бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Проблема суицида. Анализ, социальные факторы бесплатно рефераты

p>Высоким риском самоубийства отличается реакция дезорганизации. В ее основе лежит какой-то тревожный компонент, нарушен сон, бывают кризы. При этом заметно снижается интеллектуальный контроль. Человека что-то очень мучает, не дает покоя; он становиться раздражительным. Происходит то, что обычно называют потерей “точки опоры”. Благодаря этому может произойти реализация острого намерения уйти из жизни.

Хронически пониженное настроение, такое на первый взгляд невинное явление, относиться к реакциям пессимистического направления. Пессимистическая реакция одна из самых тяжелых и опасных. У человека происходит изменение мироощущения, появляется мрачное мировоззрение и оценка суждений, представлений. Меняется вся личная шкала ценностей. При этой реакции встречаются как неожиданные, сиюминутные способы самоубийства, так и хорошо заранее продуманные. Итак, реакции на неприятные и, порой, губительные для человеческой психики события могут быть разными, но основа их происхождения одна - это отрицательная эмоция. Но опасны не любые отрицательные эмоции, а неконструктивно-застойные, когда отсутствует их смена, а подвижность и динамичность психической деятельности сведена к минимуму. Неконструктивность таких эмоций заключается в их обращенности вспять, на то, что уже произошло, и отрицательные эмоции порождаются одними и теми же неприятными воспоминаниями. Отсюда ни в коем случае не следует, что нельзя вспоминать и анализировать то, что уже произошло, даже если это нерадостные воспоминания. Но обращаться к неприятным событиям прошлого целесообразно именно с целью их анализа.

Такой анализ при попадании человека в замкнутый круг отрицательных эмоций позволяет уменьшить возможность возникновения подобных ситуаций в дальнейшем, а сам строй мыслей вместо пассивно-унылого состояния обретает динамичность, целенаправленность. Именно целенаправленная активность по достижению реальной и актуальной в настоящее время цели позволяет преодолевать такие состояния, как растерянность, уныние, разочарованность, тоска.

Одним из сильнейших социальных факторов, определяющих уровень самоубийств и непосредственно связывающих прошлое и настоящее в жизни общества, является религия. Недаром в конце прошлого века В. Джеймс в своем знаменитом эссе "Стоит ли жизнь того, чтобы жить? " пришел к выводу, что одной из основ в борьбе за жизнь в истории общества являлась религиозная кара. Ислам строго осуждал самовольное лишение себя жизни, и до сих пор это явление практически не встречается в странах, исповедующих мусульманскую религию. В иудаизме также подчеркивалось ценность жизни для бога, и потому ради сохранения жизни правоверным евреям разрешалось преступать все религиозные законы, за исключением отказа от бога, убийства и кровосмешения.

Христианство после волны самоубийств первых христиан-мучеников, стремящихся таким образом как можно быстрее предстать перед лицем всевышнего, также довольно скоро наложило запрет на добровольный уход из жизни. И хотя слова Экклезиаста "и возненавидел я жизнь, ибо все суета и томление духа" могут посоперничать по пессимизму с книгой Иова ("человек рождается на страдания"), тем не менее попытки избежать страданий, ниспосланных богом, объявлялись теоретиками христианства, в частности св. Августином, не просто слабостью, но и грехом (так как нарушается заповедь "не убий"), который лишает самоубийцу прощения и спасения в другой жизни. Самоубийцам отказывалось в христианском погребении, они карались позорным захоронением на перекрестках дорог, вне кладбища, а в правовом плане - семья самоубийцы лишалась законного наследства. Люди же, совершившие неудачную попытку суицида, подвергались заключению и каторжным работам как за убийство.

Поэтому одной из главных причин самого низкого уровня самоубийств в настоящее время в Италии, Испании и ряде латиноамериканских стран является огромное влияние в этих странах католицизма, сурово преследующего попытки лишения себя жизни. Религиозный фактор является одной из причин небольшого количества самоубийств и в Польше (с 1970 по 1986 годы зарегистрировано в среднем не более 12 человек на 100000).

Такие восточные религии, как брахманизм и буддизм, следующие доктрине: все, что привязывает человека к жизни, есть причина страдания, спокойно относятся к отречению от плоти. И самосожжение буддистских монахов как акт протеста против войн и других варварств современной цивилизации вполне укладывается в рамки религиозных норм. Впрочем, массовые религиозные самоубийства предпринимались и в России, например, при многих государственных нововведениях и реформах; примером тому - многочисленные самоубийства как протест против политики, проводимой ПетромI.

