бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Проблемно-ориентированное консультирование - (контрольная) бесплатно рефераты

p>Таким образом, цель психолога —снова и снова толковать проблему человека и выводить из этих толкований все новые и новые действенные следствия. Личность может измениться и сама по себе, но только после решения проблемы. Мы не ставим задачу глубинного изменения личности, мы претендуем только на осознание и выявление достаточно типичных препятствий, нагроможденных вокруг и внутри человека, которые он считает частью себя. А изменится ли он и куда он двинется дальше— это дело его выбора. Такая установка избавляет психолога от фантазма всемогущества, ограничивая зону его ответственности— с одной стороны, но повышая уровень его ответственности в границах этой зоны — с другой. И здесь может быть задан вопрос: “А не может ли психолог навредить человеку, сообщая ему не только интерпретации, но и действенные следствия? ”

Человеку столь же трудно навредить, как и помочь. Не стоит преувеличивать возможностей своего“воздействия”. У каждого человека есть фильтр психологической защиты, и то, что ему в данный момент“не нужно”, человек воспринимать и учитывать в своих действиях не будет. Но то, что было сказано —было сказано, и человеку, отказавшемуся от интерпретаций, прогнозов и предложений, будет трудно делать далее вид, что он этого никогда не слышал. Тем самым, он будет иметь в виду тот выбор, на который пока не идет. Часто нечто говорится даже не для того, чтобы быть услышанным, а для того, чтобы просто прозвучать. Нечто должно быть сказано независимо от того, воспримут его или нет.

Важно понять, что каждый человек в итоге исцеляется сам, лишь используя психолога как средство. Признаком психологической зрелости является не отсутствие проблем, а их своевременное решение, бдительность и алертность к их появлению, осознанию и разрешению в своей жизни.

Проблемы, симптомы являются только знаками для развертывания процесса самопознания. Они фиксируются и развиваются только когда игнорируются и не разрешаются.

Помимо знаковой функции, психологические проблемы имеют и еще одну позитивную функцию—энергетическую. Проблемы, будучи препятствием для личностного развития, аккумулируют, как“плотины”, известную энергию. Пока они не разрешаются, эта энергия находится как бы в “связанном” виде. Но в случае разрешения проблемы она из препятствия, “плотины” превращается в “трамплин”, усиливающий освобождение энергии в соответствии с осознанной целью. Человек получает в свое распоряжение свои собственные ресурсы, до поры до времени“связанные” в нем проблемой или симптомом. Процесс проблемно-ориентированной психологической помощи развертывается через ряд этапов, каждый из которых имеет свою специфику.

    Этапы проблемно-ориентированной психологической помощи

Обычно начинающий психолог- консультант испытывает трудности в тот момент, когда ему нужно задать первые вопросы человеку, обратившемуся за психологической помощью, и установить с ним отношения, необходимые для эффективной совместной работы. Впрочем, те же трудности испытывает и клиент, первыми словами которого бывают“Даже не знаю, с чего начать.... ” Когда жизнь человека течет благополучно, он, как правило, к психологу не обращается. Решение обратиться за психологической помощью возникает в тот момент, когда человек ощущает, что его личные ресурсы исчерпаны. И он хочет выработать либо новое понимание ситуации, либо новые способы поведения, либо то и другое одновременно. Он, как правило, уже совершал многократные попытки разрешить проблему самостоятельно, но так и не вышел из тупика, двигаясь по замкнутому кругу и возвращаясь каждый раз в начальную точку. Причина в том, что он пытался разрешить проблему уже известными ему стереотипными способами, которые постепенно исчерпали себя:

Драматизм ситуации состоит в том, что клиент раз за разом упускает тот момент, когда старые способы поведения и мышления перестают быть эффективными и требуется выработать что-то качественно новое, обучаясь на непосредственном опыте собственной жизни. Упуская этот момент, он упускает саму возможность собственного развития.

Понятая так, любая психологическая проблема сводится к проблеме обучаемости, но не в специально организованно“учебной” ситуации, а в непрерывном потоке своего существования. Такое непрерывное самообучение взрослого человека на материале своей жизни, не требующее внешнего руководства и специальной учебной ситуации, называетсяаутодидактическим процессом. Способность человека к аутодидактическому процессу означает готовность к самопознанию, самообразованию и самоисцелению. Последнее понимается широко, не столько как самолечение от“болезней”, сколько как путь к собственной целостности. Тогда каждая жизненная трудность будет восприниматься позитивно— как возможность чему-то научиться. В восстановлении или приобретении такой способности и заключается цель проблемно-ориентированной психологической помощи.

