бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Предбрачный период ухаживания и влияние его на устойчивость современной семьи бесплатно рефераты

Психологические условия оптимизации предбрачного периода включают:

? рефлексию мотивов, отношений и чувств, как своих собственных, так и партнера;

? замена эмоционального образа избранника на реалистичный;

? осуществление предбрачного информационного обмена, который предполагает выяснение деталей биографии и информирование о прошлой личной жизни, состоянии здоровья, способности к деторождению, о ценностных ориентациях и жизненных планах, о представлениях по поводу супружества и ролевых ожиданиях. В ходе предбрачного информационного обмена складываются подробные психологические портреты молодых людей, особенности родительских семей (состав, структура, характер взаимоотношений родителей, детскородителъских семей). Безусловно, сбор информации не должен превращаться в допрос и следственные действия. Разговор идет о взаимном самораскрытии и доверии друг к другу, когда хочется рассказать о себе, поделиться своей историей, мыслями, чувствами, мечтами. Доверие порождает доверие, утаивание информации или скрытые ожидания могут обернуться в браке источниками сложных проблем. Характер предбрачных отношений обыкновенно переносится в семейную жизнь;

? оценка стиля общения и взаимодействия (устраивает ли?);

? адекватизация уровня притязаний;

? реалистичное восприятие партнера и принятие его;

? мысленное и реальное проигрывание сценариев совместной жизни.

2.2. Мотивы вступления в брак

Главное в любви - умение ждать. Молодым кажется, что любовное чувство соответствует лишь молодому возрасту. И если тебя не осенила любовь в 18--20 лет, то ничего уже больше в жизни не будет. В действительности дело обстоит по-другому. Более того, наблюдая людей в самых разных возрастах, трудно сказать, какая любовь ярче - молодого юноши или зрелого мужа.

Таблица 2.1.

Мотивация брака студентами II курса вуза (авторские исследования 1995 г.) Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы: Учеб.пособие. Изд. 2-е, переб. и доп. - М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2004.С.255.

Мотивы заключения брака

% ответов

Взаимная любовь

70

Желание иметь детей и семью, инстинкт продолжения рода

68

Материальные соображения, устройство быта

60

Исторически сложившаяся мораль общества, обычаи нации, «так

заведено», «чтобы быть не хуже других»

49

Желание иметь рядом друга, помощника

36

Сексуальное влечение или стремление узаконить сексуальные отношения

24

Преждевременная беременность

19

Общие интересы, духовная близость

15

Стремление избавиться от одиночества, быть кому-то нужным

13

Стремление вырваться из дома, стать независимым от родителей

13

«Пришло время», «Требует возраст», «Не оставаться же старой девой»

13

Мечта о счастливой жизни

11

Деловые отношения (уверенность в завтрашнем дне, стремление

спасти или защитить другого, вести домашнее хозяйство и др.)

11

«Чтобы забыть любимую», «Чтобы насолить другому»

9

Из любопытства

9

Ради карьеры

6

Ограничить свободу своих действий, за которые надо отвечать

4

«От нечего делать», «Так хотят родители»

2

Приятно отметить, что в век страшного обнищания большинства населения страны, социальной неустроенности самая бедная прослойка нашего общества -- студенчество на первое место поставило любовь, желание иметь детей и создать семью. Лишний раз мы получили возможность убедиться в том, что для жителей России высокие идеалы доминируют в любой ситуации. Это дает обоснованное право думать о том, что в наших учебных заведениях нельзя ограничиваться только половым образованием: семейное воспитание востребовано обществом, и должно занять должное место в школьных программах. Различие в принципах полового образования и семейного воспитания легко просматривается в таблице Приложения 1.1.

Рассмотрим некоторые мотивации более подробно.

? Мотивация на сам факт брака. Главная движущая сила в этом случае -- намерение заключить брак. Порой это происходит под влиянием других при реализации лозунга «Пора!». При этом другой человек является только средством для исполнения заветного желания -- жениться или выйти замуж. И в общем неважно, какой именно партнер рядом. Важно, чтобы был и не возражал против заключения брака. Если такого человека поблизости нет -- все силы тратятся на его поиски. Сами по себе такие действия не окрашены в негативные тона. Во многих случаях брак стартует именно с этой позиции, и люди, имевшие серьезную потребность в семейной самореализации, долго и счастливо, во всяком случае благополучно живут в браке. Проблемы возникают, когда впоследствии встречается человек, который способен вызвать сильное чувство.