Современными исследователями установлено, что в целом в государствах, где влияние религии слабее и религиозные нормы, в частности, связанные с самоубийством, мягче, процент суицидальных действий выше. · [· Смирнов Н. Познай . -себя М. : Прогресс, 1991-79с. ]

    Раздел III.

Категории самоубийц. Т Фазы и типыипология самоубиствсамоубийств. Существуют категории самоубийц с их психологическими портретами: эгоист (выпавший из сообщества), альтруист (слишком преданный сообществу, принимающий смерть "за компанию"), аномичный самоубийца (в отсутствие общечеловеческих ценностей и принятых правил поведения), фаталист (в отсутствие необходимых для самовыражения свобод). · [· Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. - М. : Мысль, 1994. -1314с. ] Если говорить о самом явлении суицида, то можно выделить несколько фаз. Выделяется пресуицид, когда у человека появляются сначала недифференцированные мысли, размышления об отсутствии ценностей жизни, которые выражаются в формулировках типа“жить не стоит, устал от такой жизни”и тому подобное. Не имеется четкого представления о смерти, а имеется самоотрицание жизни. Такие суицидальные формы бывают свойственны и нормальным людям в тех или иных ситуациях. Но если процесс продолжается, то на следующем этапе пресуицида мы видим пассивные суицидальные мысли, которые характеризуются представлениями, фантазиями на тему лишения себя жизни. Например: “хорошо бы умереть, заснуть и не проснуться” и тому подобное, которые выражают внутреннюю готовность человека к суициду. На следующем этапе возникают суицидальные замыслы. Это активные формы суицидальности. Идет разработка плана суицида, продумывается способ, выбирается время и место действия. Следующий этап - это суицидальные намерения: когда принято решение о самоубийстве - непосредственно суждение, возникает суицидальные действия. То есть все эти этапы характеризуют подготовку человека к совершению самоубийства в той или иной форме.

Вообще выделяют истинный суицид, аффективный суицид и демонстративно - шантажное поведение. После того, как все этапы пройдены, человек подошел к суицидальному действию, как к итоговому представлению о невозможности существования в данной ситуации. Возможно, это истинный суицид, тогда человек предпринимает реальные действия, что бы лишить себя жизни. Пример аффективного суицида сотрудник силовых структур возвращался с работы на служебной машине, совершил ДТП, сильно повредил машину в состоянии такого аффекта он застрелился. Человек решился и сделал, хотя явных причин так поступить у него не было.

Пример демонстративно - шантажного самоубийства: был такой случай когда человек, в пьяном состоянии, после ссоры со своей бывшей женой, вскочил на подоконник со словами: “я сейчас выпрыгну”, потом его успокоили, но ввиду того что он был пьян, и была нарушена координация движений, он просто свалился с большой высоты. Это была демонстративно - шантажная попытка, но ему не повезло и она оказалась законченной. Для осуществления демонстративного суицида часто используют мед. препараты. Демонстративно - шантажное поведение предполагает как рациональный, запланированный вариант, так и аффективные формы поведения, когда человек спонтанно организует тот или иной вид шантажа. И тот и другой случай могут закончится летально так как они оба провоцируют негативную форму поведения которая может привести к тому, что у человека действительно возникнет самоубийство. · [· Сладков Л. С. Плюс минус жизнь. - М. : Мол. гвардия, 1990-98с. ] Хотелось бы показать схему, где рассматриваются некоторые мифы и реальности. В отношении суицидов существуют следующие мифы: Самоубийства совершают психически ненормальные люди. Но исследования показали: 80 - 85% самоубийц были вполне здоровыми людьми.

Самоубийство невозможно предотвратить. Но период кризиса - явление временное, и в этот момент человек нуждается в душевной теплоте, помощи и поддержке. Получив это человек часто отказывается от своих намерений. Миф существует тип людей, склонных к самоубийству. Все зависит только от ситуации, но и от ее личностной оценки. Не существует признаков, которые бы указывали на то, почему человек решился на самоубийство. Самоубийству обычно предшествует необычное поведение. Человек перед самоубийством будет говорить об этом, но окружающие воспримут это как шутку. В большинстве случаев, если не принимать во внимание аффективные суициды, прослеживаются косвенные замыслы. То есть человек всегда предупреждал окружающих о своих намерениях. Решение о суициде приходит внезапно, без предварительной подготовки. Анализ показал, что суицидальный кризис может длиться несколько недель, даже месяцы. Если человек совершил попытку самоубийства, он никогда не повторит ее снова. На самом же деле, если человек совершил попытку, то риск повторной попытки очень высок. Наибольшая вероятность в первые 1 -2 месяца. 60 -80 %. Влечение к самоубийству передается по наследству. Это утверждение никем еще не доказано.

