бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Практический психолог и эффективность кадров. Исследование расхождений в представлениях об основных составляющих профессии между студентами и педагогическим коллективом вуза с целью оптимизации учебного процесса - (диплом) бесплатно рефераты

p>Обсуждение результатов мы начнем с освещения вопросов, в которых мы выявили сходство в представлениях студентов и преподавателей. Это сходство касаются будущего места работы: на первом месте по значимости и у студентов и у преподавателей стоит коммерческая структура, на втором месте–государственная организация, третье место занимает негосударственная (общественная) организация, четвертое– свое дело, и заключает предложенный список частная практика. Т. е. студенты и преподаватели в этом вопросе полностью единодушны. Но мы считаем, что данное сходство может уменьшиться, если будет больше вариантов ответов.

В ответе на вопрос о возможной области специализации студенты и преподаватели поставили на первое место“менеджер по персоналу”. В остальных случаях отмечается статистически минимальное сходство (0, 05): когда студенты выбирают менеджера по кадрам, а преподаватели менеджера по рекламе.

Следующий рассматриваемый вопрос, касающийся знаний, умений, навыков - у студентов и преподавателей выявлено сходство относительно придания значимости коммуникативным навыкам и знанию профессиональной этики и этикета. Среднее сходство ответов по вопросу о индивидуальных качествах личности психолога-менеджера: на первом месте– общий и социальный интеллект, на предпоследнем – любознательность и на последнем - привлекательность. На последний вопрос, касающийся темы, что дает студентам их профессия не наблюдается статистически достоверной зависимости.

Но в нашей работе наиболее значимыми являются полученные различия в представлениях студентов и преподавателей. Далее обсудим выявленные отличия во мнениях по поводу основных составляющих профессии психолога-менеджера. Так, получены статистически значимые отличия (0, 05) по поводу места учебно-воспитательной работы в деятельности психолога-менеджера. Преподаватели ставят этот вид деятельности на третье место, тогда как студенты на последнее. У большинства опрошенных преподавателей именно учебно-воспитательная деятельность является ведущей в профессиональной жизни, поэтому они не могут не отметить ее. Студенты же хотя и учатся в педагогическом вузе, не ориентированы на данный вид деятельности. Это может происходить по двум причинам: во-первых, студенты не считают учебно-воспитательную работу значимой в работе психолога-менеджера, во-вторых, они не достаточно осведомлены о месте и значении данного вида деятельности.

Далее существуют отличия во взглядах студентов и преподавателей относительно необходимости психологу-менеджеру знания социальной психологии (уровень значимости отличий 0, 05) и знания психологии труда (уровень значимости отличий 0, 01). В обоих случаях преподаватели заявляют о большей значимости этих дисциплин, чем студенты. В этом случае можно сказать, что студенты больше ориентированы на получение практических знаний, умений и навыков. К тому же возможно у них не сложилось представление о важности этих дисциплин, так как в ходе их чтения не подчеркивалась практическая значимость, место этих знаний именно относительно работы психолога-менеджера.

И последнее значительное отличие в представлениях студентов и преподавателей относится к индивидуальным личностным особенностям, которые могут способствовать успеху в работе психолога-менеджера. Преподаватели статистически чаще отмечают такое качество как ответственность (уровень значимости отличий 0, 05). У студентов ведущей является учебная деятельность, они в полной мере не сталкивались с решением профессиональных задач, с реальными проблемами клиента, поэтому они не представляют себе меру лежащей на них ответственности. В данном случае студенты, обучающиеся по специализации“психология управления”, должны не только выполнять какие-то действия, но и четко представлять себе последствия принятых решений, подвергать их глубокому анализу и рефлексии. Так из таблицы 11 мы видим и отличие рангов важности такого качества как рефлексия, - у студентов оно намного ниже, чем у преподавателей. Что еще раз подчеркивает необходимость как теоретической, так и практической работы в этом направлении.

    Выводы.

