бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Практический психолог и эффективность кадров. Исследование расхождений в представлениях об основных составляющих профессии между студентами и педагогическим коллективом вуза с целью оптимизации учебного процесса - (диплом) бесплатно рефераты

p>Представления о профессии психолога-менеджера у студентов и их преподавателей существенно различаются.

    Гипотезы-следствия:

Преподаватели полагают, что большинство их выпускников будут работать в государственных организациях, тогда как студенты представляют путь своей профессиональной социализации как работу в коммерческой структуре. Преподаватели полагают, что учащиеся собираются быть менеджерами по кадрам, тогда как студенты представляют себя в роли менеджера по персоналу. Преподаватели полагают, что основным видом деятельности психолога-менеджера является диагностическая работа, тогда как студенты более ориентированы на консультативную работу.

Преподаватели полагают, что для работы психолога-менеджера наиболее важны знание социальной психологии и организаторские навыки, тогда как студенты наиболее важными считают коммуникативные навыки и знания в области управления. Преподаватели полагают, что креативность и высокий уровень интеллекта в наибольшей степени могут способствовать успеху в работе психолога-менеджера, тогда как студенты таковыми считают устойчивость к стрессу и внимательность. Преподаватели полагают, что профессия психолога-менеджера предоставит студентам возможность карьерного роста и повышения зарплаты, тогда как для студентов эта профессия дает возможность личностного роста и профессионального развития. Основная гипотеза и гипотезы-следствия возникли на основе предварительного анализа состояния объекта исследования, идея которого поступила из Всероссийского научно-практического Центра профориентации и психологической поддержки населения.

    Методический инструментарий:

Для исследования компонентов представлений о профессии у студентов и преподавателей применительно к выдвинутой выше гипотезе была разработана специальная анкета. Вопросы анкеты были созданы на основе выводов относительно структуры представлений о профессии, полученных в результате теоретического анализа (см. табл. ), анализа профессиограммы менеджера, общей характеристики специальности“психология”и требований к уровню подготовки специалиста. При составлении окончательного варианта анкеты мы также использовали данные, полученные в процессе пилотажа начальных вариантов методики–наиболее частые варианты ответов на открыто поставленный вопрос вводились в оценочную шкалу. Ознакомится с вариантом анкеты для студентов можно в приложении 1, с вариантом анкеты для преподавателей - в приложении 2.

2. 2 Результаты исследования и их анализ методами математической статистики. По получении результатов мы сочли необходимым проанализировать данные не только с точки зрения того, подтверждают они или не подтверждают выдвинутые гипотезы, но и с точки зрения того, какие различия существуют во взглядах студентов и преподавателей по всем использовавшимся в процессе исследования пунктам возможных ответов. Напомним, что данные списки пунктов были получены нами в процессе анализа ответов студентов и преподавателей на вопросы открытого типа методом контент-анализа.

Ниже приводятся таблицы, которые отражают различия в представлениях на основные составляющие профессии психолога-менеджера.

Таблица 1. Различия между преподавателями и студентами при ответе на вопрос относительно того, где планируют студенты работать после окончания вуза. №

    Варианты ответов
    Студенты
    Преподаватели
    t-критерий Стьюдента
    Уровень значимости различий
    1
    Государственная организация
    4, 7
    2, 91
    5, 2
    2, 17
    0, 47
    Не значимо
    2
    Коммерческая структура
    6, 7
    1, 95
    7, 4
    2, 07
    0, 72
    Не значимо
    3
    Негосударственная (общественная) организация
    4, 2
    2, 38
    4, 2
    2, 05
    0, 00
    Не значимо
    4
    Свое дело
    3, 4
    2, 46
    4
    2, 12
    0, 59
    Не значимо
    5
    Частная практика
    3, 3
    2, 41
    3, 8
    2, 59
    0, 41
    Не значимо

Применительно к ответам на этот вопрос ни в одном случае не было зафиксировано статистически значимых различий с помощью t– критерия Стьюдента.

