бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Проблемы коррекции психики детей, переживших развод родителей бесплатно рефераты

Что же касается долгосрочных психолого-педагогических последствий разводов для детей, то последние исследования свидетельствуют, что ограничение (отсутствие) контактов с отцом затрудняет получение ребенком значительной части социального опыта не только из-за отсутствия прямого влия-ния на него еще одного воспитателя (с отличными от матери психологическими особенностями), но и по причине невозмож-ности приобщения к практике родительского, супружеского взаимодействия. Авторы отмечают, что дети, выросшие в не-полных семьях, лишенные возможности наблюдать, близкие и гармоничные отношения между двумя близкими людьми, ча-сто повторяют ошибки своих родителей; в результате развод становится как бы наследственным.

В осиротевших, разведенных, а также в семьях одиноких матерей возникают неодинаковые пробле-мы, независимо от того, что основа по существу общая -- воспитанием ребенка занимается только один человек. Без учета данной специфики невозможна точная диагностика проблем, а также грамотная и эффективная организация социальной работы с детьми.

К сожалению, сегодня в науке отсутствует типология се-мей разведенных, в силу чего говорить об адресности оказы-ваемой им на практике помощи довольно сложно1.

При всей важности проблем, связанных с состоянием де-тей, преимущественное внимание к ним специалистов, без учета морального

состояния родителей, чревато серьезными последствиями и может усугубить тяжелые эмоциональные и другие нарушения. К сожалению, в отечественной науке про-блемы детей и родителей в ситуации развода рассматрива-ются, как правило, отдельно.

Признавая определенные позитивные моменты развода для супругов, ученые немало трудов посвящают изучению его негативных последствий. В работах социологов, психологов, педагогов подтверждается, что жизнь взрослого человека в ситуации развода осложнена появлением нервно-психических расстройств и ухудшением состояния здоровья в целом, резкой реорганизацией повседнев-ной жизни и социальных связей, необходимостью одновременно адаптироваться к распаду брака и формировать новый стиль жизни, ухудшением материально-бы-тового положения, снижением соци-альной, общественной, производственной активности, появлением психологичес-ких проблем. В подобных услови-ях отмечается повышенная невротизация родителей, в част-ности, матерей, что является одним из факторов последую-щей невротизации их детей. Последнее особенно важно при разработке планов профилактической и реабилитационной со-циальной работы с ними1.

Таким образом, многие аспекты проблемы влияния роди-тельского развода на детей в современной науке хорошо изу-чены. Однако в социологии отсутствуют пока ответы на такие вопросы: когда начинается и заканчивается воздействие раз-вода на детей; почему многие люди безразличны к семье, к себе, к детям и не воспринимают себя всерьез в качестве суп-руга и родителя; почему развод формирует чувство вины у ребенка; почему самосохраняющие силы семьи, защищающие ее «баланс», ее гомеостатический механизм, малоэффектив-но противостоят распаду брака. Конечно, не все то, что обо-собляется от семьи, обречено на гибель, но современная на-ука до конца так и не знает, какие потери и приобретения имеют дети в результате развода. При рассмотрении послед-ствий развода, как правило, не дифференцировано

_______________

1.Савинов Л.И., Кузнецова Е.В. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей.- М.,2005

воздей-ствие на юных членов семьи предразводной и постразводной ситуации. Отсутствуют типологии разведенных семей, хотя и признается, что в каждом семейном типе создаются различ-ные условия и предпосылки для воспитания, а одни и те же, казалось бы, трудности пo-разному осложняют их жизнь. В трудах исследователей все дети, находящиеся на попечении семьи с одним родителем, рассматриваются как единая груп-па, в связи с этим нет четкого представления об особенностях проблем детей именно разведенных. Мало изучены проблемы взаимоотношений детей от разных браков, а также особенно-сти их воспитания, отношений со взрослыми в ситуации полиродительства. Все это позволяет сделать вывод о том, что особенности социализации детей в разведенных семьях требу-ют дальнейшего исследования.