Снижению уровня самоубийств, способствуют статьи в СМИ, рассказывающие о том, как и почему было совершено самоубийство. В СМИ, должен сообщаться не сам факт самоубийства, а то как эту ситуацию можно предотвратить 10)Самоубийство можно предотвратить если люди будут загружены работой. Это то же неправда. 11)Прием алкоголя помогает снять суицидальное переживание. Но зачастую это вызывает обратный эффект: повышается тревога, обостряются конфликты, тем самым способствуя самоубийству. 50% суицидов совершены в состоянии алкогольного опьянения. · [· Philosophy. Cambridge University Press. April. 1981. Vol. 56 (216). P. 193—202]

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Не так давно самоубийство считалось болезнью ума (наряду с гомосексуализмом и фетишизмом), осуждалось в той же крайней степени, что и простое убийство человека. Теперь самоубийцам посвящают передовицы, полные любви и понимания. Совсем недавно не существовало социологии, чуть позже ее зачисляли в разряд псевдонаук вместе с хиромантией и астрологией. Сегодня истерический интерес к социологии вроде поутих (слава Богу). · [·Арефьева Т. Э. Дюркгейм. Социологический этюд. // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 12, Политические науки. 1998. - № 6. ]

Последуем этому изречению: "Вместо того чтобы предаваться метафизическим размышлениям по поводу социальных явлений, социолог должен взять объектом своих изысканий ясно очерченные группы фактов, на которые можно было бы, что называется, указать пальцем, у которых можно было бы отметить начало и конец - и пусть он вступит на эту почву с полной решительностью". · [·· Дюркгейм Э. Общественное разделение труда. Метод социологии - М. : Наука, 1991. -C . 415c]· [20 Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд // М. : Мысль, 1994. ]. Подходы и понятия помагающие рассмотреть эту проблему различны. К основным можно отнести сопоставление статистических данных (% самоубийц среди населения, пол, возраст, соц. статус и пр. самоубийц) - одно из основных орудий социолога, изучение исторических документов, трудов и др. Например, Дюркгейм сопоставлял данные по самоубийствам в нескольких европейских странах. В итоге стало очевидным, что: Протестанты более склонны к суициду, нежели католики.

Одинокие люди чаще женатых добровольно расстаются с жизнью. Количество самоубийств в процентах больше в странах с неустойчивой экономикой и политическим устройством. Репрессивные политические системы создают в стране суицидальную обстановку. · [· Л. Трегубов Л, Вагин Ю. Эстетика самоубийства. - Пермь, 1993 -– 71с. ]· [· ] Для выяснения истинных причин возникновения феномена самоубийства необходимо рассмотрение его в разных аспектах, а также с учетом различных условий, социального и асоциального характера, сопутствующих суициду и затемняющих его действительную природу. Именно в результате анализа такого рода, в ходе рассуждения от противного: ни одно из условий нельзя считать истинной причиной самоубийства - должен проступить сквозь толщу возможных интерпретаций этого феномена собственно философский аспект исследования корней суицида. При рассмотрении проблемы суицида в социально - философском, психотерапевтическом и религиозном аспектах , пришли к выводу, что сознательный суицид преимущественно асоциален (чем менее интегрирована личность, тем более подвержена она суицидальным настроениям), глубоко эгоцентричен (статистика показывает значительное преобладание "эгоистического" самоубийства над "альтруистическим"), обусловлен рядом не только внешних условий, но и скрытых от посторонних глаз внутренних индивидуальных причин. За дебрями всевозможной статистики часто упускается главное—личностный, неповторимый характер всякого сознательного сведения счетов с жизнью.

Загадка смерти всегда будет волновать человечество: вряд ли возможно и однозначное мнение относительно самоубийства. Наверное, и в самом гуманном обществе обстоятельства будут приводить людей к опасной черте. Но, опираясь на неповторимую ценность каждой человеческой жизни, общество может помочь любому выработать жизнеутверждающее мировоззрение, проникнуться верой в великое предназначение человека.

