бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Появление и выявление подростковой депрессии бесплатно рефераты

Депрессивная симптоматика в детстве очень редко является устойчивой и формирует картину цельного, очерченного депрессивного приступа. Для большинства детей характерна изменчивость симптоматики, насыщенность множеством расстройств, фрагментарных, временных и незавершенных, в сочетании слагавшихся в сложную и мозаичную картину. Многообразием отличаются и собственно аффективные расстройства (основные оттенки настроения): так, при ведущем тоскливом настроении не исключено его сочетание с тревогой, страхом, дисфорией; тревога часто выступает в сочетании со страхом, реже с тоской и дисфорией и т.п. Преобладание того или иного настроения и его напряженность у ребенка в течение суток являются непостоянными и зависят как от внешних обстоятельств, так и от времени суток. Изменчивым является и состояние двигательной сферы с чередованием малоподвижности и резкого двигательного возбуждения.

Депрессии с постоянной вялостью, молчаливостью или мутизмом, нарушением контактов с окружающими, отсутствием побуждений в детстве крайне редки и кратковременны. В преобладающем большинстве случаев отмечается непрерывныя "пульсация" в настроении, самочувствии и состоянии моторики. В результате лабильности и неустойчивости симптоматики клиническая картина депрессии у ребенка отличается непрерывной сменой оттенков, чередованием наиболее яркой симптоматики с относительно спокойными промежутками, что создает картину "аффективного шторма"[6,97].

Суточные изменения настроения у детей при депрессиях являются более сглаженными, чем у больных подросткового и зрелого возраста. Улучшение самочувствия и настроения во второй половине дня почти всегда отсутствует. В первой половине дня в основном преобладают слабость, вялость, медлительность, заторможенность, чувство грусти, печали, тоски или скуки; днем отмечаются усталость, сонливость, головные боли; к вечеру нарастают слезливость, двигательное беспокойство, раздражительность, злобность. Очерченные, кратковременные эпизоды возбуждения наблюдаются преимущественно в вечернее время. Поздним вечером и ночью превалирующими становятся тревога и страх, сопровождающиеся иногда иллюзиями и бессонницей. При субъективной оценке своего состояния дети обычно отмечают ухудшение самочувствия к вечеру, боятся приближения темноты, наступления ночи в связи со "страхом страха". У детей школьного возраста работоспособность не восстанавливается во второй половине дня, как это происходит при неглубокой депрессии у взрослых. Это определенно связано как с нарастающими к вечеру тревогой и беспокойством, так и с повышенной утомляемостью депрессивного ребенка. Такой суточный ритм в немалой степени способствует дизадаптации ребенка, лишенного возможности хотя бы частичной компенсации в течение суток.

Изменчивость, подверженность внешним влияниям отражается не только на характере настроения и двигательных расстройств в течение суток, но и на всей депрессии в целом. Интенсивность депрессивной симптоматики у детей и подростков, но особенно у детей допубертатных возрастных групп, отличается непостоянством и во многом зависит от внешних обстоятельств и физического состояния ребенка. На фоне длительной тусклой депрессии обычно отмечаются короткие (от нескольких дней до 1 мес.) эпизоды более тяжелых депрессивных расстройств, провоцируемые, особенно на ранних стадиях болезни, психотравмирующей ситуацией или тяжелым соматическим заболеванием. В среднем длительность депрессии в детском возрасте оказывается меньше, чем у взрослых и у подростков, и равна 79,2 дня, т.е. 2,6 мес. При этом короткие (до 14 дней) и затяжные (1-2 года) депрессии встречаются приблизительно с одинаковой частотой, но более частыми являются депрессии длительностью 1-5 мес[8,104].

Среди провоцирующих факторов, предшествующих первой депрессии у ребенка, присутствуют психотравмы, соматические заболевания и их сочетания, но преобладающими все же являются психотравмирующие ситуации.

1.2. Причины депрессий в школе

Одним из серьёзных и неразрешённых во-просов современной школы остаётся вопрос о психологической комфортности и защи-щённости. В чём его важность? Длительное состояние эмоционального дискомфорта и эмоциональной напряжённости ведёт к эмоциональным расстройствам, высокой тревожности, скрытой депрессии.

Но тем не менее хотелось бы рассмот-реть причины, вызывающие состояние беспо-мощности, эмоциональной напряжённости, школьной тревожности, приводящие к дли-тельному состоянию уныния, упадка духа, обескураженности, изоляции и одиночеству, первые признаки скрытой депрессии.

