бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Приемы группового консультирования бесплатно рефераты

Приемы группового консультирования

21

Оглавление

1.Введение. Психологическое консультирование

2.Процедуры и техники консультирования

3.Базовые приемы группового консультирования в

различных подходах

3.1. В психоаналитическом подходе

3.2. В группах психодрамы

3.3. В экзистенциальном подходе к группе

3.4. В гештальттерапии

3.5. В транзактном анализе

3.6. В группах терапии поведения

3.7. В группах рационально-эмоциональной терапии

Заключение

Литература

1. Введение. Психологическое консультирование

Психологическое консультирование как профессия возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь. Здесь мы сталкиваемся, прежде всего, с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни. Спектр проблем поистине широк: трудности на работе, неустроенность личной жизни и неурядицы в семье, плохая успеваемость в школе, недостаток уверенности в себе и самоуважения, мучительные колебания в принятии решений, трудности в завязывании и поддержании межличностных отношений и т.п. С другой стороны, психологическое консультирование, как молодая область психологической практики, пока еще не имеет строго очерченных границ, в его поле зрения попадают самые разнообразные проблемы.

Что же такое консультирование? Беркс и Стэффлре предложили такое определение: “Консультирование - это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как “личность-личность”, хотя иногда в нем участвуют более двух человек. Цель консультирования - помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера”.

Имеется много сходных определений, и все они включают несколько основных положений:

1) Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению.

2) Консультирование помогает обучаться новому поведению.

3) Консультирование способствует развитию личности.

4) В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента.

5) Сердцевиной консультирования является “консультативное взаимодействие” между клиентом и консультантом, основанное на философии “клиент - центрированной” терапии.

Определение психологического консультирования охватывает стержневые установки консультанта в отношении человека вообще и клиента в частности. Консультант принимает клиента как уникального, автономного индивида, за которым признается и уважается право свободного выбора, самоопределения, право жить собственной жизнью. Тем более важно признать, что любое внушение или давление мешает клиенту принять ответственность на себя и правильно решать свои проблемы.

2. Процедуры и техники консультирования

Важной техникой консультирования является постановка вопроса, используется с двумя целями: получение информации о клиенте и побуждение его к самоанализу.

Как известно, вопросы разделяются на открытые и закрытые. закрытые вопросы используются для получения конкретной информации о клиенте и обычно предполагают ответ в одном - двух словах, подтверждение или отрицание. Открытые вопросы служат не столько для получения сведений о жизни клиентов, сколько позволяют обсуждать чувства.

Любой вопрос должен быть обоснован - задавая его, надо знать, с какой целью он задается.

Для создания и укрепления консультативного контракта очень важны приемы одобрения и успокоения. Приободрить клиента можно краткой фразой, означающей согласие или понимание. Такая фраза побуждает клиента продолжить повествование. Одобрением выражается поддержка. Успокоение, вместе с одобрением позволяет клиенту поверить в себя и рисковать, изменяя некоторые аспекты самости, испытывая новые способы поведения.

Отражая содержание признаний клиента, мы перефразируем его высказывание или обобщаем несколько высказываний. Отражение содержания показывает клиенту, что его активно выслушивают и что он понят. Это также помогает и самому клиенту лучше понять себя, разобраться в своих мыслях, идеях, установках.

Познание и отражение чувств клиента представляются одной из главнейших техник консультирования. Отражение чувств тесно связано с перефразированием высказанных клиентом чувств - разница лишь в том, что в последнем случае внимание сосредоточивается на содержании, а при отражении чувств - на том, что скрыто за содержанием. Желая отражать чувства клиента, консультант внимательно выслушивает его признания, перефразирует отдельные утверждения, тем самым ориентируясь и на чувства, высказанные клиентом в признании.

Умение молчать и использовать тишину в терапевтических целях - один из важнейших навыков консультирования. Хотя тишина в консультировании иногда означает нарушение консультативного контракта, тем не менее она бывает глубоко осмысленной. Для консультанта, научившегося быть чутким к различным смыслам тишины, вообще к тишине и научившегося сознательно создавать и использовать паузы в консультировании, молчание становится особенно ценным.

Цели консультирования достигаются посредством предоставления клиенту информации: консультант высказывает свое мнение, отвечает на вопросы клиента и информирует его о разных аспектах обсуждаемых проблем.

Каждый клиент - это не открытая книга, а неизвестная страна, где все ново и вначале трудно поддается пониманию. Хотя как-то ориентироваться в этой неизведанной стране консультанту помогает техника интерпретации. В консультировании очень важно выявить большее, нежели содержится в поверхностном повествовании клиента. Интерпретационные утверждения консультанта придают определенный смысл ожиданиям, чувствам, поведению клиента, потому что помогают установить причинные связи между поведением и переживаниями.

