Практический психолог и эффективность кадров. Исследование расхождений в представлениях об основных составляющих профессии между студентами и педагогическим коллективом вуза с целью оптимизации учебного процесса - (диплом)
p>Представления о профессии психолога-менеджера у студентов и их преподавателей существенно различаются.
Гипотезы-следствия:
Преподаватели полагают, что большинство их выпускников будут работать в государственных организациях, тогда как студенты представляют путь своей профессиональной социализации как работу в коммерческой структуре. Преподаватели полагают, что учащиеся собираются быть менеджерами по кадрам, тогда как студенты представляют себя в роли менеджера по персоналу. Преподаватели полагают, что основным видом деятельности психолога-менеджера является диагностическая работа, тогда как студенты более ориентированы на консультативную работу. Преподаватели полагают, что для работы психолога-менеджера наиболее важны знание социальной психологии и организаторские навыки, тогда как студенты наиболее важными считают коммуникативные навыки и знания в области управления. Преподаватели полагают, что креативность и высокий уровень интеллекта в наибольшей степени могут способствовать успеху в работе психолога-менеджера, тогда как студенты таковыми считают устойчивость к стрессу и внимательность. Преподаватели полагают, что профессия психолога-менеджера предоставит студентам возможность карьерного роста и повышения зарплаты, тогда как для студентов эта профессия дает возможность личностного роста и профессионального развития. Основная гипотеза и гипотезы-следствия возникли на основе предварительного анализа состояния объекта исследования, идея которого поступила из Всероссийского научно-практического Центра профориентации и психологической поддержки населения.
Методический инструментарий:
Для исследования компонентов представлений о профессии у студентов и преподавателей применительно к выдвинутой выше гипотезе была разработана специальная анкета. Вопросы анкеты были созданы на основе выводов относительно структуры представлений о профессии, полученных в результате теоретического анализа (см. табл. ), анализа профессиограммы менеджера, общей характеристики специальности“психология”и требований к уровню подготовки специалиста. При составлении окончательного варианта анкеты мы также использовали данные, полученные в процессе пилотажа начальных вариантов методики–наиболее частые варианты ответов на открыто поставленный вопрос вводились в оценочную шкалу. Ознакомится с вариантом анкеты для студентов можно в приложении 1, с вариантом анкеты для преподавателей - в приложении 2. 2. 2 Результаты исследования и их анализ методами математической статистики. По получении результатов мы сочли необходимым проанализировать данные не только с точки зрения того, подтверждают они или не подтверждают выдвинутые гипотезы, но и с точки зрения того, какие различия существуют во взглядах студентов и преподавателей по всем использовавшимся в процессе исследования пунктам возможных ответов. Напомним, что данные списки пунктов были получены нами в процессе анализа ответов студентов и преподавателей на вопросы открытого типа методом контент-анализа. Ниже приводятся таблицы, которые отражают различия в представлениях на основные составляющие профессии психолога-менеджера. Таблица 1. Различия между преподавателями и студентами при ответе на вопрос относительно того, где планируют студенты работать после окончания вуза. №
Варианты ответов Студенты Преподаватели t-критерий Стьюдента Уровень значимости различий 1 Государственная организация 4, 7 2, 91 5, 2 2, 17 0, 47 Не значимо 2 Коммерческая структура 6, 7 1, 95 7, 4 2, 07 0, 72 Не значимо 3 Негосударственная (общественная) организация 4, 2 2, 38 4, 2 2, 05 0, 00 Не значимо 4 Свое дело 3, 4 2, 46 4 2, 12 0, 59 Не значимо 5 Частная практика 3, 3 2, 41 3, 8 2, 59 0, 41 Не значимо
Применительно к ответам на этот вопрос ни в одном случае не было зафиксировано статистически значимых различий с помощью t– критерия Стьюдента. Таблица 2. Различия между преподавателями и студентами при ответе на вопрос относительно того, в какой области студенты планируют специализироваться. №
Варианты ответов Студенты Преподаватели t-критерий Стьюдента Уровень значимости различий 1 Менеджер по кадрам 6, 4 2, 19 5, 6 2, 61 0, 66 Не значимо 2 Менеджер по персоналу 6, 8 1, 92 6, 4 1, 82 0, 46 Не значимо 3 Рекрутер 3, 5 2, 41 4, 8 2, 28 1, 20 Не значимо 4 Тренинг-менеджер 3, 9 2, 66 5, 8 2, 49 1, 60 Не значимо 5 Орг-консультант 4, 5 2, 60 5 2, 55 0, 41 Не значимо 6 Менеджер по переобучению 2, 8 2, 08 4, 6 2, 88 1, 36 Не значимо 7 Менеджер по рекламе 4, 4 2, 86 6 1, 87 1, 69 Не значимо 8 Имиджмейкер 3, 4 2, 40 4, 8 2, 17 1, 35 Не значимо 9 Специалист по переговорным технологиям 3, 6 2, 41 4 2, 35 0, 36 Не значимо 10 Специалист по связям с общественностью 4, 4 2, 79 4, 6 2, 07 0, 20 Не значимо 11 Помощник руководителя 5, 8 2, 36 5, 2 1, 64 0, 73 Не значимо 12 Ученый-исследователь 2, 7 2, 33 4, 6 2, 51 1, 61 Не значимо
Применительно к ответам на этот вопрос ни в одном случае не было зафиксировано статистически значимых различий с помощью t– критерия Стьюдента. Таблица 3. Различия между преподавателями и студентами при ответе на вопрос относительно того, с какими видами деятельности студенты будут чаще всего встречаться в своей работе психолога-менеджера.
