бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Проблемы конфликта. Конфликтология как междисциплинарное знание - (реферат) бесплатно рефераты

Проблемы конфликта. Конфликтология как междисциплинарное знание - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ
    Пермская государственная сельскохозяйственная академия
    имени академика Д. Н. Прянишникова
    Кафедра философии
    Р Е Ф Е Р А Т
    на тему

“Проблема конфликта. Конфликтология как междисциплинарное знание”

    Исполнитель: аспирант кафедры
    Управления предприятиями АПК
    Новоселова Е. С.
    Проверил: д. ф. н. , профессор Горелова В. Н.
    Пермь, 2000
    Содержание
    Введение
    1. Предпосылки формирования конфликтологических идей 4
    1. 1. Эволюция научных воззрений на конфликт 4
    1. 2. Периодизация истории отечественной конфликтологии 9
    2. Проблема конфликта 13
    2. 1. Понятие конфликта 13
    2. 2. Типология социальных конфликтов и оценка их роли 21
    2. 3. Стадии конфликтов 29
    2. 4. Методы разрешения конфликтов 33
    3. Конфликтология как научная дисциплина 35
    3. 1. Конфликтология в системе наук 36
    3. 2. Философский анализ конфликтов 39
    Заключение 42
    Список литературы 43
    Введение

Возможно, XXI век поставит человечество перед альтернативой: либо он станет веком конфликтологии, либо он будет последним веком в истории цивилизации. Конфликты в ХХ в. стали основной причиной гибели людей. Две мировые войны, более 200 крупномасштабных войн, локальные военные конфликты, террор тоталитарных режимов, вооруженная борьба за власть, убийства, самоубийства, –все эти виды конфликтов по самой приближенной оценке унесли в нынешнем столетии до 300 млн. человеческих жизней. Медленное, и неудержимое совершенствование и распространение оружия массового поражения, испытание ядерного оружия Индией и Пакистаном свидетельствуют о возрастании опасности войны с применением этого оружия. Внутриполитическая борьба–один из решающих факторов развития большинства государств. Конфликты в организациях нередко оказывают определяющее влияние на качество их деятельности, согласие в семье и с самим собой выступает важнейшим условием счастливой жизни каждого человека. [4, с. 5]

Все это говорит о решающей роли конфликтов в жизни отдельного человека, семьи, организации, государства, общества и человечества в целом. По итогам ХХ в. Россия, скорее всего, является бесспорным и недосягаемым мировым лидером не только по людским потерям в конфликтах, но и по другим их разрушительным последствиям: материальным и моральным.

Каждому россиянину, руководителю на любом уровне, включая государственный, сегодня срочно необходимы знания о способах предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов различных уровней. Такие знания трудно получить, опираясь только на здравый смысл. Нельзя их целиком позаимствовать и у зарубежных специалистов, так как отечественные конфликты слишком специфичны. Научить конструктивно вести себя в конфликтах можно опытным путем. Но опыт либо слишком дорого стоит, либо приходит поздно. Для быстрого получения практических знаний о конфликтах необходимо энергетическое формирование и развитие науки– конфликтологии. Российская конфликтология находится сегодня на завершающей стадии формирования в самостоятельную науку.

В 1992 г. были намечены первые контуры междисциплинарной парадигмы конфликтологических знаний, в основе которой лежали системный и эволюционный подходы. За прошедшее время в частных конфликтологических науках, являющихся отраслями конфликтологии, проведено значительное количество интересных и важных исследований проблемы конфликтов. [4, с. 7]

    1. Предпосылки формирования конфликтологических идей

Традиции накопления конфликтологических идей имеют многовековую историю. Первые целостные концепции конфликта появились на рубеже XIX—XX вв. , однако, и в предшествующие столетия лучшие умы человечества предлагали свое видение природы этого феномена, путей предотвращения и разрешения конфликтов. Идеи согласия и конфликта, мира и насилия всегда были одними из центральных в различных религиозных течениях. Тема борьбы добра со злом представлена в значительном числе произведений культуры и искусства. Обыденное сознание также является мощным источником конфликтологических идей, отражением отношения людей к конфликтам разного уровня.

