бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Проблема связи латеральных профилей с индивидуальными различиями человека (в дифференциальной психофизиологии) - (реферат) бесплатно рефераты

p>Политология в вопросах и ответах /Под ред. ЕА. Ануфриева. - М. , 1994. Алмонд Г. , Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии //Полис. - 1992. - №4 Белов Г. А. Политология. - М, 1994.

Бирюков И. И. Сергеев В. М. Парламентская деятельность и политическая культура. //Общественные науки- и современность. - 1995. - №1. Гаджиев К. С. Политическая наука, - М. , 1990.

Гаджиев К. С. Политология: Учебник для высших учебных заведений. - М. : Логос, 2001. - 488 с. Мухаев Р. Т. Политология: Учебник для вузов. 2-е изд. - М. : Изд-во “ПРИОР”, 2001. - 432 с. Основы политической науки. Учеб. пособие для высших учебных заведений: Ч. 1, 2. /Под ред. В. П. Пугачева. - М. , 1995. Пивоваров Ю. С. Политическая культура и политическая система России: от принятия христианства до петровских времен //Мир России. -1993. -Т. 2. -№1. Политология (проблемы теории). - СПб. : Изд-во “Лань”, 2000. - 384 с, Рукавишников В. О. Политическая культура постсоветской России //Социально-политический журнал. - 1998. - №1.

    На правах рукописи
    МОСКВИН Виктор Анатольевич
    ПРОБЛЕМА СВЯЗИ ЛАТЕРАЛЬНЫХ ПРОФИЛЕЙ
    С ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ РАЗЛИЧИЯМИ ЧЕЛОВЕКА
    (в дифференциальной психофизиологии)
    19. 00. 02 - Психофизиология
    А В Т О Р Е Ф Е Р А Т
    диссертации на соискание ученой степени
    доктора психологических наук
    Уфа – 2002

Работа выполнена на кафедре общей психологии Оренбургского государственного университета

Научные консультанты: - доктор психологических наук, профессор Е. Д. Хомская,

    доктор медицинских наук,
    профессор А. П. Чуприков

Официальные оппоненты: - доктор психологических наук, профессор А. М. Черноризов

    - доктор медицинских наук,
    профессор С. А. Лобанов
    - доктор биологических наук,
    профессор З. А. Янгуразова
    Ведущая организация - Психологический институт РАО
    Защита состоится “14” мая 2002 г. в 10 часов

на заседании диссертационного Совета Д - 212. 013. 07 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора психологических наук при Башкирском государственном университете по адресу: 450074, г. Уфа-74, ул. Фрунзе, 32.