Результаты проведенного нами исследования показывают, что преподаватели статистически чаще, чем студенты заявляют о значимости учебно-воспитательной работы. Мы соотносим это представление с тем, что у опрошенных преподавателей, читающих дисциплины по специализации“психология управления”, именно данный вид деятельности является часто встречающимся и значимым. Результаты показали различия во взглядах между преподавателями и студентами относительно необходимости психологу-менеджеру знания психологии труда и социальной психологии. Преподаватели считают, что эти дисциплины более значимы в работе психолога-менеджера, а студенты не придают этому такого значения. На данное расхождение представлений следует обратить внимание при чтении этих курсов, объяснив студентам их практическую и теоретическую значимость, а так же углубить изучение дисциплин, значимых для студентов.

Также существуют значимые различия в представлениях об индивидуальных личностных особенностях Конкретно указать эти различия!

Анализ результатов методами математической статистики показал наличие сходных представлений у студентов и преподавателей относительно возможного места работы психолога-менеджера, области специализации, важных знаний, умений, навыков и профессионально важных качеств.

    Рекомендации.

Исходя из полученных в ходе нашего исследования данных, можно мы предлагаем следующие рекомендации:

Довести до сведения преподавателей полученные результаты. Провести беседу относительно выявленных различий.

При чтении курсов “социальная психология” и “психология труда”обратить особое внимание на значение этих теоретических дисциплин в практической работе психолога-менеджера.

В ходе психолого-педагогической практики и при чтении курса “введение в профессию” подчеркнуть место и значение учебно-воспитательной работы. При проведении практических и тренинговых занятий обратить внимание студентов на такое личностное качество как ответственность, и его значение в работе психолога-менеджера.

Данные нами рекомендации можно раскрыть в следующих положениях: Во-первых, особое внимание следует уделять не простому усвоению учащимися знаний по типу механической машины, но преломлению их в личный субъективный опыт студента как будущего профессионала. Необходима интериоризация полученных в ходе лекций сведений, их встроенность в общее понимание профессии. Если представить себе профессию психолога-менеджера кирпичным домом, то отдельные знания, умения, навыки, жизненный опыт индивида буду в нем кирпичиками. При этом такие дисциплины как социальная психология и психология труда будут лежать в его фундаменте, и будут непременно нести соответствующую им смысловую нагрузку.

Значение учебно-воспитательной работы в специализации “психология управления”состоит не только в возможности выпускника заниматься преподавательской деятельностью. Оно заключено и в функциях психолога-менеджера. Воспитательная функция менеджера–это управление поведением и нравственным развитием персонала, в соответствии с целями и миссией фирмы. Педагогическая функция менеджера–это управление познавательным и профессиональным развитием персонала. Чаще всего она реализуется через профессиональное обучение персонала (38). Ответственность является важнейшей характеристикой личности, это то, что в первую очередь отличает социально зрелую личность от социально незрелой. В нестоящее время в психологии распространена концепция о двух видах ответственности (так называемая теория локуса контроля). Ответственность первого типа–это тот случай, когда личность возлагает на себя всю ответственность за происходящее с ней в жизни. Ответственность второго типа связана с ситуацией, когда человек склонен считать ответственными за все происходящее с ним либо других людей, либо внешние обстоятельства, ситуацию. В концепции Дж. Роттера локус контроля считается универсальным по отношению к любым типам ситуаций: он одинаков и в сфере достижений, и в сфере неудач. В настоящее время многие авторы исходят из другой посылки, полагая, что в различных по типу ситуациях возможны не только однонаправленные сочетания локуса контроля. Социальная зрелость и ее главная составляющая - ответственность–формируются исключительно в условиях, адекватных устремлениям личности. Обретение ответственности прямо связано с представлением личности свободы в принятии решений, с развитием автономности личности. Интерналы менее тревожны, менее подвержены депрессии, менее склонны к агрессии, более благожелательны, терпимы и популярны в группе. Они более уверены в себе и чаще находят смысл и цели в жизни. За этими выводами стоит большое число исследований и эмпирических фактов (Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинд, К. Мудыбаев, В. В. Знаков, А. А. Реан, Д. Ю. Карандашев и др. ). В качестве развития такого качества как ответственность предлагаем модификацию упражнения-тренинга“Отстройка от внешнего контроля” (см. Приложение 3).

    Заключение.

Анализ литературы об исследовании представлений в современной психологии показал нам существование двух основных направлений возможных исследований. Это теория социальных представлений французского психолога Сержа Московиси, и исследования отечественных ученых ( А. Н. Леонтьева, С. Д. Смирнова, В. В. Петухова, Е. А. Климова и др. ) относительно такого понятия как образ или представление мира.

