бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Помощь жертвам влияния нетрадиционных религиозных культов бесплатно рефераты

Помощь жертвам влияния нетрадиционных религиозных культов

Министерство Образования Российской Федерации

Московский Государственный Открытый Педагогический Университет им. М.А. Шолохова

Факультет психологии

Дипломная работа

Помощь жертвам влияния нетрадиционных религиозных культов

Выполнила:

Михайлова А.А.

факультет психологии

5 года обучения

Научный руководитель:

Кандидат психологических наук
Елизаров А.Н.

Москва

2002

Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение;

ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я;

и это время близко. Не ходите вслед их".

(Лук. 21:8)

Введение

В настоящее время существуют программы помощи лицам, пострадавшим от манипулятивного воздействия со стороны нетрадиционных религиозных культовых организаций, однако в них не учитываются индивидуально-психологические различия между людьми, которые нуждаются в помощи. Программы составлены, как будто все люди, попадающие под воздействие деструктивных культовых организаций одинаковы. Актуальной является проблема оказания помощи с учетом индивидуально-психологических различий консультируемых.

Цель исследования заключалась в разработке и апробации программы помощи лицам, пострадавшим от манипулятивного воздействия со стороны нетрадиционных культовых организаций, с учетом индивидуально- психологических особенностей консультируемых.

Объект исследования: В диагностическом исследовании участвовало 50 человек, возраст 14-18 лет, участники нетрадиционной религиозной организации "Свидетели Иеговы". В дальнейшем консультировании о выходе участвовало 10 человек из той же организации, обратившиеся за помощью с целью получения профессионального содействия в восстановлении социальной идентичности, помощи в уходе из культа.

Предмет исследования: Консультирование с учетом индивидуально-психологических особенностей личности.

Задачи исследования:

1. Выявить основные механизмы, отвечающие за эффективность манипулирования психикой.

2. Выявить личностные и семейные особенности, предрасполагающие к вовлечению людей в культовые организации.

3. Выявить психотипологические особенности жертв тоталитарных сект и особенности их поведения.

4. Выявить психологические условия, которые позволят

организовать эффективный процесс психокоррекционной работы с жертвами влияния проводников тоталитарной идеологии.

5.C учетом полученных данных выстроить модель

психокоррекционного взаимодействия для лиц, собирающихся покинуть культ с учетом их индивидуальных психологических особенностей.

6.Разработать основы профилактической и просветительской работы с учетом полученных данных.

Основные результаты исследования: Мы разработали программы консультирование о выходе из нетрадиционного религиозного культа, учитывая индивидуально-психологические особенности трех типов личности: паранояльную, шизоидную и эпилептоидную. По разработанным нами программам мы работали с 10 членами секты «Свидетели Иеговы». Из них после консультирования данную организацию покинуло 6 человек, 2 человек вернулись на прежнюю работу, 1 человек поступил в колледж, 1 человек стал посещать православную церковь. Среди остальных членов секты никаких изменений в их жизни не произошло. Успешность проведенного нами консультирования о выходе подсчитывалось при помощи х2 - критерия. Также нами проводилась просветительская работа по просьбе людей, чьи родственники уже вовлечены в религиозные нетрадиционные организации на протяжении нескольких лет или только собираются стать членами данных организаций. Были затронуты следующие темы: культовые фобии, методы контроля сознания, пути общения с близкими, находящиеся в деструктивном культе, религиозные группы, описание интересующих групп, их доктрина.

Глава 1. Интенсивное манипулирования психикой людей в деструктивных культовых группах как проблема современной консультативной психологии.

