бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Практический психолог и эффективность кадров. Исследование расхождений в представлениях об основных составляющих профессии между студентами и педагогическим коллективом вуза с целью оптимизации учебного процесса - (диплом) бесплатно рефераты

p>Л. М. Митина говоря о выборе профессии, отмечает, что “важным является и то, что образ профессии, как когнитивное и эмоциональное образование, в определенной мере меняет систему общих ориентиров в общественном и индивидуальном сознании людей. ”(38, с. 3). Раньше идеальный образ профессионала во многом был связан с образом конкретных людей и их профессиональной “биографией”, их определенными профессиональными ценностями (иногда это был собирательный образ, но он обладал той конкретностью, которая способствовала процессу идентификации). Сейчас можно наблюдать, что в некоторой степени “идеальный образ профессионала” заменен на “идеальный образ жизни” (американский, европейский, “новых русских” и др. ) Неопределенность ценностных представлений о самой профессии смещает ориентиры на выбор предпочитаемого, желаемого образа жизни с помощью профессии. Таким образом, профессия уже выступает как средство для достижения этого образа жизни, а не как существенная часть самого образа жизни (там же).

Зиброва С. В. исследует образ профессии как внутреннее образование, которое имеет характер обобщенности и отражает становление профессионального сознания как субъектного, личностного процесса с одной стороны, и соответствует внешнему, специфическому содержанию конкретной профессиональной деятельности— с другой стороны. В качестве такой структуры у студентов Зиброва выделяет образ будущей профессии, который является отражением в сознании студента основного содержания его будущей профессиональной деятельности. Значение данной структуры сознания для профессионального становления связано с содержанием образной формы субъективного отражения в целом. Образ определяется как субъективная картина мира или его фрагментов (12, 29). А. В. Запорожец отмечает, что“под образом, в широком смысле, следует понимать не только конкретные, но и общие представления, а также абстрактные понятия”(17, с. 377). В работах А. Н. Леонтьева (30) была выдвинута гипотеза об образе мира как многомерном образовании, целостной, многоуровневой системе представлений о мире, о других людях, о себе и своей деятельности. Мы рассматриваем образ профессии у студентов как фрагмент данной системы, включающий в себя представления, связанные с предстоящей профессиональной деятельностью. Включение в практическую деятельность (одной из форм которой является профессиональная деятельность) обеспечивается участием целостного образа какого-либо явления в порождении познавательных гипотез, выступающих в качестве начального звена процессов построения нового образа (18). Непрерывное генерирование взаимосвязанной системы познавательных гипотез, идущих навстречу внешним стимулам, является выражением активной природы образного отражения. Образ, являясь порождением практической деятельности, оказывает на нее обратное воздействие, определяя ее направленность и избирательность. Активная роль образа проявляется в том, что сформировавшийся образ некоторого явления (в том числе, профессиональной деятельности) определяет характер действии человека по отношению к данному явлению. Образ будущей профессии есть представление цели деятельности учения. Это способ осознания желаемого конечного результата собственной деятельности по освоению профессии (18).

Любая деятельность предполагает наличие объекта деятельности – той конкретной сферы, где деятельность разворачивается; цели —результата, который должен быть достигнут; и средств деятельности как операциональной составляющей (по Леонтьеву A. M. ). Все эти моменты должны быть представлены в сознании личности. Иначе, по мысли А. Н. Леонтьева, "неадекватность того смысла, который приобретает для человека его деятельность и ее предмет их объективному значению" (30, с. 32) есть проявление дезинтеграции сознания.

Исследователи выделяют такие компоненты образа профессии как цели профессиональной деятельности, средства, используемые специалистом в этой области, и ее специфическую предметную область— набор взаимосвязанных признаков, свойств вещей, процессов, явлений, как бы “противостоящих”человеку в труде (18). Под целями профессиональной деятельности в образе профессии понимается отражение в сознании студента социального смысла данной профессии, ее значения для общества, ее специфических задач. Это есть понимание роли профессии в общественном производстве, что достигается путем раскрытия внутренних связей между осваиваемой деятельностью и ее местом в обществе. Средствами здесь является все то, что использует профессионал для реализации своих функций - от конкретных инструментов (“внешние”средства по Венде В. Ф. ) до обобщенных представлений о возможных способах деятельности (“внутренние” средства). “Средством труда можно считать любую реальность, дающую возможность человеку взаимодействовать с предметом труда сообразно его цели", —по определению Е. А. Климова (21, с. 45). Наконец, знание того особого круга явлений предметного мира, с которым оперируют представители данной профессии, есть третий компонент образа будущей профессии— предметная часть. Выделенные составляющие образа профессии (цели, предмет, средства) в целом охватывают содержание конкретной профессии. К ним нельзя свести все многообразие реальных профессиональных ситуаций, но они отражают именно существенные закономерные, обязательные моменты, конституирующие профессиональную определенность и специфику, отличающую данную профессию от других видов профессиональной деятельности. Это устойчивое и обобщенное содержание профессии. Оно относится к внутреннему, субъективному плану, отражает профессиональную специфику, и может быть объективировано, вынесено вовне. Этим требованиям удовлетворяют такие составляющие внутреннего плана профессионализации, которые обладают свойствами устойчивости и обобщенности и характеризуют существенные, необходимые элементы профессии, не зависящие от частных, изменяющихся условий (18). Мы выделяем такой компонент профессионального сознания у начинающих специалистов на этапе обучения в вузе как образ будущей профессии. Это образование выполняет функции интеграции, объединения разрозненных знаний и умений, обретенных в различных учебных ситуациях, в единое целостное представление об изучаемой профессии. Образ профессии есть отражение в сознании студента наиболее значимого содержания профессии, и это есть основа, благодаря которой новые знания не остаются разрозненными, а интегрируются в целостную структуру. Образ профессии–это целостное представление базовых компонентов профессии, которые выступают как связанные фрагменты единой структуры.