Сущность исследований представлений о профессии заключается в понимании образа профессии как представления о цели деятельности учения. Это способ осознания желаемого результата собственной деятельности по освоению профессией. В своей работе мы пришли пониманию трехкомпонентоного состава образа профессии, состоящего из целей, средств и предметной области профессии. Компоненты образа профессии и их содержательную часть мы конкретизировали применительно к профессии психолога-менеджера следующим образом: такая составляющая образа профессии как цель, включает в себя представление о дальнейшей сфере деятельности, о специализации. Следующая составляющая подразумевает все средства, используемые специалистом - конкретные виды деятельности (диагностическая, коррекционная, экспертная и др. ). И последней составляющей является предметная область, которая подразумевает под собой знания, умения и навыки человека в данной профессии.

На основании изложенных выше теоретических положений мы выдвинули и экспериментально проверили гипотезы относительно возможных различий в представлениях о профессии психолога-менеджера между студентами и преподавателями. Выявленные нами различия касаются места учебно-воспитательной работы в деятельности психолога-менеджера, необходимости знания социальной психологии и психологии труда, важности такого личностного качества как ответственность для успеха в работе психолога-менеджера.

Исходя из полученных данных нами были разработаны рекомендации по оптимизации педагогического процесса. Они включили в себя лекцию-беседу для преподавателей и студентов, а также практическое занятие– тренинг.

    Литература

Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности. / Е. В. Шороховой. – М. , 1987. – С. 137-145. Акопов В. Г. профессиональное сознание –ключевое понятие теоретической и практической подготовки специалистов. // Психологические аспекты формирования профессионального сознания в процессе подготовки специалистов в вузе. – Куйбышев, 1989. – С. 164—203. Артемьева Е. Ю. , Стрелков Ю. К... Профессиональная составляющая образа мира // Мышление и общение: активное взаимодействие с миром. Сб. науч. трудов. Ярославль, 1988. – С. 67-84. Асеев В. Г. Единство содержательной и динамической сторон мотивации. // Принцип системности в психологических исследованиях. – М. , 1990. - С. 78-85. Асмолов А. Г. Основные принципы психологической теории деятельности // А. Н. Леонтьев и современная психология. – М. , 1983. – С. 118-128.

Бодалев А. А. Акмеология как учебная и научная дисциплина. - М. , 1993. – 320с. Борисова Е. М. О применении социально-психологических методик в изучении становления профессионала. // Психодиагностика. Ее проблемы и методы: Сб. науч. трудов /К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. – М. , 1975. – С. 142-161. Гарбер Е. И. , Козача В. В. Методика профессиографии. - Саратов, 1992. – 137с. Горбатов С. В. , Лысков Б. Д. Концепция собственного будущего как фактор регуляции социального поведения. // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 1992. – №6, - С. 70-77. Гостев А. А. Образная сфера человека. - М. , 1992. – 211с.

Гусейнова В. В. , Овсянникова И. Н. О культуре решения профкон-сультационных задач // Профориентация и формирование социально-психологической культуры личности специалиста в вузе. Межвузовский сборник. - Томск, 1989. – С. 144-156. Давыдов В. В. Учение А. Н. Леонтьева о взаимосвязи деятельности и психического отражения // А. Н. Леонтьев и современная психология. – М. , 1983. – С. 128-140. Деркач А. А. , Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. - М. , 1993. – 179с.

Донцов А. И. , Емельянова Т. П. Концепция "социальных представлений" в современной французской психологии. - М. , 1987. – 427с.

Дружинин В. Н. Теоретические основы диагностики познавательных способностей // Автореф. Дисс... .. докт. психол. наук. - М. 1989. – 48с.

Завалова Н. Д. , Ломов Б. Ф. , Пономаренко В. А. Образ в системе психической регуляции деятельности. - М. , 1986. – 468с.

Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. – М. , 1960. – С. 72-99. Зиброва С. В. Профессиональное сознание: репрезентация и образ профессии. – Дисс. …канд. психол. наук. – Красноярск, 1999. – 122с. Зинченко В. П. От генезиса ощущений к образу мира. // А. Н. Леонтьев и современная психология. - М. , 1983. – С. 140-153.

