бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Предбрачный период ухаживания и влияние его на устойчивость современной семьи бесплатно рефераты

Бог не привел девочку, юную и незрелую, не привел подростка. Он привел к человеку женщину, благоразумную, здравомыслящую и зрелую. Он привел ту, которая полностью подходила человеку и была ему совершенным дополнением - двое как одно! Бог и сегодня ведет Своих чад к Своей воли. «И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку». Библия. - М.: Российское Библейское Общество, 1998 (текст перевода 1876), Бытие 2:22.

Муж и все другие живые существа были слеплены из праха земли, а женщина была построена или сложена (мы все еще используем это слово сегодня!).

Женщина была извлечена из мужчины, что символизирует то, что она получает жизнь от мужчины. Потом ее вернули к мужчине, что является символом того, что она отдает свою жизнь ему.

Когда Адам увидел Еву, он сказал: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа».Слово «жена» говорит о том, что она взята от мужчины. Именно это создает духовную связь и ощущение чистоты отношений между мужем и женой, которые отсутствуют в отношениях других существ.

В Библии Господь отвел для новобрачных один год для достижения неразрывной, обоюдной близости, что предусматривает интимность, которая будет продолжаться всю жизнь. «Если кто взял жену недавно, то пусть не идет на войну, и ничего не должно возлагать на него; пусть он остается свободен в доме своем в продолжение одного года и увеселяет жену свою, которую взял» (Втор. 24:5). Еврейское слово, переведенное как «увеселяет» значит: давать жене наслаждение, познавать ее, и делать все, что будет ей приятно.

Быть для кого-то единственным и неповторимым. Об этом мечтает каждый стоящий на пороге любви. Трудно передать словами, что испытывает девушка, нашедшая, наконец, «того самого, единственного». Во всех старых фильмах есть сцена, где главные герои смотрят друг другу в глаза с непередаваемым чувством полного единения.

И это происходит не только в кино. На единении двоих по замыслу Божьему и основан брак. Именно такое описание брака мы находим в Библии. Еще в райском саду Бог решил, что «не хорошо быть человеку одному», и соединил вместе мужчину и женщину, чтобы получилось то единение, к которому стремится каждый (см. Быт. 2:18). Иисус Христос сказал: «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть» (Мк. 10:7-8).

Похоже, сюжет старых фильмов -- не выдумка: душевное единение двоих -- это реальность нашей жизни.

Но в фильмах не показано, как добиться такого единения! Большинству людей воображение дарило ощущение нерасторжимого единства с любимым человеком. На первом этапе влюбленности молодые люди как бы раздвигают внутренние рамки и, оказываясь в состоянии эйфории, ощущают неразрывное слияние друг с другом. Возможно, вам не раз приходилось слышать такие слова: «Он все, о чем я только мечтала», «Она само совершенство», «Мы идеально подходим друг другу». Эта начальная стадия отношений так чудесна потому, что влюбленные испытывают состояние «единения», которого страстно желали. Но то, что испытывают влюбленные, на самом деле, не истинное единение, а лишь прелюдия к нему. Истинное единение двух людей строится годами вместе с ростом и развитием их отношений, когда «они уже не двое, но одна плоть».

В фильмах не показывается продолжение любовной истории, когда первоначальная эйфория улетучивается, «единение» исчезает, иллюзии рассеиваются. У молодых супругов возникает вопрос: «Неужели что-то было не так? Может, я женился (вышла замуж) не на той (не за того)?» Наступает отчаяние. Нередко для многих вторая часть фильма на этом заканчивается. Им кажется, что с другим (с другой) у них «получится лучше». Они не знают, что единственное средство от отчаяния лежит в их собственном личном росте, а не в поисках другого партнера. Новым отношениям тоже потребуется развитие, которое неизменно сопровождается болью как для каждого в отдельности, так и для обоих вместе. Они снова испытают ту боль, от которой хотели убежать в первый раз.