    С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Башкирского
    государственного университета.
    Автореферат разослан: “ 10 ” апреля 2002 г.
    Ученый секретарь
    диссертационного Совета,
    кандидат психологических наук, доцент Э. Г. Аминев
    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В психофизиологии в настоящее время проведено большое число исследований по разработке концепции об иерархической организации субъективной реальности человека (Б. Г. Ананьев, 1977; Ю. И. Александров, 1997; В. В. Белоус, 1996; Э. А. Голубева, 1990, 1993; Н. Н. Данилова, 1992, 1998; В. Д. Небылицин, 1976; В. С. Мерлин, 1986; В. М. Русалов, 1979; и др. ). Изучена вероятностная организации центральных механизмов речи (Г. А. Аминев, 1972), исследованы индивидуальные различия в психофизиологии цветового зрения (Ч. А. Измайлов, Е. Н. Соколов, А. М. Черноризов, 1989), многоуровневые коды индивидуальных различий памяти (Э. Г. Аминев, 1996), индивидуальные особенности микроэлементного обеспечения в многоуровневой системе индивидуальности (Т. Б. Великжанина, 1998), проведен психофизиологический анализ жизненных ритмов иерархической индивидуальности (Р. Г. Фаизова, 1999) и др. Вместе с тем, существует необходимость дальнейшей разработки дифференциальной психофизиологии с учетом особенностей межполушарных отношений. Функциональные асимметрии мозга человека (ФАМ) давно привлекают внимание специалистов разных научных школ (Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова, 1981, 1988; Т. А. Доброхотова, Н. Н. Брагина, 1991, 1994; В. М. Мосидзе, Р. С. Рижинашвили, З. В. Самадашвили, Р. И. Турашвили, 1977; Е. Д. Хомская, 1987; Е. Д. Хомская, Н. Я. Батова, 1998; А. П. Чуприков, А. Н. Линев, И. А. Марценковский, 1994; и др. ). Важной эта проблема является и для дифференциальной психофизиологии (В. В. Суворова, 1975; В. В. Суворова, М. А. Матова, З. Г. Туровская, 1988; М. К. Кабардов, М. А. Матова, 1988; М. К. Кабардов, 2001; С. А. Изюмова, 1995; Е. П. Ильин, 2001). Выделение психофизиологии как самостоятельной дисциплины было проведено основателем нейропсихологии А. Р. Лурия (1973а). Он отмечал также необходимость разработки собственных нейропсихологических (естественнонаучных) подходов к проблеме индивидуальных различий (А. Р. Лурия, 1984). Методики диагностики латеральных признаков (или проявлений "парциального левшества" по А. Р. Лурия) позволяют исследовать особенности мозговой локализации высших психических функций человека и использовать эти методики по отношению к здоровым людям. В последние годы был выполнен целый ряд работ, направленных на поиск связи разных признаков и показателей асимметрии человека с его индивидуально-психологическими особенностями (Л. Л. Шмакова, С. Е. Волошенко, 1983; В. Н. Клейн, В. А. Москвин, А. П. Чуприков, 1986; Т. К. Чернаенко, Б. В. Блинов, 1988; Е. Д. Хомская, Ф. М. Гасимов, 1994; Е. Д. Хомская, И. В. Ефимова, Е. В. Будыка, Е. В. Ениколопова, 1997; и др. ). Особенности межполушарной организации мозга и определяемые ею индивидуальные различия в когнитивных стилях подтверждены и зарубежными исследователями (P. Bacan, 1971; D. Galin, R. Ornstein, 1974; S. Arndt, D. Berger, 1978; L. Smokler, J. Sherwin, 1979; D. Charman, 1979; N. Sakano, 1982; C. Mascie-Tailor, 1981; E. Harburg, P. Roeper, F. Ozgoren, A. Fildstain, 1981; W. Montgomery, G. Jones, 1984; J. Shattel-Nauber, J. O'Reilly, 1983; и др). В настоящее время в психологии сложилось новое направление, которое занимается изучением корреляций латеральных признаков человека с индивидуальными особенностями (В. А. Москвин, 1988, 1990; Е. Д. Хомская, 1996). Его можно рассматривать как нейропсихологию нормы или же, как психофизиологический подход к проблеме индивидуальных различий с учетом функциональных асимметрий человека. Ряд авторов считает, что "современная нейропсихология, взятая в полном объеме своей проблематики, ориентирована на изучение мозговой организации психической деятельности не только в патологии, но и в норме. Последнее фактически приводит к слиянию нейропсихологии с психофизиологией" (Т. М. Марютина, О. Ю. Ермолаев, 1997, с. 5). Эти авторы также отмечают, что "современная