Одна смерть - это смерть, а тысячи смертей это статистика. Конечно, добровольный уход из жизни человека его неповторимая личная трагедия. Но когда уходяит из жизни гениальные люди, олицетворяющие эпоху, это трагедия и всего общества в целом. Таким образом, "качественное наполнение" приведенных статистикой ужасных цифр делает их еще страшнее.... Да, хотя среди самоубийц много людей опустившихся, подверженных алкоголю и наркомании, просто психически больных, но в первую очередь от нас уходят люди порядочные, с сохранившимся чувством чести, долга, собственного достоинства. Можно ли что-то сделать, чтобы как-то удержать человека у последней черты? Можно. Изменить условия жизни людей. Перейти от бесконечных разговоров о равных возможностях для каждого к созданию реальных условий, эти возможности обеспечивающих. Добиться того, чтобы в своей стране, на своей улице, в своем доме человек чувствовал себя защищенным.

Люди просто не верят, что их кто-то или что-тозащитит. Самоубийство - свидетельство все возрастающей разобщенности людей. Когда связи человека с миром слабеют, один ищет компенсации в алкоголе, другой в наркотиках, а третий начинает думать, что он этому миру больше не нужен. И уходит из него. Потеря эта невосполнима, ведь с каждым человеком исчезает безвозвратно целая Вселенная. · [· Чижевский А. Л. Космический пульс жизни. - М. , 1995-104с. ]

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Philosophy. Cambridge University Press. April. 1981. Vol. 56 (216). P. 757 Алиев И. А. Актуальные проблемы суицидологии. - Баку – 1987-289c. Арефьева Т. Э. Дюркгейм. Социологический этюд. // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 12, Политические науки. 1998. - № 6.

Арон Р. Этапы развития социологической мысли // М. : Прогресс - Универс, 1993. C. 390с...: Прогресс-Универс, 1993. C. 390 Горин. К Самоубийство…Убийство? // Газета "Аргументы и факты" - 1996- № 17 Дюркгейм Э. Общественное разделение труда. Метод социологии - М. : Наука, 1991. -590c. ологии // М. : Наука, 1991. C. 518с. 8

Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд // М. : Мысль, 1994. С. 480с... Красненкова И. П. Качество веры как решающий аргумент в решении проблемы преодоления сознательного суицида. // "Идея смерти в российском менталитете". – СПб: Изд-во "Русский гуманитарный христианский институт", 1999г. Красненкова И. П. ФилосовскийФилософский анализ суицида. // "Идея смерти в российском менталитете". – СПб: Изд-во "Русский гуманитарный христианский институт", 1999г. Сладков Л. С. Плюс минус жизнь. - М. : Мол. гвардия, 1990-269с. Трегубов Л, Вагин Ю. Эстетика самоубийства. - Пермь, 1993 – 319с. Чижевский А. Л. Космический пульс жизни. - М. , 1995-185с.

    81. Vol. 56 (216). P. 193—202.

Загадка смерти всегда будет волновать человечество: вряд ли возможно и однозначное мнение относительно самоубийства. Наверное, и в самом гуманном обществе обстоятельства будут приводить людей к опасной черте. Но, опираясь на неповторимую ценность каждой человеческой жизни, общество может помочь любому выработать жизнеутверждающее мировоззрение, проникнуться верой в великое предназначени? БYЙ_? ї__? __? _? _? ?? ?_________Й_? _? _? _? _Ѕ_____________? _____? _____? _________]__? ___? _? ___? ___? ___? ___? _______? ___? ___? ___? ___? ___? _D_? ___? _ц_? ___? ___? ___? ___? ___? _"_? _ _? ___? ___? ___? ___? ___? ___? ___? _$_? _? _? _? _? ___________? ___? ___________? ___? ___? ___? ___? __то-то сделать, чтобы как-то удержать человека у последней черты? Можно. Изменить условия жизни людей. Перейти от бесконечных разговоров о равных возможностях для каждого к созданию реальных условий, эти возможности обеспечивающих. Добиться того, чтобы в своей стране, на своей улице, в своем доме человек чувствовал себя защищенным. Люди просто не верят, что их кто-то или что-то защитит. Самоубийство - свидетельство все возрастающей разобщенности людей. Когда связи человека с миром слабеют, один ищет компенсации в алкоголе, другой в наркотиках, а третий начинает думать, что он этому миру больше не нужен. И уходит из него. Потеря эта невосполнима ведь с каждым человеком исчезает безвозвратно целая Вселенная.

“Плюс минус жизнь” Сост. Л. С. Сладков М. : Мол. гвардия, 1990 “Познай себя” Н. Смирнов М. : Прогресс, 1991

    Журнал “Rolling Stone” #546, 1995

Страницы: 1, 2, 3