? Мотивация на определенный тип брака. В этих случаях действуют более уверенные люди, они ориентируются на такого партнера, который способен осуществить их мечты, который соответствует некоему представлению о престижном варианте брачных отношений. В прежнее время для женщины признаком успешного замужества был брак с капитаном дальнего плавания, артистом, дипломатом. Для юноши -- брак с дочкой известных людей, начальников. В нынешние времена символом успешного замужества является брак с иностранцем или иностранкой, богатым человеком, фотомоделью. Сам по себе этот факт не несет отрицательной окраски. Проблемы опять-таки возникают, если в жизни встречается другой или другая. Такие оценочно-сравнительные выборы могут происходить в жизни многократно: всегда можно найти кого-то еще лучше.

? Мотивация на определенного человека. В этом случае избранник воспринимается как конкретный реальный человек, со всеми слабостями и недостатками. Конечно, могут встретиться и лучше и красивее, но это ничего не меняет. Это был сознательный выбор с установкой на принятие определенного человека и с вытекающей отсюда личной ответственностью за свои чувства. К. Г. Юнг в статье «Брак как психологическое отношение» пишет о том, что молодому человеку дана возможность неполного понимания как других, так и самого себя, поэтому он не желает быть удовлетворительно осведомлен о мотивах других людей, в том числе и о своих собственных. В большинстве случаев он поступает, как правило, под влиянием бессознательных мотивов.

Бессознательные мотивации по Юнгу имеют как личностную так и всеобщую природу. Прежде всего это мотивы, вызванные родительским влиянием. В этом смысле для молодого человека определяющим является отношение к матери, а для девушки -- к отцу. В первую очередь это степень связанности с родителями, которая бессознательно влияет на выбор супруга поощряя или затрудняя его. Сознательная любовь к отцу или матери способствует выбору супруга, сходного с отцом или матерью.

Известный психолог А. Б. Добрович выделил группу мотивов, побуждающих человека вступать в брак, которые чаще всего не осознаются. К ним он относит:

? обоюдное актерство, когда молодые люди играют романтические роли;

? общность интересов, когда совпадение интересов, общее увлечение принимают за родство душ;

? уязвленное самолюбие, которое побуждает достичь «заветного» любой ценой, стимулирует азарт и жажду победы через обладание «непокорным»;

? ловушка неполноценности, в которой сливаются воедино установка благодарности и ощущение реализации «последнего шанса»;

? интимная удача, когда успех в сексуальных отношениях сводится к предвосхищению хорошего брака;

? взаимная легкодоступность, что очень привлекает в добрачных отношениях;

? жалость, она же в вариантах вины, долга, воспринимается как «собственная доблесть» и позволяет играть на сцене жизни весьма благородную роль;

? порядочность, когда брак стимулируется мнением ближайшего окружения и ответственностью перед ним;

? выгода, когда человек обретает посредством такого союза пристанище, финансовое и материальное благополучие,

? месть, когда выбор партнера и вступление в брак совершают «назло обидчику»;

? боязнь одиночества, когда брачный союз выступает в роли спасения от своих проблем, от самого себя, от страха будущей жизни.

Данные мотивационные модификации могут быть осознанны, и тогда, при условии, что люди не лукавят сами с собой, намерения их серьезны, а ответственность за семейную жизнь принимается в полном объеме, есть шанс, что брак, стартовавший с этих позиций, может оказаться успешным. По выражению И. С. Тургенева, можно «дожить до любви». Проблема возникает в ситуациях раздвоения мотивов: декларируется одно, как правило, говорят о любви и даже сами начинают в это верить, а реальным побудительным мотивом является другое -- актерство, жалость, месть, страх одиночества и прочее.

Не стоит торопиться вступать в брак по любым мотивам, думая, что он сделает тебя счастливым. Не брак делает счастливым человека, а человек делает свой брак счастливым. Согласно результатам опросов, проводимых исследователями по вопросу семьи и брака, в последние годы произошло резкое уменьшение числа пар, заявляющих, что они счастливы в браке. Чаще всего встречаются “бракованные браки”, которые либо распадаются, либо трещат по швам, и супруги в них пытаются существовать. Причиной этого являются:

Иллюзии о семейной жизни.

Слабая подготовка молодых людей к браку.

Неумение выбирать партнёра.

Профилактика лучше терапии. Счастливый брак - это реальность, если заранее знать принципы его построения.

2.3. Воздержание и отказ от близости.

Человеку постоянно необходимо контролировать и сдерживать свое половое влечение, но есть ситуации, вынуждающие отказываться на время от половой близости. Часто сама жизнь диктует необходимость воздержания.

Животные не знают воздержания -- это чисто человеческое изобретение, по поводу которого, правда, существует много ложных представлений. Говорят, что воздержание вредно, что именно от него возникают депрессии, опухоли, кожные заболевания и т. д. На самом деле это никогда и никем не было доказано. Здоровый и воспитанный человек способен к временному воздержанию. Более того, в молодом возрасте воздержание является совершенно безвредным.