Порой причины имеют явно врождён-ный характер и обусловлены складом харак-тера. Такие подростки вообще избегают ком-пании, тяжело переживают неудачи и неприятности, обвинения вызывают у них депрес-сивное состояние. Им часто кажется, что они неполноценны и не нужны.

Каковы объективные причины? Пере-грузка учебной деятельности, отставание в учёбе, завышенная требовательность, не сложившиеся взаимоотношения со свер-стниками. Эти проблемы обостряются при пе-реходе из начальной в среднюю школу, в пе-риод подросткового кризиса.

Остановимся чуть подробнее на 5-6-х классах, ведь становление личности подрост-ка во многом зависит от того, насколько ус-пешно будет пройден этот этап.

На рубеже начальной и средней шко-лы происходит снижение интереса к учёбе, так называемый мотивационный кризис. К внешним проявлениям относятся отрица-тельное отношение к школе вообще, неже-лание её посещать, выполнять учебные за-дания на уроках и особенно дома, конфлик-ты с учителями и нарушение правил поведе-ния в школе; к внутренним -- эмоция стра-дания, различные комбинации гнева, отвращения и презрения, враждебность, на-правленная на себя и вовне, страх, чувство вины и застенчивость.

Есть ли выход из этой ситуации? Их два: либо кризис преодолевается и становит-ся стимулом к самовоспитанию, либо он при-водит к блокировке эмоционального разви-тия: отставанию в учёбе, конфликтам с окру-жающими, установке противодействия и аг-рессии, тревоге, замкнутости.

Эти проявления неудовлетворённости детей учением имеют различные причины, которые в основном можно свести к трём. Во-первых, неблагополучный статус ребёнка в системе отношений класса; во-вторых, пло-хие результаты учёбы, их чрезмерная критика и как следствие недовольство собой; в-тре-тьих, невнимание педагогов и родителей к переживаниям детей.

В более старшем возрасте чувство не-уверенности, напряжённости, тревоги, де-прессии, являющиеся следствиями психоло-гической незащищённости, приводит к от-чуждению. Отчуждение не проходит для ре-бёнка бесследно. Оно деформирует лич-ность, ведёт к деструктивным формам поведения, асоциальному поведению или неспособности впоследствии строить полно-ценные отношения с окружающими людьми, то есть вызывает психические и социальные отклонения в личности. Результатом пере-живания подростками одиночества и отчуж-дённости становятся глубокие эмоциональ-но-негативные проявления, осознание сво-ей «никчёмности», «ненужности». И если эти проявления постоянны, подросток мо-жет стать изгоем, эгоистом, отшельником или чужаком.

Проблема комфортности подростка в школе достаточно серьёзная. И чтобы ре-шить её, недостаточно только «воспитатель-ной работы» учителей, школьных психологов. Родители тоже должны «подставить своё крыло». И тогда общими усилиями можно бу-дет решить проблему эмоциональной безо-пасности учащихся.

Помните, что:

* каждое следующее поколение взрослеет раньше и стремление к независимой жизни у них тоже появляется раньше!

* подростку нужны деньги: пригласить де-вочку в кино, купить новую кассету, сходить на дискотеку, да мало ли на что (кстати, сов-сем не обязательно сразу думать о наркоти-ках). Но если он или она будет зарабатывать эти деньги честным трудом, а не просто по-лучать их от родителей, то и отношение бу-дет совсем другое. Так, опрос, проведённый среди 100 ведущих менеджеров Америки, по-казал, что 70% из них с 14 лет работали ле-том в кафе Макдональдс. Они утверждали, что это их научило дисциплине и порядку;

* без преодоления трудностей подростку нельзя вырасти полноценной личностью. Не скрывайте от ребёнка трудностей своей жизни, обращайтесь к нему за помощью и советом в трудную минуту, рассказывайте о своей профессии -- вдруг заинтересуется[5,82].

Глава 2. Профилактика и лечение депрессий

2.1. Специфика поведения подростков, страдающих скрытой депрессией

Различают активную и реактивную депрессию. Активная вы-зывается психическими и общими заболеваниями. А реактивная депрессия связана с тяжелыми жизненными ситуациями: неуда-чами, обидами, смертью близких людей, сопровождается тягост-ными переживаниями, страхами. Ребенок становится мнитель-ным, мрачным, необщительным, пессимистически ко всему настроенным. Снижается самооценка. Успехи в учебе и в других областях деятельности падают. Возникает отклоняющееся пове-дение.

