бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Проблема детско-родительских отношений в неполных семьях бесплатно рефераты

1.4.4. Содержание ребенка в неполной семье

Одной из основных функций семьи является материальное обеспечение потребностей тех ее членов, которые сами не могут себя материально обеспечить. Поэтому закон о семье исходит из требований: все члены семьи должны взаимно, согласно своим способностям и возможностям, помогать друг другу, обеспечивая необходимый материальный и культурный уровень семьи.

В области гражданских взаимоотношений одним из самых значительных является долг родителей материально обеспечивать своих детей. В условиях нормальной жизни семьи ее экономическая деятельность протекает обычно планомерно. Родители постоянно заботятся о своих детях, кормят, одевают их, обеспечивают жильем, то есть, говоря юридическим языком, выполняют свои родительские обязанности. В данном случае речь идет о нормальном способе выполнения своих обязанностей по содержанию детей, который наиболее распространен и с точки зрения интересов детей является самым желательным.

Совершенно иная ситуация возникает в семье, в которой родители расторгли брак и не живут вместе. В неполной семье, особенно в первое время после развода, очень часто серьезно нарушается материальное обеспечение.

Если родители не в состоянии решить после развода денежный вопрос, то они обращаются в суд, который принимает решение относительно родительских обязанностей по содержанию детей. Производится определение суммы, которую выплачивает, например, отец своей бывшей супруге на содержание ребенка. Разумеется, что отец, несмотря на то, что он не живет с ребенком, обязан постоянно заботиться о нем.

Алименты помогают матери несовершеннолетнего ребенка удовлетворять его жизненные потребности. Очень важно, чтобы это обеспечение было равномерным.

Забота о несовершеннолетнем ребенке, его правильном воспитании и материальном обеспечении необходима для того, чтобы молодое поколение росло здоровым и образованным, способным принести максимальную пользу обществу.

Потребности личности формируются равномерно, в соответствии с жизнью общества технически и культурно развитой страны. Дети должны воспитываться и готовиться к жизни так, чтобы они смогли в будущем стать полноправными, полезными членами нашего общества.

За воспитание детей, формирование их личности в первую очередь перед обществом отвечают родители. Таким образом, в понятие «содержание» закон вкладывает не только сумму денег, необходимую для пропитания ребенка.

Закон предусматривает все потребности ребенка, когда определяет размер алиментов. Сюда входят и все те необходимые потребности, без которых нельзя себе представить жизнь культурного человека. Однако мера этих потребностей различна. Например, потребности маленького ребенка, наверное, значительно меньше, чем подростка.

Необходимо, далее, учитывать здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, индивидуальные способности, склонности, интересы, подготовку к будущей профессии и т. п. Рассмотрение данного вопроса в таком широком масштабе обусловлено еще и тем, что ребенок живет в конкретных общественных условиях. Воспитывающему родителю чадо, помимо всего прочего, думать об организации отдыха ребенка, об удовлетворении его культурных потребностей, о занятиях вне школы, о дальнейшем его образовании и т. д. Однако удовлетворение многих потребностей требует материальных средств. Нередко ребенок из неполной семьи получает помощь из общественных средств.

О потребностях ребенка нельзя судить изолированно, без учета его индивидуального характера. Необходимо также принимать во внимание возможности родителей. Определенное значение при этом имеет уровень жизни ребенка до развода родителей.

На практике при определении потребностей несовершеннолетнего ребенка обычно рассматривается экономическое положение родителей, так как оно является отражением их жизненного уровня. Если способности и возможности, например, отца довольно ограниченны, то и алименты, которые он платит ребенку, обеспечат удовлетворение лишь минимальных потребностей ребенка. Это может ограничивать его развитие. Следовательно, способности и возможности родителей влияют на разностороннее формирование личности ребенка. Однако в судебной практике наблюдается стремление к определенному ограничению средств при определении алиментов, так как они призваны служить совершенно конкретной цели. Их размеры не должны выходить за рамки повседневных потребностей ребенка, которые необходимы ему для всестороннего развития, для нормальной жизни культурного человека в современном обществе.

Следующий вопрос, на который советуем обратить внимание, имеет отношение непосредственно к родителям. Что в интересующей нас ситуации называют способностями и возможностями родителей? Мы не будем рассматривать все стороны такого субъективного качества человека, как способности. Прежде всего, обратимся к способности трудиться. Она имеет очень широкий смысл. Однако в развитом обществе люди обладают не только общей способностью трудиться, но еще и индивидуальными качествами в виде знаний, умений, навыков, отвечающих требованиям определенной специализированной профессии. Эти люди занимаются такой деятельностью, которая дает им возможность удовлетворять свои духовные и материальные потребности. Эту способность люди приобретают с помощью, прежде всего профессиональной подготовки.

