бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Предмет зоопсихологии бесплатно рефераты

34. Низший уровень элементарной сенсорной психики. На этом уровне развития находится довольно большая группа животных. Это и стоящие между растительным и животным миром жгутиковые, и сравнительно сложно устроенные одно - и многоклеточные животные. На низшем уровне поведение выступает в довольно разнообразных формах, но всё же мы имеем дело лишь с примитивными проявлениями психической активности. Простейшие активно реагируют на биологически незначимые свойства компонентов среды как на сигналы о появлении жизненно важных условий. Т. о. простейшим свойственна элементарная форма психического отражения - ощущение, т. е. чувствительность. Это самый низший уровень психического отражения, до этого было только допсихическое отражение растений. У низших животных психика направлена на добывание пищи и определение ее пригодности, избегание неприятных воздействий(при этом они отклоняются или обползают препятствия). Локомоция простейших осуществляется в виде кинезов - элементарных инстинктивных движений. Таксисы - генетически фиксированные механизмы пространственной ориентации двигательной активности животных в сторону благоприятных(положительные таксисы) или неприятных(отрицательные)условий среды. Термотаксисы, клинотаксисы (изменение траектории при встрече с преградой, например), геотаксисы, хемотаксисы(в ответ на химическое раздражение), фототаксисы(изменение освещения).

35. 36. Элементарная сенсорная психика перех стадия к перц псих. Элементарную сенсорную психику Леонтьев определяет как стадию, на которой деятельность животных "отвечает тому или иному отдельному воздействующему свойству (или совокупности отдельных свойств) в силу существенной связи данного свойства с теми воздействиями, от которых зависит осуществление, основных биологических функций животных. Соответственно отражение действительности, связанное с таким строением деятельности, имеет форму чувствительности к отдельным воздействующим свойствам (или совокупности свойств), форму элементарного ощущения". Стадия же перцептивной психики, по Леонтьеву, "характеризуется способностью отражения внешней объективной действительности уже не в форме отдельных элементарных ощущений, вызываемых отдельными свойствами или их совокупностью, но в форме отражения вещей". Деятельность животного определяется на этой стадии тем, что выделяется содержание деятельности, направленное не на предмет воздействия, а на те условия, в которых этот предмет объективно дан в среде. Это содержание уже не связывается с тем, что побуждает деят - ть в целом, но отвечает специальным воздействиям, которые его вызывают". Сенсорная психика. На уровне отражения проявляются только отдельные свойства предметов. Преобладание инстинктивных форм поведения. Беспозвоночные и рыбы. По мере развития деятельности происходит развитие образа и осуществляется переход на новую стадию. Перцептивная психика. Деятельность животных отражает отношения между предметами. В образе мира животных - отражение только отдельных предметов. Появление игровой деятельности. Медленно формируются прижизненные навыки.

К перех фазе можно отнести моллюсков, кольч червей, ранн хордовых (оболочников, бесчерепных)Передвиг - ползанием (плаванием), очень прост строен и образ жизни, многие ведут неподв образ жизни или явл паразитами. Манипуляц осущ ротовым аппаратом. Светоощущ как через светочувств клетки, так и через спец органы зрен (кот не позволяют опред объект, но интенсивность света определ - т). Нет акт - х жищ - ов, питаются органич вещ - вами раствор в воде, общен примитивное, огранич террит - м, пол - ым общ - ем, нет заботы о потомстве.

37. Общая характеристика низшего уровня перцептивной психики. Общая характеристика: 1)Ориентация поведения по отдельным свойствам предметов, но не по предметам как таковым. 2)Выраженный активный поиск положительных раздражителей, т. е. выражено положительное таксисное поведение. 3)Ригидные, “запрограммированные” элементы преобладают, но при этом есть и накопление индивидуального опыта (только в определённых функциональных сферах). 4)Новые категории инстинктивного поведения: групповое поведение, общение, ритуализация, агрессивность, территориальное поведение. 5)Способность к элементарному абстрагированию(узнавание треугольника вне зависимости от размера). Ограниченность: только при еде у пчёл, только в лабиринте у муравьёв. 6)Облигатное научение(обязательно для каждой особи этого вида, доводка видоспецифического поведения). Аллело - миметическое поведение(подражание без научения, стимуляция видоспецифических действий). 7)Забота о потомстве по видоспецифическим программам. 8)Орудийные действия(выравнивание входа в норку камешком у роющих ос, употребление листиков и комочков земли для переноса найденной еды у муравьёв). Членистоногие и головоногие моллюски способны воспринимать объекты, взаимодействовать с ними, учитывая целостную ситуацию, замечают появление новых объектов, различают формы. Эта способность определяется в эксперименте(дифференцировочная дрессировка). Территориальные виды членистоногих и головоногих хорошо знают свою территорию и замечают перемены, при этом первых план выходит ориентировочная деятельность.