Потребность в росте для каждой супружеской пары очень важна. Рассмотрим необходимое условие, при котором «двое становятся одной плотью». Чтобы «двое стали одной плотью», для начала необходимо наличие этих двоих -- двух независимых друг от друга индивидуальностей. Что это значит? И какое отношение это имеет к формированию границ личного пространства?

· «Парность»

Требование единства -- наличие двух полноценных личностей. Библия характеризует полноценную личность как личность зрелую. Зрелая, сформировавшаяся личность способна выполнить все, что потребует от нее истинная любовь и истинные отношения: дать и принять любовь, быть независимой и самостоятельной, честно жить в соответствии со своими жизненными ценностями, нести ответственность, быть уверенной в себе, не прятаться от решения проблем, не бояться неудач, развивать свои способности, жить собственной жизнью. Если вступающие в брак люди таковыми являются, то их единение будет полным. Но если один из супругов окажется несостоявшейся личностью, истинного единения не произойдет. Неполноценный супруг будет стремиться к достижению собственной полноценности вместо того, чтобы вносить вклад в супружеские отношения. Из-за этого отношения будут страдать.

Итак, если один или оба супруга вступили в брак для того, чтобы сформироваться как личность, их брак будет обречен на провал. Брак -- это не то место, где человек становится полноценной личностью. Это место, где две зрелые личности объединяются в одну, где из «я» создается «мы», где «мы» -- больше и лучше любого из составляющих его «я». Как сказал Фредерик Бюхнер в книге «Показной оптимизм»: «Брак, совершенный на небесах, -- это такой брак, в котором мужчина и женщина вместе становятся намного богаче, чем могли бы стать каждый в отдельности». Брак - это контракт, подписанный зрелыми людьми. Если в наличии нет двух зрелых людей, то нечего и затевать брак! Чтобы брак удался, два отдельно взятых человека должны иметь хотя бы некоторые черты зрелой личности. Нет людей, полностью отвечающих требованиям, предъявляемым к зрелой личности. Но если вы способны расти и развиваться, если вы становитесь все более и более полноценным человеком, то ваши супружеские отношения одновременно с этим все больше будут приобретать черты истинного единения душ. Прежде чем перейти к рассмотрению требований, предъявляемых к зрелой личности, хотелось бы сделать еще одно важное замечание относительно того, как «двое становятся одной плотью».

· Союз двух сформировавшихся личностей

Выбор - это непростое решение. Разум и сердце могут подсказывать различные варианты. Одни авторы утверждают, что для возникновения симпатии необходимо сходство между людьми, другие подтверждают тезис о том, что «противоположности притягиваются».

§ Симпатия к похожим на себя людям. Люди говорят: «О, мы так похожи! Он сказал, я сказала. Он боится, и я этого боюсь».

§ Симпатия к непохожим на себя людям. «Она совсем не такая, как я: раскованная, общительная. И поэтому мне интересно с ней».

§ Симпатия самодостаточной личности к другой самодостаточной личности. “Я личность. Я разбираюсь в себе, знаю себя. И я выбираю себе человека, который также является личностью,” - говорят такие люди. Они ощущают себя внутренне комфортно и поэтому ищут состоявшихся и цельных людей.

Первые две схемы приносят проблемы, только третий вид выбора партнёра даёт лучший результат. Цельность - разрешённые внутренние проблемы, изменённый характер и желание постоянно совершенствоваться.

Восполнять личные недостатки супруга и дополнять личность супруга -- не одно и то же. Итак, брак задуман не для того, чтобы в нем происходило становление человеческой личности. Конструкция брака предполагает союз двух уже сформировавшихся личностей, образующих нечто отличное от того, что представляет собой каждый из них поодиночке. Брак существует не для того, чтобы сделать из вас полноценную личность, но для того, чтобы придать вашей уже существующей полноценности новое жизненное качество.

Тем не менее, многие рассматривают супружество как входной билет в мир ускоренного личного совершенствования -- становления зрелой личности. И они вступают в брак не потому, что сильны, а потому, что слабы. Подчеркнем ее еще раз: основное условие «становления двоих одной плотью» -- до вступления в брак двое уже должны быть состоявшимися личностями, т.е. достаточно взрослыми людьми. Это вовсе не означает, что муж и жена должны обладать одними и теми же талантами и способностями или даже быть приверженцами одного и того же направления в моде. Это значит, что они оба должны обладать основными качествами зрелой личности.