Таблица 2. Различия между преподавателями и студентами при ответе на вопрос относительно того, в какой области студенты планируют специализироваться. №

    Варианты ответов
    Студенты
    Преподаватели
    t-критерий Стьюдента
    Уровень значимости различий
    1
    Менеджер по кадрам
    6, 4
    2, 19
    5, 6
    2, 61
    0, 66
    Не значимо
    2
    Менеджер по персоналу
    6, 8
    1, 92
    6, 4
    1, 82
    0, 46
    Не значимо
    3
    Рекрутер
    3, 5
    2, 41
    4, 8
    2, 28
    1, 20
    Не значимо
    4
    Тренинг-менеджер
    3, 9
    2, 66
    5, 8
    2, 49
    1, 60
    Не значимо
    5
    Орг-консультант
    4, 5
    2, 60
    5
    2, 55
    0, 41
    Не значимо
    6
    Менеджер по переобучению
    2, 8
    2, 08
    4, 6
    2, 88
    1, 36
    Не значимо
    7
    Менеджер по рекламе
    4, 4
    2, 86
    6
    1, 87
    1, 69
    Не значимо
    8
    Имиджмейкер
    3, 4
    2, 40
    4, 8
    2, 17
    1, 35
    Не значимо
    9
    Специалист по переговорным технологиям
    3, 6
    2, 41
    4
    2, 35
    0, 36
    Не значимо
    10
    Специалист по связям с общественностью
    4, 4
    2, 79
    4, 6
    2, 07
    0, 20
    Не значимо
    11
    Помощник руководителя
    5, 8
    2, 36
    5, 2
    1, 64
    0, 73
    Не значимо
    12
    Ученый-исследователь
    2, 7
    2, 33
    4, 6
    2, 51
    1, 61
    Не значимо

Применительно к ответам на этот вопрос ни в одном случае не было зафиксировано статистически значимых различий с помощью t– критерия Стьюдента.

Таблица 3. Различия между преподавателями и студентами при ответе на вопрос относительно того, с какими видами деятельности студенты будут чаще всего встречаться в своей работе психолога-менеджера.

    №
    Варианты ответов
    Студенты
    Преподаватели
    t-критерий Стьюдента
    Уровень значимости различий
    1
    Диагностическая
    6, 7
    2, 15
    7
    2, 00
    0, 31
    Не значимо
    2
    Коррекционная
    5, 4
    2, 39
    6
    2, 55
    0, 50
    Не значимо
    3
    Консультативная
    7
    1, 92
    7
    1, 87
    0, 00
    Не значимо
    4
    Экспертная
    6, 3
    2, 38
    6, 2
    1, 92
    0, 11
    Не значимо
    5
    Научно-исследовательская
    3, 9
    2, 31
    4, 6
    2, 41
    0, 62
    Не значимо
    6
    Учебно-воспитательная
    3, 8
    2, 37
    6, 2
    2, 59
    2, 02
    0, 05
    7
    Культурно-просветительская
    4, 3
    2, 43
    5
    2, 24
    0, 66
    Не значимо

Применительно к ответам на этот вопрос статистически значимых различия были зарегистрированы только относительно одного пункта возможных ответов (уровень значимости различий 0, 05). Преподаватели статистически чаще, чем студенты заявляют о том, что психологу-менеджеру предстоит в значительной степени сталкиваться с учебно-воспитательной работой.

Таблица 4. Различия между преподавателями и студентами при ответе на вопрос относительно того, какие профессиональные знания, умения, навыки важны для работы психолога-менеджера.