38. Общая характеристика высшего уровня перцептивной психики. В эту группу входят хрящевые и костные рыбы, амфибии, рептилии и все остальные животные. Особенности животных на этой стадии: 1)Локомоция: разнообразная, а у животных на суше в связи со сложностью двигательных задач более совершенная. 2)Манипулирование: познавательное значение. По мере специализации часть функций передних конечностей передаётся ротовому аппарату. Мультифункциональность передних конечностей. 3)Комфортное поведение есть уже у членистоногих(муха чистит себя лапками), но здесь оно гораздо более разнообразно и индивидуально. 4)Способность к зрительному обобщению, восприятие и узнавание формы. Выраженность различна у низших и у высших позвоночных. 5)Общение: разнообразие и дифференцированность. Оптическое общение: "диалоги" поз. Акустическое общение: голос, свист крыльев при полёте, постукивание по стволу. Индивидуализированность общения. - - Хрящевые рыбы: акулы могут ориентироваться по отдельным свойствам объекта: чувствуют запах крови на расстоянии нескольких километров. Существует два вида акул - катраны и кошачьи акулы, сходные по строению, но различные по обучаемости. Рептилии более подвижны, чем амфибии. Появляется кора полушарий - мозг освобождается от непосредственной связи с рецепторами, сигналы переключаются через происходит обобщение информации, поступающей в мозг от разны органов чувств - более полное взаимодействие со средой. Взаимодействие со средой: в пищевом поведении наблюдаются более cложные формы заботы о потомстве. Поведение врожденное, но с опытом модифицируется. Пластичность поведения. В основном изучались черепахи. Они различают форму, вертикальные и горизонтальные полосы, но задачи на выявление абстрактного признака "неодинаковое" (3 изображение: 2 одинаковых, 1 - отличное)решать не способны. Возможности органов чувств у млекопитающих: исключительная острота органов чувств, способность к различению минимальных концентраций химических веществ, способность к тончайшей зрительной дифференцировке. Обоняние: собаки используются для распознания(обнаружения)преступников по запаху, но способны и к более тонкой дифференцировке: они могут по запаху человеческого волоса(до 5 см), концентрированного на абсорбенте, отличить преступника, могут различить однояйцевых близнецов, могут распознать наличие болезни (шизофрения) у человека, различают индивидуальный запах холоднокровных животных. Зрительные анализаторы: Цариф и умный Ганс - лошади, демонстрировавшие способность разговаривать и решать сложные математические задачи. Выяснилось, что лошади могут научиться наблюдать за малейшими непроизвольными движениями человека (руки, ноги, голова), его мимикой, и связывать эти движения с решениями задач, которые ставит животному человек. Взаимосвязи со средой очень разнообразны.

39. Переходная фаза от низш к высш уровню Перцептивн стадии. Сравнить вопр 37 и 38. Пояляются конечности, некоторая похожесть на заботу о потомстве, гнезда, норы, внутреннее оплодотворение. Довольно разв локомоторн и манипулятивная акт - ть

40. Дайте общую хар - ку переходной фазы от стадии развития перцептивной психики к стадии интеллектуальной. Переходная стадия от перцепт - ой к интеллектуальной: Живот с зачатками коры ГМ. Демонстрируют зачатки интел - ой деят - ти, т. е. структкрированно, с выделением действий. - забота о детенышах, - проявление у детенышей игровой ф - ции, - возможность своеобразной формы общения с человеком, друг с другом и животными др вида.