2.2.Пути совершенствования социальной работы с детьми в семьях разведенных родителей

Сложная ситуация в сфере социальной работы с детьми в разведенных семьях-- свидетельство неэффективности тра-диционных ее форм и методов, применяемых в России в целом и в Республике Мордовия, в частности. Требуется разработка инновационных подходов и технологий к ее организации.

Понятие «социальная инновация» трактуют как «сознатель-но организуемое нововведение или новое явление в практике социальной работы, формирующееся на определенном этапе раз-вития общества в соответствии с изменяющимися социальными условиями и имеющее целью эффективные позитивные преоб-разования в социальной сфере». Следовательно, ин-новационные социальные технологии -- это «методы и приемы инновационной деятельности, направленные на создание и ма-териализацию нововведений в обществе, реализацию новшеств, которые приводят к качественным изменениям в разных сфе-рах социальной жизни, к рациональному использованию мате-риальных и других ресурсов в обществе».

Добиться максимума от профилактических и компенсаци-онных мер можно, устранив все факторы негативного влияния развода на ребенка как внутри семьи, так и со стороны окру-жения. Поэтому объектами социальной работы должны быть семьи в предразводной ситуации; семьи на этапе бракоразвод-ного процесса, семьи, которые при помощи специалистов соци-альных служб сохранены; семьи в постразводный период; со-циальное окружение семьи и детей, столкнувшихся с пробле-мой развода.

Прежде всего, актуально создание государственно-обществен-ной системы профилактики разводов. Но, организуя профилак-тическую работу, следует разделять, о каком разводе идет речь в каждом конкретном случае: об опрометчивом, вызванном не-умением или нежеланием найти иной выход из кризиса, или об оправданном, социально одобряемом, являющемся оптимальным способом решения разногласий супругов. Более того, вновь под-черкнем, что развод в ряде ситуаций имеет много плюсов и может быть расценен как благо. Необходим акцент на профилак-тике именно неоправданных супружеских разрывов.

В первую очередь требуется перенос акцента в работе всех социальных институтов с борьбы с последствиями разводов на искоренение причин. Выдвигая в качестве цели стабилизацию семьи, нами имеется в виду необходимость создания условий, способствующих действительному, а не формальному укрепле-нию брака. Прежде всего необходимо исключить использование различных санкций или запретительных мер. Во-первых, это противоречит демократическим основам общества. Во-вторых, в современных условиях они не только не будут способствовать исправлению ситуации, но могут породить скрытые проблемы, последствия которых трудно предугадать. В-третьих, они не отвечают потребностям общества, заинтересованного в сохра-нении семей, благодаря внутренним, а не внешним силам. Оче-видно, часть браков, главным образом нежизнеспособных, будет расторгаться и в будущем. Вопрос состоит в сохранении жизне-способных, тем более, что исследование показало, что отноше-ние многих супругов к семейному кризису в постразводный пе-риод изменяется.

Система профилактики неоправданных разводов должна включать в себя: а) меры, предупреждающие негативные тен-денции в сфере устойчивости семьи; б) меры, нейтрализую-щие влияние «факторов риска» на стабильность семейных отношений; в) меры, устраняющие подобные отрицательные воздействия; г) контроль за проведенной превентивной рабо-той и ее результатами1.

_______________

1.Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений \ под ред.Н.Н. Посысоева.- М., 2004

Качественной социальная работа с детьми разведенных не может быть без квалифицированных специалистов. Нужны федеральные программы подготовки, переподготовки, повы-шения квалификации специалистов в области социальной работы с ними, с чем согласны 51,7% экспертов и 69,2% рес-пондентов.

Для развития социальной работы с детьми из разведенных семей по месту жительства необходимо создание более или менее благоприятных условий, а именно привлечение и гра-мотное использование необходимых финансовых, организаци-онных, управленческих, методических, технологических, кад-ровых ресурсов. Для этого прежде всего требуется увеличение объема средств, выделяемых на социальные нужды из мест-ного бюджета, их распределение и перераспределение между ведомствами, государственными и общественными организа-циями, контроль за их использованием на уровне отдельной семьи; совершенствование процесса управления социальной работой на местном уровне, контроль за ее осуществлением на уровне отдельной семьи; усиление кадрового потенциала со-циальных служб путем организации курсов повышения ква-лификации, обучающих семинаров для их работников и т. д.

