Проблема развития социально важных навыков у инвалидов в реабилитационном центре
1. знаний об окружающем мире;
2. ориентированность в пространстве и времени;
3. отношение к обучению;
4. дефектность речи;
5. социальная и бытовая адаптация.
При составлении индивидуальной программы реабилитации ребенка с ограниченными возможностями, для эффективности, в работу необходимо включение родителей. В индивидуальную программу реабилитации, включена социальная консультация семьи ребенка с целью, обучения родителей методом реабилитации в домашних условиях. Большую популярность приобретает работа психотерапевтических и психокоррекционных групп для родителей. Цели и задачи таких групп многообразны. В большинстве случаев они определяются теми социальными проблемами, которые существуют в нашем обществе.
Родители ребенка с отклонениями в развитии испытывают множество трудностей различного характера. К ним могут относиться: неприятие личности больного ребенка, ожидание или вера в чудо исцелителя, который в одно мгновение делает ребенка здоровым, рассмотрение рождения больного ребенка как наказание за что-либо. Проблемы, которые волнуют родителей больных детей, также могут включать вопросы обучения и воспитания детей, формирования нормативных правил поведения.
В связи с этим необходимо использовать такие психокоррекционные работы, с помощью которых можно преодолеть многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей.
Апробация методики осуществлялась на базе специальных коррекционных учреждений, в которых обучаются дети с тяжелой степенью умственной отсталостью и выраженными нарушениями опорно-двигательного аппарата вследствие ДЦП.
В качестве цели психокоррекционной работы рассматривается: создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей с-отклонениями в развитии, формирование положительных установок в сознании родителей.
Можно выделить основные этапы реабилитационных мероприятий, проводимых непосредственно с детьми четырех летнего возраста. К ним относятся:
1. Развитие психомоторных функций.
2. Развитие сенсорно- перцептивных функций.
3. Развитие функций памяти и внимания.
4. Развитие речевых функций.
2.2. Описание программы по развитию социально-важных навыков у детей с ДЦП и анализ результатов исследования
В ходе проведения исследования изучена и проанализирована программа психологической диагностики детей с ДЦП дошкольного возраста, автором которой является И. И. Мамайчук.
Цель программы заключается в развитии социально-важных навыков у детей с ДЦП.
Данная цель решается посредством ряда задач:
1. Теоретическое рассмотрение таких явлений как социально- важные навыки.
2. Детальный разбор диагностики детей-инвалидов.
3. Попытка дать интерпретацию наблюдения.
Апробация методики проводилась на базе специальных коррекционных учреждений.
Учитывая тормозящую роль сенсорных дефектов в умственном развитии детей с ДЦП, основное внимание при психологическом обследовании следует уделять уровню развития сенсорно-перцептивной деятельности. На первых этапах обследования исследуются особенности развития зрительного восприятия.
Формой проведения программы является метод наблюдения. Занятия проводятся индивидуально с каждым ребенком.
Для проведения обследования сенсорного и интеллектуального развития дошкольников с ДЦП важен не только сам результат выполнения заданий, главное -- способ их выполнения.
В реабилитационном центре воспитываются 20 детей с ДЦП.
Выборка формировалась из:
1. Истории болезни.
2. Возраста ребенка.
Из 20 воспитывающихся детей в реабилитационном центре, 10 - постоянно ходят в центр, 10 - приходят только на занятия.
Программа дается в игровой форме. На выполнение заданий может влиять нарушение зрения и нарушения моторики.
Для проведения обследования необходимо иметь следующее оборудование: детский стол и стул, а ели ребенок самостоятельно не сидит, то специальное кресло.
Материал для обследования: доска Сегена, кубики Косса, набор объемных и плоских фигур для осязания, цветные карандаши, альбом для рисования.
Чтобы вызвать у ребенка интерес к занятию, предлагается ему привлекательная игрушка, например, доска с цветными шарами. Во время свободной игры ребенка фиксируются следующие моменты:
1. Как проявляет ребенок интерес к игрушкам.
2. Как длительно ими занимается.
3. Правильно ли ребенок использует игрушку.
После наблюдения за ребенком ему предлагается следующие занятия: восприятие формы на доске Сегена, «почтовый ящик» для предметно-практической манипуляции с объемными формами, восприятие цвета предметов, исследования особенностей рисования, пирамида в цветовой гамме для исследования наглядно-действенных форм мышления.
С помощью занятия по классификации предметных картинок - проводим эксперимент, который на начальном этапе позволят выявлять особенности обобщения и абстрагирования, внимания, памяти, личностных реакций на свои достижения и неудачи, а в дальнейшем на следующих этапах эксперимента проводится коррекция и формирование интеллектуального развития и социально-важных навыков у детей. Для данного эксперимента готовим 2 комплекта предметных картинок (по 16 в каждом комплекте). В каждый комплект входят четыре группы картинок, относящихся к определенному классу (одежда, мебель, животные, овощи и т.д.). Перед ребенком кладем 6-7 предметных картинок и предлагаем ему положить вместе те, которые подходят друг к другу. На карточках этого набора изображены животные, одежда, мебель, овощи. Если ребенок успешно справляется с заданием, рекомендуется добавить еще 10-15 карточек, подходящих к этим группам. На начальной стадии эксперимента ребенок хаотично манипулирует с предметными картинками, не понимает инструкции. На следующих этапах, после 2-3 дополнительных инструкций, ребенок осознанно принимает рекомендации, самостоятельно раскладывает картинки в две группы, а в дальнейшем самостоятельно раскладывает картинки на 4 группы, но затрудняется в названии некоторых групп. На заключительной стадии эксперимента 15 детей самостоятельно раскладывают картинки на 4 группы и правильно называют их.