Депрессивное состояние обычно проходит по прекращению действия основной причины. А если причина не устранена, то де-прессия переходит в устоявшееся эмоциональное состояние, ко-торое может сохраняться долго и требует специальной психоло-го-педагогической коррекции. Учитель должен знать, что когда дети переживают тяжелые стрессы, семейные неурядицы, суро-вые наказания, потери родных, неудачи в учебе, то они могут лег-ко оказаться в состоянии депрессии. Социальные психологи от-мечают, что люди, находящиеся в депрессии, обычно вспомина-ют, что родители отвергали и наказывали их. Из этого можно сделать вывод, что главной причиной детской депрессии является отвержение, неласковость, слишком суровые наказания.

Сильным источником детской депрессивности может быть и школа. Дети более тревожны и склонны к депрессии, когда:

-- боятся учителей, администрации;

-- общаются с учителем, чье мнение для них важно или имеет значение, например, при выставлении годовых оценок;

-- их успехи оценивает комиссия;

-- их поведение разбирается в классе, на собраниях;

-- они находятся в новых или незнакомых ситуациях и не знают, как правильно себя вести;

-- готовятся к чему-то новому, необычному, например, к поступ-лению в школу, переходу в новый класс.

Для детей в состоянии депрессии характерен негативизм. Их взгляд на жизнь окрашен в мрачные тона. Депрессивные дети, как и взрослые, больше внимания обращают на печальные стороны жизни. Они, как им кажется, больше уже ничего хорошего не ждут, склонны смотреть на все пессимистически. Это противоестествен-но, дети должны быть оптимистами. Когда дети счастливы, мир кажется им более дружелюбным, решения принимаются легче, мыслят они тогда радостно и широко, на ум идет только хорошее.

Обычно у депрессивных детей нет настроения. Это тоже про-тивоестественно. Дети без настроения -- это патология. Они без-деятельны, социальны пассивны, у них выражение нежелание учиться, иногда открытая враждебность. Депрессивные дети со-средоточены на себе, задумчивы и несчастны. Они недоверчивы, необщительны и неотзывчивы. Они прощают оскорбления, заме-чания, недружелюбное обращение. Ребенок как будто не замечает толчков, обидных слов.

В тяжелой форме депрессия может приводить к саморазрушению:

дети и подростки остро чувствуют и усиленно переживают свою не-значительность. Для них характерны апатия, нежелание что-либо де-лать. безразличие к друзьям и к семье, плохой сон и аппетит. Чрез-мерно пессимистический взгляд на мир заставляет их преувеличенно переживать плохое и сводить до минимума хорошее. При депрессии ребенок, как и взрослый, прячет розовые очки и надевает темные.

Конечно же, депрессивное настроение не может не влиять на поведение. Оно становится отклоняющимся и приобретает на-правленность в зависимости от характера ребенка. У большинства депрессия выражается как пассивный протест, но встречаются и случаи отчаяния, когда ребенок от безысходности способен на де-структивные действия. Это наблюдается преимущественно в тех случаях, когда длительная депрессия вызвана депривацией -- обездоленностью, безысходностью[7,89].

Депрессия всегда ведет к нарушению активности ребенка. Вя-лость, заторможенность, безразличие ко всему -- ее постоянные спутники. Нередко депрессия соседствует с аутизмом -- заболевани-ем, которое характеризуется погруженностью в свои переживания.

Депрессия проходит после устранения вызвавших ее причин. Но только незначительное количество таких причин может устра-нить учитель, остальные не в его власти. Педагог не оставит без помощи попавшего в беду, страдающего ребенка. Оказывая по-мощь депрессивным детям, он позаботится прежде всего о том, чтобы создать хорошее настроение. Мы мало управляем настрое-нием детей, а часто и вовсе не обращаем на него внимание. Меж-ду тем поведение ребенка очень от него зависит. Постепенно улучшая настроение ученика, окружив его заботой и вниманием, можно способствовать его выздоровлению. Важно, чтобы все дети класса приняли участие в судьбе своего товарища.