Калининский Л. П. , Гайраджи С. Г. О психологических критериях становления профессионала в вузе. // Психологическая наука и практика. – Новосибирск, 1987. – С. 98-99. Климов Е. А. Введение в психологию труда. – М. , 1988. – 38с. Климов Е. А. Образ.... чего? // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. - 1991. - № 4. – С. 24-31. Климов Е. А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М. , 1983. – 197с.

Климов Е. А. Развивающийся человек в мире профессий. - Обнинск, 1993 – 344с. Климов Е. А. , Носкова О. Г. История психологии труда в России: Учебное пособие. - М. , 1992– 409с.

Климов Е. А. Введение в психологию труда. – М. , 1988. – 198с. Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. – М. , 1995. – 352с. Конопкин, О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. - М. , 1980. – 311с. Кукосян О. Г. Профессия и познание людей. - Ростов, 1981. – 179с. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. – М. , 1977. –304с. Ломов Б. Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. – М. , 1991. – 296с. Медведев Д. А. Образ мира как внутренний фактор развития личности студента педагогического вуза. – Дисс. …канд. психол. наук. – Ставрополь, 1999. – 206с. Миракян А. И. Афизикальные принципы психического отражения и их моделирование в технических системах. // Принципы порождающего процесса восприятия. - М. , 1992. – С. 148-162. Нечаев Н. Н. , Резницкая Г. И. Профессиональное сознание как предмет психолого-педагогического исследования в высшей школе. – Саранск, 1989. - 158с. Овсянникова В. В. Самооценка учащегося ПТУ как субъекта профессиональной деятельности. - Автореф. Дис... .. канд. психол. наук. - Л. , 1982. – 23с. Петухов В. В. Образ мира и психологическое изучение мышления. //Вести. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. - 1984. - № 4. – С. 17-29.

Пономаренко В. А. , Алешин С. В. , Ворона А. А. Психический образ в практике профессионального обучения // Вопр. психологии. - 1986. - № 3. – С. 9-16. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента. / Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. – С. -Пт. , 2001. – 240с. Психологическое сопровождение выбора профессии. / Л. М. Митиной. – М. , 1998. – 184с. Решетова З. А. Психологические основы профессионального обучения. – М. , 1985. - 208с. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. – М. , 1957. – 244с.

Самоукина Н. В. психология и педагогика профессиональной деятельности. – М. , 2000. – 384с. Сизова И. Г. Личность и профессиональная деятельность психолога. –– Дисс. …канд. психол. наук. – Тверь, 1999. – 214с. Смирнов А. И. Об изучении профессий типа “человек — художественный образ” //Вопросы профессиоведения: Сб. науч. трудов. - Л. , 1979. – С. Смирнов С. Д. Мир образов и образ мира // Вести Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. - 1981. - № 2. – С. 34-39.

Смирнов С. Д. Понятие “образ мира”и его значение для психологии познавательных процессов // А. Н. Леонтьев и современная психология. - М. , 1983. – С. 172-197.

Смирнов С. Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М. , 1985. – 352с.

Социально-психологический портрет инженера. /В. А. Ядова. – М. , 1977. – 232с. Стрелков Ю. К. , Сизов К... В. К психологическому описанию штурманского труда //Вопр. психологии. - 1985. - № 4. – С. 12-15. Титова И. П. К вопросу о классификации профессий // Вопросы теории и практики профориентации в средней школе. - М. , 1972. – С. 42-47. Трушкова С. В. Особенности представлений о средней школе в различных социальных группах. – Дисс. …канд. психол. наук. – М. ,1996. – 157с.

Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. - М. , 1982. – 94с. Шадриков В. Д. Введение в психологическую теорию профессионального обучения. – Ярославль, 1981. – 72с. Шихирев П. И. Современная социальная психология. – М. , 1999. – 448с. Шошин П. Б. Метод экспертных оценок. - М. , 1987. – 56с.

Реан А. А. , Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. – СПб. , 1999. – 416с. Козлов Н. И. Формула личности. – СПб. , 1999. – 368с.

    Приложение №1.
    Уважаемые коллеги!

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7