Что такое возможности родителей? Это категория объективная. Способности можно применить только в рамках определенных возможностей. В нашем обществе обеспечивается гармония интересов личности и общества, то есть каждый человек может реализовать свои индивидуальные способности в рамках общественных возможностей. Несмотря на эти условия, иногда могут возникнуть определенные противоречия. Во-первых, может случиться, что человек, имея способности к определенной профессии, не имеет объективной возможности для их реализации, так как утратил субъективные возможности (например, в результате инвалидности). Частичная или полная реализация собственных возможностей может зависеть от разных обстоятельств. С этим положением необходимо считаться судебным органам при рассмотрении вопроса о содержании ребенка родителем, обязанным платить алименты.

Например, у отца есть определенная квалификация. Несмотря на то, что имеются вакантные места для занятия должности по профессии, он выполняет неквалифицированную и менее оплачиваемую работу. Другой пример. Отец работает по специальности (получает сдельно), но выполняет свои обязанности настолько небрежно, что имеет за это низкую заработную плату. А характер его работы, при условии качественного ее выполнения, позволяет человеку иметь и более высокий заработок. Следовательно, этот отец предоставляет своему ребенку значительно меньшие возможности для развития. Поэтому суд, решая вопрос о содержании ребенка, должен внимательно изучать соотношение способностей и возможностей оставившего семью отца. При этом учитывается служебное положение отца, его заработок, материальное положение.

Чтобы с полной ответственностью проанализировать способности и возможности родителя, обязанного платить на ребенка алименты, и вынести решение, суд должен иметь конкретные основания. Как правило, прежде всего, изучаются сведения о заработке родителей. В том случае, когда наблюдается значительная неустойчивость заработка в течение года, например, из-за сезонного характера работы или неравномерной и неустойчивой выплаты

некоторой части премии за работу в течение определенного времени), необходимо получить соответствующую информацию о заработке за длительный период (например, за целый год). Эти сведения должны охватывать всю сумму средств, заработанную родителем, обязанным платить алименты. Необходимо исходить из того, что под понятием «заработная плата» понимается основная заработная плата, премии, прибавки, предоставляемые трудящемуся за выполнение трудового задания и участие в выполнении экономических показателей народнохозяйственного плана организации.

За последние годы возросло число людей, которые работают по трудовым соглашениям, находя применение своим способностям в нескольких профессиях. В такой ситуации при определении размера алиментов суд должен исходить из суммы всех доходов родителя. Такой же порядок распространяется на родителя, работающего постоянно по своей специальности, но, кроме того, имеющего дополнительный доход из авторских гонораров.

Необходимо обратить внимание на то, что суд не имеет права принуждать родителя, обязанного платить алименты, работать по совместительству или заниматься другой деятельностью, чтобы усилить материальную помощь детям.

Для родителя, получающего пенсионное обеспечение (например, военная пенсия), но продолжающего работать, также определяется общая сумма всех доходов, то есть учитываются средства из социального обеспечения и заработная плата.

Может ли суд прийти к такому заключению: способности и возможности родителя, обязанного платить алименты, не существуют? Такое положение бывает в исключительных случаях, тогда, когда, например, отец ребенка еще не способен на какую-либо деятельность, обеспечивающую его материально. На практике иногда бывает очень важно определить то время, начиная с которого можно требовать от этого отца выполнения обязанности по содержанию своего ребенка. Несомненно, они возникнут не раньше, чем человек станет способен содержать самого себя. Если, например, будет доказано, что отец ребенка серьезно готовится к своей будущей профессии и по этой причине неспособен содержать даже себя, то на него временно не возлагается обязанность платить алименты. Обычно в такой ситуации закон предписывает выполнять обязанность по содержанию ребенка родителям отца, другими словами, бабушке и дедушке.

Из всех видов гражданских обязанностей человека одним из самых важных с общественной точки зрения является долг по обеспечению детей. При этом необходимо исходить из принципа равного положения для всех детей одного и того же родителя. При решении простых случаев, как правило, трудности почти не возникают. Например, необходимо определить размеры алиментов отцу, имеющему детей только от одной жены. Гораздо сложнее ситуация, когда отец имеет нескольких детей от разных браков. Здесь необходимо взвесить возможности матери того ребенка, на содержание которого определяются алименты. Суд должен учитывать конкретные условия жизни всех несовершеннолетних детей одного отца.

Если суд определил платить алименты на содержание ребенка отцу, покинувшему семью, то он должен добровольно подчиниться судебному решению и в определенные сроки выплачивать установленные судом суммы. Если он не последует этому правилу, то подвергнет себя опасности, так как против него будет выдвинуто обвинение в нарушении исполнения судебного постановления.