Дополнять друг друга означает обогащать свои отношения различными навыками, талантами, способностями, умениями и другими нюансами и на основе этого строить свое партнерство. Восполнять же личные недостатки супруга означает заполнять пробелы в становлении его личности собственными положительными качествами. Это ситуация, при которой один человек использует другого, чтобы сгладить диспропорции собственного характера. Обычно это не приносит положительных результатов. Каждый человек обязан развивать в себе необходимые черты характера, становиться зрелой личностью и только потом вступать в супружеские отношения.

Мы рождены отдельными личностями и можем состояться в жизни и вне брака. Если же есть желание создать семью, то мы сами ответственны за наш выбор. Бог даёт нам право выбора спутника. Но мы должны прислушаться к Нему, есть ли Его благословение на этот брак. Ведь Бог видит сердца и заранее знает, как сложатся взаимоотношения в семье.

Но если браки устанавливаются на небесах, то трудиться для их сохранения нужно на земле, что требует не только знаний, но и терпения.

Бог не делает выбор за нас, Он может подсказать нам, помочь сформировать правильное представление о человеке, но решение принимаем мы сами.

Глава II. Моногамная семья и брак

Моногамия - (от моно… и греч gamos - брак.) (единобрачие), форма брака, позволяющая иметь только одного супруга. Возникнув в первобытном обществе, моногамия в дальнейшем стала господствующей брачной нормой.

Развитие семьи на протяжении истории человечества движется в сторону постоянного и постепенного сужения круга половых партнеров до пары. Если и ее не будет (предположим на мгновение и такое), институт семьи, брака просто прекратит свое существование. Но, с другой стороны, человечество в ходе эволюции не только сокращало численность семьи, оно разрабатывало институт индивидуальной любви, в том числе и половой, институт единобрачия. Между прочим, именно в ходе этого процесса у человека появилось такое малосимпатичное, но распространенное чувство, как ревность.

Сегодня, как никогда ранее, многие граждане высокоразвитых стран, с высоким уровнем социальной защищенности стремятся к браку, к созданию семьи (от 2/3 до 3/4, по разным подсчетам), ибо именно в семье они хотят и могут найти индивидуальное общение, понимание, ласку, эмоциональную и сексуальную радость, убежище от стрессов, душевный комфорт и многое другое. Именно по этой причине «сексуальная революция», провозглашенная во второй половине XX века столь яростно и громко, уже через несколько десятилетий (срок ничтожно малый с точки зрения истории человечества) пошла на спад. И та же самая непримиримая молодежь, требующая полной свободы, только вкусив ее, вернулась назад к семье, своим примером показав, что секс без любви -- ничто, а любовь всегда индивидуальна. Попытка упразднения семьи закончилась ее утверждением. А невиданная доселе по своим трагическим последствиям эпидемия СПИДа поставила точку в этом вопросе.

2.1. Характеристика любовного взаимодействия.

Любовь -- фундамент брака. Она выражается в нашем стремлении сделать так, как будет лучше для другого. И неважно, заслуживает он этого или нет. Любя, мы ставим желания и потребности другого человека выше собственных. Любовь и эгоизм несовместимы. Любовь жертвует, отдает, страдает. Она принимает любые удары, выдерживает любые ураганы ради выполнения заключенного завета. Она ведет себя так, как будто борется за жизнь. В конце концов, именно это и происходит, ибо любовь и жизнь с момента сотворения были задуманы как неразлучные спутники.

Пусть любовь станет самой большой ценностью каждого брака. Ибо в конечном счете, любовь -- самая большая имеющаяся в нашем распоряжении сила:

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает». Библия. - М.: Российское Библейское Общество, 1998 (текст перевода 1876), 1 Кор. 13:4-8а.

