бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Проблема поиска смысла жизни в юношеском возрасте бесплатно рефераты

Практически у всех авторов, изучавших смысл жизни, смысл выступает как предельная категория, которую невозможно определить в рамках данной конкретной психологической теории, и природу смысла остается лишь постулировать, выводя уже из этих постулатов остальные положения теории.

Таким образом, мы видим, что понятие смысла жизни давно изучается в различных психологических теориях. В психодинамических теориях Фрейда, Адлера и Юнга содержатся в зачаточной форме практически все основные идеи, присущие более поздним подходам к проблеме смысла. Фрейд показал осмысленный характер непроизвольных поведенческих проявлений и фантазий, проследил связь смысла с актуальными мотивами и историей жизни личности. Адлер обратил внимание на финальные связи поведенческих смыслов со смыслом жизни, с общей ее направленностью, разработал первую психологическую теорию смысла жизни и его влияния на психические процессы, а также обратил внимание на субъективный смысл, который приобретают для человека обстоятельства его жизнедеятельности. Юнг еще раньше, чем Адлер, отметил фундаментальную направленность человека на отыскание смысла своей жизни, представив ее как специальную задачу и потребность, а также подчеркнул социокультурную обусловленность как индивидуального смысла жизни, так и смысла сновидений и продуктов фантазии. [26;251]

Все рассмотренные авторы экзистенциально-гуманистической школы крайне редко ссылаются в своих работах друг на друга. Феникс понимает смысл как нечто чисто объективное, существующее в мире, но уникальное и единственное для каждого субъекта; Ройс - как субъективное видение, накладываемое на мир, а Бьюдженталь - как продукт взаимодействия субъекта с миром или как глубинное внутреннее чувство. Феникс говорит о смыслах во множественном числе, Мадди и Ройс - в единственном, а Франкл и Бьюдженталь объединяют и то и другое. По Франклу, задачей человека является найти и реализовать смысл; по Фениксу - расширять и углублять его; по Ройсу, наоборот, стабилизировать; по Мадди - создавать смысл в процессе принятия решений, а по Бьюдженталю - осознавать его и ориентироваться на него.[26;254]

Мы же будем опираться на понимание смысла жизни приведенное В.Франклом, т.е. “врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности”. По Франклу смысл для каждого человека в каждый конкретный период времени уникален и единственен. В человеческой жизни смысл присутствует всегда, надо только его найти - осознать.

2.2 Онтогенез поиска смысла жизни

Современный этап жизни общества, связанный с кардинальной перестройкой всей системы отношений (социальных, экономических, политических, семейных и т.д.), создает новые возможности для личностного становления растущего человека. Однако огромные трудности переходного периода в развитии общества связаны с появлением разного рода психологических дезадаптации. В сложном положении оказываются дети, чьи родители тяжело переживают жизненную дезорганизацию. Особенно уязвимы в этом отношении дети, переживающие так называемые нормативные кризисы или критические периоды, связанные с переходом от одного возрастного этапа к другому. В полной мере это относится к такой социальной группе, как подростки. Они, как известно, переживают кризис взросления, и, если клубок психологических переживаний, связанных с этим состоянием, усугубляется житейскими критическими ситуациями, складываются деструктивные условия, препятствующие личностному росту человека. Подростки плохо осознают значимость собственной жизни. К тому же, они переживают кризис самооценки, когда рушатся былые представления о себе и формируются новые. В этой связи поиск интегративных механизмов созидания личности выступает как огромная общезначимая проблема. [2;268]

В психологических исследованиях показано, что одним из личностных образований, которые выполняют интегрирующую функцию в психическом развитии человека, является смысл жизни. Это психическое образование имеет свою специфику возникновения, свои этапы становления (Чудновский, 1995, 1997). Исследователи отмечают, что предпосылки для становления смысла жизни создаются уже в подростковом возрасте -- возрасте открытия своего «Я». Именно «в период взросления прибывающие жизненные силы, открывающиеся возможности настраивают на поиск перспективы и жизненного смысла» (Чудновский,1995). Становление смысла жизни в подростковом возрасте обусловлено в значительной мере развитием процессов личностного самоанализа. Подросткам свойственна неустойчивая самооценка. Так же как, поведение их самосознание во многом зависит от внешних влияний. Поскольку подростки ищут для себя референтные группы среди сверстников и нуждаются в близких друзьях, часто мнение последних становится определяющим. Иногда под влиянием приятеля или группы дети совершают поступки, на которые самостоятельно не решились бы и о которых позже могут жалеть. Автономная мораль и нравственная независимость то группы появляются к 16 годам только у 10%.[3;344-345]

Подросток со своей мятущейся душой пытается понять себя и открывает все новые и новые черты. Его отдельные образы “Я» (насколько я способный, насколько красивый, сильный, общительный и т.д.) изменчивы и не складываются в единую, гармоничную и устойчивую систему. О личностной нестабильности подростка судят и по реальному проявлению у него совершенно разных качеств, часто противоположных, по противоречивости его характера и устремлений.