    №
    Варианты ответов
    Студенты
    Преподаватели
    t-критерий Стьюдента
    Уровень значимости различий
    1
    Знание социальной психологии
    7, 9
    1, 76
    8, 6
    0, 55
    2, 03
    0, 05
    2
    Знание психологии труда
    7, 7
    1, 87
    8, 8
    0, 45
    3, 13
    0, 01
    3
    Подготовка в области управления
    8, 2
    1, 17
    8, 6
    0, 55
    1, 31
    Не значимо
    4
    Подготовка в области права
    7, 5
    1, 38
    7, 8
    1, 30
    0, 48
    Не значимо
    5
    Подготовка в области экономики
    6, 6
    2, 01
    7, 4
    1, 52
    1, 07
    Не значимо
    6
    Знание организации производства
    7, 9
    1, 41
    8
    1, 00
    0, 20
    Не значимо
    7
    Знание иностранного языка
    5, 7
    2, 64
    7
    1, 87
    1, 40
    Не значимо
    8
    Умение работать на персональном компьютере
    7, 6
    2, 12
    8, 2
    0, 84
    1, 21
    Не значимо
    9
    Умение вести служебную документацию
    7, 4
    1, 71
    7, 8
    1, 30
    0, 62
    Не значимо
    10
    Умение вести деловую переписку
    6, 5
    2, 59
    7, 8
    1, 30
    1, 84
    Не значимо
    11
    Умение проводить деловые переговоры
    7, 6
    1, 68
    8, 4
    0, 89
    1, 68
    Не значимо
    12
    Владение профессиональной этикой и этикетом
    8, 4
    1, 19
    8, 8
    0, 45
    1, 47
    Не значимо
    13
    Коммуникативные навыки
    8, 7
    0, 71
    8, 8
    0, 45
    0, 44
    Не значимо
    14
    Организаторские навыки
    8, 2
    1, 21
    8, 4
    0, 55
    0, 65
    Не значимо

Применительно к ответам на этот вопрос статистически значимых различия были зарегистрированы относительно двух пунктов возможных ответов. Во-первых, преподаватели статистически чаще, чем студенты (уровень значимости различий 0, 001) заявляют, что для будущего психолога-менеджера нужно знание психологии труда. Студенты так считают в значительно меньшей степени. Во-вторых, преподаватели статистически чаще, чем студенты (уровень значимости различий 0, 05) заявляют, что будучи психологом-менеджером нужно знание социальной психологии. Студенты в этом не столь уверены.

Таблица 5. Различия между преподавателями и студентами при ответе на вопрос относительно того, какие индивидуальные личностные особенности могут способствовать успеху в работе психолога-менеджера.

    №
    Варианты ответов
    Студенты
    Преподаватели
    t-критерий Стьюдента
    Уровень значимости различий
    1
    Креативность
    7, 6
    1, 87
    8, 4
    0, 89
    1, 62
    Не значимо
    2
    Высокий уровень общего и социального интеллекта
    8, 3
    1, 07
    8, 8
    0, 45
    1, 93
    Не значимо
    3
    Эмпатия
    7
    1, 74
    7, 6
    1, 67
    0, 75
    Не значимо
    4
    Ответственность
    7, 9
    1, 32
    8, 6
    0, 55
    2, 20
    0, 05
    5
    Внимательность
    8, 1
    1, 32
    8
    0, 71
    0, 27
    Не значимо
    6
    Наблюдательность
    8
    1, 35
    7, 8
    0, 84
    0, 47
    Не значимо
    7
    Рефлексия
    7, 5
    1, 45
    8, 2
    0, 84
    1, 60
    Не значимо
    8
    Устойчивость к стрессу
    8, 3
    1, 06
    7, 8
    1, 10
    0, 97
    Не значимо
    9
    Привлекательность
    6, 4
    1, 80
    6, 6
    0, 89
    0, 41
    Не значимо
    10
    Оптимизм
    7, 5
    1, 31
    7
    1, 41
    0, 75
    Не значимо
    11
    Любознательность
    7
    1, 81
    7, 4
    1, 14
    0, 69
    Не значимо
    12
    Нравственность
    7, 2
    1, 93
    7, 6
    1, 67
    0, 50
    Не значимо

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7