Никто из нас не в состоянии продемонстрировать любовь, полностью соответствующую этому описанию. Но если мы постараемся, любовь станет мощным оборонительным рубежом, препятствующим проникновению зла на нашу территорию. Она надежно защитит вашу семью и, благодаря своей безмерной мощи, вернет вам в сотни раз больше, чем вы вложили в нее.

Каждый человек стремится к любви, с трепетом ожидает встречи с нею. Но достаточно ли одной любви, пусть даже взаимной и очень сильной, чтобы молодые люди могли заключить брак, и он впоследствии оказался счастливым? Что значит быть готовым к браку, и как можно готовиться заранее к семейной жизни? Кто ответит молодёжи на эти вопросы?

Любовь - это не только чувство, но и решение. Старшеклассники называют любовь самым важным критерием успешности брака, не понимая полного смысла этого слова. Понятие любви у них отделено от чувства долга, заботы друг о друге, ответственности за семью. Только добрый, отзывчивый, понимающий и заботливый человек способен любить и быть любимым.

Если в основе отношений лежит деятельность гормонов и бурные эмоции, такие люди наверняка обречены на неприятности.

Непорочность молодого человека - это его бесценная собственность. К сожалению, многие понимают это слишком поздно. Порой, когда девушка страстно стремится обрести любовь, она ошибочно принимает за нее сексуальные желания юноши и отдается ему. Но очень часто молодой человек в действительности не любит или не уважает ее как человека. Он просто хочет удовлетворить свои физические потребности, подворачивается доступная девушка, и он использует ее, добиваясь того, к чему стремился. После этого она ему быстро надоедает. Вступление в половую связь до брака может лишить человека возможности познать настоящую любовь, роняет чувство собственного достоинства.

Основа любовных отношений -- высокий уровень эмпатии, восприятия, принятия друг друга любящими. На фоне этого ощущения внутреннего состояния другого рождается поведение, которое может быть названо любовным. Попробуем охарактеризовать любовное поведение, выделить составляющие его действия.

Цель любовного действия -- вызвать радостные переживания -- удовольствие или возвышенную радость у другого. Любовное действие -- гедонистическое, его цель -- также наслаждение и радость, но, в отличие от гедонистических действий вообще, здесь целью можно назвать радость другого. Радость отраженной радостью другого. Именно это состояние другого становится той мотивирующей эмоцией, которая предвосхищается. Поэтому мотивом любовного поведения называют предвосхищение радости от удовольствия другого. Степень, в какой человек может радоваться радостью другого, т. е. отраженной радостью, и определяет гедонистическое значение любовного действия.

Итак, любовное действие эмоций мотивируется не собственными эмоциями, а эмоциями другого, и эти эмоции человек может предвосхищать, предчувствовать. Поэтому способность к любовному действию зависит от того, насколько развита способность предчувствовать эмоциональные состояния другого. Именно эта способность переживать отраженное переживание другого и есть тот феномен, который называется «слиянием душ». Наслаждение наслаждением другого, удовольствие удовольствием другого, радость радостью другого во всем многообразии оттенков этих чувств и составляют мотивационное содержание любовного действия.

В отличие от гедонистического в любовном действии цель и мотивация представлены в двух планах: а) как достижение реальных переживаний и радости в другом и б) как восприятие этой радости и отраженное ее переживание, точнее -- предвидение, моделирование такого переживания. Поэтому любовное действие нельзя назвать гедонистическим в точном смысле.

Нетрудно понять, что любовное действие не может быть счастливым, если тот, к кому оно обращено, не способен ответить тем же. Да и быть любимым не так просто, и если человек не умеет выразить свои чувства, нарушается тот «процесс», который можно назвать любовным взаимодействием.

Любовное поведение может быть инструментальным (нежные прикосновения, возбуждение эрогенных зон); перцептивным (направлено на восприятие результатов действия); экспрессивным; речевым; символическим (скажем, букет цветов); в воображении (когда человек предвкушает удовольствие, представив, как радуется любимый). Точно так же можно условно выделить виды поведения, входящие в состав действия «быть любимым» (инструментальные, выразительные, речевые, символические, умственные и т. д.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9