Для коррекции депрессии полезны отвлечения, связанные с положительными эмоциями. Рекомендуется смена обстановки, усиление разнообразной трудовой нагрузки. Следует больше во-влекать ребенка в игры, приучать его к общению, активнее зани-маться с ним физкультурой.

Весьма важно ограждать детей (и не только депрессивных) от плохих новостей. Установлено, что постоянно плохие сообщения ввергают в пессимизм и уныние даже самых крепких и эмоцио-нально устойчивых людей.

2.2. Профилактика депрессий и помощь в лечении

Как помочь подросткам в эмоциональном плане? Прежде всего надо постоянно помнить, что подростки -- эмоционально ещё дети, находящиеся в переходном периоде своего развития. Это еще не взрослые, пусть и молодые. Их потребности, в первую очередь эмо-циональные, по-прежнему такие же, как и у детей. Одна из наиболее распространённых ошибок родителей, учителей и других взрослых -- рассматривать подростков как полно-правных взрослых членов общества. Многие люди, работающие с подростками по долгу своей службы, пренебрегают их детскими эмоциональными потребностями. Что же подросткам действительно необходимо? Чтобы их любили безоговорочно и принима-ли такими, какие они есть, чтобы за ними ухаживали, чтобы с ними были ласковы, но при этом уважали, принимали всерьёз. Очень важно, чтобы сами подростки ощущали заботу и любовь окружающих.

Взрослые, предпочитающие приказной тон в своих отношениях с детьми, уверен-ные, что их требования не подлежат никаким обсуждениям и должны неукоснительно исполняться, по мнению английских психологов, сильно рискуют здоровьем детей. В ре-зультате такого сурового воспитания дети становятся зажатыми и замкнутыми, часто концентрируются на отрицательных эмоциях, склонны к депрессии. Во взрослой жизни они подвержены гораздо большему риску возникновения хронических заболеваний (в первую очередь сердечно-сосудистых) по сравнению с теми детьми, которые росли в атмосфере нежности и доверия.

В результате у многих подростков возникают чувство собст-венной никчёмности, самоуничижения, а также низкая самооцен-ка. Это, естественно, приводит к депрессии. Современных подро-стков многие описывают как «апатичное поколение». Почему? Потому что у них чаще всего отрицательное самовосприятие и чувствуют они себя непонятыми, никому не нужными с самого раннего детства.

Многие взрослые понимают, что как бы хорошо (с их точки зрения!) они ни выполняли свои обязанности родителей, учите-лей, их усилия практически не оказывают никакого влияния на де-тей. Но на самом деле правда как раз в обратном. Психологи под-тверждают, что дом, полный любви, тёплый и дружеский Домаш-ний Очаг, побеждает без всяких усилий практически в любом случае.

Подросток может быть сильнее, сообразительнее и даже ум-нее своих родителей или может превосходить их в других отно-шениях, например, прекрасно разбираться в технике или быть специалистом по компьютерам (каждое следующее поколение развивается всё быстрее). Но эмоционально он -- всё ещё ребё-нок. У него по-прежнему сильна потребность, чтобы родители лю-били его и принимали таким, какой он есть. До тех пор, пока под-росток не почувствует бесценную поддержку безусловной любви и принятия его как личности со стороны родителей, он не станет таким хорошим, как только может, и не будет стараться изо всех сил вести себя как следует. А без этого он не сможет достигнуть своего наивысшего потенциала как личность.

Большинство родителей испытывают глубокое чувство любви к своим подросткам и предполагают, что способны передать эту любовь своим детям. Но на самом деле они заблуждаются. Чаще всего родители просто не умеют передать и выразить свою искреннюю любовь к подросткам, потому что не знают, как это сде-лать. Каковы принципы удовлетворения эмоциональных потребно-стей подростков? Это контакт «глаза в глаза», физический контакт, пристальное внимание, активное слушание. И только потом уже -- дисциплина. Но чтобы научиться этим простым правилам общения с детьми, нужно потратить массу сил, энергии и времени.

Многие проблемы, связанные с подростковым возрастом, можно решить, если снять напряжение и скорректировать отноше-ния родителей и детей, учителей и детей. Однако некоторые про-блемы этого периода связаны с неврологическими заболеваниями или физиологической депрессией. Диагностирование, лечение бо-лезней и преодоление депрессивных состояний поможет лучше корректировать отношения родителей, учителей и подростков.

Страницы: 1, 2, 3