Каждый консультант время от времени вынужден в терапевтических целях вступать в конфронтацию с клиентами. Конфронтацией добиваются показа клиенту способов психологической защиты, используемых в стремлении приспособиться к жизненным ситуациям, но которые угнетают, ограничивают становление личности. В центре конфронтации обычно оказывается стиль межличностного общения клиента, отражающийся в консультативном контракте.

Структурирование означает организацию отношений консультанта с клиентом, выделение отдельных этапов консультирования и оценку их результатов, а также предоставление клиенту информации о процессе консультирования. Закончив один этап, консультант вместе с клиентом обсуждают результаты, формируют выводы.

3.Базовые приемы группового консультирования в различных подходах

Существуют несколько теоретических подходов, которые имеют свое название, образуют свои цели, стадии развития групповой работы, определяют роль и функции группового консультанта, а также предлагают множество разнообразных стратегий и техник воздействия в групповом консультировании.

Подходы

Приемы

Психоаналитический подход

Свободные ассоциации, интерпретация, анализ сновидений, инсайт, альтернативная сессия.

Группы психодрамы

Самопрезентация, обмен ролями, техника “дубля”, монолог, “волшебный магазин”, проекция будущего, повторение, ролевой тренинг.

Экзистенциальный подход

Используются различные методы для раскрытия и понимания участниками способов “бытия в мире”.

Личностно-центрированный подход

Используется очень мало техник, особенно заранее подобранных и провоцирующих группу на “что-нибудь”. Важнейшие техники - активное вслушивание, отражение чувств, объяснение, помощь.

Гештальтподход

Языковые упражнения, игра диалогов, фантазирование, репетиция, обратный эксперимент, преувеличение, анализ сновидения.

Транзактный анализ

Структурный анализ, анализ “сценариев”, моделирование семьи, ролевые игры.

Поведенческая групповая терапия

Подкрепление, контракт, моделирование, тренировка поведения, инструктирование, обратная связь, когнитивная реконструкция, решение проблем, поддержка.

Рационально-эмотивная терапия

Когнитивные приемы: домашние задания, устранение условностей; эмотивные приемы: использования юмора, ролевая игра, упражнение “атака на стыд”; поведенческие методы: подкрепление и наказания, тренинг навыков.

А теперь подробно рассмотрим классификацию приемов группового консультирования в различных направлениях, у разных авторов, изучающих эти проблемы.

3.1. В психоаналитическом подходе

Цель аналитического процесса - реструктурирование характера клиента и его личности. Эта цель достигается посредством переноса бессознательного конфликта на уровень сознания и его исследования. Психоаналитические группы в символической форме проигрывают реальную семью клиента, чтобы его историческое прошлое было воспроизведено в настоящем группы. Основан на работах З.Фрейда и Э.Эриксона. Основатель А.Вульф, именно он применял в группе базовые психоаналитические техники.

СВОБОДНЫЕ АССОЦИАЦИИ. Базовым инструментом для раскрытия вытесненного или бессознательного материала являются свободные ассоциации - т.е. высказывание всего, что приходит на ум, вне зависимости от того, насколько болезненным, нелогичным или неадекватным оно может показаться. От членов группы ожидают непосредственного выражения чувств, без отбора или цензуры высказываемого содержания, и групповая дискуссия остается открытой для всего, что члены группы захотят привнести в нее, т.е. она не крутится вокруг какой-то определенной темы.

“Круговая техника” (адаптация) - здесь каждый участник группы идет по кругу и, оказываясь напротив очередного человека, говорит первую вещь, которая пришла ему в голову по поводу этого человека. В результате члены группы показывают внутренние чувства, ослабляют защиту и часто развивают в себе способность видеть глубинные психические конфликты.

Этот прием помогает членам группы стать более спонтанными и открыть для себя бессознательные процессы, что ведет к более острым и ярким инсайтам по поводу собственной психодинамики.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ. Используется при анализе свободных ассоциаций, снов, сопротивления и чувств, связанных с переносом. Интерпретация требует овладения соответствующими навыками. Есть несколько основных правил,

которые полезны для формулировки интерпретации.

- Интерпретация должна касаться материала, который близок к области осознания клиента.

- Интерпретация должна делаться от первого лица и затрагивать настолько глубоко, насколько позволяет эмоциональная толерантность клиента.

- Предпочтительно сначала обсудить формы защиты и сопротивления и лишь потом давать интерпретацию чувствам или конфликту, которые лежат в их основе.

Одно из преимуществ заключается в том, что члены группы могут высказывать свои инсайты по поводу других участников группы. По мере того как члены группы будут знакомиться друг с другом, они начнут осознавать защитные стратегии и предлагать свои наблюдения.