На данный момент существует большое количество нетрадиционных религиозных организаций в нашей стране, которые наиболее успешно рекламируют себя, эксплуатируя свойства психики человека, распространяя при этом псевдорелигиозные и оккультные учения. После развала СССР, произошла ломка жизненных стереотипов, невостребованность личности, отсутствие других возможностей самореализации, отсутствие работы, разрушение института семьи (нарушение нормального семейного микроклимата). Все это предрасполагает личность к поискам психологического комфорта в системе нетрадиционных религий. Батаев, 1995, с.39. Спасительным островком выступают как раз различные религиозные движения, в которых царит особая атмосфера взаимной любви и доверия. Как правило, все новые культовые образования первоначально декларируют общечеловеческие позитивные ценности, в чем и состоит их главная привлекательность. Кривельская, 1999, с.50. Они известны многочисленными судебными процессами в связи с нанесением психического и физического ущерба адептам. Кривельская,1999,с.37. Тоталитарные культовые организации претендуют на роль заменителей традиционных религий, в связи с чем они предлагают свою псевдоэзотерическую концепцию всего происходящего в мире и претендуют на право определять истинность того или иного события. Полищук,2000, с.5. Каждая такая группа имеет свою символику, свою ритуалистику, свой свод нравственных правил, свою систему наказаний и поощрений.Лисовский, 1994,с.25-26.

В целях вовлечения в свою деятельность они используют различные каналы средств массовой информации для рекламы своей “истины в последней инстанции”. По словам новообращенных там складываются настоящие дружеские, семейные отношения, там завершается поиск истины для каждого человека. Уход в систему этих сект от реальных проблем современной жизни можно рассматривать как один из вариантов психологической защиты. Балагушкин,1985, с.286.

1.1. Деформирование личности, попавшей

в тоталитарный культ.

После привлечения новичка к общению с группой адептов он оказывается в особой атмосфере группового психологического давления. Главной составной частью последнего является “бомбежка любовью” (“love-bombing”), которая отбивает охоту к сомнениям и усиливает потребность в принадлежности “к новой семье”. Майерс, 1999, с.344.

Для создания чувства духовной общности используются игры, подобные детским, пение, объятия, прикосновения и лесть. В результате этого сверхназойливого навязывания любви у вербуемого в культ потенциального адепта возникает ощущение, что все ждали именно его, что он - это нечто особенное, и общаться с ним адептам культа очень и очень приятно. Даже самый недоброжелательный человек, обогретый этим общим, но в высшей степени деликатным вниманием, поневоле оказывается хотя бы отчасти заинтересованным и пока еще, как ему кажется, свободным участником совместной духотворческой деятельности. Прокопишин, Интернет-ресурс.

Поначалу от него ничего не требуют, не задают никаких вопросов, стараются вообще ничем не тревожить; всеми силами дают понять, что он здесь не только по собственной свободной воле, но к тому же еще и получает нечто такое, чего не получит больше нигде и ни от кого. Имеется в виду, естественно, счастье познания Бога. Буянов, 2000,с.18. Новичок не выпускается из-под опеки ни на минуту. Например, рекомендованная специальными наставлениями мунитов процедура называется "сандвич" и требует, чтобы новичок постоянно находится в окружении двух приставленных к нему опытных адептов, обязанных со всем рвением "сотрудничать" с ним и вовлекать его. Гондоу,1995, с.56.