    1. 1. Эволюция научных воззрений на конфликт

Появившись с первыми человеческими сообществами, конфликты представляли собой повседневные явления и длительное время не были объектом научного исследования, хотя отдельные гениальные мысли о них имеются в самых древних источниках, дошедших до нас. Со временем менялись условия жизни, видоизменялись и конфликты. Иными становились их физические, экономические и социальные последствия. Не оставалось неизменным и отношение к ним общественной мысли. Античная эпоха оставила нам детальное описание войн и первые оценки конфликтов подобного рода. В Средние века и в Новое время были предприняты попытки осмыслить сущность этого явления.

    Древнее время

Первые дошедшие до нас исследования рассматриваемой проблемы относятся к VII VI в”, до н. э. Китайские мыслители того времени полагали, что источник развития всего существующего— во взаимоотношениях присущих материи положительных (янь) и отрицательных (инь) сторон, находящихся в постоянном противоборстве и приводящих к конфронтации их носителей. В Древней Греции возникает философское учение о противоположностях и их роли и возникновении вещей. Анаксимандр (ок. 610 — 547 до н. э. ) утверждал, что вещи возникают из постоянного движения “апейрона” —единого материального начала, приводящего к выделению из него противоположностей. Гераклит (кон. 6 –нач. 5 вв. до н. э. ) сделал попытку вскрыть причину движения, представить движение вещей и явлений как необходимый, закономерный процесс, порождаемый борьбой противоположностей. Борьба всеобща и “все происходит через борьбу и по необходимости, - писал он. [1, с. 10]

К этому периоду относятся первые обобщения, касающиеся роли такого социального конфликта, как война, Гераклит считал войну отцом и царем всего сущего, аПлатон (ок. 428 —348 до н. э. ) рассматривал ее как величайшее зло. По его мнению, некогда существовал “золотой век”, когда “люди любили друг друга и относились друг к другу доброжелательно”. Тем не менее в “идеальном государстве” Платона имеются воины, готовые выступить в поход в любое время.

Гераклиту противоречил и Геродот (ок. 490—425 до н. э. ). Он утверждал, что “никто настолько не безрассуден, чтобы предпочесть войну миру. Ведь во время войны отцы хоронят детей, во время же мира дети отцов”. Философ-материалистЭпикур (341—270 до н. у. ) также считал, что негативные последствия столкновений вынудят когда-то людей жить в состоянии мира.

Мыслители прошлого, осознавая неизбежность конфронтации в общественной жизни, уже тогда пытались определить критерии “справедливого” и “несправедливого” насилия. В частности, Цицерон (106—43 до н. э. ) выдвинул тезис о “справедливой и благочестивой войне”, которая могла вестись для отмщения за причиненное зло, для изгнания из страны вторгшегося врага (“О государстве”). Аврелий Августин Гиппонский Блаженный (345—430) добавил к условиям Цицерона “справедливость намерений” ведущего войну. Его рассуждения о войне и мире, изложенные в работе “О граде божьем”, звучат вполне современно:

…Те, которые нарушают мир, не ненавидят его как таковой, а хотят лишь другого мира, который отвечал бы их желаниям.

    Средние века

Фома Аквинский (1225—1274), развивая мысли о допустимости войн в жизни общества, определил еще одно условие справедливой войны: для нее должна быть “авторизованная компетенция”, т. е. санкция со стороны государственной власти. Хотя в целом, по его мнению, “война и насилие являются всегда грехом”. Одну из первых попыток системного анализа социальных конфликтов предпринял флорентийский теоретик и государственный деятельПикколо Макиавелли (1469—1527). Ценность его концепции заключается в отходе от господствовавших тогда божественных взглядов на источники общественного развития. Великий теоретик средневековья считал конфликт универсальным и непрерывающимся состоянием общества ввиду порочной природы человека, стремления различных групп людей к постоянному и неограниченному материальному обогащению. Н. Макиавелли одним из источников социального конфликта считал знать, сосредоточивающую в своих руках всю полноту государственной власти. Он отрицательно относился к дворянству. Тем не менее, Макиавелли видел в конфликте не только разрушительную, но и созидательную функцию. Чтобы уменьшить негативную роль конфликта, нужно уметь правильно воздействовать на него. Выполнять эту миссию призвано государство, считал мыслитель.