психофизиология как наука о физиологических основах психической деятельности и поведения, представляет собой область знания, которая объединяет физиологическую психологию, физиологию ВНД, "нормальную" нейропсихологию и системную психофизиологию" (Т. М. Марютина, О. Ю. Ермолаев, 1997, с. 6). Таким образом, можно считать, что нейропсихология индивидуальных различий, дифференциальная психофизиология и психология индивидуальности являются разными сторонами одной и той же области знаний. Это позволяет говорить о том, что данное исследование выполнено на стыке этих дисциплин. Проблема функциональных асимметрий мозга (ФАМ) в настоящее время активно разрабатывается специалистами различных областей науки, в том числе она вызывает большой интерес и у представителей дифференциальной психофизиологии (Э. А. Голубева, 1993; Н. Н. Данилова, 1992, 1998; В. В. Суворова, 1975; В. В. Суворова, М. А. Матова, З. Г. Туровская 1988; С. А. Изюмова, 1995; Е. П. Ильин, 2001; М. К. Кабардов, 2001; и др. ). В свое время Б. Г. Ананьев также указывал на наличие проблемы связи ФАМ с индивидуальными различиями и выделял два класса индивидных свойств (возрастно-половых и индивидуально-типических). Он считал, что "во второй класс входят конституциональные особенности (телосложение и биохимическая индивидуальность), нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий (симметрии - асимметрии, функционирования парных рецепторов и эффекторов)" (Б. Г. Ананьев, 1977, с. 209). Известный специалист в области дифференциальной психофизиологии В. М. Русалов (1979) также отмечает необходимость исследования связи ФАМ с индивидуальными различиями (считая, однако, это задачей нейропсихологии). Разработка проблемы функциональных асимметрий мозга продолжается уже не одно десятилетие, тем не менее, она все еще далека от своего окончательного разрешения, что связано с рядом теоретических и методических трудностей. Несмотря на имеющиеся сложности, проблема исследования особенностей ФАМ человека имеет большую актуальность для дифференциальной психофизиологии с целью получения новых данных, которые могут быть использованы при решении дифференциально-диагностических задач, для решения вопросов профориентации и профотбора, для оптимизации определенных видов деятельности, а также для оптимизации учебного процесса. Однако, если закономерные связи латеральных профилей с некоторыми психическими процессами (например, когнитивными, регуляторными, а также со стилями эмоционального реагирования) уже установлены (В. А. Москвин, 1990), то индивидуальные особенности временной перцепции, мнестических и речевых функций человека (в связи с профилями латеральной организации) все еще остаются малоисследованными. Если индивидуально-психологические особенности праворуких с разными вариантами латеральных профилей в определенной степени уже изучены (В. А. Москвин, 1990; Е. Д. Хомская, И. В. Ефимова, Е. В. Будыка, Е. В. Ениколопова, 1997), то исследования индивидуальных особенностей леворуких с разными профилями латеральности (в контексте возможной их связи с индивидуальными характеристиками) до настоящего времени также отсутствуют. Не разработанность указанных проблем и важность их решения для дифференциальной психофизиологии и предопределило их значимость и актуальность. Цель исследования. Теоретически и экспериментально обосновать взаимоотношения и взаимосвязь латеральных признаков и вариантов их сочетаний с индивидуально-психологическими особенностями, исследовать распространенность латеральных признаков в норме и в аномальных выборках, рассмотреть причины генеза латеральных признаков и факторы, влияющие на них; изучить связь латеральных признаков с индивидуальными особенностями эргичности у праворуких и леворуких испытуемых, исследовать особенности временной перцепции, мнестических и речевых функций (с учетом показателей активности, произвольности - непроизвольности) у здоровых лиц с разными вариантами индивидуальных профилей латеральности, исследовать возможную связь латеральных профилей с особенностями процессов цветовосприятия. Задачи исследования. Для достижения названных целей предполагалось решить следующие задачи: Исследовать особенности