№ Варианты ответов Студенты Преподаватели t-критерий Стьюдента Уровень значимости различий 1 Диагностическая 6, 7 2, 15 7 2, 00 0, 31 Не значимо 2 Коррекционная 5, 4 2, 39 6 2, 55 0, 50 Не значимо 3 Консультативная 7 1, 92 7 1, 87 0, 00 Не значимо 4 Экспертная 6, 3 2, 38 6, 2 1, 92 0, 11 Не значимо 5 Научно-исследовательская 3, 9 2, 31 4, 6 2, 41 0, 62 Не значимо 6 Учебно-воспитательная 3, 8 2, 37 6, 2 2, 59 2, 02 0, 05 7 Культурно-просветительская 4, 3 2, 43 5 2, 24 0, 66 Не значимо
Применительно к ответам на этот вопрос статистически значимых различия были зарегистрированы только относительно одного пункта возможных ответов (уровень значимости различий 0, 05). Преподаватели статистически чаще, чем студенты заявляют о том, что психологу-менеджеру предстоит в значительной степени сталкиваться с учебно-воспитательной работой. Таблица 4. Различия между преподавателями и студентами при ответе на вопрос относительно того, какие профессиональные знания, умения, навыки важны для работы психолога-менеджера.
№ Варианты ответов Студенты Преподаватели t-критерий Стьюдента Уровень значимости различий 1 Знание социальной психологии 7, 9 1, 76 8, 6 0, 55 2, 03 0, 05 2 Знание психологии труда 7, 7 1, 87 8, 8 0, 45 3, 13 0, 01 3 Подготовка в области управления 8, 2 1, 17 8, 6 0, 55 1, 31 Не значимо 4 Подготовка в области права 7, 5 1, 38 7, 8 1, 30 0, 48 Не значимо 5 Подготовка в области экономики 6, 6 2, 01 7, 4 1, 52 1, 07 Не значимо 6 Знание организации производства 7, 9 1, 41 8 1, 00 0, 20 Не значимо 7 Знание иностранного языка 5, 7 2, 64 7 1, 87 1, 40 Не значимо 8 Умение работать на персональном компьютере 7, 6 2, 12 8, 2 0, 84 1, 21 Не значимо 9 Умение вести служебную документацию 7, 4 1, 71 7, 8 1, 30 0, 62 Не значимо 10 Умение вести деловую переписку 6, 5 2, 59 7, 8 1, 30 1, 84 Не значимо 11 Умение проводить деловые переговоры 7, 6 1, 68 8, 4 0, 89 1, 68 Не значимо 12 Владение профессиональной этикой и этикетом 8, 4 1, 19 8, 8 0, 45 1, 47 Не значимо 13 Коммуникативные навыки 8, 7 0, 71 8, 8 0, 45 0, 44 Не значимо 14 Организаторские навыки 8, 2 1, 21 8, 4 0, 55 0, 65 Не значимо
Применительно к ответам на этот вопрос статистически значимых различия были зарегистрированы относительно двух пунктов возможных ответов. Во-первых, преподаватели статистически чаще, чем студенты (уровень значимости различий 0, 001) заявляют, что для будущего психолога-менеджера нужно знание психологии труда. Студенты так считают в значительно меньшей степени. Во-вторых, преподаватели статистически чаще, чем студенты (уровень значимости различий 0, 05) заявляют, что будучи психологом-менеджером нужно знание социальной психологии. Студенты в этом не столь уверены. Таблица 5. Различия между преподавателями и студентами при ответе на вопрос относительно того, какие индивидуальные личностные особенности могут способствовать успеху в работе психолога-менеджера.
№ Варианты ответов Студенты Преподаватели t-критерий Стьюдента Уровень значимости различий 1 Креативность 7, 6 1, 87 8, 4 0, 89 1, 62 Не значимо 2 Высокий уровень общего и социального интеллекта 8, 3 1, 07 8, 8 0, 45 1, 93 Не значимо 3 Эмпатия 7 1, 74 7, 6 1, 67 0, 75 Не значимо 4 Ответственность 7, 9 1, 32 8, 6 0, 55 2, 20 0, 05 5 Внимательность 8, 1 1, 32 8 0, 71 0, 27 Не значимо 6 Наблюдательность 8 1, 35 7, 8 0, 84 0, 47 Не значимо 7 Рефлексия 7, 5 1, 45 8, 2 0, 84 1, 60 Не значимо 8 Устойчивость к стрессу 8, 3 1, 06 7, 8 1, 10 0, 97 Не значимо 9 Привлекательность 6, 4 1, 80 6, 6 0, 89 0, 41 Не значимо 10 Оптимизм 7, 5 1, 31 7 1, 41 0, 75 Не значимо 11 Любознательность 7 1, 81 7, 4 1, 14 0, 69 Не значимо 12 Нравственность 7, 2 1, 93 7, 6 1, 67 0, 50 Не значимо
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|