Эразм Роттердамский (1469—1536) отмечал, что “война сладка для тех, кто ее не знает” и указывал на наличие собственной логики начавшегося конфликта, который разрастается подобно цепной реакции, вовлекая и орбиту своего влияния все новые слои населения и страны. Анализируя причины войн, Э. Роттердамский подчеркивал, что часто низменные и корыстные качества правителей ввергают народы в воины.

Они ощущают и видят свое могущество, лишь разрушая согласие в народе, а когда это согласие нарушено, они втягивают и вовлекают народ в войну, чтобы еще свободнее и легче грабить и истязать несчастных людей.

Гуго Граций (1583—1645) допускал возможность войны между суверенными государствами, в которой обе стороны убеждены в собственной правоте. Его рассуждения заложили теоретическую основу для позднейшего понятия нейтралитета.

Интересны идеи относительно природы конфликтов, высказанные английским философом Фрэнсисом Бэконом (1561 - 1626). Он впервые подверг основательному теоретическому анализу систему причин социальных конфликтов внутри страны. Среди них ключевую роль играет бедственное материальное положение народа. Возникновению конфликтов способствует пренебрежение государями мнений сената и сословий, политические ошибки в управлении, распространение слухов и кривотолков, а также “пасквили и крамольные речи”. Томас Гоббс (1588—1679) обосновал в “Левиафане” концепцию “войны всех против всех” как естественного состояния. Он считал главной причиной конфликта стремление к равенству, которое приводит к возникновению у людей одинаковых надежд, желание завладеть теми же объектами, необходимыми для самосохранения или получения удовольствия, а это пре- вращает людей во врагов, порождает соперничество, недоверие и честолюбие. [1, с. 14]

    Новое время

В данный период были популярны идеи Жан-Жака Руссо (1712—1778) об этапности всемирно-исторического процесса. Вначале существует “естественное состояние”, когда люди свободны и равны, затем развитие цивилизации приводит к утрате состояния равенства, свободы и счастья и, наконец, заключив “общественный договора, люди вновь обретут утраченную гармонию общественных отношений, “вечный мир” и согласие. По мнению Ж. -Ж. Руссо, общественный договор возможен под жестким контролем народа, так как войны министрам нужны и добрую волю они не проявят. Поэтому “дело уже не в увещевании, а в принуждении”. Впервые конфликт как многоуровневое социальное явление был изучен в работе Адама Смита (1723—1790) “Исследования о природе и причинах богатства народов”. В основе конфликта лежат деление общества на классы (капиталисты, земельные собственники, наемные рабочие) и экономическое соперничество. Противоборство между классами А. Смит рассматривал как источник поступательного развития общества, а социальный конфликт, следовательно, как определенное благо человечества. Немецкий философ Иммануил Кант(1724-1804) считал, что

состояние мира между людьми, живущими по соседству, не есть естественное состояние .... последнее, наоборот, есть состояние войны, т. е. если и не беспрерывные враждебные действия, то постоянная угроза. Следовательно, состояние мира должно быть установлено.

Здесь просматривается связь с идеями Ж. -Ж. Руссо об “общественном договоре”. По мнению немецкого философа Георга Гегеля (1770—1831), главная причина конфликта кроется в социальной поляризации между “накоплением богатства”, с одной стороны, и “привязанного к труду класса”, - с другой. Будучи сторонником сильной государственной власти, Гегель выступал против смут и беспорядков внутри страны, расшатывающих государственное единство. Он считал, что государство представляет интересы всего общества и обязано регулировать конфликты.

Прусский военный теоретик Карл Клаузевиц (1780—1831) в труде “О войне” определил природу международного военного конфликта, предложив знаменитую формулу: “Война есть продолжение политики другими средствами”. На протяжении всей истории международные военные конфликты являлись не биологической неизбежностью, не отклонением от нормы в курсе той или иной державы или проявлением своенравности монарха, а закономерным развитием тех процессов, которые шли внутри государств и на мировой арене до перерастания их в конфликт.