41. Общая характеристика стадий развития интеллктуальной психики. Жив - ые: группа птиц, плацентарные млекопитающие. Сущ. 2 уровня этой стадии: - низший Птицы: куриные. ю стайные Копытные: овцы. - установление связей и отношений объектов, в большей степени локомоторный способ общения на основе локомоторного опыта. - отражением объектов, их простр - х связей, - предвидят изменение положения субъектов только тогда, когда они движутся, - экстраполяция дв - я объектов. - высший жив - е, устанавливающие связи с объектами, на основе манипулятивного взаимодействия с ними, - опыт расположения объектов относительно себя и относительно друг друга. Содержание их отражения: - постро - е, динам - е связи, - отн - я объектов не только отн - о друг друга, но и относительно самого себя. - представленыспособы действия субъекта по изменению положения объекта. Приматы, кроме пангид. , ластоногие, китообразные, хоботные - теплокровность, - развитая кора гм. Образ жизни: требуют высокоразвитых поведенческих реакций; 1 - усовершенствовалось пищевое поведение; - усложнился поиск корма; усложнилась обработка и переработка пищи, - функция запасания корма. 2 - изменение комфортной среды жилья; капитаьные норы и гнезда. 3 - усовершенствование репродуктивной сферы: - забота о потомстве; - удолетворение детенышей в контактной, пищевой сферах; - запечатлевание поведния взрослых особей.

42. Переходня фаза к стадии сознания. Смотр вопр 40) и 42) Появление средств отражения действ, готовых сп - ов действий. Формир активный процесс речи. Деятельность приобр совместную форму. Инстинкт форма повед очень слабо выражена. Научение большинством способов. Деят регулир вербально. Мышление. Всегда связ с социализ и другими людьми. Огромная роль родительских функций.

43. Характкризуйте раннююю стадию сознания. - Развитие психики в онтогенезе требует вкючение др. субъектов не только для формирования нового опыта и структуры действия, но и для новых ср - в отражение и овладения готовыми способами действиями. - речевые зоны мозга форимров - ия в онтогенезе, только при участии носитилей языка, организующих прцесс усвоения речевых средств с ребенком, - в структуре деят - ти преобраз. происходят ориентировачно - исслед - й деят - ти, она трансформ - ся в познавательную с потребностями в познании не только окруж - го мира, но и самого себя. причем и эта форма деят - ти становится совместной и стротся в онтогенезе. - инстинкт - я форма регуляции деят - и присутствует у человека, она набл - я на начальных стадиях онтогенеза, но потом они начинают управляться. - инстинкт - я форма в ходе воспитания, развития личности стан - ся зависимой, подчиненной влиянию др. субъектов. - научение дополняется сознт - ой формой деят. - интел - ая форма регуляции деят - ти преобраз - ся искуственными знаковыми средствами и приобретает новую форму - вербальную. - функионирование сознания обеспечивается специалным психическим прцессом - мышлением, его физиологич - м основанием служит в коре гм и представлено функцион - ой системой, объединяющей речевые зоны и ассоциативные зоны соматомоторные интеллекта. - меняется потребностно - моитв - я сфера, они опосредованны знаковыми сред - и и совместной деят - ю с др. дюдьми. - человек осознает предмет потребгости и может прижизненно формировать. - Сознание - форма регуляц. деят - и, основанная на использовании искуственных знаковых средств и осущ - я посредством спец - го псих - о прцесса. ю т. е мышление преобразует все стороны психики и ее развитие в онтогенезе.

44. Комунникация у животных. Коммуникация бывает визуальной, химической и тактильной. Танцы пчел: через движения на поверхности сот пчелы сообщают о том, насколько далеко богатое пищей место. У муравьев - химическая коммуникация (мечение территорий) и антеннальный код (муравьи при встрече друг с другом, часто соприкасаясь усиками, обмениваются информацией о том, где добыть пищу). Все это - врожденное инстинктивное поведение, но это большой шаг в развитии психики. А также общение, т. е воспринятие субъектами инфо др от друга. На интеллект стадии партнёры по общению воспр друг др как участников обмена инфо и учит сост и намерения др др - а в постр - ии своей деят - ти. На созн стад коммун стан аспектом постр отнош со средой.