Отсюда вытекают и некоторые следствия. Главным из них является то, что такая психологическая помощь не может быть постоянной. Это временная мера, помогающая человеку встать на собственные ноги. И чем скорее это произойдет, тем лучше. Еще одно следствие состоит в том, что в проблемно- ориентированной психологической помощи не используется еще один принцип, ставший широко распространенным при оказании психологической помощи на Западе и у нас: психолог не дает советов, он только разделяет переживания и создает условия для собственного роста клиента. Можно давать не только интерпретации и советы, но и конкретные, детально разработанные“домашние задания”, позволяющие человеку пережить новый опыт и преодолеть сопротивление старых стереотипов.

Вот эту цель — итоговый переход к аутодидактическому процессу —надо постоянно иметь в виду, начиная работу с клиентом в русле проблемно-ориентированной психологической помощи.

    Общая схема основных этапов работы психолога-консультанта.

Как видно, процесс психологического консультирования начинается со сбора информации.

Следует помнить, что исходной точкой работы должен являться настоящий момент, т. е. вопросы о том, что клиента беспокоит в настоящее время, а также его представление о желаемом результате предстоящей работы. Это позволяет сразу обсудить весьма часто появляющиеся нереалистичные ожидания, например, “хочу быть всегда спокойным, чтобы меня никогда и ничего не волновало и не тревожило”.

Предъявление таких нереалистических ожиданий часто скрывает за собой бессознательный страх перед неспособностью справиться либо с собственными эмоциональными вспышками, либо с неизбежными разногласиями, возникающими при общении людей. Таким образом, мы сразу можем взять себе на заметку, каких жизненных навыков не хватает нашему клиенту и чему ему бы стоило научиться. Ведь он выражает такие ожидания, поскольку уже разуверился в своей способности приобрести такие навыки.

Важно собрать подробную информацию о жизненном пути и личной истории клиента, постоянно имея в виду выраженный им запрос. Отнюдь не все люди знают о том, что корни психологических проблем взрослого человека обнаруживают себя в его раннем детстве и ситуациях детско-родительских отношений. Поэтому клиенту может быть непонятно, почему, например, если он предъявил запрос об изменении конфликтных отношений с начальником, а психолог спрашивает его об отношениях в детстве с отцом. Наличие связей подобного рода психолог должен объяснить клиенту на простых и ясных примерах. Часто уже одно такое объяснение наводит клиента на мысль, стимулирует процесс конструктивного самопознания, вместо самокопания и самообвинения, и позволяет занять позицию наблюдателя по отношению к собственной жизни. Можно даже порекомендовать клиенту прочитать доступные и популярные книги, например, Эрика Берна, раскрывающие подобную идею. Следует отметить, что при сборе информации психолог должен сохранить позицию заинтересованного нейтралитета и слушать клиентабезоценочно. Последнее означает не только то, что психолог должен воздерживаться от собственных оценок типа“нельзя же так” или “ну в этом Вы молодец”(как положительных, так и отрицательных), но и не присоединяться к оценочным суждениям клиента как в отношении него самого, так и других людей, о которых он говорит.

Последнее отнюдь не означает, что выражение лица психолога должно быть “каменным”и в ответ на подобные высказывания он должен лишь выжидающе молчать. Продуктивным поведением является задавание вопросов, помогающих как клиенту, так и психологу лучше разобраться в ситуаций. Например: “Опишите подробнее Ваши переживания в тот момент” или “Вспомните, были ли у Вас подобные переживания и ситуации раньше и как Вы с ними справлялись”.

Обязательно следует задать вопрос — “Когда впервые появилась данная проблема? ” Не исключено, что клиент скажет, что “она была всегда”. Тогда следует задать вопрос — “почему Вы обращаетесь за помощью именно сейчас? ”Ведь нередко бывает так, что то, что сегодня воспринимается как препятствие, еще вчера воспринималось как преимущество. Так мы узнаем о существенных изменениях, происшедших в жизни человека.