Развивающиеся самосознание именно в отрочестве делает человека особенно тревожным и неуверенным в себе. Благодаря рефлексии на себя и других подросток продвигается в направлении самопознания. Он стремится понять себя самого. [1;287]

В этот период у многих детей наблюдается подростковый кризис. Он связан с духовным ростом и изменением психического статуса. Хотя в этот период происходит объективное изменение социального положения отрока (возникают новые отношения с близкими, сверстниками, учителями, расширяется поле деятельности и др.), наиважнейшим фактором, влияющим на возникновение кризиса, являются рефлексия на внутренний мир и глубокая неудовлетворенность собой. Потеря идентичности с самим собой, несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом - вот основное содержание отроческих переживаний. Неудовлетворенность может быть столь сильной, что появляются навязчивые состояния: непреодолимые угнетающие мысли о себе, сомнения, страхи. При этом сохраняется критическое отношение к этим состояниям, что усугубляет тяжелые чувства подростка.

Многие подростки переживают кризис во внешних проявлениях негативизма - бессмысленном противодействии другому, немотивированном противостоянии (часто родителям). Задача близких - необходимо включится в проблемы отрока и постараться облегчить его жизнь в это период. Однако не всякий подросток проходит столь тяжелое испытание душевным кризисом. А те, кто проходят, по большей части выбираются из него самостоятельно; близкие нередко не догадываются о душевных бурях своих дорогих чад. [2;273]

Подростковое чувство взрослости - главным образом новый уровень притязаний, предвосхищающий положение, которого подросток фактически еще не достиг. Отсюда - типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка.

Подростки, попадающие в милицию или наркотический диспансер, необязательно из неблагополучных семей. Бывает, что “трудными” становятся и любимые дети, не обделенные заботой дома, но неудовлетворенные отношениями со взрослыми или сверстниками, недостаточно загруженные реальными делами и скучающие, чувствующие себя неудачниками и т.д. Причины подростковых проблем разнообразны. Одна из них - желание утвердится и выделится, сочетающееся с протестом против существующих в обществе норм и правил, против, как объясняет такой “трудный” подросток, “серой безликой толпы”, для которой “ты ничего не значишь. Ты ноль, ничтожный винтик во всем этом механизме. Твой бунт ничего не значит для них”.

Протест приводит некоторых подростков в особые неформальные группы или движения со своими знаками отличия и идеологией. Все подростки, влившиеся в такие движения социально дезадаптированы, даже если не проявляют прямой агрессивности.

Протест приводит и к побегам из дома, бродяжничеству. Некоторые подростки видят своеобразную романтику в поисках ночлега и пропитания, стычках с милицией. Следует отметить, что часть ушедших из дома, свою “вольную” жизнь не идеализируют, их удерживает на чердаках и в подвалах страх перед наказанием за совершенные проступки, перед побоями, домашними скандалами и т.п.

В особо тяжких ситуациях у подростков может появиться суицидальное поведение - мысли о смерти, соответствующие высказывания, угрозы, попытки самоубийства. Суицид редко бывает результатом сознательного выбора, чаще - отчаянным шагом при полной невозможности разрешить свои проблемы. По данным А.Е.Личко, только 10% подростков действительно хотят уйти из жизни, в 90% случаев суицидальное поведение - это “крик о помощи”. [3;348-349]

Обращенные к себе вопросы: “Кто я?”, “Какой Я?” ставит, не всегда сознавая это, уже подросток. Более общие, мировоззренческие вопросы: “Каков мой жизненный идеал?”, “Кем Я хочу стать?” ставит юноша, у которого самоанализ становится элементом социально-нравственного самоопределения. Так, подростки, описывая будущее, говорят преимущественно о своих личных перспективах, тогда как юноши выдвигают на первый план общие проблемы. Вообще способность отсрочить непосредственное удовлетворение, трудиться ради будущего, не ожидая немедленной награды,- один из главных показателей морально-психологической зрелости человека.

В ходе различных мировоззренческих поисков юноша ищет формулу, которая разом ответила бы ему и смысл собственного существования, и перспективы развития всего человечества. Но где взять такую формулу? Задаваясь вопросом о смысле жизни, юноша думает одновременно и о направлении общественного развития вообще, и о конкретной цели собственной жизни. Он хочет не только уяснить объективное, общественное значение возможных направлений деятельности, но и найти ее личностный смысл, понять, что может дать эта деятельность ему самому, насколько соответствует она его индивидуальности: каково именно мое место в этом мире, в какой именно деятельности в наибольшей степени раскроются мои индивидуальные способности? На эти вопросы нет и не может быть общих ответов, их нужно выстрадать самому, к ним можно прийти только практическим путем.[2;297]

Вопрос о смысле жизни есть симптом определенной неудовлетворенности. Когда человек целиком поглощен делом, он обычно не спрашивает себя, имеет ли это дело смысл,- такой вопрос просто не возникает. Рефлексия, критическая переоценка ценностей, наиболее общим выражением которой и является вопрос о смысле жизни, как правило, связана с какой-то паузой, “вакуумом” в деятельности или отношениях с людьми.