распространенности латеральных признаков и вариантов их сочетаний в разных профессиональных выборках (на примере нормы). Исследовать особенности распространенности латеральных признаков и вариантов их сочетаний в аномальных выборках (на примере страдающих олигофренией, у возбудимых психопатических личностей, у детей и подростков, страдающих энурезом, у детей и подростков с тиками и логоневрозами, у больных хроническим алкоголизмом, у подростков с проявлениями наркозависимости, у цветоаномалов). Найти экспериментальные подтверждения гипотезы о гетерогенности факторов латерального предпочтения. На основе корреляционно-факторного анализа выявить статистически значимые связи вариантов латеральных профилей здоровых леворуких мужчин с их индивидуально-психологическими особенностями (с учетом возможной связи разных показателей пробы А. Р. Лурия “перекрест рук” с параметром эргичности). Выявить статистически значимые связи латеральных профилей с особенностями временной перцепции в норме и патологии (у больных хроническим алкоголизмом). Исследовать особенности динамики эмоциональных состояний в процессе изменений межполушарного взаимодействия у больных хроническим алкоголизмом. Выявить статистически значимые связи латеральных профилей с некоторыми особенностями мнестических процессов (произвольного и непроизвольного видов запоминания) в норме, опосредованного запоминания по А. Р. Лурия. Выявить статистически значимые связи латеральных профилей с особенностями речевых функций (по данным дихотического тестирования). Выявить возможные корреляции мнестических и речевых функций с другими индивидуально-психологическими особенностями здоровых испытуемых. Выявить статистически значимые связи латеральных профилей с особенностями процессов цветовосприятия (на примере больных с цветоаномалиями). Объект исследования. В экспериментах приняли участие более трех тысяч человека разного пола, разных возрастных групп и принадлежащих к разным профессиональным выборкам, как в норме, так и при патологии. Более подробно характеристики обследованных выборок представлены в главах экспериментальных исследований. Индивидуальные латеральные особенности исследовались с помощью "Карты латеральных признаков". Для выявления индивидуально-психологических особенностей использовалась компьютерная психодиагностика. Особенности речевой активности исследовались с помощью процедуры дихотического тестирования. Достоверность результатов работы обеспечивалась за счет большого объема экспериментального материала и использования современных статистических методов анализа (А. П. Кулаичев, 1999). Предмет исследования - индивидуальные различия субъективной реальности человека, обусловленные латеральными особенностями. Работа является частью системных исследований латеральной индивидуальности человека, разрабатываемой в рамках дифференциальной психофизиологии кафедрой общей психологии Оренбургского государственного университета совместно с факультетом психологии МГУ им. М. В. Ломоносова под общим руководством проф. Е. Д. Хомской. Гипотеза исследования. Рабочая гипотеза исследования исходила из концепции об иерархической организации субъективной реальности (Б. Г. Ананьев, 1977; Ю. А. Александров, 1997; В. В. Белоус, 1996; Э. А. Голубева, 1993; Н. Н. Данилова, 1992, 1998; В. Д. Небылицин, 1976; В. С. Мерлин, 1986; В. М. Русалов, 1979; Е. Д. Хомская, 1987, 1996; и др. ) и состояла в том, что в норме разные варианты профилей латеральной организации должны иметь закономерные связи с особенностями активности реализации ряда психических процессов (в частности, с особенностями временной перцепции, с особенностями мыслительных, мнестических, вербальных, речевых процессов, с индивидуальными особенностями процессов цветовосприятия). Альтернативой гипотезы является представление о том, что индивидуальные профили латеральности у практически здоровых испытуемых никак не связаны с индивидуальными особенностями реализации психических процессов, а варианты латеральных профилей у леворуких мужчин не имеют значимых корреляций с индивидуально-психологическими особенностями (показателями эргичности). На защиту выносятся следующие положения:

В выборках больных разных нозологий отмечается аномальное распределение латеральных признаков и вариантов их сочетаний (латеральных профилей). Латеральные признаки имеют гетерогенную природу происхождения. На примере унилатеральных леворуких мужчин показано, что варианты латеральных профилей леворуких связаны с разными индивидуально-психологическими особенностями (показателями эргичности). Диагностическое значение пробы А. Р. Лурия "перекрест рук" в структуре латеральной организации унилатеральных леворуких аналогично ее значению у праворуких. Индивидуальные профили латеральности обнаруживают статистически значимые корреляции с индивидуальными особенностями временной перцепции в норме и при патологии. Индивидуальные профили латеральности практически здоровых испытуемых обнаруживают корреляции с индивидуальными особенностями произвольного и непроизвольного запоминания, с особенностями опосредованного запоминания. Индивидуальные профили латеральности практически здоровых испытуемых обнаруживают корреляции с индивидуальными особенностями реализации речевой деятельности - более высокие показатели коэффициента правого уха связаны с более высокими показателями экстраверсии (эргичности). Особенности процессов цветовосприятия (в виде цветоаномалий) связаны с индивидуальными особенностями распределения латеральных признаков. Научная новизна. Впервые в рамках системно-субъектного подхода (Б. Ф. Ломов, 1984; А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Б. В. Зейгарник, В. А. Петровский, Е. В. Субботский, А. У. Хараш, Л. С. Цветкова, 1979; А. Г. Асмолов, 1984, 1986; В. С. Мерлин, 1981, 1986; и др. ) и в рамках такого направления как дифференциальная психофизиология экспериментально подтверждена гипотеза о гетерогенности факторов латерального предпочтения, установлена закономерная связь вариантов латеральных профилей с показателями эргичности, установлено диагностическое значение пробы А. Р. Лурия "перекрест рук" в структуре латеральной организации как праворуких, так и леворуких, предложена и экспериментально подтверждена психофизиологическая модель динамики эмоциональных состояний при воздействии этанола у больных хроническим алкоголизмом, установлена закономерная связь индивидуальных профилей латеральности человека (с учетом показателей пробы А. Р. Лурия “перекрест рук”) с индивидуальными стилями временной перцепции, с индивидуальными особенностями реализации мнестических процессов и особенностями речевой активности у практически здоровых лиц с учетом полового диморфизма, выявлена связь латеральных признаков с особенностями аномалий цветовосприятия. Проведена концептуальная разработка такого направления как дифференциальная нейропедагогика, в рамках которого полученные данные могут быть использованы для оптимизации образовательного процесса. Теоретическое значение. Полученные результаты расширяют теоретические познания в области дифференциальной психофизиологии (с учетом свойств иерархической индивидуальности и латеральных особенностей человека). Практическое значение. Разработан способ диагностики индивидуальных особенностей параметра “эргичности” у праворуких и леворуких испытуемых, способы диагностики индивидуальных стилей временной перцепции, предложен способ диагностики алкогольных постинтоксикационных состояний и устройство для его осуществления, способ диагностики индивидуальных особенностей реализации мнестической и речевой деятельности у лиц с разными профилями латеральной организации, способ диагностики индивидуальных особенностей опосредованного запоминания; а также способ диагностики активности процессов цветовосприятия. Методики и полученные данные могут быть использованы в целях профориентации и профотбора к соответствующим видам деятельности. Они также могут быть использованы для оптимизации учебной деятельности и реализации принципов дифференцированного обучения. Апробация работы. Основные результаты диссертационного исследования докладывались на рабочем совещании “Межполушарные отношения и память” в Институте биологической физики (Пущино, 1984), на Всесоюзной школе-семинаре “Охрана здоровья леворуких детей” (Ворошиловград, 1985), на совещании-семинаре “Клиническое аспекты современной проблемы функциональной асимметрии мозга” (Минск, 1989), на IX Всесоюзной конференции “Проблемы нейрокибернетики” (Ростов-на-Дону, 1989), на Международных научных конференциях “Проблемы менеджмента и рынка” (Оренбург, 1996-2000), на юбилейной конференций “Социальная и судебная психиатрия: история и современность” в ГНЦС и СП им. В. П. Сербского (Москва, 1997), на Всероссийской конференции “Гуманитаризация образования как фактор развития региональной социообразовательной среды” (Оренбург, 1997), на Международной научной конференции “Асиметрiя мозку в нормi та при патологii” (Киев, 1997), на I-й Международной конференции памяти А. Р. Лурия (Москва, 1997), на Международной научно-практической конференция “Инновационные процессы в образовании, науке и экономике России на пороге XXI века” (Оренбург, 1998), на III Всероссийской научно-практической конференции “Актуальные проблемы клинической психологии и психотерапии в условиях современной культуры” (Санкт-Петербург, 2001), на IV Всероссийской научно-практической конференции “Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, школе” (Пермь, 2001), на IV Всероссийской научно-практической конференции “Психология и психотерапия. Психотерапия детей, подростков, взрослых: состояние и перспективы” (Санкт-Петербург, 2002), на Всероссийской научно-практической конференции “Психология и ее приложения” (Москва, 2002). Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, 9 глав, заключения, выводов, списка литературы и приложений. Основной текст диссертации занимает 299 страниц, общий объем диссертации – 368 страниц. Список литературы включает 600 наименований, из них 466 работ отечественных авторов и 134 иностранных. Основной текст диссертации содержит 28 таблиц и 28 графиков, а также 12 приложений.

    ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5