третьекурсников является ориентация на результат, они уже многое могут выполнять самостоятельно, поэтому им важен итог их работы. Первокурсники более всего ориентированы на процесс, так как им важен процесс овладения трудовыми навыками, которые позволяют включиться в производственную деятельность в будущем.

Эмпатические способности в процессе обучения повышаются к третьему курсу. Развивается способность к сопереживанию, впечатлению, способность чувствовать состояние другого человека, точно воспринимать смысловые оттенки его внутреннего мира. Важнейшая роль отводится интуитивному каналу– прошлому опыту, хранящемуся в подсознании. Все компоненты негативной коммуникативной установки у студентов третьего курса значительно ниже, по сравнению с первокурсниками.

У третьекурсников более длительный опыт общения и деятельности с пациентами на практике, они понимают, что сопереживание, уважение, участие и искренность выступают в качестве основных факторов, облегчающих взаимное общение, они знают, что общение может оказывать максимальную помощь и поддержку пациентам. Третьекурсники конкретно представляют себе будущую сферу деятельности с учетом своих интересов, способностей, ценностей.

    Заключение.

Проблема профессионального самосознания личности относится к числу активно разрабатываемых в теоретическом и практическом направлениях. Внимание к этой проблеме объясняется следующими обстоятельствами.

Во-первых, глубокое исследование профессионального самосознания личности отвечает насущным потребностям народного хозяйства. Это связано с тем, что незавершенность профессионального самосознания, растянутость этого процесса во времени–во многих случаях причина недостаточной удовлетворенности части людей своей профессией.

Во-вторых, это ключевая проблема психологии профессионального становления личности, в которой профессиональное самосознание рассматривается, с одной стороны, как“ядро”, наиболее значимый компонент профессионального развития человека, с другой – как критерий одного из этапов этого процесса. Необходимо изучать проблему развития профессионального самосознания личности, ибо она затрагивает общую проблему жизненного становления личности.

    Литература.

Абрамова Г. С. , Юдчиц Ю. А. Психология в медицине. – М. : ЛПА “Кафедра – М”, 1998г. Бернс Р. Развитие Я концепции и воспитание. М. , Прогресс, 1986г. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. , 1968г. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. А. В. Петровского – М. : Просвещение, 1973г. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994г. , №3, с. 43-52

Греков И. Г. Отношение медсестер к своей профессиональной деятельности // Мед. сестра. 2000г. , №1, с. 40-41

Гуревич К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников. М. , Знание, 1989г.

Ермолаева М. В. Психология развития. – М. : МПСИ; Варонеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2000г. Захарова А. В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. 1989г. , №1, с. 5-14

    Климов Е. А. Путь в профессию. Л. , 1974г.
    Климов Е. А. Психология профессионала. М. , 1984г.
    Климов Е. А. Как выбрать профессию. М. , 1984г.
    Коммуникация // Мед. помощь 1998г. , №4, с. 41-43.

Кон И. С. Психология ранней юности. М. , Просвещение, 1989г. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание – М. : Политиздат. – 1984г. Кон И. С. Открытие Я. М. , 1978г.

Кудрявцев Т. В. , Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности// Вопросы психологии. 1983г. , №2, с. 51-59. Краткий психологический словарь / Под ред. Петровского А. В. , Ярошевского М. Г. М. : Политиздат, 1985г.

Липкина А. И. Самооценка школьника. М. : Просвещение, 1976г. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М. : Педагогика, 1986г. Лисицын Ю. П. , Изуткин А. М. , Матююшин И. Ф. Медицина и гуманизм. М. , 1984г. Маркова А. К. Психология профессионализма. – М. , 1996г.

Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. – М. : Флинта: МПСИ, 1998г. Митина Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997г. , №4, с. 28-38 Митина Л. М. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии. 1990, №3, с. 58-64.

Мудрик А. В. Современный старшеклассник // Хрестоматия по возрастной психологии. – М. : ИПП, 1996. -с. 266-275

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6