Методика этой обработки стара как мир. Ее ведущий принцип заключается в обретении полной душевно-духовной власти над человеком, посредством усыпления самостоятельности его мышления и таким образом притупления его духовной зоркости. Буянов,1999, с.19. Далее в сознание новичка активно внедряется идея абсолютной истинности учения секты, которая ему доверяется в силу “особой любви” к нему. Под видом хранителя тайны этой истины у него культивируется чувство своей исключительности и внутригрупповой взаимозависимости. Одновременно формируются отрицательное отношение ко всем другим общепринятым социальным, культурным и религиозным представлениям и установка на изоляцию себя от жизни общества. Идет форсированное противопоставление новой жизни старой, культовой общины - своей семье, вплоть до отказа от прежнего имени и принятия нового. В это время уже можно наблюдать возникновение подсознательных форм коллективного реагирования и поведения.Хассен, 2001, с.99. Для закрепления в сознании новичка “доверенной” ему “абсолютной истины” вербовщики стремятся взять под контроль его время, особенно время размышления, пытаются добиться, чтобы он потерял желание сверять информацию, предоставляемую группой, с реальностью. Одновременно они добиваются появления у новичка ощущения беспомощности и, создавая видимость поддержки, навязывают ему образцы нового поведения, демонстрирующие “истинную” нормативность, которую хочет выработать руководство (лидеры) неокульта. Мартин, 1994, с.112. С этой же целью широко используется манипулирование путем вознаграждений, наказаний и практических действий, выражение отношения (одобрительного или осуждающего) “группового мнения”. Чтобы подавить прежнее социальное поведение новичка нередко используется соответствующая информация о жизненном опыте культиста, полученная в состояниях измененного сознания или при специальных исповедях, - “одитингах”. Новичок оказывается в жестко контролируемой системе, в которой тех, кто отступает от внутригрупповой нормативности, заставляют чувствовать себя так, словно у них имеются врожденные отклонения от нормы, и держит новичка в состоянии неведения и неспособности отдавать себе отчет в происходящем.

Основная функция тоталитарной секты на первых этапах обработки члена группы состоит в том, что она удовлетворяет потребность человека в самоутверждении.Берестов,1996, с.26. Это происходит за счёт того, что секта выполняет два основных условия:

а) секта даёт человеку определённую сферу деятельности, позволяющей человеку реализовать себя;

б) секта характеризуется наличием положительной обратной связи, то есть отчётливым проявлением общественного признания, выраженного окружающими членами секты. Волков, 1996, с.76-82.

Например, адепты секты "Свидетели Иеговы" бросают учебу в ВУЗе, техникуме или работу по специальности, чтобы работать не более 2-3 часов в сутки для обеспечения минимума жизненного существования, а остальное время служить Иегове. Самыми престижными работами у Свидетелей Иеговы считаются работы дворниками, уборщицами, ночными дежурными. Макдуэлл, Стюарт, 1993, с.25. Они становятся "абсолютно нейтральны к окружающей жизни. Все запреты постепенно внедряются в сознание на фоне доброжелательной обстановки на Собраниях, совместного чтения молитв и пения хором песен из специальных сборников. Макдуэлл, Стюарт, 1993, с.42. Забывают о своей прежней жизни, о тех, кого любили, о целях и стремлениях на работе или в учебе, даже о том, что просто хотели узнать мир. Они полностью растворяются в секте.Казаков,1995,с.46. Следствием этого (новое имя, новый язык, новая “семья”) является факт радикального изменения личностных ориентации и поведения завербованных в неокульты с изменением всего модуса прежней жизни и с появлением признаков явного психологического изменения, которые у некоторых адептов уже в самом начале могут свидетельствовать о психической патологии.

Личное имя-символ социальной индивидуальности, той позиции, которую человек занимает в социальной жизни. При лишении имени человек выводится из нормального взаимодействия. Юнг считал, что присвоение нового имени в обряде инициации помогает забыть прежние социальные роли, ускорить процесс изменения поведения. Появляется новая личность, с новыми качествами и взглядами на прошлую жизнь.

Важным условием успеха вовлечения в тоталитарные культы является все большая потеря личностью своей индивидуальности, собственной инициативы, способности к волеизъявлению своего "Я". У завербованного постепенно формируются страх и чувство вины. Они вызываются извлечением признаний (исповедей) под предлогом создания атмосферы единства и близости. Стремясь сделать доверие к секте максимальным, от вновь пришедшего требуют исповеди. Исповедь является переломным моментом жизни человека в секте, она, своего рода "кредит доверия" - высшая его степень. Отказавшись от исповеди, член секты рискует навсегда потерять для себя значимую группу. Находясь под этим давлением, человек вынужден полностью раскрыться и поведать организации всю самую интимную (негативную) информацию о себе. Данные сведения используются для формирования зависимости, потому что в секте нет правила неразглашения исповеди. Целикова,1996,с.71-75.