АНАЛИЗ СНОВИДЕНИЯ. Сны выражают бессознательные потребности, конфликты, желания, страхи и вытесненный опыт. Когда сновидение рассказывается и прорабатывается в группе, пациент получает новое понимание мотивации и неразрешенных проблем, стоящих за ним. Некоторые мотивы настолько неприемлемы для личности, что они могут быть выражены только в замаскированной или символической форме.

Следует заметить, что сновидения одновременно обладают внешним, декларируемым (сознательным) содержанием и скрытым, латентным содержанием. Открытое содержание - это сон в той форме, в которой он видится сновидцу; латентное содержание - это замаскированные, бессознательные мотивы, которые представляют скрытое содержание сна. Психоаналитическая группа работает на обоих уровнях, поскольку сны рассматриваются как ключ, который открывает то, что скрыто в бессознательном, основной целью работы со снами является исследование скрытой подоплеки видимого сна и постепенное раскрытие подавленного конфликта.

Члены группы одновременно интерпретируют и проецируют, и этот процесс зачастую ведет к весьма ценному инсайту.

ИНСАЙТ И ПРОРАБОТКА. Инсайт означает осознание причин тех трудностей, с которыми сталкиваемся в настоящем. По мере того как клиент развивает более глубокий и острый инсайт, он усиливает свою способность осознавать различные способы, посредством которых проявляется суть конфликта, и делать это как в группе, так и в повседневной жизни. Формируются новые связи, и начинают проявляться доминантные темы. Например, если в процессе групповой работы некоторые члены группы открывают, что они нуждаются в том, чтобы делать всем приятное любой ценой, они приходят к пониманию того, как эта потребность влияет на их жизнь.

Процесс проработки включает в себя повторное переживание незавершенных событий в контексте переноса.

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СЕССИЯ. Проводится без консультанта, она направлена на создание доверительной атмосферы, которая стимулирует раскрытие участников группы. Альтернативная сессия выполняет две цели: помочь членам группы найти более эффективные способы взаимоотношений с другими людьми и стимулировать их рост как личностей, чтобы они смогли мыслить независимо и оставаться самими собой.

3.2. В группах психодрамы

Создана Я.Л.Морено и развивалась его женой З.Т.Мореной. Клиент разыгрывает свое прошлое, настоящее или не принятые им жизненные ситуации и роли в действии, пытаясь достигнуть более глубокого понимания и катарсиса, а также развивая поведенческие навыки, новые возможности решения конфликтов.

Психодрама использует ряд особых приемов, предназначенных для усиления чувств, прояснения замешательств и скрытых мнений, усиления инсайта и самосознания, а также практики нового поведения.

Психодраматический метод состоит из следующих компонентов: сцена (обычно - свободное пространство в комнате), режиссер (обычно групповой терапевт), протагонист (человек, который предлагает свою проблему для исследования), вспомогательные “я” (люди, которые исполняют остальные роли) и аудитория (оставшиеся члены группы, перед которыми исследуется данная проблема).

САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ. Прием самопрезентации предполагает, что протагонист дает собственный портрет, чтобы ввести группу в ситуацию (например, отношения отца и дочери). Предлагается организовать инсценировку, режиссер помогает перевести повествование в действие.

ОБМЕН РОЛЯМИ. Этот метод позволяет расширить осознание и поведенческий репертуар клиента. В ходе обмена ролями протагонист принимает на себя роль другой личности, участвующий в драме. Исполняя роли значимых людей, включенных в психодраму, он может получить значимые интеллектуальные и эмоциональные инсайты в отношении ситуации, в которой находится другой. Этот прием развивает эмпатию (способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям).

Второй и наиболее важной функцией обмена ролями является развитие эмпатии протагониста по отношению к значимым людям его жизни. Принимая роль другого человека в психодраме, приобретает более глубокое понимание и воспринимает ситуацию с иной перспективы.

ДУБЛЬ. Техника дубля подразумевает исполнение вспомогательным “я” особой роли - “внутреннего Я” протагониста. Дубль выражает мысли и чувства, которые обычно остаются невыраженными. Дубль выполняет функцию “внутреннего голоса”, как, например, в кино или на телевидении. Дубль стоит сбоку от протагониста (чтобы он мог видеть и отражать невербальную коммуникацию протагониста и все же не заполнять собой поле его восприятия) и говорит слова, которые не могут или не должны быть произнесены. Режиссер говорит что-то вроде: “Эта ваш дубль. Если он скажет то, что вы думаете, повторите это. Если он ошибается, поправьте его”. Существует достаточно много вариантов этого приема.

Страницы: 1, 2