Результаты до и после проводимого исследования
20
Гистограмма 1.
Сравнение навыков здорового ребенка до и после реабилитации
20
Гистограмма 2
Анализ гистограммы
Гистограмма I состоит из двух этапов:
I этап. Результаты до проводимого исследования.
II этап. Результаты после психологического исследования.
В гистограмме выделены такие социально-важные навыки как:
1. Восприятие формы.
2. Восприятие цвета.
3. Восприятие величины предметов.
4. Исследование мыслительных процессов.
5. Навыки самообслуживания.
6. Навык работы рукой.
Анализ I гистограммы. Мы видим, что результаты после психологического исследования, проводимого на II этапе - социально-важные навыки - выросли. Исходя из этого, чем больше мы проводим психологические исследования по формированию навыков, тем лучше ребенок с патологией адаптируется к будущей жизни.
Анализ II гистограммы. На 2 гистограмме сравниваются навыки здорового ребенка, навыки реабилитации, навыки ребенка с патологией до реабилитации.
Мы видим, что после реабилитации навыки у ребенка с ДЦП выросли, а по некоторым показателям достигает до нормы здорового ребенка. Проведенные психологические исследования по I и II гистограмме показали, что ребенку необходимо проходить реабилитацию, т.к. сформированность социально-важных навыков позволяет детям с ДЦП в дальнейшем найти себе место в будущей жизни.
Таблица 2
Сформированность социально-важных навыков
Ф. И.
|
Возраст и дата обследования
|
Восприятие формы на д. Сегена
|
Восприятие цвета
|
Восприятие величины предметов
|
Исследование мыслительных процессов
|
Развитие самообслуживания
|
Навык работы рукой
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
|
В. С.
|
4 года
01.08.04-01.05.05
|
***
*****
|
***
****
|
***
****
|
**
***
|
**
****
|
**
***
|
|
П. М.
|
5 лет
01.08.04-01.05.05
|
***
*****
|
***
****
|
**
****
|
**
***
|
**
***
|
**
***
|
|
Ч. Д.
|
4 года
01.08.04-01.05.05
|
**
**
|
**
***
|
**
***
|
**
**
|
**
**
|
**
**
|
|
П. А.
|
4 года
01.08.04-01.05.05
|
**
**
|
**
***
|
**
***
|
**
**
|
**
**
|
**
**
|
|
С. К.
|
5 лет
01.08.04-01.05.05
|
***
*****
|
***
****
|
***
****
|
**
***
|
**
***
|
**
***
|
|
Н. М.
|
4 года
01.08.04-01.05.05
|
**
***
|
**
***
|
**
**
|
**
**
|
**
**
|
**
***
|
|
М. С.
|
4 года
01.08.04-01.05.05
|
***
*****
|
***
****
|
**
****
|
**
****
|
**
***
|
**
***
|
|
О. М.
|
4 года
01.08.04-01.05.05
|
**
***
|
**
***
|
**
**
|
**
**
|
**
**
|
**
**
|
|
|
Продолжение таблицы 2
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
|
Б. А.
|
5 лет
01.08.04-01.05.05
|
***
*****
|
***
****
|
***
****
|
**
***
|
**
****
|
**
***
|
|
Е. А.
|
4 года
01.08.04-01.05.05
|
**
***
|
**
***
|
**
**
|
**
***
|
**
***
|
**
***
|
|
С. К.
|
5 лет
01.08.04-01.05.05
|
***
*****
|
***
****
|
**
****
|
**
***
|
**
***
|
**
***
|
|
Н. Г.
|
4 года
01.08.04-01.05.05
|
**
***
|
**
***
|
**
**
|
**
**
|
**
**
|
**
**
|
|
Т. Е.
|
5 лет
01.08.04-01.05.05
|
***
*****
|
***
****
|
***
****
|
**
***
|
**
***
|
**
***
|
|
О. Д.
|
5 лет
01.08.04-01.05.05
|
**
***
|
**
***
|
**
**
|
**
**
|
**
**
|
**
***
|
|
Е. Н.
|
4 года
01.08.04-01.05.05
|
**
***
|
**
***
|
**
**
|
**
***
|
**
***
|
**
***
|
|
Т. А.
|
5 лет
01.08.04-01.05.05
|
***
*****
|
***
****
|
**
****
|
**
****
|
**
***
|
**
***
|
|
И. В.
|
4 года
01.08.04-01.05.05
|
**
***
|
**
***
|
**
**
|
**
**
|
**
**
|
**
**
|
|
Б. А.
|
5 лет
01.08.04-01.05.05
|
***
*****
|
***
****
|
**
****
|
**
***
|
**
***
|
**
***
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|