В нашей стране законом предусматривается несколько способов, с помощью которых можно привести в исполнение решение суда. В большинстве случаев оно приводится в исполнение путем вычетов определенной суммы денег из зарплаты отца. Причем удержание из зарплаты распространяется на заработки во всех учреждениях, где он работает. Это означает, что отец не может избежать выполнения решения частыми изменениями своего места работы. Решение суда об алиментах переходит с родителем на следующее место работы.

В современном обществе дети окружены большим вниманием и заботой. Государство берет на себя расходы на образование и медицинское обслуживание детей, на их воспитание во многих детских учреждениях. Многим семьям предоставляются определенные льготы для воспитания детей. Общество оказывает материальную помощь и, многодетным семьям. Существует много видов государственной помощи, например стипендии, пенсии сиротам, надбавки к зарплате на воспитание детей, особенно в семьях е минимальной заработной платой у родителей.

Закон о семье принимает также во внимание материальное обеспечение детей, о которых родители не проявляют соответствующей заботы. Обычной причиной такого положения в семье является безответственность тех лиц, которые обязаны содержать ребенка, то есть родителей, которые не выполняют своих прямых обязанностей.

Пособие на содержание детей выплачивается из государственных средств и является одним из видов материальной помощи, способствующей благоприятному развитию детей. Такую помощь государство может оказывать единовременно или в течение какого-то периода. Предоставление пособия на содержание ребенка рассматривает специальная комиссия, которая выясняет причины возникшей ситуации.

При рассмотрении каждого конкретного случая, прежде всего, обращают внимание на возраст ребенка, его здоровье, на материальное положение лиц, обязанных его содержать, на безвозмездную помощь третьих лиц (родственников, знакомых). Если комиссия найдет причину для предоставления пособия действительно актуальной, то она назначает денежный размер пособия. Комиссия может решить вопрос о целесообразности воспитания такого ребенка в детском учреждении.

Глава 2. Эмперическое исследование

детско-родительских отношений в неполной семье

Существует необходимость проведения исследования детско-родительских отношений в полных и неполных семьях.

В процессе исследования была выдвинута гипотеза: детско-родительские отношения в неполных и полных семьях отличаются в эмоциональном плане, из-за недостаточности удиления внимания, любви и ласки своим детям. Родители в полных семьях принимают своих детей такими, какие они есть.

2.1. Организация исследования: исследование проводилось в 2006-2007гг.

в г. Москве и г. Зеленограде.

Всего в исследовании приняли участие: 10 детей в возрасте от 7 до 10 лет из неполных семей и их родители (мать/отец - 10 человек) и 10 детей в возрасте от 7 до 10 лет из полных семей (мать/отец - 10 человек). Испытуемые являлись учениками 1-3-х классов и были разделены на 2 группы. В экспериментальную группу входили дети из неполных семей, а в контрольную дети из полных семей.

2.2. Методики исследования

Методика диагностики родительского отношения

(А.Я. Варга, В.В. Столин);

Опросник методики диагностики родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) позволяет выявить те или иные аспекты родительского отношения.

Опросник состоит из 5 шкал.

«Принятие - отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым.

«Кооперация» - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается помочь ребенку, сочувствует ему. Поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных.

«Симбиоз» - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. Высокие баллы по этой шкале интерпретируются как стремление родителя к симбиотическим отношениям с ребенком.

«Авторитарная гиперсоциализация» - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм.

«Маленький неудачник» - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность.

Результаты психологической диагностики, проведенной для определения стиля отношения к ребенку в полной семье, представлены в таблице 1

В таблице 2 представлены результаты психологической диагностики, проведенной для определения стиля отношения к ребенку в неполной семье.

Таблица 1

Результаты изучения стиля отношения к ребенку в полной семье.

№ пп

Принятие

Кооперация

Симбиоз

Гиперсонализа

ция

Инфантили

зация

1.

9

80

5

69

46

2.

97

49

75

69

15

3.

77

12

93

69

85

4.

89

31

75

32

70

5.

68

49

75

69

93

6.

31

80

75

14

70

7.

54

80

93

32

46

8.

68

49

93

84

70

9.

77

80

87

54

70

10.

68

31

20

69

97

11.

89

80

87

84

46

12.

12

80

97

69

70

13.

4

31

39

32

46

14.

31

49

87

69

70

15.

12

80

75

54

70

16.

68

80

75

14

46

17.

68

80

58

54

46

18.

31

80

39

4

70

19.

31

80

58

54

70

20

54

80

58

4

46

Ср.зн.

51,9

63,05

63,85

49,95

62,1

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6