Во-первых, на протяжении веков и в теории, и в самой жиз-ни совершается разрушение учреждений и обычаев взаимной помощи, тем не менее наше общество продолжает жить при помощи этих учреждений и обычаев. Во-вторых, говоря об осо-бенностях менталитета россиян, следует отметить «стихийный коллективизм» -- тяготение к вхождению в определенную груп-пу или обширную структуру, боязнь действовать в одиночку на свой страх и риск. В какой-то степени это порождение общин-ных традиций, но в еще большей степени -- наследие традици-онного для России отсутствия правовых гарантий. Человек в этих условиях всегда стремится получить устойчивую поддержку ка-кой-то сильной группы или структуры. В-третьих, самопомощь может быть первым шагом: человек сталкивается с какими-то проблемами и пытается их решить. Но человек -- существо со-циальное, он по природе своей стремится к взаимодействию, к взаимопомощи. В-четвертых, перспективность и значимость групп само- и взаимопомощи обусловлены тем, что только сами разве-денные супруги и их дети могут наиболее точно сформулиро-вать свои потребности, выяснить, что именно и как следует делать, чтобы удовлетворить их и определить, какие ресурсы сле-дует для этого достичь. В-пятых, большими плюсами подобных групп являются: их более гибкая структура по сравнению с со-циальными службами; простота и доступность; вероятность за-рождения в них более совершенной техники помощи, воздей-ствия на социальное окружение разведенных семей; коллекти-визм, взаимность; возможность оперативной помощи.

Новая российская модель государственно-общественной по-мощи детям из семей разведенных родителей может опираться на:

1) концептуальное обоснование системы помощи на федераль-ном, региональном, муниципальном уровнях и уровне отдельной семьи и ее членов; постановку страте-гических целей и задач социальной работы, определение эффек-тивных в настоящем и перспективных ее направлений и методов;

2) научно-исследовательское, нормативно-правовое, программ-ное, финансовое, кадровое, управленческое, информационное обеспечение; выработку стандартов социальной работы с дан-ной категорией и критериев ее эффективности;

3) совершенствование процесса управления межсекторной и межуровневой социальной работой, повышение межведомственного со-трудничества, разграничение обязательств и функций государствен-ных и негосударственных институтов социальной поддержки;

4) децентрализацию социальной работы, т. е. перенос основ-ного объема мероприятий на муниципальный уровень, по ме-сту жительства респондентов;

5) приоритет превентивной практики, создание государствен-но-общественной системы профилактики разводов и их дест-руктивных последствий; преобладание охранно-защитных мер над мерами наказания и принуждения;

6) профессионализацию воспитательно-профилактической и охранно-защитной деятельности; подготовку, переподготов-ку, повышение квалификации специальных кадров судей, со-циальных работников, педагогов, психологов, медицинских работников, специализирующихся на работе по профилакти-ке разводов и их негативных последствий, по коррекции по-ведения супругов и их детей на всех его стадиях и в постразводный период, по оздоровлению их социального окружения, а также условий семейного и общественного воспитания;

7)содействие развитию сети социальных, медико-социальных, социально-правовых, психолого-педагогических служб, призван-ных оказывать помощь семье через совершенствование работы и расширение функций уже существующих, а также через создание специализированных служб помощи данной категории;

8) качественное разнообразие оказываемых видов социальных услуг;

9)использование исторического отечественного опыта подоб-ной работы; обмен современными методиками и формами по-мощи между регионами страны;

10)адаптацию зарубежных форм работы с учетом полити-ческих, социально-экономических, социокультурных, наци-ональных, конфессиональных и других особенностей России в целом и регионов, в частности;

11)поддержку добровольческих инициатив; утверждение форм межсекторного взаимодействия и создание банка дан-ных о передовом опыте подобного сотрудничества;

12) поощрение развития само- и взаимопомощи;

13)создание единого информационного поля, освещающего деятельность государственных и общественных органов по пропаганде передовых форм и методов работы; формирова-ние общественного мнения, ориентированного, во-первых, на разрушении негативных стереотипов в отношении разве-денных и членов их семей, во-вторых, на преодоление вос-приятия государственной системы помощи как непрофессио-нальной, бюрократической, безадресной и т. д.