Е. А. Климов характеризует трудовой пост (форму существования профессии) как “некоторое социально фиксированное многомерное, разно- и многопризнаковое системное образование”(21, с. 41), следовательно, его адекватное отражение также будет являться системой взаимосвязанных представлений об основных его составляющих. Формирование образа профессии заключается в объединении различных сведений о профессии воедино, установлением их взаимосвязи, что позволяет определить значение каждого нового знания в его отношении к уже имеющемуся содержанию основных структурных элементов (цель, предмет, средства). В свою очередь, это содержательное обогащение становится способом развития самого образа профессии, его насыщения новыми представлениями, которые требуют нового обобщения, формирования концептуальных структур более высокого уровня. Предлагаемый Зибровой подход к анализу значения такой психологической структуры как образ будущей профессии соотносится с современными представлениями о роли“образа собственного будущего”(9, с. 71) в регуляции социального поведения. С. В. Горбатов и Б. Д. Лысков рассматривают концепцию собственного будущего как обобщенную систему представлений человека о своем собственном будущем. Как элемент структуры личности концепция собственного будущего“имеет особое значение для процессов, связанных с выбором и принятием решений, постановкой задач”(9, с. 77). В нашем случае область будущего конкретизирована в профессиональном отношении, что определяет ее содержательную специфику. Однако, как пишет, К. А. Абульханова-Славская, “само по себе указание на жизненные занятия, сферы жизни и жизненные события не дает ответа на вопрос, как они реализуются в жизненной динамике, то есть как они становятся движущей силой развития личности”(1, с. 138). Важно выделить формы представленности этих явлений человеку, имеющие побудительную силу, позволяющие ему развиваться как субъекту определенной деятельности (18).

Формирование образа профессии у студентов включает в себя процессы наполнения личностным смыслом определенных объективных свойств, характеризующих род занятий, которые обретают внутреннее значение для студентов. “Значение —это ставшее достоянием моего сознания (в большей или меньшей своей полноте и многосторонности) обобщенное отражение действительности, выработанное человечеством и зафиксированное в форме понятия, знания или даже в форме умения как обобщенного "образа действия", нормы поведения и тому подобное” (30, с 299). "Полнота и многосторонность" образа будущей профессии у студентов рассматривается как характеристику процесса обучения. Подобные показатели выделяют Л. П. Калининский и С. Г. Гайдаржи: "Профессионал–субъект профессиональной деятельности, сознательно и эмоционально предвосхищающий ее социально ценный результат .... представляющий систему средств профессиональной деятельности, сознательно выбирающий и уверенно владеющий орудийными средствами деятельности (внешними и внутренними, вещественными и функциональными), осознающий производственно-деловые зависимости людей" (20, с. 98-99).

Итак, формирование образа профессии у студентов —одна из существенных характеристик учебного процесса в вузе. Это критерии профессионализации студента, его готовности к выполнению определенных социальных функций. Сформированный образ профессии есть сложное социальное явление, имеющее свой путь развития, свой процесс становления. “Знание закономерностей формирования личности профессионала, выделение основных этапов этого процесс их психологических характеристик, нахождение и описание важнейших факторов, оказывающих положительное влияние на становление профессионала, либо тормозящих этот процесс— дало бы возможность оптимизировать этот процесс, .... управлять им” - подчеркивает значимость подобных исследований Е. М. Борисова (7, с. 142-143). С точки зрения онтогенетического развития субъективный образ предполагает интериоризацию схем действия с внешними предметами и порождение внутреннего плана деятельности из реальных предметных действий (17). Таким образом, расширение внешней, предметной деятельности является основным способом развития ее образной компоненты. При формировании образа происходит преобразование структуры предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания (18). Следовательно, этапность становления образа профессии отражает овладение реальной профессиональной деятельностью, и, наоборот, по внешним проявлениям при выполнении профессиональной деятельности можно судить о сформированности соответствующих внутренних структур.

