бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Преодоление последствий посттравматического стрессового расстройства у участников боевых действий, получивших ранения и увечья, с помощью метода психологического дебрифинга бесплатно рефераты

1.2 Основные методы психологической диагностики военнослужащих, получивших ранения.

Для диагностики личностных особенностей испытуемых используется следующие психологические тесты ( САН, Спилбергер, СМОЛ, Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ»,1998 - 672 с. а также проективные методы "Дом-Дерево-Человек", "Несуществующее животное"). Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. - СПб.: Речь, 2002. - 230 с., 278 с.

Комплексное применение тестовых методик позволяет с большей вероятностью определить актуальный психологический статус раненого, определить продолжающие травмировать его психику. С каждым военнослужащим проводятся индивидуальные беседы, целью которой является первичная диагностика имеющихся проблем и психических травм.

Используемые методики:

САН (Самочувствие, активность, настроение)

Цель: оперативная оценка самочувствия, активности и настроения.

Описание методики: опросник состоит из 30 пар противоположенных характеристик, по котором испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень выраженности той или иной характеристики своего состояния.

Инструкция: вам предлагается описать свое состояние, которое вы испытываете в настоящий момент, с помощью таблицы, состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристике.

Обработка данных:

Самочувствие (сумма баллов по шкалам): 1,2,7, 8, 13,14, 19.20, 25,26.

Активность (сумма баллов по шкалам): 3,4,9,10,15.16,21,22,27,28.

Настроение (сумма баллов по шкалам): 5,6,11,12,17,18,23,24,29,30.

Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже 4 свидетельствуют об обратном. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0 - 5,5 баллов. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ»,1998 - 672 с.

Методика диагностики самооценки уровня тревожности

Ч.Д.Спилбергера, Ю.Л.Ханина.

Цель методики - самооценка уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями.

Обработка и интерпретация результатов: при интерпретации результат можно оценивать так: до 30 - низкая тревожность; 31-45 - умеренная тревожность; 46 и более - высокая тревожность.

СМОЛ (Стандартный многофакторный опросник личности) Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ»,1998 - 668с.

Опросник представляет собой сокращенный вариант ММPI, содержит 71 вопрос, 11 шкал. Из них 3 - оценочные.

Цель методики: Первые три оценочные шкалы измеряют искренность испытуемого, степень достоверности результатов тестирования и величину коррекции вносимую чрезмерной осторожностью (шкала лжи (L); шкала достоверности (F); шкала коррекции (К)).

Остальные 9 шкал являются базисными и оценивают свойства личности (шкалы: Ипохондрии (1), Депрессии (2), Истерии (3), Психопатии (4), Паранойяльности (6), Психоастении (7), Шизоидности (8), Гипомании (9) Обработка результатов и описание всех шкал методики представлены в приложении 8..

Процедура обследования является стандартной для всех опросников.

Обработка и интерпретация результатов: Высокими оценками по всем шкалам, после построения профиля личности. Являются оценки, превышающие 70. Низкими оценками считаются оценки ниже 40.

Методика исследования личности «Дом - дерево- человек» Дж. Бука

Целью является исследование личности.

Суть методики заключается в следующем. По мнению Дж. Бука по рисункам можно судить об эффективной сфере личности, ее потребностях, уровня психосексульного развития и т.д. Автор демонстрирует возможность теста определять уровень интеллектуального развития.

Инструкция. Обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека. Затем поводится опрос по разработанному плану Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. - СПб.: Речь, 2002. 230 с.,.278с..

«Несуществующее животное»

По своему характеру относится к числу проективных методов. Этот тест построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка

Цель - исследование личности. По составу данных тест ориентировочный, и поэтому как единственный метод исследования использован быть не может. (требует объединения с другими методами, т.е. использования в качестве батарейного инструмента исследования.

Инструкция: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим именем» Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. - СПб.: Речь, 2002. С.241..

1.3 Основные методы социально-психологической реабилитации раненых.

Под термином реабилитация большинство исследователей подразумевают систему государ-ственных социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение временной или стойкой утраты трудоспособности и на скорейшее возвращение больных и инвалидов в общество и к общественно полезному труду См.: Боченков А. А. Основные принципы и положения системы психофизиологической реабилитации пострадавших // Вопр. психологии и физиологии труда корабельных специалистов: Материалы и тезисы докладов 2-й научно-практической конференции врачей-психофизиологов ВМФ. -- СПб.: ВМФ, 1992. -- С.114-120..

Проблема реабилитации не укладывается в рамках исключительно медицинских знаний, поскольку она представляет собой систему научной и практической деятельности, направленную на восстановление личностного и социального статуса субъекта путем комплексного воздействия на личность с привлечением медицинских, психологических, социальных, педагогических, правовых и иных средств.