Таким образом, под предлогом исповеди нередко получают информацию, которая в дальнейшем делает человека незащищённым перед лицом группы, то есть, создаёт управляемую эмоциональную уязвимость за счёт чувства страха и вины. Кондратьев, 1999, с.21.

Выявленные личностные проблемы, негативные факты прошлого, страхи и секреты дают представление об эмоциональной уязвимости адепта и посредством явных и завуалированных угроз, также как и чередованием наказаний и наград, позволяют более успешно им манипулировать.

Нередко при психологической обработке акцент ставится на развитии страха за свою жизнь при попытке высказать какое-либо сомнение в истинности учения, не говоря уже о попытке выйти из секты. Кондратьев,1999,с.26.

В культе человек перенимает образцы поведения окружающих и становится также доверчив, мягок, уступчив. Сменить данный стиль поведения на жёсткое отстаивание интересов своей личности в принципиальных вопросах очень сложно и не обойдётся без внутренней травмы и чувства вины, чего человек будет стараться избегать. Считая себя любимым, дорогим, ценным, завоевавшим доверие окружающих, человек будет бояться его потерять и уже с первых дней нахождения в группе, потенциально готов идти на уступки, жертвуя своими ценностями. Та глобальная значимость, которую приобретает тоталитарная секта для человека, объясняется тем, что она становится для своих членов новой референтной группой. Зимбардо, Андерсен, 2000, с.8-34.

Так как человек чаще всего идёт в секту, чтобы решить свои экзистенциальные проблемы, секта быстро снимает ощущение социальной изоляции, страха, бессмысленности жизни и одиночества и вытесняет их ощущением собственной значимости человека, его религиозной избранности и привилегированности по отношению к другим членам социума. Специальные усилия в секте направляются на снижение переживаний по поводу неопределённого, пугающего будущего. Субъективный страх и связанная с ним тревожность снижаются, поскольку секта предлагает упрощённую систему понимания мира. Приняв данную систему как истинную по причине фундаментального доверия человека к секте, он будет подстраиваться под неё. Бойл,1996,с.24.

Укрепление глубинных связей с сектой также достигается благодаря культу лидера, при этом, если член группы находится в подростковом или юношеском возрасте, его гиперсексуальность, ненаправленная в социально-активные формы, сублимируется и обнаруживается как любовь и преданность к лидеру. Постоянное усиление чувств почитания и любви разворачивается на фоне напряжённости естественной потребности в любви, вследствие отрыва от семьи и социальной изоляции. Значимость лидера группы и самой организации растёт прямо пропорционально средствам и тем силам, которые человек вложил в неё. А так как секта требует всё большей отдачи себя организации, человек попадает в замкнутый круг постоянного самопожертвования, которое с каждым разом разрушает его личность всё сильнее. Бассин,1969,с.118-126.

Цель культа - контроль сознания, который подразумевает власть не только над принятием решений членами культа, но и над мыслями и чувствами членов культа, над их личностью.

Контроль над сознанием

Контроль над сознанием адептов устанавливается по следующим стадиям:

Разтормаживание (психологическое растормаживание, доведение до состояния психологической аморфности и хаотического состояния сознания):

дезориентация;

сенсорная депривация и/или сенсорная перегрузка (существенная недогрузка или перегрузка тех или иных органов чувств);

физиологическая манипуляция (лишение сна, лишение возможности побыть одному, изменение диеты);

гипноз (в качестве средств используются визуализации, притчи и метафоры, двусмысленности, медитации, монотонное произнесение молитв, пение);

новообращенные принуждаются поставить под вопрос свою идентичность ("потерять себя прежних").

Изменение:

создание и навязывание новой идентичности, проделанное шаг за шагом (формально - в ходе индоктринальных занятий; неформально - другими адептами, аудио- и видеозаписями, книгами и т.п.);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5