Австрийский психиатр, родоначальник психоанализа Зигмунд Фрейд считал, что именно сублимация (переформирование, переключение) сексуальных импульсов находится в начале творческой активности, творчества. Технику отказа от близости необходимо культивировать и для того, чтобы не сводить сексуальное общение до чисто физиологического акта, который происходит между делом, как едят в «забегаловке». Само по себе половое желание -- не повод для интимной близости, нам мало только чисто физиологического взаимодействия, потому что мы устроены сложнее, чем животные, и нам нужно еще ощущение человеческого тепла, нежности, уникальности происходящего.

Принцип воздержания от осуществления своего желания из-за отсутствия условий и при учете чувств другого и связанный с этим самоконтроль -- вот что нам сознательно нужно вырабатывать в себе. Каждому. Как же это можно сделать?

Принцип невозбуждения и отказа от искусственной стимуляции. Нужно избегать ситуаций, искусственно разжигающих половое возбуждение (разговоры, фильмы, картинки, образ мыслей). Нужно найти занятия, которые переключат на себя энергетику организма. Это может быть и спорт, и тяжелый физический труд, и усиленная умственная работа. Нужно найти и попытаться освободиться от стереотипов сознания и мышления, которые мешают контролировать влечение (например, что вредно контролировать влечение, сдерживать импульсивные желания).

Принцип наслаждения отказом. Дело в том, что реализация влечения, особенно импульсивная, часто унижает нас самих и ставит под удар наши человеческие отношения с другим, несмотря на мощную систему самооправданий («у всех так», «мужчина может себе позволить», «женщина может себе позволить», «страсти нельзя сдерживать, вредно» и т. д.). Но мы можем пережить чувство гордости и радости оттого, что не пошли на поводу у примитивных стремлений, а увидели цель более высокую и более достойную -- достичь гармонии души и тела, сохранить ощущение священного и высокого, человечного и человеческого, сохранить человеческие отношения.

Принцип культивирования совести. Мы должны помнить свои переживания после того, как «пали» и предпочли животное Я Я человеческому, помнить, чтобы бояться вновь испытать состояние такого внутреннего падения.

Принцип отказ от веры в манипулятивные призывы других. Речь идет об укоренившихся стереотипах типа «мужчина должен и может себе позволить», «женщина должна подчиняться» и т. д. Все взвешивается на весах человеческой нравственности: радость или боль принесешь ты человеку, пользу или вред.

В учебнике «Путь любви» М.Станеки-Козвоски, изданном в 1994 г., дается оценка воздержания с точки зрения врача:

Ё Воздержание избавляет вас от страха и от последствий болезней, передаваемых половым путем, а их существует 52 вида.

Ё Воздержание избавляет вас от страха и от последствий беременности.

Ё Воздержание избавляет вас от опасностей, которые несут в себе способы предохранения от беременности и ее прерывания.

Ё Воздержание избавляет вас от моральной травмы, которую наносит аборт: он никогда не облегчает вины и не разрывает узы между матерью и ребенком.

В книге Дж. Макдауэлла «Мифы полового воспитания», изданной в Калифорнии в 1991г., отмечаются следующие моменты эмоциональной стабильности, которые обеспечиваются воздержанием:

Ё Воздержание не дает вам стать рабом сексуального опьянения.

Ё Воздержание избавляет вас от необходимости вступить в брак, когда вы еще не готовы к этому.

Ё Воздержание уменьшает риск неверного выбора супруга, так как эмоциональная связь из-за интимной близости маскирует пустые отношения.

Ё Воздержание избавляет вас от статуса временного партнера, совершенно не свойственного истинной любви.

Ё Воздержание избавляет вас от сравнений, когда вы впоследствии вступите в брак.

Ё Воздержание защищает вашу душу от возможной раны в случае разрыва.

Ё Воздержание избавляет вас от смятения чувств.

Ё Воздержание избавляет вас от сохранения «ненужных» отношений.

Ё Воздержание избавляет вас от травмы, которую наносит необходимость отдать ребенка в детский дом или на усыновление.

Ё Воздержание помогает избежать глубоких душевных ран, которые будут подтачивать ваши отношения с будущим супругом.

Ё Воздержание закладывает основу доверия между супругами.

Ё Воздержание дает вам возможность сосредоточить всю энергию на постановке и достижении жизненных целей.

Ё Воздержание освобождает от чувства вины, обиды, потери уважения к себе, разочарования и страха, который часто испытывают подростки, познавшие секс до брака.

Ё Воздержание способствует развитию душевной чуткости.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9