Другой типичный вопрос, помогающий организовать ситуацию консультирования, это: “Какой идеальный результат от нашей совместной работы Вы хотели бы получить? Причем не оценивайте его с точки зрения реалистичности. Представьте себе, что возможно все. Итак? ”

Как это ни парадоксально, но иногда под идеальным результатом понимается желание оставить все по-старому, но так, чтобы не испытывать связанных с этим неудобств. Здесь консультанту нужно иметь в виду, что, как бы ни были парадоксальны ответы клиента, психологу необходимо на этом этапе сохранить безоценочность и не вступать в полемику с клиентом, пока не собрано достаточной информации о его жизненной ситуации, взглядах и ценностях.

Другим важным вопросом является такой: “Что Вы станете делать после того, как беспокоящая Вас проблема полностью уйдет из Вашей жизни? ” Наиболее частым ответом является — “не знаю”. Здесь важно добиться формулирования хотя бы одной-двух ясных целей, достаточно привлекательных для клиента и связанных не с мотивацией избегания, а с мотивацией достижения. Это необходимо потому, что без достаточного уровня позитивной мотивации человеку будет слишком трудно менять устоявшийся образ жизни. Нередко бывает так, что какая-то из этих положительных целей может быть реализована уже сейчас, как бы вопреки наличию проблемы. Ее реализация, невзирая на проблему, существенно облегчит для клиента расставание с вредными для него поведенческими стереотипами.

Приведем пример. На консультацию обратилась молодая женщина 22 лет, страдающая ожирением. Несмотря на многочисленные попытки соблюдать диету, она каждый раз“срывалась”и опять начинала переедать. Причем, в основном, жирное, жареное и мучное. В такие моменты она ненавидела себя за безволие и чувствовала полную беспомощность и отчаяние от невозможности что-то изменить. На вопрос— “как изменится ее жизнь после того, как она похудеет? ” первым ответом было — “муж перестанет упрекать меня за отсутствие силы воли” (это внешняя отрицательная мотивация, связанная с избеганием). Ей было объяснено, что цель должна носить позитивный характер, связанный не с избеганием, а с получением чего-то.

Вторым ответом клиентки было: “Тогда я смогу покупать себе красивые вещи. Вот, например, вчера я видела в магазине красивый костюм, но тут же вспомнила, какая я уродина и не стала покупать”. Купить этот костюм и было первым домашним заданием для нее. И не только купить, но и носить, несмотря на возникающее чувство неловкости. Через месяц костюм пришлось продать, так как клиентка похудела настолько, что он оказался велик.

Этот пример иллюстрирует два важных положения. Первое состоит в том, что в сознании клиента присутствует такая модель: “Сначала я избавлюсь от какого-то мешающего мне переживания (страха, вины, неловкости и т. л. ), а потом начну делать то, чему это чувство препятствует”. Реальный позитивный эффект достигается как раз при обратной последовательности, выражающейся в рекомендации: “Начинайте это делать, несмотря на возникающие у Вас чувства”. Действия вопреки еще присутствующему чувству позволяют клиенту обнаружить в себе скрытые ресурсы и творчески подойти к проблеме самоизменения. К сожалению, излишний пиетет перед чувствами клиента, существующий как у него самого, так и, нередко, у психолога, препятствует реальному, действенному изменению жизненной ситуации.

Второе положение заключается в том, что совершение действия, которому препятствует привычное негативное чувство к себе, уничтожает саму необходимость в продолжении существования симптома. На примере видно, что, презирая себя за безволие и непривлекательность, женщина лишила себя всех жизненных удовольствий и оказалась вынужденной компенсировать дефицит положительных эмоций едой. Происходило это, конечно, бессознательно, поскольку сознательно она стремилась совершенно к другому, однако использовала только отрицательные стимулы и самопорицание. Научившись более разнообразным способам положительного самомотивирования, она достигла своей цели легко и практически без усилий. Кроме указанных, существует еще ряд обязательных вопросов, касающихся личной истории клиента и истории его проблемы (симптома). Психологи же подчас сами ограничивают себя ситуацией“здесь и теперь”, работой с телесными ощущениями и образами восприятия, воображения, как бы игнорируя предысторию жизни и проблемы. Конечно, так работают далеко не все психологи-консультанты, но в наиболее современных технологиях психологической помощи работа только в ситуации“здесь и сейчас”становится общим принципом. Это касается, в частности, гештальт-терапии и нейро-лингвистического программирования.