46. Общая хар - ка стадии развития интеллектуальной психики. Ближе всего к «уму» в человеческом понимании стоит элементарная рассудочная деятельность - способность животных, столкнувшись с новой для себя ситуацией, с первой попытки строить правильную модель поведения. В её основе лежит умение животных выявлять простейшие эмпирические законы*, связывающие предметы и явления окружающего мира, и оперировать ими для решения своих задач. Элементарную рассудочную деятельность изучал Л. В. Крушинский и представители его школы. В частности, они проводили опыты по экстраполяции - «опережению», т. е. умению животных проследить за движущимся объектом, исчезнувшем из поля зрения, и построить как бы мысленную траекторию его движения. Для рыб и лягушек, например, скрывшейся из поля зрения приманки более не существует - они тут же забывают о ней. Пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие способны к экстраполяции. Хищные звери, к которым относятся и кошки, решают подобные задачи прекрасно.

47. Экстраполяционные способности животных. Экстраполяция - перенесение навыка с одного на другой. Экстрополяционный уровень, инстинктивный. Способность к экстраполяции является врожденной и, чем выше уровень филогенетического развития, тем большей способностью к экстраполяции обладает животное. Экстраполяционный рефлекс(введенный Кру - шинским ) - термин, дляобозначения элементарной единицы рассудочной деятельности. Стимулом Э. р. служит движущаяся приманка, скрывающаяся за преградой;ответным действием на стимул является движение животного к другой стороне преграды. Т. о. , термин«Э. р. »указывает на способность животного прогнозировать события на основе улавливания особенностей хода текущих событий. При изучении условий образования Э. р. оказалось, что у тех групп животных, у кот. высока доля правильных решений задач, часто развивается ряд неадекватных форм поведения: появляются фобии экспериментальной обстановки, наблюдаются симптомы резкого возбуждения животных или, наоборот, их «застывание» на месте;животные начинают систематически избегать выбирать тот путь, который приводит к получению награды. Все эти формы неадекватного поведения могут исчезнуть после перерыва в опытах или после введения транквилизаторов. Образование Э. р. представляет трудную для мозга животных деятельность, часто приводящую к развитию невротических состояний. Экстраполяционное поведение, или, проще сказать, действия на основе анализа ситуации: ворона оценивает ее и делает вывод, как повести себя. Способность принимать решение исходя из окружающей обстановки именно у ворон развита лучше, чем у всех других птиц. Это ли не доказательство ума?

49. Интеллект животных. Предпосылкой и основой развития интеллекта животных является манипулирование, причём прежде всего с биологически “нейтральными” объектами. В ходе манипулирования происходит наиболее глубокое и всестороннее ознакомление с новыми предметами или новыми свойствами уже известных животному объектов, формируются обобщённые знания о предметных компонентах окружающей среды. "Бескорыстная любознательность". Отличительная особенность интеллекта животных состоит в том, что в дополнение к отражению отдельных вещей возникает отражение их отношений и связей. По мере развития интеллектуальных форм поведения фазы решения задачи приобретают разнокачественность: прежде слитая в единый процесс деятельность дифференцируется на фазу подготовления и фазу осуществления. Три критерия интеллектуального поведения животного: 1. Когда движения органов сменяются движениями орудий и становятся опосредованными. 2. Употребление орудий, предполагающее понимание объективных свойств вещей. 3. Структурный(целостный, оформленный характер всей операции. Операция шимпанзе не возникает из отдельных элементов, как при дрессировке крыс;интеллектуальная операция возникает сразу как целое, которое определяет свойства и функциональные значения своих составных частей.

50. Сравнительная психология, предмет, задачи. - сравнительное изучение психики на разных уровнях ее развития. Психика - это форма отражения реальной действительности, позволяющая организму животного адекватно ориентировать свою активность по отношению к среде. Сравнению могут подвергаться в целом эволюционные уровни развития психики, отдельные психич. процессы на разных стадиях эволюционного или онтогенетического(индивидуального)развития, системные образования психики(напр. , интеллект, игровая деятельность, общение), а также закономерности развития (индивидуального и видового)на разных эволюц. уровнях. Одной из областей сравн. психологии явл. сравнительное изучение психики животных и человека, поэтому и назыв. - сравнительная псих.

Страницы: 1, 2, 3, 4