Комплексная реализация обозначенных направлений, ду-мается, будет способствовать повышению качества социаль-ной работы с детьми из семей в ситуации развода, увеличит возможности профилактики и компенсации его негативного влияния1.

________________

1.Савинов Л.И., Кузнецова Е.В. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей. М.,2005

Заключение.

В заключении можно сделать следующие выводы:

- даже в наиболее благоприятных случаях развод наносит психическую травму детям, особенно в критические возрастные периоды (подростковый возраст и т.д.);

- родители в процессе всего развода должны оградить детей от стрессовых ситуаций, т.е. убедить детей, что они не были причиной развода и родители по-прежнему любят их; не заставлять детей делать выбор между родителями, отдавая предпочтение кому-то одному и не втягивать их в сам процесс развода, нанося тем самым психическую и эмоциональную травму;

- родитель, оставшийся с детьми после развода, должен вести себя достаточно корректно по отношению к другому родителю, т.е. не очернять его в глазах детей;

- необходимо ставить детей в известность о сложившемся положении как можно раньше не допуская, чтобы они узнали о разводе родителей от кого-то еще;

- родители, заметившие изменения в поведении детей, должны обратиться к психологу, чтобы своевременно выявить негативные эмоциональные переживания и провести коррекционную работу с детьми, пережившими развод родителей.

Процессу нормального формирования психики детей, переживших развод родителей будут благоприятно способствовать взаимодействия психоло-гов, учителей и родителей, при условиях, если:

-целенаправленно осуществляется психолого-педагогический всеобу-ч заинтересованных лиц, являющихся одним из условий повы-шения их психологической и нравственной культуры по формирова-нию пси-хики детей;

-учитываются возрастные и индивидуально-психологические особен-ности детей, в педагогической деятельности.

Список использованной литературы

Акивис Д.С. Отцовская любовь. - М.: Профиздат, 1989. - 208 с.

Андреева А.Д. как помочь ребенку пережить горе: Психол. консуль-тация // Вопр. психол. - 1991. - №2. - с. 87-96.

Аронс К. Развод: крах или новая жизнь? Пер. с англ. - М.: Мирт: фирма «Настя», 1995. - 437 с.

Асламова Д. Да здравствует развод!: Он уничтожает ложь, которую я так ненавижу // Комс. правда. - 2000. - 26 окт. - с. 10, 15.

Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. - М.: Педагогика, 1990.

Буянов М.И. Ребенку нужна родительская любовь. - М.: Знание, 1984. - 80 с.

Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Методика «Подро-стки о родителях» (ПоР): основные этапы апробации русскоязычной версии // Психол. журн. - 2000. - т. 21, №5. - с. 86-95.

Видра Д. Развод: трагедия или надежда: По страницам научных тру-дов Гельмута Фичдора // Дошкольное воспитание. - 1998. - №12. - с. 83-88.

Грищенко Л.А. Дети, не оправдавшие ожиданий. - Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, Б.г. (1991). - 64 с.

Дробот О. Любить друг друга - значит смотреть не друг на друга, а в одну сторону: [О пробл. совр. семьи: заметки психолога] / Ольга Дробот // Семья и шк. - 1999. - №10. - с. 10-16.

Дробот О. Меж двух огней: [О психол. помощи подросткам, роди-тели которых разводятся: По страниц. кн. англ. пс-га Э. Свон-Джек-сон] / Ольга Дробот // Семья и школа - 2000. - №5/6. - с. 20-23.

Юницкий В.А. Психология детской потери: Обзор заребеж. исслед. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. - 1991. - №2. - с. 49-59.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4