Медицинская реабилитация представляет собой систему мероприятий, направленных на профилактику патологических процессов, приводящих к временной утрате трудоспособности, или на возможно раннее и эффективное возвращение больных и инвалидов в общество и к полезному труду См.: Медицинская реабилитация раненых и больных / под редакцией Ю.Н. Шанина. - СПб.: Специальная литература, 1999. С. 219.

32См.: Маклаков А. Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: Автореф. дисс. ... докт. психол. наук.-- СПб.: ЛГУ, 1996.-- 37с..

Под психологической реабилитацией военнослужащих, получивших травмы и ранения при выполнении профессиональных обязанностей, следует понимать систему медико-психологиче-ских реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление функционального состояния организма, нормализацию эмоциональной, морально-нравственной и мотивационной сфер, достижение оптимального уровня личностной адаптации и профессионально важных ка-честв пострадавших (реконвалесцентов), обеспечивающих военно-профессиональную работоспособность. Психологическую реабилитацию проводят врачи-психофизиологи, медицинские и социальные психологи, владеющие методами психодиагностики, психокоррекции и психотерапии.

Психологическая реабилитация раненых должна отвечать принципам: про-фессиональности, обоснованности, индивидуальности и оптимальной длительности.

Профессиональность. Мероприятия психофизиологической реабилитации должны проводить врачи-психофизиологи, имеющие специальную подготовку по оценке функциональ-ного состояния человека и владеющие метод социально-психологического изучения и психо-физиологического обследования.

Обоснованность мероприятий психофизиологической реабилитации. Этот принцип предусматривает подбор надежных, доступных и оптимальных методов психологической реабилитации, проверенных многолетней практикой, которые возможно ре-ализовать в условиях нахождения реконвалесцента в медицинском учреждении. Методы психологической реабилитации следует выбирать с учетом особенностей функционального состояния соматической и психической сфер после боевой травмы и назначенной лечащим врачом терапии.

Индивидуальность психологической реабилитации предусматривает в процессе ее планирования и проведения учет уровня снижения профессионально важных качеств, наличия патохарактерологических изменений личности, восприимчивости и переносимости реконвалесцентами различных медико-психологических методов.

Непрерывность и оптимальная длительность реабилитационных мероприятий. Психологическую реабилитацию следует начинать с момента поступления в лечебное учреждение и продолжать до нормализации функционального состояния и восстановления профессионально важных качеств. Преждевременное и недостаточно обоснованное сокращение курса психологической реабилитации, а тем более полное его прекращение, приводят к срыву ремиссии, психологической декомпенсации, подрывают веру во врача и успех лечения.

Основные задачи психологической реабилитации определяются характером психо-логического состояния, выраженностью нервно-эмоциональных расстройств и индиви-дуально-личностными особенностями раненых. Основными из них являются: См.: Маклаков А. Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: Автореф. дисс. ... докт. психол. наук.-- СПб.: ЛГУ, 1996.-- 37с..

· оценка психологического состояния пострадавших, определение качества и степени психоэмоционального расстройства;

· определение оптимальных путей и методов психологического воздействия, направленных на восстановление оптимальной работоспособности;

· формирование оптимальной психологической реакции на течение и последствия ранения и заболевания;

· изучение динамики психических нарушений в процессе лечения в стационаре и пост стационарном периоде;

· оценка физической, сенсорной и интеллектуальной работоспособности реконвалесцентов и сопоставление их с номинальными показателями профессиональной работоспособности;

· коррекция психосоматического статуса методами психотерапевтических: психофизиологи-ческих и психофармакологических воздействий;

· необходимости -- профессиональной переориентации

· Задачи психологической реабилитации решают поэтапно, в соответствии со структу-рой реабилитационных мероприятий.

Основные этапы психологической реабилитации См.: Медицинская реабилитация раненых и больных / под редакцией Ю.Н. Шанина. - СПб.: Специальная литература, 1999. С. 165

Диагностическим и клинико-психологическим обследованием оценивают фун-кциональное состояние раненых, их психологические особенности, определяют уро-вень физиологических резервов систем организма и напряжение процесса психической адапта-ции. На данном этапе могут определяться степень и особенности психоэмоциональных нарушений, отклонения и особенности познавательных психических способностей -- памяти, внимания и мышления.

Лечебно-восстановительный, когда конкретизируется индивидуальный подход, основанный на наличии психоэмоциональных нарушений индивидуума, осуществляется под-бор индивидуального психотерапевтического воздействия (рациональная психотерапия, логотерапия, релаксирующие техники с элементами суггестии и др.). Периодически контролирует-ся динамика психического статуса и коррегируются лечебные мероприятия.