Конституирующей чертой деятельности является ее содержательность. Тогда характеристика деятельности включает в себя проблему выявления ее конкретной цели деятельности, ее внутреннее основание— мотивационные процессы не имеют достаточного развития. Итак, в своей работе Зиброва обращает внимание на такой механизм развития внутренней детерминации деятельности человека как определение, оформление цели деятельности, что структурирует различные неоформленные побуждения и стремления, придает им организованный характер и позволяет разворачивать целостную целенаправленную деятельность. “В жизнедеятельности человека цели выступают средствами мотивационной организации поведения, развертывания функционального потенциала человека”(4, с. 80). Цель, то есть представление результата деятельности, является системообразующим фактором мотивационных процессов и имеет мотивационную функцию влечения приобретают характер действительно мотива, оформляясь целью, обогащение и углубление образа желаемого будущего, то есть цели, становится фактором развития соответствующей мотивационной сферы.

Для студентов вуза такой содержательной целью является освоение определенной профессиональной деятельности. Представления о ней, то есть образ профессии, выполняют функцию целеобразования. Степень сформированное образа профессии определяет уровень отчетливости цели деятельности студента. Развитие этих представлений, насыщение их профессиональным содержанием позволяет уточнить цель деятельности и таким образом оформляет процессы внутренней детерминации, то есть имеет мотивирующее значение. В процессе интериоризации человеком объективно существующих в обществе ценностей последние приобретают побудительную силу и становятся реально действующей внутренней детерминацией деятельности (31).

Образ профессии обладает мотивационным значением, его сформированность характеризует степень интериоризации данного содержания человеком и, следовательно, возможность сознательного отношения к нему и его побудительную силу (18). Таким образом, развитие образа профессии становится способом развития системы внутренней детерминации. По мысли С. Л. Рубинштейна, сознание—это не только отражение, но и отношение человека к окружающему его миру, а значит, сопряженные процессы развития представлений об определенном явлении и отношения к нему следует изучать вкупе. “В процессе отражения явлений внешнего мира происходит и определение их значения для индивида и тем самым его отношения к ним. И в силу этого предметы и явления внешнего мира выступают не только как объекты познания, но и как двигатели поведения, как его побудители, порождающие в человеке определенные побуждения к действию, — мотивы” (41, с. 244).

    Вывод по результатам литературного анализа:

В ходе изучения литературы мы сделали вывод о том, что социальные представления являются основой представлений о различных объектах социальной действительности. На этой базе строятся представления о мире в целом (образ мира), которые отражают личностные особенности каждого индивида в отдельности. В свою очередь индивидуальный образ мира включает в себя общие представления о различных предметах и явлениях жизни, в том числе и о профессии. Рисунок 1. Структура социальных представлений.

Образ будущей профессии есть представление цели деятельности учения. Это способ осознания желаемого результата собственной деятельности по освоению профессии. В нашем понимании структура образа профессии выглядит следующем образом:

    Компоненты:
    1). Цели профессиональной деятельности
    2). Средства, используемые специалистом
    3). Предметная область.

Соотношение представленных компонентов можно изобразить графически в виде рисунка.

    Рисунок 1. Компоненты образа профессии.
    компоненты
    ЦЕЛИ СРЕДСТВА ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ

Таблица 1. Содержательные характеристики компонентов образа профессии. №

    компоненты
    содержание
    функция
    1
    Цели

Отражение социального смысла профессии, ее значения для общества, места в общественном производстве.

    Данная компонента выполняет мотивационную функцию.
    2
    Средства

Входят как внешние (конкретные инструменты), так и внутренние (всевозможные способы деятельности) средства.

    Инструментальная функция.
    3
    Предметная область

Явления предметного мира, которыми оперирует данный профессионал. Направленность, конкретизация деятельности.

Представленное выше описание компонентов образа профессии и их содержательной части можно конкретизировать применительно к профессии психолога-менеджера следующим образом: такая составляющая образа профессии как цель, включает в себя представление о дальнейшей сфере деятельности, о специализации. Следующая составляющая подразумевает все средства, используемые специалистом - конкретные виды деятельности (диагностическая, коррекционная, экспертная и др. ). И последней составляющей является предметная область, которая подразумевает под собой знания, умения и навыки человека в данной профессии.

Глава 2. Эмпирическое исследование расхождений в представлениях об основных составляющих профессии психолога-менеджера между студентами и их преподавателями в ВУЗе.

    2. 1 Программа исследования.
    Цель исследования:

Выявить и проанализировать возможные расхождения в представлениях об основных составляющих профессии психолога-менеджера между студентами и педагогическим составом факультета психологии для оптимизации педагогического процесса. Задачи эмпирического исследования:

Выдвинуть гипотезы относительно возможных расхождений в представлениях о профессии психолога-менеджера между преподавателями и студентами. Применительно к выдвинутым гипотезам разработать методику и процедуру ее проверки.

Осуществить сбор данных согласно заранее составленному плану. Проанализировать полученные результаты методами математической статистики. Обсудить полученные результаты и сделать выводы относительно выдвигавшихся гипотез.

    Объект исследования:

60 студентов 4 и 5 курсов факультета психологии, обучающихся по специальности психология менеджмента. Из них 55 девушек, 5 юношей, в возрасте 21-45лет (средний возраст составляет)

6 преподавателей, читающих дисциплины-специализации по специальности психология менеджмента.

    Предмет исследования:

Представления студентов и преподавателей факультета психологии об основных составляющих профессии психолога-менеджера.

    Основная гипотеза:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7