Это не значит, конечно, что рефлексия и самоанализ - “излишество” человеческой психики, от которого нужно по возможности избавляться. Такая точка зрения, при последовательном ее развитии, привела бы к воспеванию животного или растительного образа жизни, полагающего счастье в том, чтобы полностью раствориться в какой угодно деятельности, не задумываясь о ее смысле. Критически оценивая свой жизненный путь и свои отношения с окружающим миром, личность возвышается над непосредственно “данными” ей условиями, ощущает себя субъектом деятельности. Поэтому мировоззренческие вопросы не решаются раз и навсегда, каждый поворот жизни побуждает личность снова и снова возвращаться к ним, подкрепляя или пересматривая свои прошлые решения. В юности это делается наиболее категорично.[2;234]

Таким образом, еще в подростковом возрасте были созданы предпосылки для становления смысла жизни. Благодаря рефлексии на себя и других подросток продвигается в направлении самопознания. Он со своей мятущейся душой стремится понять себя самого и открывает все новые и новые черты. Не всегда осознано подросток сам себе задает вопросы: “Кто Я?”, “Какой Я?”. Юноша же ставит более мировоззренческие вопросы. Юноша задумывается не только о своих проблемах, но и о проблемах всего общества, мира. Задаваясь вопросом о смысле жизни, юноша думает одновременно и о направлении общественного развития вообще, и о конкретной цели собственной жизни. Юноша ищет ответы на вопросы. Эти искания содержат в себе высокий позитивный потенциал: в поиске смысла жизни вырабатывается мировоззрение, расширяется система ценностей, формируется тот нравственный стержень, который помогает справиться с первыми житейскими неурядицами, юноша начинает лучше понимать окружающий мир и самого себя, становится в действительности самим собой.

Так, как определение смысла жизни происходит относительно выработанной системы ценностей, то актуальным и необходимым будет исследование ценностных ориентаций молодежи.

3 Эмпирическое исследование ценностных ориентаций

3.1 Используемая методика и ее описание

Гипотеза исследования: у современной молодежи будут наблюдаться различия в ценностных ориентациях по гендерному признаку.

Исследование проводилось в мае 2007 года среди юношей и девушек 18-23 лет. В исследовании приняли участие 40 человек, среди них 20 юношей и 20 девушек.

В нашей работе мы уже отмечали, что на основе активного определения своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, идет определение смысла своего существования. Для определения характерного содержания системы ценностей современных юношей и девушек мы использовали методику “Ценностные ориентации” Милтона Рокича.

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности.

Методика М.Рокича основана на прямом ранжировании списка ценностей. М.Рокич различает два вида ценностей: а) терминальные - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться б) инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует радиационному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Испытуемым предлагается последовательно ранжировать 18 наименований терминальных ценностей (цели жизни) и 18 наименований инструментальных ценностей (средства достижения жизненных целей). Важнейшими являются терминальные ценности - это основные цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу, то, что он ценит сейчас и к чему стремится в будущем. Терминальные ценности как бы определяют смысл жизни человека.

Списки ценностных ориентаций выдавались 40 испытуемым с инструкцией проранжировать предложенные ценности по их значимости в жизни испытуемого (см. приложение). Первая указанная в списке ценность получает 1 балл, вторая - 2 балла и так до последней (18 баллов). Подсчитывается среднее арифметическое по каждой ценности. Ценности, получившие 1-6 баллов - значимые; 7-12 баллов - менее значимые; 13-18 баллов - принебрегаемые.

Терминальные ценности включают следующие:

1) активная, деятельная жизнь;

2) жизненная мудрость (зрелость суждений, здравый смысл, достигаемые жиз-ненным опытом);

3) здоровье (физическое и психическое);

4) интересная работа;

5) красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве);

6) любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

7) материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

8) наличие хороших и верных друзей;

9) общая хорошая обстановка в стране, в обществе, сохранение мира между народами (как условие благополучия каждого);

10) общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

11) познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

12) равенство (равные возможности для всех);

13) самостоятельность как независимость в суждениях и оценках;

14) свобода (независимость в поступках и действиях);

15) счастливая семейная жизнь;

16) творчество (возможность творческой деятельности);

17) уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений);

18) удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений).

Инструментальные ценности:

1) аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке свои вещи, порядок в делах);

2) воспитанность (хорошие манеры, вежливость);

3) высокие запросы;

4) чувство юмора;

5) исполнительность (дисциплинированность);

6) независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

7) непримиримость к недостаткам в себе и в других;

8) образованность (широта знаний, высокая общая культура);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6