Социальной адаптации (профессионально-восстановительный). На данном эта-пе используют специальные тренажеры, аппаратурные и компьютерные методики для восста-новления утраченных навыков. Анализируется эффективность лечебно-восстановительных ме-роприятий и определяется степень восстановления профессиональной пригодности и работоспособности.

При реализации и применение перечисленных выше техник был использован основной принцип - учет индивидуально-психологических особенностей каждого раненного и соответствие их основным задачам социально-психологической реабилитации.

В основу психокоррекционных мероприятий, применяемых в 6 ЦВКГ с ранеными легли cледующие методы социально-психологической реабилитации: суггестивная терапия; рациональная психотерапия; гетеро- и ауторелаксационные техники; психологическое консультирование; психоанализ; трансактный анализ; психодрама; логотерапия, гештальт-терапия, дебрифинг стресса критических инцидентов, и другие См.: Актуальные проблемы медицинской реабилитации: Сборник научных трудов / Под ред. Иванова В.Н., Голова Ю.С., Щеголькова А.М. - Т.3. - М.: Изд. 6 ЦВКГ МО РФ, 1998. - 281 с..

Рациональная психотерапия, как метод психотерапии, основывается на разубеждении, убеждении, обращении к разуму травмированного человека, предъявлении ему различных убедительных фактов, доказательств, что приводит его к возможности самому делать определенные выводы, приходить к нужным заключениям, изменяя отношение к психотравмирующей ситуации. Включает в себя проведение в доступной форме специальных бесед с военнослужащими, получившим психическую травму. В ходе них логически доказывается возможность успешного лечения.

Логотерапия, как метод психотерапии, основывается на исследовании смыслозначимых характеристик существования раненых и на оказании им помощи в осознании смысла жизни, осуществление которого дает лечебный эффект. Уникальный смысл жизни или выполняющие его функцию обобщенные ценности можно найти в одной из трех сфер: творчества, переживания и сознательного принимаемого отношения к тем обстоятельствам, кои невозможно изменить Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1998. С. 269.

Суггестивная психотерапия представляет собой осуществление эмоционального влияния на психику военнослужащего, т.е. внушение ему определенных мыслей. Воздействие на человека осуществляется двумя способами: внушением в состоянии сна (гипноз) и внушением в состоянии бодрствования. Внушение есть ни что иное, как целенаправленное психическое воздействие, пассивно воспринимаемое человеком без критической оценки. Наибольшее распространение получили такие формы внушения, как самовнушение (саморегуляция) и аутогенная тренировка. См.: Актуальные проблемы медицинской реабилитации: Сборник научных трудов / Под ред. Иванова В.Н., Голова Ю.С., Щеголькова А.М. - Т.3. - М.: Изд. 6 ЦВКГ МО РФ, 1998. С. 119.

Трудотерапия - метод психологической реабилитации, применяемый в госпитале на этапе социальной адаптации. Также относится к методам психологической реабилитации, так как привлечение воинов с травмированной психикой к выполнению несложных работ и заданий, кроме развития физической активности, ведет к формированию устойчивого положительного фона настроения, позитивной установки к труду и служебной деятельности, способствует ускорению адаптации военнослужащего в воинском коллективе. Актуальные проблемы медицинской реабилитации: Сборник научных трудов / Под ред. Иванова В.Н., Голова Ю.С., Щеголькова А.М. - Т.3. - М.: Изд. 6 ЦВКГ МО РФ,1998. - 281 с.

Эстетотерапия - лечение прекрасным, красивым. Включает в себя библиотерапию, музыкотерапию, натуртерапию и т.п. Физическая среда, окружающая человека (цвет; звуки; запахи; температурные, погодные, географические факторы), оказывают мощное воздействие на человека, меняя его психическое состояние, настроение, самочувствие и жизненный тонус. Основная цель этого воздействия состоит в отвлечении военнослужащего от остро переживаемых ситуаций для достижения успокоительного эффекта, снятия нервно-эмоционального напряжения, нормализации деятельности нервной и сердечно-сосудистой систем. В данной работе основное внимание уделено исследованию влияния метода психологического дебрифинга на индивидуально-личностные особенности психики военнослужащих, получивших увечья в ходе боевых действий. Актуальные проблемы медицинской реабилитации: Сборник научных трудов / Под ред. Иванова В.Н., Голова Ю.С., Щеголькова А.М. - Т.3. - М.: Изд. 6 ЦВКГ МО РФ,1998. - 290с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12