Поэтому игнорирование, а подчас и просто незнание психологами вопросов, касающихся анамнеза жизни и проблемы, становится достаточно распространенным и связано с переориентацией на работу с ощущениями и образами. Ведь телесные ощущения и образы“присутствуют” именно “здесь и сейчас”, в то время как словесный дискурс всегда разворачивается последовательно, это всегда история, представленная в словах.

Необходимо заметить, что проблемно-ориентированная психологическая помощь имеет своим материалом все же словесное выражение рассудка клиента, но апеллирует при этом к его разуму. Если рассудок человека действительно несет в себе все ограничения, “комплексы” и установки его личной истории и может быть “болен”, то разум (конечно, представленный в разных индивидах в различной степени) носит общечеловеческий характер и всегда“здоров”.

Известное противоречие в психотерапии между длительностью и эффективностью процесса (“длительный процесс помощи не может быть эффективным, эффективный процесс помощи не может быть длительным”) в проблемно- ориентированной психологической помощи разрешается следующим образом. Основным объектом работы полагается личная проблема, а не человек в целом. После ее решения и принятия этого решения клиентом его личностный рост осуществляется косвенно, через развитие в нем способности к самостоятельному решению своих проблем. Конечно, клиент может обращаться к психологу и далее, но он обязан представить при этом опыт решения этой проблемы в своей повседневной жизни (тем самым это уже не прежняя проблема), либо предъявив новую проблему после разрешения предыдущей.

Ограничение работы по ее объекту ограничивает ее и по времени, делает ее целенаправленной, с ясной обратной связью. Клиент побуждается к движению, он лишается права на пассивность, поскольку реализовать решения может только он. Психолог не может быть больше заинтересован в разрешении проблемы клиента, нежели он сам.

Анамнез жизнивключает в себя изучение жизненной ситуации и личной истории клиента. При этом необходимо знать ответы на основные вопросы: возраст клиента, род его занятий в настоящем и прошлом, образование, состав его актуальной семьи. Целесообразно также задать вопросы о контактах взрослого клиента с родителями, если они живы, и со взрослыми детьми, проживающими отдельно. Например, часто встречается ситуация, когда кто-то из супругов ежедневно один-два часа говорит по телефону со своей матерью, рассказывая ей обо всем и, естественно, изолируясь в это время от роли родителя и супруга. В таких случаях необходимо выяснить, кому принадлежит инициатива контакта, а также что произойдет, если в положенное время звонка не будет.

Желательно также выяснить, как наличие предъявляемой проблемы влияет на жизнь других членов семьи, признают ли они ее значимость, готовы ли в случае необходимости оказать помощь в ее разрешении. Случается, что наличие проблемы бессознательно выгодно другим членам семьи или они отрицают сам факт ее существования (“ты все себе придумываешь”, “это все пустое”). Бывает даже так, что, например, болезнь ребенка полусознательно выгодна матери в ее отношениях с мужем (“пока ребенок болеет, его надо водить по врачам, и ты меня не посмеешь бросить”). Анализ истории жизни целесообразно проводить в рамках сценарийного подхода, разработанного Э. Берном и его последователями. Особое внимание следует уделить вычленению ситуаций сегодняшней жизни, в которой проявляются родительские директивы, полученные клиентом в детстве. Работа по преодолению родительских директив позволяет довольно быстро“вывести” клиента к новому осмыслению текущей ситуации. В ходе сбора информации нужно тщательно анализировать запрос клиента и особенности его речи, параллельно важно анализировать невербальное поведение клиента, которое может противоречить его словам или помещать их в неожиданный контекст.

Если у клиента есть какие-то хронические заболевания или часто возникающие телесные симптомы, то необходимо осведомиться о том, что предшествовало их возникновению. Причем вопрос психолога не должен содержать в себе указания на причинно-следственную связь, которая обычно не осознается клиентом. Ведь большинство людей в нашей культуре не склонны считать телесные заболевания следствием своих неразрешенных, а нередко и неосознанных психологических проблем.

Страницы: 1, 2, 3