Проблема борьбы за существование занимала центральное место в учении английского биолога Чарльза Дарвина (1809—1902). Содержание его теории биологической эволюции изложено в книге “Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь”, изданной в 1859 г. Главная идея этой работы сформулирована в самом названии - развитие живой природы осуществляется в условиях постоянной борьбы за выживание, что и составляет естественный механизм отбора наиболее приспособленных видов. В дальнейшем взгляды Ч. Дарвина получили развитие в некоторых социологических и психологических теориях конфликта. [1, с. 15, 16]

    1. 2. Периодизация истории отечественной конфликтологии

На современном этапе развития конфликтологии трудно дать целостное и подробное изложение ее истории в силу молодости науки. Однако общий взгляд на историю конфликтологии может быть представлен в следующем виде.

1период — до 1924г. В течение этого периода конфликтологические идеи зарождаются и развиваются как практическое знание людьми принципов, правил и приемов поведения в реальных конфликтах. Проблема насилия и ненасилия, входящая в сферу интересов конфликтологии, достаточно глубоко прорабатывается в религиозных учениях. Проблема конфликта находит отражение в искусстве и культуре. Уже на первых наскальных рисунках запечатлены различные конфликты, где участвовал человек, В последующем конфликты отражаются в литературе, монументальном искусстве, музыке, устном эпосе, живописи, кино и т. д.

В этот период начинают накапливаться и первые научные знания о конфликтах. Конфликт изучается в рамках философии, нрава, военных наук, психологии, но не выделяется как самостоятельное явление. [1, с. 30-32]

2 период -1924-1990 гг. Это период зарождения, становления и развития частных конфликтологических наук–отраслей конфликтологии. В это время конфликт начинает изучаться как самостоятельное явление в рамках сначала двух наук (правоведение, социология), а к концу периода - 11. Интенсивность исследования конфликта постоянно увеличивается, однако междисциплинарных работ практически нет. Анализ публикаций в данный период позволил установить ее выраженный динамичный характер (рис. 1), который определяется действием следующих четырех основных факторов: • степенью конфликтности жизнедеятельности нашего общества на всех его уровнях; • степенью зависимости гуманитарных наук, заинтересованных в разработке проблемы конфликта, от политической обстановки в стране, идеологических установок, состояния демократизации общества; • уровнем развития, возможностями самих наук, объектом изучения которых может быть конфликт, разработанностью методологических, теоретических и методических предпосылок исследования этого сложного социального явления; • характером связи с мировой наукой, возможностью изучения и использования результатов исследования конфликта учеными других стран. Второй период в истории развития отечественной конфликтологии включает четыре основных этапа.

Первый этап — 1924—1934 гг. Охватывает первую “волну” публикаций. Появляются работы по проблеме конфликта в правоведении, социологии, психологии, математике, социобиологии.

Второй этап — 1935-1948 гг. Характеризуется практически полным отсутствием публикаций. Это связано с Великой Отечественной войной и обстановкой в стране в целом.

Рис. 1 Динамика общего количества публикаций по проблеме конфликта

Третий этап — 1949— 1972гг. Ежегодно публикуются работы по проблеме конфликта, защищаются первые 25 кандидатских диссертации, исследования конфликта как самостоятельного явления начинаются в философии, педагогике, исторических и политических науках. Четвертый этап —1973—1989 гг. Ежегодно публикуется не менее 35 работ по проблеме конфликта, защищаются первые докторские диссертации, из них три— по искусствоведению и по одной — в математике, педагогике, правоведении, психологии, политологии и философии. 3 период — 1990 год — настоящее время. Появляются первые междисциплинарные исследования, конфликтология начинает выделяться в самостоятельную науку, наблюдается резкое увеличение ежегодного количества публикаций (от 60 до 250), ежегодно защищается от 1 до 4 докторских диссертаций, общее количество защищаемых диссертаций колеблется от 13 до 25 в год, создаются центры, группы по исследованию и регулированию конфликтов. [1, с. 32-33] В 1990-х гг. в нашу страну вошла и практика медиаторства. Большую роль в этом сыгралаРоссийско-Американская программа по конфликтологии, в рамках которой было организовано обучение конфликтологов-медиаторов. На этой основе в Санкт-Петербурге в 1993 г. был открыт первый в России Центр разрешения конфликтов, а в 1997г. создан Клуб конфликтологов, объединивший профессиональных конфликтологов-медиаторов. [5]

    2. Проблема конфликта
    2. 1. Понятие конфликта

Страницы: 1, 2, 3, 4